В сельском хозяйстве России личные подсобные хозяйства по-прежнему остаются одной из наиболее важных форм производства и выступают в качестве поставщиков продуктов питания для сельских жителей, но не являются достаточно активными субъектами продовольственного рынка. При этом деятельность личных подсобных хозяйств зачастую не имеет общей координации в масштабах отдельных регионов, муниципалитетов и сельских поселений, что тормозит их долгосрочное развитие. В этой связи, исследования направлены на совершенствование взаимоотношений хозяйств населения с другими участниками агропродовольственного рынка, создание соответствующей инфраструктуры производства и реализации продукции, определяют актуальность выбранной темы.
Новый этап развития рыночных отношений требует инновационного и конкурентоспособного развития всех видов производств аграрной продукции. Существенную роль в достижении данной цели играет организация тесного сотрудничества всех участников агропродовольственного рынка, в т.ч. и личных подсобных хозяйств.
Личные подсобные хозяйства – одна из основных форм экономической активности сельского населения, выражающая отношения между экономическими агентами по поводу производства сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и выступающая как средство решения задач по обеспечению продовольственной безопасности страны и развития сельских территорий.
В число основных факторов, влияющих на эффективность развития личных подсобных хозяйств, входит сложность сбыта произведенной продукции хозяйствами населения, которая ограничивается удаленностью от рынков сбыта, недостатком информации о рынках и ценах на сельскохозяйственную продукцию и слабой развитостью рыночной инфраструктуры, что приводит к неоправданно высоким издержкам в данном секторе
Развитие отношений хозяйств населения с другими субъектами продовольственного рынка является важнейшим фактором повышения эффективности личных хозяйств. В качестве решения данной проблемы, предложена концептуальная схема развития взаимоотношений хозяйств населения на агропродовольственном рынке, представленная на (рис. 1.).
Рис. 1. Концептуальная схема развития взаимоотношений хозяйств на аграрном рынке
В сложившихся условиях отношения личных подсобных хозяйств с институтами инфраструктуры, научными учреждениями, государственными и муниципальными органами власти можно рассматривать в рамках кластерного подхода. Совместная работа перечисленных выше структур, как единого социально-экономического организма, может дать новый импульс их эффективному развитию. Взаимоотношения хозяйств населения с сельскохозяйственной организацией открывает возможности для эффективного управления производственными, финансовыми, логистическими процессами, создает основу конкурентоспособности на агропродовольственном рынке.
Основной сдерживающий организационный аспект развития агропродовольственного рынка – проблема взаимоотношений. В настоящее время отсутствует единый координирующий орган, который бы инициировал и организовывал процесс взаимодействия между всеми его участниками, был центром информационных ресурсов по проектам, программам и направлениям функционирования, поддерживал эффективный поток коммуникаций органов власти с субъектами отношений. Более того, имеющаяся нормативная база не в полной мере отвечает современным требованиям – законодательством не предусмотрено создание единой комплексной системы государственного регулирования регионального развития, охватывающей всю вертикаль власти, в связи с этим просто необходимы организационно-правовые меры общенационального масштаба. Однако отсутствие подобных мер не должно тормозить процесс развития агропродовольственного рынка. Решение существующих проблем существует в развитии взаимоотношений личных подсобных хозяйств населения с участниками рынка в рамках кластерной политики.
Выделение кластеров предполагает создание новых отраслевых и межотраслевых объединений при условии осуществления активной государственной поддержки. Объединение усилий хозяйств населений с субъектами агропродовольственного рынка позволит реализовать имеющийся потенциал и осуществить интеграцию в рынок. При этом совместные инициативы субъектов более сильны из-за наличия критической массы заинтересованных сторон, использования ресурсосберегающих технологий, координации и согласованности усилий.
Основные направления развития личных подсобных хозяйств в рамках кластера:
создание условий для устойчивого экономического развития АПК, в том числе укрепление личных подсобных хозяйств;
обновление материально-технической базы товаропроизводителей;
осуществление мер поддержки, направленных на увеличение объемов производства продукции и повышение ее качества;
активизация участия финансовых и кредитных организаций в инвестиционных процессах;
развитие торговых и посреднических организаций, институтов рынка ресурсов, рационализация материальных потоков и т.д.
На основе изучения и анализа зарубежного опыта можно сделать вывод о том, что в региональных масштабах известны кластеры трех типов: 1) высокотехнологичные; 2) ориентированные на производственную деятельность; 3) ориентированные на сквозные технологии.
Кластерная инициатива должна осуществляться на уровне отдельных поселений посредством формирования продовольственных микрокластеров. Продовольственный микрокластер мы определяем как целостную систему пространственно сконцентрированных на территории поселения субъектов, включающую в себя хозяйства населения и сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, связанные с ними органы местного самоуправления, элементы инфраструктуры, которые взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом с целью производства и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности, усиливая конкурентные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.
Основная функция продовольственного микрокластера носит комплексный характер и включает в себя организационные и инновационные компоненты. Развитие кластерных форм кооперации хозяйств населения и их партнеров снижает транзакционные издержки, обеспечивает эффект за счет плодотворного взаимоотношения участников и инновационного характера используемых технологий и методов организации.
Продовольственный микрокластер Омской области как организационно-правовая структура, в рамках существующего в России законодательства, может быть создан в форме некоммерческого партнёрства, целью которого станет координация деятельности членов микрокластера – субъектов, сотрудничающих в рамках микрокластера; получения эффекта за счет снижения транзакционных издержек.
На рис. 2 приводится схема продовольственного микрокластера с участием личных подсобных хозяйств населения.
Рис. 2. Личные подсобные хозяйства в составе продовольственного микрокластера
Разработанная модель продовольственного микрокластера включает в себя следующие секторы: ключевой, дополнительного производства, обработки и продвижения сельскохозяйственной продукции, что позволяет выстроить эффективную цепочку ее создания, ориентированную на конечного потребителя.
Основные задачи органов государственной власти и местного самоуправления в системе продовольственного микрокластера:
организация постоянного взаимодействия с хозяйствами населения, сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, учреждениями инфраструктуры с целью выявления и анализа проблем эффективности их развития;
организация работы с НИИ, высшими и средними специальными образовательными учреждениями;
организация контроля над исполнением решений Координационного совета;
предоставление консультаций участникам микрокластера по технологическим, экономическим, организационным, юридическим и иным вопросам.
осуществление иной деятельности, связанной с обеспечением эффективного развития участников микрокластера.
Деятельность регионального микрокластера по развитию хозяйств населения в АПК региона координирует совет – паритетный орган власти. Координационный совет принимает на себя функции управления микрокластером без права вмешательства в оперативную деятельность, но с элементами управления в области экономики и финансов, что позволяет ему активно влиять на ход реализации инвестиционных проектов, вносить при необходимости соответствующие изменения, поскольку вокруг него строится вся система кластеризации.
Развитие взаимоотношений хозяйств населения с другими субъектами продовольственного рынка является важнейшим фактором повышения их эффективности. Оно возможно на основе продовольственной кластеризации хозяйств населения на уровне сельского поселения и развития их взаимоотношений с сельхозорганизацией при осуществлении основных производственных и реализационных процессов. Применение данных подходов позволит повысить конкурентоспособность хозяйств населения на агропродовольственном рынке и их экономическое развитие.
Развитие личных подсобных хозяйств может осуществляться посредством формирования продовольственных микрокластеров на уровне отдельных поселений. Для обеспечения его жизнедеятельности выделены государственный, финансовый, научный, кадровый и обслуживающий блоки, определяющие содержание и объемы взаимоотношений участников микрокластера.