"МОДЕЛЬ ЭТНОШКОЛЫ В АСПЕКТЕ НАРОДНОЙ ДОХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ" - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

"МОДЕЛЬ ЭТНОШКОЛЫ В АСПЕКТЕ НАРОДНОЙ ДОХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ"

Дугушева З.С. 1, Лиманская Е.И. 2
1Кубанский государственный университет,ФППК.
2Кубанский государственный университет,ФППК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема нашего исследования: «МОДЕЛЬ ЭТНОШКОЛЫ В АСПЕКТЕ НАРОДНОЙ ДОХРИСТИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Целью нашего исследования стало выявление особенностей воспитания учащихся и разработка модели этношколы в аспекте народной дохристианской педагогики.

Гипотеза исследования: если будут выявлены особенности воспитания учащихся в аспекте народной дохристианской педагогики и разработаны структура, целевое назначение, оригинальные формы обучения и содержательные особенности этношколы, а также её имиджевое оформление, то это будет способствовать созданию модели этношколы как инновации в начальном образовании, основанной на возрождении народных традиций в педагогике.

Миссией (целью) этношколы является развитие личности ребёнка на основе возрождения народных традиций, воспитание человека с базовым, этнохудожественным, трудовым и нравственно-духовным образованием.

Имиджевое оформление включает: эмблему школы и оформление классов.

В центре эмблемы изображено солнце, как символ тепла, добра, жизни.

Лучи солнца отделяют 4 важнейших сферы жизни людей дохристианского времени:

Зелёный символизирует природу, растительный и животный мир.

Жёлтый – получение знаний, ученичество.

Красный – семья, род, традиции.

Синий – поклонение различным богам, вера в духовные силы.

Классы оформлены картинами и плакатами бытовых сцен из жизни древних славян, нарисованных детьми; плакатами с праздниками древних славян по временам года; календарем дней рождения учащихся в соответствии со временами года на оформленном под старину ватмане.

Кабинеты украшены вышитыми девочками рушниками и полотенцами, атрибутами религии древних славян, сделанные руками детей, игрушками, сшитыми детьми по образу и подобию игрушек древних славян, имеется «красный угол» (выставка достижений учащихся).

Также в этноклассе имеется «зелёный уголок», он может быть представлен в виде живых цветов, либо собственного огорода учащихся. Такое оформление способствует улучшению эмоционального состояния учеников и активизации учебного процесса. Наличие беседок, рядом со школой, также играют немаловажную роль, это дает возможность проводить совместные занятия на свежем воздухе.

В этношколе в соответствии с терминологией древних славян учителя, обучающие предметным знаниям, умениям, навыкам, называются  Мастера (например «Мастер грамоты»), а учителя, обучающие ремёслам и культовым знаниям – Чародеи.

В этношколе наряду с общеобразовательными предметами реализуются общие тематические уроки для всех этноклассов (оригинальные формы обучения).

Урок «Основы старославянского языка».

Урок «Истоки славянской письменной традиции».

Урок «Устное народное творчество древних славян».

Урок «Славянская мифология».

Урок «Народные языческие праздники древних славян».

Урок «Народные игры древних славян».

Также в процесс обучения включены народные праздники, это способствует расширению знаний о культуре народа древних славян. Такие праздники как:

«Коляда»;

«Громницы»;

«Масленица»;

«Иван Купала»;

«Праздник урожая»;

«Праздники времен года».

Народные игры, также являются важным элементом обучения. Перечислим некоторые игры: «Перетягивание каната», «Веревочка», «Малечина – калечина», «Моргалочки», «Кошка и мышка».

Структурно модель этношколы состоит из этноклассов, имеющих оригинальное название, отражающее специфику каждого класса.

  •  
    • Этнокласс «Чадо»

    • Этнокласс «Сварожки»

    • Этнокласс «Берегини»

    • Этнокласс «Русская краса»

    • Этнокласс «Богатыри и сударушки»

    • Этнокласс «Баженушки»

    • Этнокласс «Родная сторонушка»

Модель этношколы разработана для ступени начального образования.

Семь тематических этноклассов предполагаются для каждой параллели начальной школы.

Содержание обучения в каждом тематическом этноклассе имеет свою особенность  «изюминку».

  • Чадо»

Уроки ученичества.

  • «Сварожки»

Уроки магии и божественных сил.

  • «Берегини»

Урок «Обереги древних славян».

  • «Русская краса»

Урок «Народные головные уборы и прически».

  • «Богатыри и сударушки»

Гендерное обучение.

  • «Баженушки»

Урок наследственного ученичества.

  • «Родная сторонушка»

Урок народных промыслов.

Этнокласс «Чадо»

Особенностью этого этнокласса является урок трудового ученичества, уроки разделены для мальчиков и для девочек (гендерные уроки).

Мальчики изучают основы столярных работ, получают навыки охоты, рыболовства, изготовляют орудия труда, обучаются технологиям строительства, овладевают умениями земледелия.

Девочки собирают ягоды, грибы, съедобные коренья.

Изучают кулинарное дело, традиционная славянская кухня  обучаются выпечке хлеба, приготовлению рыбы, каши, мясных блюд.

По окончании курса обучения дети проходят особый обряд  «Посвящение во взрослые – инициация»  демонстрация практических умений при прохождении различных испытаний.

Этнокласс «Сварожки»

«Изюминкой класса» являются такие уроки как:

Уроки магии и божественных сил: пиктографическое (рисуночное) письмо, народные заговоры, заклинания, приметы.

Знакомство с языческими божествами: великий Сварог  бог Вселенной. Его сыновья  Сварожичи (значение названия класса). Бог солнца  Даждьбог. Бог ветра  Стрибог и т.д.

Также в обучение входит: изучение и описание богов, духов.

Изготовление тотемов (глиняные и деревянные фигурки).

Бытовые языческие обряды: коляды, Масленица, день Ивана Купалы, день рождения, свадьбы, праздники года.

Этнокласс «Берегини»

Главный уклон класса  взаимодействие учеников с природой. Проведение таких уроков как:

Урок «Обереги древних славян»: выяснение значения названия класса  добрые духи, охранявшие человека  берегини. От них получили свое название древнеславянские амулеты  обереги.

Знакомство с видами и функциями оберегов (подкова над дверью, веники, расшитые обереговыми знаками полотенца и т.д.), амулетов, талисманов, изготовление куклы-оберега (закрутки).

Кружок «Народная аптека»: углубление и расширение знаний обучающихся о ценности лекарственных трав, выращивание и собирание лекарственных растений, приготовление отваров с травами, с маслом, уксусом, знакомство с целебными свойствами мёда, ромашки, подорожника, капусты, льна, горчицы, орешника, фитотерапия (лечение травами), ознакомление с деятельностью знахарей и ведунов.

Этнокласс«Русская Краса»

Особенность данного класса:

Урок «Народные головные уборы и прически»:

изучение основных видов славянских головных уборов, причесок;

плетение венков;

изготовление традиционных головных уборов;

плетение косы (цикл тематических занятий  «Коса  девичья краса», «Магия косы»  считалось, что заплетенные в косу волосы служат для накопления жизненной и магической силы, необходимой для здоровья и духовного развития, а все жизненные невзгоды «уходят» по косе в землю).

Плетение обрядовых венков. Изготовление повязочек, тесёмочек, венцов и расшивание их узорами.

Этнокласс «Богатыри и сударушки»

В основе класса лежит гендерное обучение – класс мальчиков и класс девочек.

Цель обучения в классе «Богатыри и сударушки»: формирование образа женской и мужской красоты; мужества и женственности как личностных качеств.

Класс мальчиков:

Урок «Патриотические традиции»:

В процесс обучения включены: былины, сказки, героические народные песни как средства воспитания патриотизма.

Использование в обучении народных подвижных игр (список прилагается) для формирования ловкости, смелости, меткости, находчивости.

Обучение ратному (военному) делу – стрельба из лука, бросание дротиков, верховая езда, владение оружием (сборка и разборка, стрельба в тире).

Класс девочек:

Урок народного костюма:

обучение шитью древнеславянской одежды, изучение традиционной одежды древних славян, расшивание одежды узорами, изучение символического смысла старинной вышивки, выполнение аппликаций по изготовлению эскизов одежды.

Урок хороводных народных танцев – вождение хороводов, изучение хороводных песен.

Этнокласс «Баженушки»

Особенность обучения в данном классе – тесное взаимодействие семьи и школы. Проведение таких уроков как:

Урок наследственного ученичества: передача опыта от старшего поколения младшему, приглашение старшего поколения на уроки, на тематические собрания.

Привлечение родителей учащихся, бабушек и дедушек к совместной творческой деятельности, к проведению тематических уроков (уроки материнства, домоводства, кулинарии, уроки самообороны, столярное дело), а также их активное участие в процессе обучения всем общеобразовательным дисциплинам.

(Правило класса – (суть духовного воспитания древних славян)  старшие учат младших, идея подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты).

Этнокласс «Родная сторонушка»

«Изюминкой класса» является зонирование пространства класса – создание уголков народных промыслов.

Уголок для занятий поделками из ткани: народные тряпичные куклы, элементы одежды, накидки, рушники, циновки, половики.

Уголок гончарного дела: кухонная утварь  деревянная и глиняная посуда, глиняные игрушки.

Уголок работы с деревом: лозоплетение – изготовление корзин, плетёной мебели.

Красный угол (по аналогии с красным (праздничным) углом в избе) – уголок достижений учащихся

Итак, представим полученную модель этношколы.

МОДЕЛЬ ЭТНОШКОЛЫ В АСПЕКТЕ НАРОДНОЙ ДОХРИСТИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Миссия (цель) этношколы: развитие личности ребёнка на основе возрождения народных традиций, воспитание человека с базовым, этнохудожественным, трудовым и нравственно-духовным образованием

Имиджевое оформление: эмблема школы  в центре солнце, как символ тепла, добра, жизни. Лучи солнца отделяют 4 важнейших сферы жизни людей дохристианского времени: зелёный символизирует природу, растительный и животный мир; жёлтый – получение знаний, ученичество; красный – семья, род, традиции; синий – поклонение различным богам, вера в духовные силы

Оформление классов: картины и плакаты бытовых сцен из жизни древних славян, нарисованных детьми; плакат с праздниками древних славян по временам года; календарь дней рождения учащихся в соответствии с временами года на оформленном под старину ватмане; вышитые девочками рушники, полотенца; атрибуты религии древних славян, сделанные руками детей; игрушки, сшитые детьми по образу и подобию игрушек древних славян; поделки из дерева, выполненные мальчиками; «красный угол» (выставка достижений учащихся); зеленый уголок  зеленая аптека, зеленый огород; рядом со школой располагаются беседки с круглыми столами для проведения совместных занятий на свежем воздухе.

Структура этношколы: этноклассы, имеющие оригинальное название, отражающее специфику каждого класса – «Чадо», «Сварожки», «Баженушки», «Богатыри и сударушки», «Родная сторонушка», «Русская Краса», «Берегини».

Оригинальные формы обучения: общие тематические уроки для всех этноклассов  Урок «Основы старославянского языка». Урок «Истоки славянской письменной традиции». Урок «Устное народное творчество древних славян». Урок «Славянская мифология». Урок «Народные языческие праздники древних славян». Урок «Народные игры древних славян».

Оригинальное содержание обучения: старославянский язык, славянские письменные традиции, устное народное творчество древних славян, славянская мифология, народные языческие праздники древних славян, народные игры древних славян, народные промыслы.

Особенности воспитания учащихся в аспекте народной дохристианской педагогики: почитание старших, наследственное ученичество, формирование образа женской и мужской красоты, трудовое воспитание с малых лет, взаимосвязь с природой, воспитание в соответствии с представлениями о добре и зле.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Просмотров работы: 1439