ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.

Валитова А.С. 1
1РГПУ им. Герцена, факультет экономики.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе речь пойдет об институциональном механизме обеспечения экономической безопасности страны, будет дано научное определение понятия «института», рассмотрена роль государства в обеспечении безопасности страны, а так же определены основные формальные институты, к функциям которых можно отнести обеспечение экономической безопасности государства.

Прежде чем рассматривать институциональный механизм обеспечения экономической безопасности государства необходимо в работе дать определение самого понятия институтов безопасности.

В научной литературе можно прочитать следующие определения «института»:

Институты - это система формальных и неформальных правил, определяющих взаимоотношения людей в обществе.

Институты – «правила игры» в обществе (Д. Норт)

Институты - это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди.

Институты - это результат процессов, происходивших в прошлом.

По способу воздействия на индивида все институты можно разделить на формальные и неформальные. Неформальные институты не накладывают жестких ограничений на действия людей, они лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. В свою очередь в качестве формальных институтов можно рассматривать те правила, нарушение которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание в виде тюремного заключения. В данном исследовании нас будут интересовать именно формальные институты обеспечения экономической безопасности страны.

В научной литературе формальный институт рассматривают как некое продолжение неформального института. Считается, что по мере становления более сложных обществ происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил.

Формальный институт это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и пр. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций.

Таким образом, институциональная структура экономического развития – это совокупность взаимосвязанных институтов (формальных и неформальных отношений), образующих механизм развития системы экономической безопасности.

Совокупность этих правил организована в виде чего?. На самом верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила.

Рассмотрим основные функции, присущие каждому социальному институту. Эти функции были обобщены в рисунке 6.

Рис. 6 Функции социальных институтов.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи.

Перейдем к институциональному механизму обеспечения экономической безопасности страны. Вопрос о роли и месте государства в системе экономической безопасности, формах и методах регулирования этой самой безопасности является достаточно сложным и в научно-популярной литературе обычно сводится к обсуждению аргументов «за» и «против» активной роли государства в организации экономических процессов. Как правило, вне поля зрения исследователей остаются вопросы, связанные с формированием структуры и функций государства, а также с оценкой его роли в организации экономической жизни общества.1

Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют задачи, относящиеся исключительно к прерогативе государства. К числу таких проблем можно отнести обеспечение экономической безопасности страны. Сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем данного уровня. 2

Основной задачей государства является стабильность общества, его самосохранение и развитие, отражение возможных угроз национальной безопасности. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей.3

На сегодняшний день принято выделять три важнейших элемента участия любого государства в процессе экономического развития своей страны.

  1. Приведение функций государства в соответствии с его потенциалом, то есть соизмерение желаний с возможностями. Некоторые государства, располагая ограниченными возможностями, пытаются сделать слишком многое, что приносит больше вреда, чем пользы обществу и экономике. При малых возможностях формы и направления государственного вмешательства необходимо тщательно анализировать соответствующими органами. В этом плане между развитыми и развивающимися странами существует одно отличие: уровень ассигнований, направленных на общегосударственные нужды, в развитых странах составляет почти половину ВВП страны, в развивающихся - всего одну четверть4;

  2. Укрепление потенциала государства путем активизации общественных институтов, то есть разработка эффективных норм и ограничений, сдерживающих произвол властей и борьба с такими распространенными явлениями, как коррупция, экономические правонарушения или терроризм;

  3. Эффективный контроль со стороны государственных органов по обеспечению функционирования хозяйствующих систем в целях полного удовлетворения потребностей общества путем предоставления товаров и услуг с помощью создания правил и институтов.

Экономическую роль государства необходимо рассматривать с точки зрения её результативности. При анализе вмешательства институтов власти в экономику страны в первую очередь обращают внимание на потенциал государства, который определяется способностью эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Также в оценках эффективности значения придается активности институтов государственной власти по созданию условий и предпосылок повышения конкурентоспособности хозяйствующих систем.

Закономерности и тенденции формирования институциональной структуры экономической безопасности выражаются в интеллектуализации производственных факторов, интенсификации информационно-технологических процессов, формировании и усилении взаимозависимости капитала и рынка технологий, усилении социальной ориентации новых знаний.

Для роста производства благоприятна такая институциональная среда, которая стимулирует производственную активность и накопление капитала, подталкивая к обучению, созданию и внедрению инновационного продукта во всех сферах народного хозяйства, и, как следствие, способствует повышению качества. Усиление или ослабление мультипликационного эффекта институциональных структур экономического развития проявляется в активно действующих прямых и обратных, положительных и отрицательных институциональных связях.

В системе факторов экономического развития представители институционального направления рассматривают инвестиции не в основной капитал, а в научные открытия, изобретения, инновации. Ядром институциональной теории стала потребность формирования надежного механизма социального контроля экономики, который способен обеспечить стабильность и управляемость развития. Рост и развитие рыночной системы обеспечиваются действием и эффективным функционированием определенных экономических институтов – принципов осуществления экономической деятельности и учреждений, организаций, способствующих их соблюдению. Институты всегда выступают в форме инструментария обеспечения традиционного положения систем или приводят к их структурным трансформациям.

Институциональная структура экономической системы и ее направление развития зависят от набора институтов, создающих узлы взаимодействия, определяющие ограничения для хозяйствующих субъектов, формирующиеся в рамках определенного порядка координации общественно-экономической деятельности. Институты, образующие национальную институциональную матрицу, неоднородны.

Поскольку институты влияют на функции экономических систем, причем, длительные различия в функционировании этих систем формируются под влиянием работы конкретных институтов, постольку важно точно представлять, что входит в состав данных институтов.

Согласно неоинституциональным представлениям, к таким институтам относят:

- Механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суд, система наказания);

- Формальные нормы (конституция, законы, прецеденты, административные акты);

- Неформальные нормы (традиции, обычая, социальные условности, стереотипы поведения).

Самым главным формальным институтом по обеспечению экономической безопасности России является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Концепция национальной безопасности – это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, экологического и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей государства.5

В данном документе сформированы важнейшие направления и принципы политики государства. Данная стратегия является основной для разработки конкретных программ в определенных областях экономики.

В качестве основных документов до 2009 года, регулирующий механизм обеспечения экономической безопасности государства рассматривались:

  1. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»

  2. Указ Президента Российской Федерации № 608 от 29.04.1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».

  3. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5909)

  4. УКАЗ № 537 от 12.09.2009 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Смена документов, безусловно, является важным шагом в обеспечении экономической безопасности и свидетельствует о наличии проведенных корректировок на высшем уровне, но если более детально изучить Указ можно выявить ряд кардинальных отличий, заключающихся в изменение отдельных формулировок и в появление новых статей, смысл которых не всегда является однозначным.

Итак, в данной работе было дано научное определение понятия «института», рассмотрена роль государства в обеспечении безопасности страны, а так же определены основные формальные институты, к функциям которых можно отнести обеспечение экономической безопасности государства.

1 Гурова Т., Ивантер А. Постоколониальная матрица // Эксперт, 2004 г. № 1(402) – с. 16-21.

2 Губанов С. Промышленная политика и государство// экономист. – 2004. № 7. – с. 3-15.

3 Батчиков С., Кара-Мураза С. Глобализация: взгляд из распахнутой России // Экономические стратегии. – 2002.- №2. С. 10-15.

4 Информационное письмо высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2000 г. № С5-7/43-119 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс: Версия Проф.

5 Концепция национальной безопасности РФ (удтв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. №1300 в редакции указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) // Консльтант Плюс: Версия Проф

Просмотров работы: 6758