ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Камзина М.К. 1, Альберти И.В. 1
1КарГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многоязычие сегодня становится важнейшим фактором современного поликультурного мира. В нашей стране изучаются казахский язык — самый богатый и древний в системе тюркских языков мира; русский — параллельно функционирующий с государственным языком как язык межнационального общения и английский язык — деловой язык организации объединенных наций, язык науки и один из мировых языков.

Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития многоязычия на территории Казахстана.

Идея формирования поликультурной личности всегда имела место в казахской народной педагогике. Многоязычие, как отмечает Э.Д. Сулейменова, является неоспоримой и существенной характеристикой языковой ситуации Казахстана. Оно создается активным участием в нем казахского, русского, английского и других языков. Казахская, русская и английская языковые компетенции являются естественным отражением потребности практического и профессионального владения несколькими языками для получения реальных шансов занять в обществе более престижное социальное и профессиональное положение[1].

Сегодня вопросы поликультурного воспитания в сфере образования актуальны. Это связано со становлением независимого государства Республики Казахстан, этнокультурными особенностями населения и полувековым господством унифицированной системы образования, приведшим к отчуждению людей от истории, языка и культуры своего народа.

Полиязычие – основа формирования поликультурной личности. Полиязычным можно назвать человека, говорящего, понимающего и умеющего в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Изучение иностранного языка еще не говорит о получении образования. О полиязычном образовании можно говорить в тех случаях, когда на изучаемом иностранном языке преподаются еще другие учебные дисциплины, например, литература изучаемого языка, страноведение и т.п.[2]. Доктор педагогических наук, профессор Жетписбаева Б.А. понимает полиязычное образование как целенаправленно организованный процесс формирования полиязыковой личности на основе параллельного овладения тремя и более языками [3].

Развитие поликультурной и всесторонне гармоничной личности является одной из главных целей образования Республики Казахстан. Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.

Полилингвальная личность – это личность поликультурная. Именно поэтому под поликультурной личностью понимается «индивид с развитым лингвистическим сознанием».[4]. Формирование полилингвальной личности – одно из основных направлении развития поликультурного образовательного пространства.

По мнению Президента Н.Назарбаева: «Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство, в котором ведущими являются два потока. Один отражает возрождение казахской культуры и ее составных элементов, языка. Идет объективный процесс восстановления утраченного. Другой поток - русскоязычная культура, основой которой являются исконные традиции русского народа и все то, что они впитали в ходе многовекового развития. Признание самостоятельно существующих культурных потоков не отрицает их взаимодополняемости и взаимообогащаемости, что не означает ассимиляции. Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности» [5].

По мнению В.В.Лезина, становление поликультурного образования в Казахстане имеет характер диалектического развития и связан с историей Российского государства. Школы с полиэтническим составом учащихся стали появляться в Российской империи в конце XIX века. Этому способствовало быстрое развитие капитализма в России, капиталистическое развитие народов, входящих в ее состав. Национально-образовательная политика в Казахстане строилась на гуманной основе, но с ориентацией на русификацию. Этот процесс разворачивался поэтапно. Открытие школ имело прогрессивное значение. Многие российские учителя, долгое время, работая в казахских школах, прониклись глубоким уважением к казахскому народу, стали изучать казахский язык. Приобщая население к русской культуре, учителя бережно относились к национальной культуре казахов. После 1917 года число таких школ резко сократилось, начали появляться национальные школы. Это было связано с Октябрьской революцией, приведшей к распаду Российской империи и повлекшей за собой создание новых независимых государств. В те годы происходило становление и расширение национальной школы.

Новый толчок для роста числа школ с полиэтническим составом учащихся дала Великая Отечественная война. Происходили перемещения больших масс людей различных национальностей из западных районов на юг и восток СССР. Уже к весне 1942 года в тылу было размещено 7417 тысяч эвакуированных, в том числе около 600 тысяч человек в Казахстане. В составе эвакуированных оказались тысячи школьников, обучавшихся в тех школах, которыми располагала республика. Вследствие этого основная масса школ приобрела статус полиэтнических.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Идеи поликультурного воспитания зародились в Америке в середине 1960-х годов и носили название «полиэтнического образования». Однако спустя десятилетие некоторые исследователи стали использовать в своих работах термин «поликультурное образование», который прочно вошел в научный оборот.

Первое определение термина «поликультурное образование» было дано в «Международном словаре по педагогике» в 1977 г. как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Целью поликультурного образования сегодня является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.

Поликультурное образование в Казахстане базируется на идеях этнографов (Ж. Артыкбаев, Ю.В. Бромлей), историков (М. Козыбаев, М. Муканов), социальных философов (Ж.М. Абдильдин, 3.Мукашев, А.Н. Нысанбаев), этнополитологов (И. Кушербаев), этнокультурологов(Ж.К. Каракозова, А. Сейдимбеков), этнопсихологов (Н. Джандильдин. К.Б. Жарыкбаев. Ж.И. Намазбаева, В.К. Шабельников), этнопедагогов и социальных педагогов (Ж. Асанова, К.Б. Болеева, С.К. Калиева, К.Ж. Кожахметова) и др. [6].

Сегодня поликультурность и поликультурное образование обусловливается государственной национально-языковой образовательной политикой. Ее принципы отражены в Конституции Республики Казахстан, законах «О языках в Республике Казахстан» и «Об образовании».

Статья №6 «Закона о языках» гласит: «Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на свободный выбор языка воспитания и обучения». [7].

В статье №8 Закона «Об образовании» подчеркнута важность «воспитания гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций...; приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории обычаев и традиций казахского и других народов республики» [8].

Поликультурное образование – важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем и может способствоватъ повышению этнической идентичности будущего поколения.

Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать, конкурентоспособным, высококачественным. Таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах.

К задачам поликультурного образования относятся:

  • формирование представлений о культуре и культурном многообразии;

  • приобщение к культурным ценностям народов, проживающих в Казахстане, формирование позитивных ценностных ориентаций к казахстанской культуре;

  • формирование позитивного отношения к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов;

  • развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями разных культур;

  • формирование культуры межнационального общения.

Гитихмаева Л.М.пишет, что «поликультурное образование это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, погружение в специфику другой культуры. умение адекватно реагировать на проявления другой культуры и вместе с тем развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир. Условия в современном Казахстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности, целью, которой является повышение уровня своей собственной культуры в целом: культуры общения, культуры речи, культуры умственного труда».

Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.

Критериями отражения принципов поликультурного образования в учебном материале являются:

  • отражение гуманистических идей;

  • характеристика самобытных черт и общих элементов в культурах народов мира и этнических групп Казахстана;

  • раскрытие процесса глобализации, усиления взаимосвязанности стран и народов в современных условиях;

  • выделение многообразных форм взаимодействия и взаимовлияния культур.

Годы развития суверенного Казахстана показывают, что двуязычие и полиязычие в обществе не только не ущемляет права и достоинства казахского языка, но и создаёт все необходимые условия для его развития и прогресса. Но это зависит от глубоко продуманной языковой политики Президента Назарбаева и государства и способности национальной интеллигенции сохранить и развить культуру, историю и язык казахского народа.[2].

По нашему мнению, поликультурное образование активизирует процессы самопознания, саморазвития, способствующие развитию механизмов рефлексии; направляет деятельность преподавателей на выявление субъектами образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); актуализирует поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера; направлено на развитие толерантных качеств личности.

В качестве основополагающей цели обучения иностранным языкам становится формирование поликультурной и полиязыковой личности, обладающей информационными, коммуникативными и интеллектуальными потребностями, способностями и компетенциями, которые позволят ей успешно действовать в условиях межкультурного общения и профессионально-языковой деятельности в роли субъекта иноязычного познания, иноязычного общения и иноязычного творчества.

Полиязычие и полиязычное образование - это веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен. Разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.[9].

Развитие поликультурной личности, которая знает и уважает культуру и традиции другого народа очень важна для нашей республики. Так как будущее Казахстана в руках нашей молодёжи.

Литература:

1.А.А.Сыродеева Поликультурное образование: Учебное - методическое пособие. - М.,2001.

2.Чан Динь Лам “Полиязычное образование – важнейшая стратегия развития Казахстана”.

3.Жетписбаева Б.А. Полиязычное образование: теория и методология: Монография.-Алматы: Білім,2008.

4.Формирование и развитие языковой личности в условиях реформирования системы образования РК № 5 (2007 стр. 23-24).

5.Назарбаев Н.А.Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М., 2000. – С.16-18.

6.Э.Д. Сулейменова Языковые процессы и политика. Алматы: Казахский университет, 2011. – 117с.

7.Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).

8.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК.

9.Государственная программа развития образования РК до 2020 года.

Просмотров работы: 6124