АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СПК «ОЛЬГИНСКОЕ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СПК «ОЛЬГИНСКОЕ»

Петрова Т.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», Институт экономики и финансов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ производства и реализации продукции растениеводства имеет очень большое экономическое значение, что связано, прежде всего, с важностью ее для людей, которые потребляют продукцию растениеводства ежедневно, а также для перерабатывающих ее отраслей.

Растениеводство в СПК «Ольгинское» специализируется на производстве зерна. Основная задача хозяйств, занятых возделыванием полевых культур и полеводством в целом как основной отрасли растениеводства, заключается в выполнении планов производства продукции по каждому ее виду, снижении издержек производства и себестоимости единицы продукции за счет повышения производительности труда и роста урожайности сельскохозяйственных культур.

Объем производства сельскохозяйственной продукции – один из основных показателей, характеризующих деятельность сельскохозяйственного предприятия. От его величины зависит объем реализации продукции, а значит, и степень удовлетворения потребности населения в продуктах питания, а промышленности – сырье. От объема производства продукции зависят также уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели.

На объем производства продукции растениеводства существенное влияние оказывает размер и структура посевных площадей. Рассмотрим и проанализируем размер и структуру посевных площадей в СПК "Ольгинское" (таблица 1).

Таблица 1- Размер и структура посевных площадей за 2010-2012 гг

Наименование культур

Посевная площадь, га

Структура посевных площадей, %

2010г

2011 г

2012г

2010г

2011 г

2012г

Зерновые всего,

в том числе:

12345

14373

14004

100

100

100

яровые зерновые

11995

14043

13904

97,2

97,7

99,3

зернобобовые

350

330

100

2,8

2,3

0,7

Вся посевная площадь

12345

14373

14004

100

100

100

В отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошло уменьшение посевной площади на 369 га и она составила 14004 га. Это произошло в основном за счет сужения посевной площади зерновых культур.

Основную долю в структуре посевной площади хозяйства занимают зерновые – 14004га (100%), в том числе яровые зерновые -13904 га, и зернобобовые – 100 га.

Урожайность сельскохозяйственных культур – основной фактор, который определяет объем производства продукции растениеводства.

Таблица 2 - Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур в СПК «Ольгинское» за 2010-2012гг

Наименование культур

Валовой сбор, ц

Урожайность, ц/га

2010г

2011г

2012г

2010г

2011г

2012г

Зерновые и зернобобовые, в том числе:

112072

227119

70161

9,1

15,8

9,8

Яровые зерновые

110418

225910

69806

9,2

16,1

9,8

Зернобобовые

1654

1209

335

4,7

3,7

3,6

Анализ таблицы 2 показывает сокращение в отчетном году валового сбора зерновых и зернобобовых до 70161 ц. Существенно уменьшился валовой сбор яровых зерновых до 69806ц. В 2012 году наблюдается спад урожайности продукции зерновых и зернобобовых.

Объем производства продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур.

Рассмотрим влияние этих факторов на изменение производства валовой продукции за 2011, 2012 года.

Таблица 3- Влияние факторов на изменение производства валовой продукции

Зерновые культуры

Посевная площадь, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор, ц

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

га

%

га

%

Зерновые и зернобобовые,

в том числе:

14373

100

14004

100

15,8

9,8

227119

70161

яровые зерновые

14043

97,7

13904

99,3

16,1

9,8

225910

69806

зернобобовые

330

2,3

100

0,7

3,7

3,6

1209

335

Итого

14373

100

14004

100

х

х

х

х

За счет уменьшения площади посева на 369 га, так же за счет снижения урожайности на 6 ц/га, произошло снижение объема производства продукции растениеводства (валовой сбор) на 89854 ц.

В настоящее время предприятие реализует большую часть продукции другим организациям и на рынках.

Эффективность сбыта продукции на рынке напрямую зависит от качества продукции.

Качество сельскохозяйственной продукции в значительной степени определяется сортовыми особенностями возделываемых культур.

Не следует упускать из виду и систему удобрений. Для каждого вида растений существуют оптимальные дозы внесения минеральных удобрений, обеспечивающие получение максимального урожая высокого качества. Внесение их в более высоких дозах не повышает урожайность и снижает качество продукции, при этом в плодах и овощах снижается содержание растворимых сухих веществ, а в картофеле — крахмала, повышается поражаемость их болезнями.

Управление качеством продукции должно быть системным, то есть включаться в определенную организационную структуру, связанную с маркетингом; это предполагает ее ориентацию на потребителя на всех этапах жизненного цикла продукции. Улучшение качества требует определенных затрат, но они, как правило, окупаются.

Рассчитаем объем производства при увеличении урожайности на 30% за счет внедрения новых удобрений и соблюдения оптимальных доз, вносимых удобрений

(таблица 4).

Таблица 4 – Расчет увеличения урожайности продукции в СПК «Ольгинское»

Показатели

Первоначальное значение

Расчет эффективности

Отклонения

У, ц/га

ВС, ц

У, ц/га

ВС, ц

У, ц/га

ВС, ц

Зерновые и зернобобовые, в том числе:

9,8

70161

12,74

91209

2,94

21048

Яровые зерновые

9,8

69806

12,74

90748

2,94

20942

Зернобобовые

3,6

335

4,68

435,5

1,08

100,5

При расчете увеличения урожайности на 30% и при сохранении исходящих посевных площадей, валовой сбор увеличивается пропорционально увеличению урожайности. СПК «Ольгинское» принимая данный расчет увеличивает свои доходы и снижает расходы.

Для улучшения финансовых результатов данному хозяйству рекомендуется проведение мероприятий по снижению уровня себестоимости продукции растениеводства и увеличению суммы выручки от реализации продукции. Основным каналом реализации продукции является ее продажа другим организациям и на рынках. Главным фактором, определяющим цену продукции, является ее качество. Поэтому хозяйству необходимо провести соответствующие мероприятия по улучшению качества производимой продукции:

- регулярное обновление основных и оборотных средств, повышение квалификации работников

- соблюдение сроков сева, уборки урожая

- использование высоко кондиционных семян

- применение удобрений.

Список использованной литературы:

1. Абрютина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия М.: Дрофа, 2009 – 367 с.

2. Водянникова В.Т. «Экономика сельского хозяйства»: учеб. пособие для вузов/ под ред.– М.: КолосС,2007. – 390с.

3. Волкова Н.А., Столяров О.А., Костерин Е.М. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий / Под ред. Н.А. Волковой. -М.: КолосС, 2005.-240с.: ил. –(Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

4. Григорьев В.В., Федотова М.А., Оценка предприятия. // Москва, Инфра – М, 2007 г.

5. Колесов М., Ушачев И.Г., Оглоблин Е. И др. Эффективность сельскохозяйственного производства // Экономика сельского хозяйства России –2006 -№8- С47

Просмотров работы: 2423