НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ И ИХ НАДЕЖНОСТЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ И ИХ НАДЕЖНОСТЬ

Тимошенко Е.А. 1
1Ростовский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  1. Сущностная характеристика негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющих инвестиции в ценные бумаги.1

В России НПФ появились уже более 20 лет назад. 16 сентября 1992 г. Президент РФ подписал Указ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», который положил начало развитию рынка НПФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ

"О негосударственных пенсионных фондах" : «Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

-деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

-деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

-деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.»2

Осуществляя негосударственное пенсионное страхование, НПФ призван выполнять две функции:

• во-первых, функцию сбережения и накопления средств и

• во-вторых, защитную функцию.

Сбережение и накопление средств происходит по тому же принципу, что и на условиях банковского вклада.

Защита означает, что при наступлении определенного события (потеря трудоспособности, инвалидности, смерти, достижение возраста 80 лет и т.п.) лицо может быть уверено в своем источнике дохода.

Основной целью создания и деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение граждан - участников Фонда в форме выплаты им негосударственных пенсий, страхование по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Для достижения поставленных целей Фонд выполняет следующие функции:

-разрабатывает правила фонда;

-заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

-аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

-ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

-ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

-ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

-информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

-заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

-определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

-формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

-формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

-организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

-заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

-рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

-расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием;

-принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

-ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

-ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

-осуществляет актуарные расчеты;

-производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица;

-принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

-предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

-осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.3

Фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.

Оплата расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений, производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

Эффективность функционирования НПФ, прежде всего, определяется их надежностью.

В экономике «надежность» характеризует устойчивость экономического, финансового субъекта, к политическим потрясениям и ошибкам, просчетам партнеров4.

Таким образом, при выборе подходящего НПФ, которому можно доверить свои пенсионные накопления, нужно учесть следующие моменты:

1. Надежность.

2. Доходность.

3. Масштаб.

4. Востребованность.

5. Доступность и удобство услуг.

Рассмотрим выделенные критерии подробнее:

1.Надежность - это самый важный и емкий показатель, включающий ряд признаков, по которым фонд гарантирован- но выполняет свои финансовые обязательства. Он показывает, насколько НПФ устойчив к внешним изменениям, какова вероятность преодоления им кризисных макроэкономических ситуаций.

Профессиональные специализированные агентства «Эксперт РА» и «Национальное рейтинговое агентство» составляют рейтинги надежности НПФ на основе анализа определенных показателей их работы.

Рейтинговая шкала «Эксперт РА» выделяет 5 классов, высший из которых – класс A. В этом классе фонды могут получить три рейтинга:

  • A++ – исключительно высокий (наивысший) уровень надежности; A+ – очень высокий уровень надежности; А – высокий уровень надежности.

Чем выше рейтинг, тем надежнее фонд. Наивысший уровень (А++) надежности присвоен 13 НПФ.(Табл.1)

Табл.1

Рейтинг надежности негосударственных пенсионных фондов России на 01.12.2013 г.5

1

Благосостояние НПФ

2

КИТ Финанс НПФ

3

НПФ электроэнергетики

4

Сбербанка НПФ

5

Альянс НПФ

6

Атомгарант НПФ

7

Газфонд НПФ

8

Лукойл-Гарант НПФ

9

Национальный НПФ

10

Райффайзен НПФ

11

Сургутнефтегаз НПФ

12

Телеком-Союз НПФ

13

Транснефть НПФ

Выбирая НПФ, необходимо учесть, насколько рискованна его деятельность, то есть в какие инструменты он инвестирует деньги. Следует избегать фондов, которые обещают слишком высокую доходность: всегда существует опасность, что они не оправдают ваши ожидания.

2. Показатель доходности позволит оценить, насколько вырастут пенсионные накопления, которые вы отдадите в управление НПФ. Часто именно доходность играет ключевую роль в выборе фонда. Что неудивительно, поскольку финансовые цели человека заключаются в том, чтобы не только сохранить, но и приумножить свои сбережения, накопления. Чем выше доходность, тем больше будет пенсия.

Однако здесь следует проявить особую осторожность. Оценивать доходность нужно за продолжительный срок, а не за последний год или квартал(Табл.2). На коротком отрезке времени фонд может обогнать всех конкурентов и показать отличный результат, а вскоре оказаться в аутсайдерах.

Такова природа финансового рынка. Поэтому смотреть нужно на доходность, накопленную за весь период работы фонда.

Табл.2

Рейтинг негосударственных пенсионных фондов России за 2012г. по доходности пенсионных накоплений (% годовых, по состоянию на 01.05.2013г. по данным НПФ)6

3. Масштаб определяется собственным имуществом НПФ, тем, как давно он существует на рынке, кто является его учредителями и насколько широко фонд представлен в регионах.

Еще один важный признак масштабности – количество пенсионных накоплений. Это средства всех застрахованных лиц по ОПС, находящихся под управлением НПФ.

Надежностью отличаются фонды, во главе которых стоят крупные финансовые институты: банки или промышленные комплексы.

Учредитель и его величина также являются своего рода гарантией выполнения НПФ обязательств перед своими клиентами.

4. Количество клиентов прямо указывает на то, сколько человек уже передали в управление фонда накопительную часть пенсии и стали участниками негосударственного пенсионного обеспечения. В самых востребованных НПФ число застрахованных лиц в рамках обязательной пенсионной системы превосходит миллион человек.

Конечно, в лидерах числятся промышленные гиганты, первыми создавшие фонды для формирования будущих пенсий своих сотрудников. Однако показательную динамику по привлечению новых клиентов все чаще показывают открытые фонды. Их клиентами, как правило, становятся люди, которые делают осознанный выбор, а не причисляются автоматически, как сотрудники крупных промышленных групп.

5. Чем шире представлены услуги НПФ и филиальная сеть в регионах, тем эффективнее и оперативнее работает фонд. Сегодня все большее распространение получают интернет-услуги: сделки и договоры можно заключать дистанционно. Однако человеку всегда спокойнее, когда он может лично обратиться по всем вопросам в представительство своего НПФ.

Подтверждением качества и доступности услуг является наличие онлайн-сервиса на сайте фонда – «Личного кабинета», в котором всегда можно получить информацию о состоянии лицевого счета. Дополнительное преимущество – возможность делать добровольные взносы в рамках не государственного пенсионного обеспечения.

Указанные критерии помогут выбрать надежный фонд, под управлением которого накопительная часть пенсии принесет дополнительный доход в будущем.

Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики.

Государственные меры регулирования деятельности НПФ включают:

* лицензирование деятельности НПФ. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 100 миллионов рублей

* установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений - в целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять основным требованиям закона «О НПФ». Требования к структуре инвестиций НПФ изложены в таблице. ( Табл. 3)

Табл. 3.

Требования к структуре инвестиций НПФ

Вид актива

Максимальная доля в портфеле

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 5 %

Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу)

В сумме не более 10 %

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария

Не более 5 %

Акции одного эмитента

Не более 10 %

Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций

Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях

Не более 20 %

Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов

Не более 20 %

* установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования - НПФ должны четко представлять, какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений.

* оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся.7

  1. Тенденции и проблемы развития НПФ в условиях реформирования пенсионной системы.

Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России.

Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены.

Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить значительную прибавку к моменту выхода на пенсию.8

Накопительная часть пенсии, тех граждан, которые не писали заявления о ее переводе в НПФ, находится в ПФР и распоряжается ею государственная управляющая компания – Внешэкономбанк (ВЭБ). За период с 2005 по 2011 г. показатели ВЭБ проигрывают как инфляции, так и доходности всех НПФ (см. рисунок 1). Данные нижеприведенной диаграммы свидетельствуют, о том что средняя доходность НПФ из года в год превышала аналогичный показатель ВЭБ. Отсутствие реальной доходности НПФ в 2008 г. сполна компенсировалось значительным приростом в 2009 г.

В среднем по всем фондам значение доходности составило 7,22% (для сравнения с результатами предыдущих лет см. рисунок 1). Если принять веса фондов – т.е. учесть доли каждого из НПФ в общей сумме пенсионных накоплений на конец 2012 г., то средняя взвешенная доходность составит 6,79%, что немногим, но все же выше потребительской инфляции (6,57%) и однозначно лучше итогов предыдущего года. Низкая средняя взвешенная доходность по сравнению со средней доходностью означает, что инвестиционная деятельность крупнейших фондов за отчетный год оказалась менее «доходной», чем в среднем по рынку.

Рисунок 1.

Средняя невзвешенная доходность НПФ, инвестиционных портфелей ВЭБ и инфляция9

По данным ПФР на конец 2012 года порядка 77 млн. человек имели средства пенсионных накоплений на своих пенсионных счетах. Из них лишь 20 млн. или 26% по итогам переходной кампании 2012 года были клиентами негосударственных пенсионных фондов и около 0,5 млн. – частных управляющих компаниях.

Ежегодно количество застрахованных лиц в НПФ увеличивается, но численность лиц, не выбравших НПФ, все же превалирует. Здесь важно заметить, что доходность Государственной управляющей компании – Внешэкономбанка (ВЭБ) начиная с 2005 года, лишь по итогам 2012 года оказалась выше, чем в среднем по НПФ. Если сравнить накопленную доходность с инфляцией и доходностью, обеспеченной ВЭБ за 4 последних года (см. рисунок 2), то окажется, что фонды также переигрывают своих основных «конкурентов» в лице ВЭБ и инфляции.

Рисунок 2.

Средняя накопленная доходность НПФ, инфляция и доходность расширенного инвестиционного портфеля ВЭБ за 2009 2012 гг.10

Таким образом, мы считаем, что в связи с политикой Правительства Российской Федерации в области реформирования пенсионной системы, целесообразна передача накопительной части пенсии в управление НПФ.

В марте 2013 года фонды получили, последний крупный транш накоплений, после чего рост пенсионного рынка существенно замедлился. Но даже в режиме «страхового маневра» накопления продолжат поступать, хотя и в меньшем объеме. Кроме того, никто не отменяет добровольное пенсионное страхование. Фондам не нужно забывать об этой части их бизнеса, ведь уменьшение отчислений на ОПС государство может компенсировать стимулированием развития негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) среди работодателей.

Основной причиной сужения накопительной системы стал дефицит ПФР. Поводами же послужили неэффективное инвестирование, отсутствие четких гарантий сохранности пенсионных средств, мошенничество, сложность выбора управляющего из-за невозможности оценить его качество заранее — все это результаты низкой надежности и непрозрачности многих НПФ и УК.

Финансовая устойчивость системы НПФ пока что стабильно снижается: за период с 31 декабря 2008 года по 30 июня 2012-го среднее отношение ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности, аналог капитала у НПФ) к пенсионным средствам фондов уменьшилось в два раза, с 16 до 8%.

За доступ на финансовые рынки НПФ платят меньше, чем другие их участники, хотя пенсионные деньги — важнейший социальный актив. Так, капитал банков должен быть не меньше 180 млн рублей, компаний общего страхования — 120 млн рублей, а близких по природе к НПФ страховщиков жизни — не менее 240 млн рублей. Требования же к минимальному размеру ИОУД с 1 июля 2012 года составляют 100 млн рублей. Причем после повышения минимума с 50 до 100 млн рублей многие НПФ оказались близки к лишению лицензии: таковых к 30 июня 2012 года набралось более 30%. Капитал еще 44% участников рынка был лишь немногим выше разрешенного минимума. При этом фонды, ИОУД которых постоянно поддерживается на уровне, близком к минимальному, нередко управляют миллиардами пенсионных средств сотен тысяч человек.

Дополнительный риск для ИОУД создают регулярные переходы клиентов из фонда в фонд, из-за которых НПФ могут терять часть капитала. «За каждого привлеченного клиента фонд платит комиссионное вознаграждение независимо от размера его пенсионного счета. Остался он в следующем году с нами или перешел в другой Н ПФ — комиссия уже заплачена. То есть административные издержки мы несем, а деньгами в следующем году можем уже не управлять», — поясняет председатель совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Олег Киселев.

Причина нехватки капитала кроется не только в неготовности инвесторов фондов вкладываться в рынок с неопределенным будущим. И менеджмент фондов, и владельцы понимают, что для социально значимых организаций страховка в виде капитала необходима. Вопрос в том, что инвестировать в ИОУД фондов их учредителям сейчас очень невыгодно: из-за некоммерческой организационно-правовой формы и правил учета взносы в капитал НПФ равноценны затратам, а не финансовым вложениям. Поэтому даже крупные и сильные учредители стараются такие затраты минимизировать.

Наращивание капитала пропорционально объему обязательств должно стать первым шагом НПФ к надежности. Иначе, к сожалению, никак. Однако добиться этого можно, лишь изменив подход к учету взносов учредителей в ИОУД (отражать их в активах как финансовые вложения). Кроме того, нужно ввести требования не только к размеру самого имущества, но и к соотношению капитала и объема пенсионных средств НПФ. ИОУД является подушкой безопасности для клиентов, и это нам продемонстрировал кризисный 2008 год. Но ограничиваться тем, чтобы просто законодательно поднимать уровень ИОУД, нам кажется не совсем верным, здесь необходим комплекс мер. В первую очередь активы, которые формируют ИОУД, должны быть ликвидными, поэтому мы положительно относимся к инициативе ФСФР принимать во внимание качество активов. Во-вторых, величина ИОУД должна ставиться в зависимость от размера активов НПФ. И в-третьих, необходимо внедрить механизмы страхования рисков, например закрепить обязанность НПФ быть членом СРО, управляющей объединенным гарантийным фондом, предусмотреть создание резервного фонда пенсионных накоплений по аналогии с Агентством по страхованию вкладов.

Как и все инвесторы, НПФ постоянно балансируют между доходностью и надежностью. При этом российские фонды ограничены узким кругом инструментов, ежегодными отчетами о доходности и собственной некачественной системой риск-менеджмента.

Ослабление контроля инвестиций НПФ в совокупности с более строгими требованиями к управлению рисками могут повысить доходность от инвестирования пенсионных денег на длинных горизонтах, сохранив приемлемый уровень риска. Пенсионные накопления должны стать долгосрочным инструментом. Горизонт инвестирования для тридцатилетнего гражданина должен составлять двадцать-тридцать лет. Необходимо изменить требование ежегодно фиксировать и разносить инвестиционный доход. Также следует расширить перечень инструментов инвестирования и разрешить использовать различные инвестиционные стратегии для разных возрастных групп. Чем старше человек, тем осторожнее должна быть политика управления его пенсионными накоплениями, чем человек моложе, тем менее консервативным может быть его портфель. Если в рисковых инструментах в краткосрочной перспективе возможно падение, то в долгосрочной перспективе доходность вырастет.11

  1. Пути совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов

Становление института негосударственных пенсионных фондов имеет важное значение для развития финансовой системы России, повышения ликвидности и размеров финансовых рынков. Однако в последние годы число негосударственных пенсионных фондов существенно снижается, при этом основной объем пенсионных средств сосредоточивается в крупных корпоративных фондах. В период с 2006 по начало 2013 г. количество негосударственных пенсионных фондов уменьшилось с 289 до 129, причем более 30 % всех пенсионных накоплений находится в двух крупнейших фондах - НПФ "Благосостояние" и НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант".

Государство принимало меры по стимулированию развития негосударственного пенсионного обеспечения введением льгот по налогообложению взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в пользу работников (п. 16 ст. 255, 4), по налогу на прибыль от размещения пенсионных резервов (пп. 2 п. I ст. 251, 4), по уплате страховых взносов с сумм пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 гл. 2. 5). Однако ожидаемого увеличения активности вкладчиков в результате введения вышеуказанных льгот по налогообложению не произошло.

С 1 июля 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений' согласновступают в силу изменения ст 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которыми фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан поддерживать денежную оценку имущества для обеспечения уставной деятельности в размере не менее 100 млн. руб. Требование экономически обоснованное, но трудновыполнимое для большинства фондов. Поэтому следует ожидать, что в результате ведения этой нормы законодательства число фондов сократится еще на 60 % за счет ликвидации средних и мелких фондов. Принято считать, что крупные финансовые структуры более устойчивы, чем небольшие. Однако устойчивость финансовой организации, в том числе негосударственного пенсионного фонда или банка, зависит не только от размера уставного капитала. В связи с тем что размер обязательств у этих структур в десятки и сотни раз превышает размер уставного капитала, их устойчивость определяется прежде всего качеством и достаточностью активов для покрытия принятых обязательств. Примером может служить банкротство крупнейшего банка "Империал" во время кризиса 1998 г., в то время как мелкие и средние банки успешно выполняли свои обязательства.

Таким образом, для большинства негосударственных пенсионных фондов сейчас как никогда остро стоит задача выполнения требований за-конодательства по увеличению уставного капитала при сохранении сегментирования пенсионного рынка и устойчивости выполнения пенсионных обязательств. Поэтому рассмотрим недостатки законодательства, препятствующие успешному развитию фондов.

Первое препятствие заключается в законодательных нормах, регулирующих порядок формирования совокупного вклада учредителей. Проблемы формирования и переуступки прав учредителей давно вызывали много вопросов у участников пенсионного рынка. Однако действующее законодательство не изменилось, оставив неразрешенной проблему экономической заинтересованности учредителей во внесении взносов в совокупный вклад учредителей негосударственного пенсионного фонда.

Рассмотрим данный вопрос более подробно. Имущество для обеспечения уставной деятельности формируется за счет взносов учредителей в совокупный вклад учредителей. "Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда "(ст. 118,8). "Фонды относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав" (п. 3 ст. 48, 8). Соответствующие нормы содержатся также в п. 2 ст. 4,1, абзаце 2 п. 1 ст. 7, 9. Поэтому переуступка взноса учредителя в совокупный вклад учредителей негосударственного пенсионного фонда по воле учредителя невозможна по причине отсутствия имущественных или иных вещных прав у учредителей на внесенный ими взнос (т.е. отсутствия предмета передачи). Переуступка взноса учредителя в совокупный вклад учредителей по воле фонда, как собственника имущества фонда, невозможна, поскольку Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 7, 9). Исключительные виды деятельности определены лицензией - это негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Казалось бы, все правильно. Но эта законодательная норма имеет два отрицательных результата.

Для вкладчика взнос в совокупный вклад учредителей не несет экономической выгоды и является расходом. Внесение взносов в совокупный вклад учредителей и пенсионных взносов уменьшает прибыль предприятия. При этом возникает конфликт интересов работников предприятия, заинтересованных в развитии пенсионного плана, обеспечивающего их пенсией, и акционеров предприятия, экономические выгоды которых в результате развития пенсионного плана уменьшаются. Кроме того, учредитель не имеет возможности переуступить взнос в совокупный вклад учредителей, может только быть исключенным из учредителей, если закончится его пенсионный план.

Поэтому, несмотря на льготы в налогообложении этих взносов, большинство предприятий, особенно не получающих сверхприбыли, оказываются не охваченными негосударственным пенсионным обеспечением. Собственники не хотят расходовать собственный капитал без экономических выгод для их организации.

Проблема несоответствия законодательства и экономической сущности участия учредителей во вложении в деятельность негосударственного пенсионного фонда результатов своего труда и труда руководимого ими коллектива особенно остро проявляется в вопросах формирования совокупного вклада учредителей фондов, но носит гораздо более общий характер. Никакого своего собственного имущества организация в форме хозяйственного товарищества или общества не имеет. Оно принадлежит на праве общей долевой собственности тем, кто финансирует деятельность организации и несет риск убытков в связи с этой деятельностью. Это могут быть или учредители товариществ, обществ, или акционеры, коммандитисты, вкладчики и инвесторы, не входящие в состав финансируемой ими организации. Все они независимо от названия являются теми же рантье, но только в оболочке юридического лица. Более чем очевидно, что их участие в производственных отношениях осуществляется на вещно-правовой основе, а не на обязательственной, как сейчас предусматривается в ГК РФ.

Успешное формирование совокупного вклада учредителей достигнуто только корпоративными фондами, обеспечивающими негосударственными пенсиями работников своих вкладчиков - крупнейших предприятий-монополистов (Газпром, Лукойл, Российские железные дороги и пр.) Для розничных фондов, которые составляют около половины от общего количества фондов, это трудноразрешимая проблема. Следует также учесть, что крупным корпоративным пенсионным фондам экономически нецелесообразно работать с множеством средних и мелких вкладчиков. Розничные фонды предлагают более гибкие условия пенсионных схем, внесения пенсионных взносов, расторжения пенсионных договоров. Поэтому многие эксперты считают, что небольшие фонды имеют право на существование, это очень своеобразная и работоспособная модель. Более того, именно небольшие региональные фонды делают рынок более сегментированным и разнообразным. Средние и небольшие фонды способны проводить более гибкую политику и предлагать более привлекательные модели пенсионного обеспечения по сравнению с крупными, бюрократическими неповоротливыми фондами. Поэтому лица со средним уровнем заработной платы, не являющиеся участниками корпоративных пенсионных схем, становятся вкладчиками средних розничных фондов. Именно данный сегмент пенсионного рынка имеет большие перспективы расширения деятельности. Однако, если средние розничные фонды перестанут существовать из-за трудностей с формированием совокупного вклада учредителей, большинство населения останется неохваченным негосударственным пенсионным обеспечением.

Второй важной проблемой, неразрывно связанной с первой, является требование (ст. 25, 1) организовывать размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений через управляющую компанию, которая должна способами, предусмотренными гражданским законодательством, обеспечить возврат переданных ей средств При этом, согласно п. 1 ст. 1022, 8, "доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах ...учредителя управления, возмещает ему убытки ". Поскольку доказать отсутствие должной заботливости практически невозможно, то эта статья носит чисто декларативный характер. "Управляющая компания не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда " (п. 4 ст. 25, 1). Инвестиционная декларация договора доверительного управления (п. 3.4, 12); п. 48, 13 содержит декларацию о рисках, возлагающих ответственность за реализацию инвестиционных рисков (рыночный, макроэкономический, системный, операционный, риск ликвидности) по размещению активов в доверительном управлении на учредителя управления, т.е. на негосударственный пенсионный фонд. Поэтому управляющая компания может , например, продать акции в точке локального минимума фондового рынка, а потом купить акции в точке локального максимума, в итоге получив отрицательный финансовый результат по этим операциям, но ни один суд не квалифицирует эти действия управляющей компании "как отсутствие должной заботливости". При этом управляющий отвечает за финансовый результат только своим вознаграждением, составляющим до 10 % от дохода. Вся тяжесть убытков ложится на фонд Поэтому по итогам кризиса 2008 г негосударственные пенсионные фонды, вынужденные компенсировать убытки от доверительного управления собственным имуществом согласно п. 2,4 ст. 18, I, стали организовывать дочерние управляющие компании.

Организация совместной работы негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний по доверительному управлению активами давно вызывает большое количество вопросов у участников этого рынка.

Для устранения возникших препятствий в деятельности негосударственных пенсионных фондов необходимо внести изменения в законодательство, в том числе:

1) исключить вышеназванные законодательные нормы, затрудняющие движение совокупного вклада учредителей, допустив возможность формирования имущества для обеспечения уставной деятельности в виде акционерного капитала с возможностью купли-продажи акций и выплаты дивидендов акционерам;

2) ввести управляющие компании в состав негосударственного пенсионного фонда, объединив их акционерные капиталы.

При этом оставить действующие в настоящее время нормы законодательства:

• " Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан " (п. 2 ст. 7,9);

• "деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской "(и. 8 ст 25, 1).

Поскольку п. 4 ст. 7. 9 допускает создание различных типов фондов, целесообразно создать новую форму некоммерческой организации социального обеспечения н виде акционерного пенсионного фонда с имуществом для обеспечения уставной деятельности в виде акционерного капитала. Следует отметить, что согласно действующему законодательству существуют фонды в виде открытых акционерных обществ - акционерный инвестиционный фонд.

Нормативная величина акционерного капитала акционерного пенсионного фонда должна быть меньше нормативных величии суммы имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и акционерного капитала управляющей компании.

Представим капитал фонда Kf виде суммы капитала для покрытия рисков инвестирования Kif и капитала на покрытие расходов на ведение дела Kdf :

Кf= Кif + Kdf,

Соответственно для управляющей компании: КUK = КiUK +KdUK

Причем Kif = КiUK - капитал на покрытие одних и тех же инвестиционных рисков.

Тогда для акционерного фонда имеем: КAf = Kdf + KdUK + Кif

Очевидно, что К Af< (Кf + КUK )

Для повышения управляемости деятельностью негосударственного пенсионного фонда и эффективности инвестирования пенсионных средств необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство и предоставить фондам возможность преобразования в акционерный пенсионный фонд. Акционерами такого фонда могут быть только лица, разделяющие цели и задачи негосударственного пенсионного обеспечения и имеющие пенсионные счета; деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской12.

Подводя итоги, следует отметить то, что с 1992 года по настоящее время в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.

Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение – это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.

Список используемой литературы:

  1. Лялин В.А., Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. - М.: Проспект, 2007. – 384 с., 256 с.

  2. ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах"/ СПС «Консультант плюс»

  3. Там же.

  4. Энциклопедический словарь экономики и права 2005г.

  5. http://raexpert.ru/ratings/npf/Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов

  6. http://npfops.ru/index.php/news/285-rejting-npf-rossii-za-2012-god-po-dokhodn

  7. Общие вопросы о НПФ .Электронный ресурс-http://www.npf-atom.ru/faq/npf

  8. http://bankir.ru/publikacii/s/2013-god-god-vybora-pensionnogo-fonda-dlya-formirovaniya-nakopitelnoi-chasti-pensii-10003771/#ixzz2mL7HqZoX

  9. Доходность пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию Москва, 2013 г.

  10. ООО «Пенсионные и Актуарные Консультации» WWW.P-A-C.RU / WWW.PENSIONREFORM.RU «Доходность пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию» Москва, 2013 г.

  11. О.Курятникова, П.Митрофанов «Спасение в надежности»//Эксперт № 43, 2012г.

  12. Е.Г. Крюкова «Пути совершенствования деятельности НПФ»//Экономические науки 3(88),2012г.

1 Лялин В.А., Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. - М.: Проспект, 2007. – 384 с., 256 с.

2 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах"/ СПС «Консультант плюс»

3 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах"/ СПС «Консультант плюс»

4 Энциклопедический словарь экономики и права 2005г.

5 http://raexpert.ru/ratings/npf/Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов

6 http://npfops.ru/index.php/news/285-rejting-npf-rossii-za-2012-god-po-dokhodn

7 Общие вопросы о НПФ .Электронный ресурс-http://www.npf-atom.ru/faq/npf

8 http://bankir.ru/publikacii/s/2013-god-god-vybora-pensionnogo-fonda-dlya-formirovaniya-nakopitelnoi-chasti-pensii-10003771/#ixzz2mL7HqZoX

9 Доходность пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию Москва, 2013 г.

ООО «Пенсионные и Актуарные Консультации» WWW.P-A-C.RU / WWW.PENSIONREFORM.RU

10 Доходность пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию Москва, 2013 г.

ООО «Пенсионные и Актуарные Консультации» WWW.P-A-C.RU / WWW.PENSIONREFORM.RU

11 О.Курятникова, П.Митрофанов «Спасение в надежности»//Эксперт № 43, 2012г.

12 Е.Г. Крюкова «Пути совершенствования деятельности НПФ»//Экономические науки 3(88),2012г.

Просмотров работы: 12551