ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО.

Данченко О.С. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусство народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Сольфеджио - самая черновая и одновременно

самая великая из всех дисциплин музыканта.

Она посвящена святая святых музыкальной профессии,

ее главному инструменту - музыкальному слуху»

И. Земцовский

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио(по-итальянски solfedgio) – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, поэтому и звучит оно так музыкально.

В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Сольфеджировать – значит исполнять вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот. При пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот.

Анализируя историю развития сольфеджио, отметим, что XXI век – это преподавание сольфеджио на новом уровне: применение всех музыкальных предметов для улучшения занятий по предмету.

Использование фольклора на уроках сольфеджио мало распространенный вид в настоящее время, так как оно применяется лишь для фольклорных отделений детских музыкальных школ и школ искусств (ДШИ и ДМШ).

Для данного урока рекомендуется использовать:

  1. интонационные упражнения - пение звукорядов диатонических семиступенных ладов и ладов с увеличенной секундой (например: пение ладов, видов мажора и минора, интервалов и аккордов с обращениями);

  2. последовательности мелодических интервалов в восходящем и нисходящем движении, аккордов и их обращений от звука (например: песня «Как в лесу, лесу, лесочке», пропеть отдельно каждую партию, а затем пропеть интервалику, которая должна получиться после соединения);

  3. ритмические упражнения- чтение ритмических рисунков в смешанных и переменных размерах, например: В. Флис, Я. Якубяк «Сольфеджио» 3 класс, стр. 21 №73, 74; стр. 31 № 116-119;

  4. устные диктанты с голоса, задача - повторить с текстом или названием нот (например: это может быть материал, приобретенный в экспедициях);

  5. письменные одноголосные диктанты (игровые, плясовые, протяжные песни);

  6. двух-трехголосные диктанты на фольклорном материале, для старших классов ДШИ и ДМШ (например: двух-трехголосные небольшие песни, как своего, так и других регионов);

  7. слуховой анализ - определение на слух различных видов диатонических семиступенных ладов и ладов с увеличенной секундой в звукорядах и мелодиях, мелодических и гармонических интервалов, аккордов вне тональности (например: виды мажора и минора, интервалы, аккорды и их обращения);

  8. пение по нотам, как русских народных песен, так и зарубежных.

Начиная урок для детей, обучающихся на фольклорном отделении, рекомендуется подобрать такой фольклорный материал, что бы дети были заинтересованы в изучении предмета «Сольфеджио» и всех предметов изучающихся на фольклорном отделении в целом.

Прежде чем начать урок нужно сделать небольшое вступление, чтобы подготовить и настроить обучающихся на тему урока.

Большую роль в работе педагога над предметом «Сольфеджио», будь то предмет в классической форме прочтения, или в виде фольклорного сольфеджио, играет момент планирования материала. В данном случае имеется ввиду, как календарная форма планирования, так и поурочная. Подготавливая план урока предпочтительно подбирать фольклорный материал в тональности, которая будет задействована в процессе урока, или в тех тональностях, которые были пройдены на предыдущих занятиях.

Календарно-тематический план предмета «Сольфеджио» состоит из разделов проведения урока, ниже мы разберем каждый раздел отдельно.

В раздел «интонационные упражнения»подобрать фольклорный материал для определения лада, тональности; по каждому голосу определить интервалы; а соединив все голоса, определить и аккорды. Этот способ поможет для изучения предмета сольфеджио, а впоследствии изучение выбранной песни на предмете «Фольклорный ансамбль».

Для раздела «Сольфеджирование» мы подбираем фольклорный песенный материал, который поможет развить у детей более чистую интонацию, научит их уверенно петь свою партию, улучшит правильную позицию голосового аппарата и певческое дыхание.

Для слухового анализа рекомендуется подобрать легкие распевки, попевки, небольшие фольклорные песни, играя выбранное, как бы «по частям», чтобы учащиеся успевали определять лад, тональность, интервалы, аккорды и пр.

Для творческих упражнений можно взять знакомую мелодию, чтобы обучающиеся завершили ее сами до определенного такта, задействовав свою фантазию и полученные на уроках навыки. Этот способ поможет развить слух, чувство ритма и музыкальную память, а для поступающих в музыкальные профессиональные учебные заведения поможет в изучении целого ряда дисциплин специального цикла. Сам раздел «Творческие упражнения» в цикле изучения сольфеджио служит для развития музыкальной памяти и развития работы обучающихся в той или иной тональности.

Музыкальный материал для домашних заданий, диктантов, слухового анализа и пения в классе подбирается из произведений изучаемого периода. Одноголосный диктант при этом может быть представлен с голоса. Материалом при этом может являться фольклор ближайших регионов России. Такой подход не только решает задачи воспитания не только музыкального слуха, но также уважения и понимания традиционной культуры, что позволяет ребёнку лучше разбираться в особенностях музыкального языка того или иного стиля.

Вывод. Таким образом, предмет «Сольфеджио» играет большую роль в развитии музыкального слуха, улучшении интонации, уверенности в пении своего подголоска на предметах: «Хоровое пение» и «Фольклорный ансамбль». Также предмет соприкасается с такими дисциплинами, как«Постановка голоса», «Народный хор» и «Расшифровка и анализ образцов музыкального фольклора»(в музыкальных ВУЗах и СУЗах). Его роль также незаменима на уроках «Народная бытовая хореография» и «Русское народное музыкальное творчество», т.к. позволяет на уроках знакомиться с песнями разных фольклорных жанров и стилей.

Список литературы

  1. Сольфеджио. Программа для ДШИ, ДМШ Министерства культуры СССР, «Сольфеджио» программа для ДМШ, ДШИ, вечерних школ общего музыкального образования, сост. Т. А. Калужская, 1991 год;

  2. «Примерная программа дисциплины «Сольфеджио» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 054000 Этномузыкология», сост. ТРИПУТЬКО Ю.А., Санкт-Петербург, 2012 год;

  3. «Современные тенденции преподавания сольфеджио в XXI веке», сост. Галямова Н. Н, Москва, 2011 год;

  4. «Музыка. Хочу все знать», сост. Истомин С. В., Москва, 2005 год;

  5. «Сольфеджио» 3 класс, сост. Флис В., Якубяк Я., Киев, 1993 год;

  6. «Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио», сост. Картавцева М. Т., Москва, 1998 год.

Просмотров работы: 2529