ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Лебедев О.В. 1, Марченко Т.В. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация – государство, сформировавшееся в результате длительного процесса взаимодействия народов, совершенно отличающихся друг от друга с этнической, лингвокультурной, конфессиональной точки зрения. Каждый из представителей данных народов, согласно Конституции нашей страны, обладает правом на сохранение национального языка, культуры, свободы вероисповедания. В связи с этим очевидно, что проблема безопасности межкультурного и межэтнического взаимодействия и общения рассматривается как наиболее актуальная в условиях сохранения и развития поликультурных связей между группами населения нашей Родины.

Казалось бы, толерантность как одна из основных ценностей демократического государства, прочно уко­ренилась там, где, благодаря специальному образова­нию и развитию культур, сформировано гражданское общество. Однако вопрос о толерантности непрестанно поднимается абсолютно на всех уровнях: учёными, политиками, рядовыми гражданами. Стоит отметить, однако, что для формирования законов и механизмов актуализации толерантной направленности в межличностных, межэтнических и межкультурных отношениях должна быть выстроена адекватная цепочка построения, формирования концепции толерантности в рамках восприятия этого феномена каждым конкретным человеком, так или иначе вовлеченным в непростые отношения с окружающим его обществом.

Прежде всего, стоит отметить, что для построения общества взаимного уважения и терпимости, осуществления полноценного культурного, религиозного диалога невозможно без построения целого комплекса адекватного отношения к действительности. Так, с точки зрения И. В. Крутовой, формирование устойчивого отношения равноправия в рамках религиозных вопросов невозможно без конструктивного разрешения проблем в области не только национальных, но еще и социальных, и межличностных противоречий (Васильев, 4).

В данном случае необходимо подчеркнуть, что при всех положительных социальных коннотациях такого фактора общенационального единства как толерантное отношение внутри субкультур, важным остается и вопрос внутренней мотивированности проявления толерантного отношения. Здесь на первый план выходит необходимость донесения до граждан идеалов позитивной терпимости, идущей так сказать «от сердца и души», в то время как такие понятия и формы проявления толерантных отношений как квазитерпимость, псевдо и негативная терпимость должны считаться элементами фальсификации образа толерантного отношения в обществе (Шалин, 17).

Внутренняя мотивированность толерантных взглядов пересекается с таким свойством концепта взаимоуважения, как фактор устойчивости. Как считает О. С. Ионина, тенденция формирования толерантных взглядов может развиваться в двух плоскостях: в форме внутренней и внешней толерантности. Основной ошибкой общества в данном вопросе является концентрация на проявлении именно внешних признаков толерантного отношения к конкретному человеку или представителю другого этноса или культуры. По мнению автора, данная проблема требует скорейшего решения, иначе внутри социума сформируется некорректное представление о самой природе уважительных отношений (Лекторский, 14).

Фундаментальной основой формирования толерантности как признака гражданского общества выступает также вопрос когнитивного восприятия и проявления тенденций межличностных, межкультурных, межэтнических отношений. Отрицание собственной социальной исключительности в рамках общения с представителями других культур должно рассматриваться как расширение собственного опыта, а не в форме безразличия, снисхождения или отрицания возможности взаимопонимания, должно формировать нравственно-конструктивную связь народов, в противовес деструктивному мышлению национализма и сепаратизма (Петрицкий, 32).

Таким образом, перед населением Северного Кавказа стоит труднейшая задача формирования внутри общества отношений, которые будут отвечать вызовам современных тенденций равноправия, взаимоуважения и поликультурности. Регион Северного Кавказа – жемчужина культурного многообразия нашей страны. Очевидно, что в этом поликультурном регионе без мира и согласия не мо­гут быть решены проблемы социально-экономических усовершенствований, демократических преобразований об­щества. Именно поэтому толерантность в отношениях людей, социаль­ных и этнических групп, населяющих Северный Кавказ – не только за­дача гуманитарного характера, но и социально-преобразующая, экономически необходимая потребность. Приоритетной, в данном случае, становится практика становления и поддержания мира и согласия между народами Кавказского региона, формирования установок на межэтническую толерантность.

  1. Васильев, В. А. К вопросу о толерантности в современной России / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания - 2000. - № 3.

  2. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997.- № 11.

  3. Петрицкий, В. А. Толерантность – универсальный этический принцип / В. А. Петрицкий - СПб., 1993.

  4. Шалин, В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) / В. В. Шалин - Краснодар, 2000.

Просмотров работы: 1255