Проблема управления конфликтами является весьма актуальной для руководителя дошкольного образовательного учреждения. Часто к решению этой проблемы руководители ДОУ подходят преимущественно интуитивно, полагаясь на свой личный опыт. Такой подход не всегда приводит к желаемому результату. Для эффективного управления конфликтными отношениями в коллективе нужны определенные теоретические и практические знания.
Управление конфликтами является особым видом управления. Управление в социальных системах рассматривается как систематическое и целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы - человека или специального органа) на социальный объект (управляемую подсистему - общество, отдельные сферы, учреждения, людей и группы людей), с тем, чтобы обеспечить целостность, нормальное функционирование объекта или перевести его в другие состояния в соответствии с объективными закономерностями существования данной системы, реализацией программы или сознательно поставленной цели (Е.М. Бабосов).
В педагогике управление рассматривается либо как воздействие управляющей системы на управляемую, либо как взаимодействие этих систем по достижению запланированного результата. Педагогическое управление - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов и принципов управления (В.Г. Рындак).
Ученые определяют управление конфликтами как:
- целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт (С.М. Емельянов);
- сознательную деятельность по отношению к конфликту, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов).
Исследователи утверждают: управление конфликтом следует осуществлять таким образом, чтобы его исход имел конструктивный характер. Под конструктивным управлением конфликтом понимают долгосрочный, иногда трудный процесс, ведущий к разрешению конфликтных проблем.
Учитывая вышесказанное, управление конфликтами в педагогическом коллективе мы рассматриваем как деятельность, направленную на позитивное изменение отношений участников конфликтного взаимодействия путем реализации соответствующих методов, принципов и управленческих функций.
Цель управления конфликтами - позитивное изменение межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия.
Задачи управления конфликтами – это:
- устранение или минимизация причин, породивших конфликты;
- коррекция поведения участников конфликта;
- формирование антиконфликтной направленности педагогов.
Содержательно управление конфликтами может быть представлено двумя направлениями: работой по предупреждению (профилактике) конфликтов и работой по завершению существующих конфликтов.
Многие авторы (В.И. Андреев, В.Н. Лозовцева, И.М. Вереникина, В.Г. Степанов, М.Г. Тайчинов, А.А. Ершов и др.) отмечают, что конфликт легче предотвратить, чем в дальнейшем, когда стороны перейдут к конфликтному поведению, управлять им.
В словаре С.И. Ожегова термин «предупредить» обозначает - опередить, сделать что-нибудь раньше, чем это произошло. Психологи А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов понимают проблему предупреждения конфликтов как профилактику. Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова, считают ученые. Предупреждение конфликтов – это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций и способствующих устранению личностных причин конфликтов.
По мнению С.М. Емельянова, «предупреждение» - это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Вынужденная форма предупреждения предполагает, что на основе имеющейся информации о причинах нежелательного явления предпринимается активная деятельность по нейтрализации всего комплекса детерминирующих его факторов. Превентивная форма предупреждения конфликтных ситуаций является составной частью общего процесса управления. Деятельность по предупреждению конфликтов связана со стабилизацией социально-психологического климата в коллективе
Основными методами предупреждения (профилактики) конфликтов выступают: а) административные (решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т.п.); б) информационные (ликвидация дефицита информации; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.); в) педагогические (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.); г) коммуникативные (методы продуктивного общения).
Второе направление в управлении конфликтами - завершение конфликта – это его окончание по любым причинам. Основные формы завершения конфликта:
а) разрешение конфликта – это завершение столкновения без применения административно-организационного инструментария в результате совместной деятельности оппонентов или с участием третьей стороны. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. В данном случае консультирование – форма управления конфликтом;
б) урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона, как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. Основная форма управления конфликтом – переговоры;
в) устранение конфликта – это такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт. Основная форма управления – использование властных полномочий.
Во всех этих формах участники конфликтного взаимодействия используются определенные методы, которые характеризуют стиль поведения личности в конфликте. К этим методам относят: 1) соперничество (конкуренция, конфронтация, борьба); 2) избегание (уход, игнорирование); 3) уступка (приспособление); 4) сотрудничество (кооперация, интеграция); 5) компромисс.
Таким образом, современный подход конфликтологов к проблеме управления конфликтом состоит в следующем: конфликт может быть управляем. При этом исследователи отмечают, что:
1) в каждом коллективе содержатся и могут быть выявлены в процессе диагностики и анализа различные по своей значимости пары конфликтующих сторон;
2) конфликтные отношения проходят в процессе развития ряд ступеней от возникновения до стабилизации и окончательного разрешения;
3) конфликтные отношения в зависимости от характера управления могут либо вызвать дисфункциональность коллектива, либо способствовать его развитию, повышению эффективности профессиональной деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом.