ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Браулик Р.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях глобализации мировой экономики, дальнейшей активизации международного товарообмена, темпы роста которого за последние 20 лет опережали динамику совокупного мирового ВВП примерно в 3 раза, особое значение приобретает формирование и эффективное функционирование национальных таможенных систем. Это необходимо в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности компаний без ущерба для результативности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности.

Дальнейшая либерализация таможенных отношений ставит ряд нерешенных задач и проблем, требующих углубленного изучения таможенной системы РФ. С одной стороны, механизм ее воздействия осуществляется на основе инструментов таможенной политики, направленных на обеспечение национальных экономических интересов. Таможенная система при этом выступает как элемент национальной экономики. С другой стороны, в связи с усилением гармонизации и унификации в области таможенных технологий возникает необходимость привести национальное законодательство в соответствие с принципами и нормами мировой таможенной практики.

Важное значение имеет и тот факт, что в современных условиях традиционные подходы в практике осуществления таможенных процедур не в состоянии обеспечить должного уровня таможенного администрирования.

Также необходимость совершенствования таможенной системы РФ в условиях глобализации мировой экономики во многом обусловлена ее вхождением во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Активизация интеграционных процессов в регионах мира и расширение интеграции на территории стран СНГ делает актуальной задачу формирования и функционирования таможенной системы в рамках Евразийского экономического союза (в составе РФ, Беларуси и Казахстана).

В настоящее время согласно международным рейтингам, опубликованным в Докладе о мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2009 г. Россия значительно проигрывает большинству зарубежных стран, включая Белоруссию и Казахстан.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) это форма интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участницы Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф – систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

Тарифная квота – количество товара, в пределах которого он может быть ввезен беспошлинно или облагается пониженной ставкой пошлины.

Важным организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, определяют их экономическую эффективность.

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру воздействия относятся к рыночным регуляторам внешнеторгового процесса.

Таможенная пошлина – денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС)— кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Он заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

В первой главе Таможенного кодекса содержатся положения, определяющие суть таможенного регулирования в Таможенном союзе, систему таможенного законодательства, понятия единой таможенной территории и таможенной границы. На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в Таможенном союзе.

Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством Таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.

Также в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в Таможенном кодексе Таможенного союза, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.

Кроме общих положений здесь регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности: таможенных представителей; таможенных перевозчиков; владельцев складов временного хранения; владельцев таможенных складов; владельцев магазинов беспошлинной торговли; уполномоченных экономических операторов.

Второй и третий разделы ТК ТС содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля.

Согласно концепции ТК ТС все таможенные операции можно разделить на две группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранением иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных законодательством таможенного союза.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, включают в себя действия, связанные с таможенным декларированием товаров и выпуском товаров.

Определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство. Также в этом документе определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц.

В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Организация таможенного дела на региональном уровне есть неотъемлемая часть системы таможенных органов, и служит для обеспечения деятельности органов таможни на местах с учетом огромной территории Российской Федерации.

Таможенное дело в России представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также специальные правила и процедуры в отношении отдельных товаров при перемещении их через таможенную границу. В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических и организационных основ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства.

С точки зрения масштабов территориальной деятельности система таможенных органов подразделяется на органы двух уровней. К первому относится ФТС России, осуществляющая свою деятельность на всей территории страны, ко второму - все другие таможенные органы, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственных регионов. Границы, в которых осуществляется деятельность региональных таможенных органов, могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

ФТС России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ФТС России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральная таможенная служба входит в единую, централизованную систему таможенных органов России и возглавляет ее. В соответствии с постановлением правительства ФТС наделяется правами и обязанностями, устанавливаются сферы ее компетенции, задачи. Основное назначение обеспечивающих управлений в структуре ФТС России - создавать нормальные условия для функционирования системы таможенных органов, обеспечивать развитие таможенной инфраструктуры, социально-бытовые и финансовые условия, предусмотренные законами и иными нормативными актами.

Подводя итоги, хочется отметить, что в настоящее время идет процесс модернизации таможенной службы в соответствии с потребностями адаптации таможенного дела в России международным стандартам. Этот процесс включает в себя и перестройку центрального аппарата ФТС России. Ряд управлений и отделов преобразовываются в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прокушев Е.Ф., Костин А.А. Внешнеэкономическая деятельность / 8-е изд. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2013. С.527

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) - Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/popular/custom_eaes/ (дата обращения 19.12.2013)

3. Положение о Федеральной Таможенной Службе (утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809) - Электронный ресурс. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21&Itemid=1820 (дата обращения 19.12.2013)

Просмотров работы: 5767