ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Пушкарев А.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей истории человечества обеспечение населения продовольствием является одной из наиболее важных государственных задач.

Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценны продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.

Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Уровень продовольственной безопасности Всемирная Сельскохозяйственная Организация при ООН (ФАО) определяет по 2-м показателям: 1. Объём переходящих до следующего урожая мировых запасов зерна. Уровень считается безопасным, если зерновой резерв страны может в течение 60 дней обеспечить мировое потребление зерна, что эквивалентно 17 % мирового потребления. 2. Уровень душевого производства зерна.

Элементы продовольственной безопасности:

- физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;

- экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;

- автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);

- надежность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;

- устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного производства.

Продовольственная политика соответственно рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития сельской местности.

Продовольственная безопасность государства является одной из самых важных составляющих национальной безопасности страны. К сожалению, до недавнего времени государство не имело выраженной политики в данной сфере и ситуация только ухудшалась.

По определению, продовольственная безопасность государства — такое состояние экономики и АПК страны, которое, при сохранении и улучшении среды обитания, независимо от внешних и внутренних условий, позволяет населению страны бесперебойно получать экологически чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объемах не ниже научно обоснованных норм.

В условиях современной глобализации экономики и мирового разделения труда теоретики рыночного подхода могут оправдать зависимость России от экспортных поставок продовольствия. Однако значение для страны стабильного снабжения продовольствием сложно переоценить. Мы прекрасно видим, какими, мягко говоря, не рыночными методами готов обеспечивать стабильность поставок нефти «главный апологет рыночной экономики» — США.

Объем поддержки, оказываемой сельскому хозяйству нашими «западными партнерами», свидетельствует о доминировании принципа опоры на собственное производство в развитых странах. Для примера, в Западной Европе государства на поддержку своего сельского хозяйства выделяют в среднем 300 долларов на гектар, в Японии — 473, в США — 324.

Продовольственную безопасность страны можно условно разделить на три составляющие:

1. Долгосрочная продовольственная безопасность. Как уже было замечено, долгосрочную продовольственную безопасность можно обеспечить только на базе производства внутри страны. К сожалению, это одна из главных проблем России. По разным оценкам население нашей страны обеспечивается отечественными продуктами питания примерно на 50-60%. Крупные административно-промышленные центры зависят от поставок извне на 70-80%.

2. Защищенность от непредвиденных негативных явлений. Никто не может предсказать наступление шоковых явлений, однако можно составить достаточно полный список таких событий:

- резкое падение цен на сельхозпродукцию, связанное с мировой и внутренней конъюнктурой, что включает в себя резкие сезонные колебания цен на сельхозпродукцию;

- резкий рост себестоимости сельхозпроизводства, в частности, за счет резкого роста цен на топливо, удобрения и технику;

- низкий урожай в стране или в мире, в не зависимости от причин;

- ограничение или прекращение импорта продовольствия со стороны стран-экспортеров.

3. Качество продуктов питания. Особое беспокойство вызывает безопасность продуктов питания, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок страны некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. Дело в том, что технические регламенты, которыми заменили ГОСТы, вместо требований к качеству продукции устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие ее биологическую, химическую и радиационную безопасность. Таким образом, состав продуктов питания может быть произвольным (при условии его безопасности), что с учетом российской смекалки и способности использовать любую лазейку в законе, расширяет возможности для фальсификации продуктов питания.

В Омской области продовольственное обеспечение на порядок выше, нежели чем по России, конечно если не считать потребление фруктов и ягод. Это можно увидеть из таблицы, приведенной ниже.

Таблица - Потребление продовольствия в Омской области и России

(кг на 1 человека в год)

Виды продовольствия

Физиологи-ческая норма

Россия

Омская область

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012г.

Мясо и мясопродукты

74

65

68

70

73

Молоко и молочные продукты

389

246

249

343

308

Яйца шт.

290

271

276

300

276

Рыба и рыбопродукты

14

16.6

17.1

17.5

12.6

Сахар

36

40

40

47

47

Масло растительное

13

13.5

13.7

10.3

15.7

Картофель

117

110

111

131

120

Овощи и продовольственные бахчевые культуры

139

106

109

132

129

Фрукты и ягоды

76

60

61

50

50

Хлебные продукты

110

119

119

138

141

В аграрном секторе Омской области на начало 2013 года функционировало около 400 сельскохозяйственных организаций; зарегистрировано 2,9 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей; приусадебные участки имели около 300 тыс. хозяйств населения (семей); в 642 садоводческих, огороднических некоммерческих объединениях граждан использовалось более 180 тыс. земельных участков. Площадь сельскохозяйственных угодий, используемых всеми землепользователями, составляла 6173,8 тыс. гектаров, из нее пашня – 4015,0 тыс. гектаров (65,0 %) .

Основными отраслями сельского хозяйства области являются растениеводство (возделывается пшеница, рожь, овёс, ячмень), молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство. Объем производства продукции сельского хозяйства в январе-июне 2013 года составил 12943,2 млрд. руб. или 107,3 процента к соответствующему периоду 2012 года, в том числе продукция растениеводства – 7488,5 млрд. руб. (107,5 процента), животноводства – 5454,7 млрд. руб. (107,2 процента). В области выращивают зерновые культуры, картофель, овощи, подсолнечник и другие культуры. Cбор зерна в 2013 году составил 3,6 миллионов тонн зерна По данным многолетних наблюдений в 2013 годуполучен пятый по величине урожай зерна за последние 50 лет. Только в 1979, 1980, 2001 и 2009 годах валовой сбор превысил показатели нынешнего года.

Обогащение потребительского рынка разнообразием товаров, участие в процессе функционирования мирового торгового оборота, связь с экономически развитыми странами – это самое обычное состояние почти каждой современной страны. Для Российской Федерации характерно, что огромную долю всех продовольственных продуктов, которые мы видим на прилавках, являются импортом. Большую часть импорта составляет продукция животноводческой отрасли. Это является следствием того, что производство данной продукции в нашей стране сократилась до критического уровня. Эта проблема является актуальной для нашей страны в связи с вступлением во ВТО. Для успешной адаптации в ВТО необходимо, чтобы экономика страны была не ниже уровня экономик стран участниц ВТО во всех сферах. Сегодня же наша страна находится в положении продовольственного кризиса и вступление в эту организацию не только окончательно подрывает Российскую продовольственную безопасность, оно ставит под угрозу национальную безопасность нашей страны.

В том, что Россия вступила в ВТО, пока выигрывают соседние страны. Из- за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза.

В 2013 году ввозные пошлины снизились еще больше, а субсидии отечественным производителям сократились. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом. Очень высока закредитованность производителей молока. Отсюда и высокая стоимость молока и, как следствие, высокая стоимость отечественной продукции, которая не выдерживает конкуренции со стороны Украины, Белоруссии, а зачастую и дальнего зарубежья. К концу 3-го года пребывания в ВТО объемы импорта будут значительно больше, объемы собственного производства уже заметно сократятся.

Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке.. В итоге цены на необработанную свинину рухнули, что сделало выращивание свиней в России в нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен. Гибель отечественного животноводства впоследствии все равно ударит по кошелькам россиян: то есть и так не дотягивающее до нормы потребление мяса может уменьшится, что в свою очередь способствует подрыванию продовольственной безопасности страны.

Что касается продукции поставляемой из-за рубежа то она уступает по качеству отечественной, но по своей стоимости вымещает российскую, т.е. из за вступления в ВТО вместо своих качественных продуктов не выдерживающих конкуренции потребитель получает менее качественные продукты питания.

Для Омской области вступление России в ВТО на начальных этапах имеет негативные последствия и может подрывать продовольственную безопасность региона. Так в 2013 собрано около 3,6 миллионов тонн зерна, это высокий показатель. Но, к сожалению возникла проблема с реализацией урожая. После вступления в ВТО предложение зерновой продукции на рынке превысило спрос и в связи с этим наблюдается спад цен на зерно. Многим регионам выгоднее купить импортное зерно нежели зерно своего производителя. Во многих случаях фермеры, собравшие большой урожай, остались в убытке, что чревато разорением производителя и подрывом продовольственной безопасности.

Таким образом, продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. Для того чтобы предотвратить продовольственный кризис следует супсидировать аграрный сектор в большой мере, искать инвесторов и улучшать техническое оснащение в АПК.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. №120. - Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2010/02/03/prod-dok.html (дата обращения 17.12.2013)

2. Евдохина О.С. Продовольственное обеспечение Омской области / Проблемы экономики и менеджмента: научно-практический журнал. №6 (22) июнь. 2013. С.26-31

3. Сельское хозяйство и балансы продовольственных ресурсов. Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#

(дата обращения 17.12.2013)

4.Государственная программа на 2013-2020 годы.Электронный ресурс. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm (дата обращения 17.12.2013)

Просмотров работы: 3035