В настоящее время остро встал вопрос о предупреждении и ликвидации ЧС.
Одна из основных проблем государства и общества на современном этапе – гарантия безопасной жизнедеятельности населения на всей ее территории, как в мирное, так и в другие периоды. Россия, как страна с обширной территорией, распространяющейся в нескольких природных зонах, обладает очень большим разнообразием ландшафтных, геологических и климатических условий. Поэтому, территория страны подвержена проявлению полного набора неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.
Еще одним источником возникновения чрезвычайных ситуаций является бесконтрольное наращивание производственных мощностей, концентрация источников повышенной опасности, что приводит к увеличению риска возможности возникновения различных аварий и катастроф.
Рисунок 1 – Пострадавший во время пожара дом
Рисунок 2 - Наводнение
При ликвидации ЧС используются технические средства МЧС, которые находятся в ограниченном количестве в специальных местах дислокации. Для отдельных регионов время перебазирования спецтехники может оказаться значительно выше жизненного ресурса пострадавших в ЧС людей. Как альтернатива спецсредствам МЧС используется строительно-дорожная техника, которая оказалась рядом. Чаще всего используются бульдозеры, экскаваторы, краны, механизированный инструмент, средства малой механизации, скреперы, грейдеры, погрузчики, канавокопатели, экскаваторы-драглайны.
Проведем анализ рассредоточения строительно-дорожной техники по различным местам региона на примере Белгородской области с учетом способа их перемещения.
Для исследования приняты следующие критерии: вид техники, транспортная скорость, способ перемещения, время перемещения на расстояние 100 км, силовые характеристики.
Аналитическая функция обеспечения технической поддержки мест аварий во времени примет следующий вид:
Ft=f(Ai; ϑтрi;ϑсобi;t100км;Ni)
Результаты представлены на диаграмме времени перемещения строительно-дорожной техники на 100 км.
Диаграмма 1 – Время перемещения строительно-дорожной техники на 100 км.
Из диаграммы видно, что быстрее всего до места назначения доберется самоходная техника на базе автомобиля(КаМАЗ). Время перемещения (транспортирования) другой техники в пределах 2,5 часов.
Рассмотрим на примере Белгородской области примерное время перемещения строительно-дорожной техники из областного центра в районные.
Примем среднюю скорость 40 км/ч.
Рисунок 2 – Карта Белгородской области с временными отрезками доставки строительно-дорожной техники
Таблица 2 – Время доставки строительно-дорожной техники от г. Белгорода
Название города |
Расстояние, км |
Время, ч |
Красная Яруга |
78 |
1,95 |
Ракитное |
65 |
1,6 |
Борисовка |
45 |
1,1 |
Грайворон |
75 |
1,9 |
Шебекино |
32 |
0,8 |
Короча |
55 |
1,3 |
Старый Оскол |
153 |
3,8 |
Чернянка |
109 |
2,7 |
Новый Оскол |
118 |
2,95 |
Губкин |
125 |
3,1 |
Волоконовка |
115 |
2,8 |
Валуйки |
152 |
3,8 |
Алексеевка |
186 |
4,65 |
Ровеньки |
236 |
5,9 |
Ивня |
79 |
2 |
Бирюч |
176 |
4,4 |
Строитель |
23 |
0,6 |
Яковлево |
33 |
0,8 |
Вейделевка |
181 |
4,5 |
Красное |
182 |
4,6 |
Прохоровка |
62 |
1,6 |
Можно сделать вывод, что максимальное время перемещения составляет 6 часов.
Установлено, что при расположении центра базирования спецтехники в г. Белгороде некоторые поселения будут находиться вне зоны досягаемости при ликвидации ситуации спасения жизни людей. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что требуются дополнительные мероприятия обеспечивающие дислокацию основной техники в пределах 0,5 часа досягаемости. Это может быть реализовано на организационно-управленческом уровне при создании центров быстрого реагирования с информационной сетью оповещения и направлении наиболее приемлемой для конкретной ситуации техники.
Данные работы ведутся в БГТУ им. В.Г. Шухова при выполнении гос. задания на тему: «Обоснование уровня технической оснащенности технологических машин при обеспечении комплексной безопасности в чрезвычайных ситуациях».