ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА

Воробьева Е.Л. 1, Жирова О.Я. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История родного края – это традиционные праздники, обряды и сопровождавшие их песни. Почитание обычаев и традиций своих предков, уклад жизни придали им определённую устойчивость, закреплённую в слове и обрядовой символике. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл. Ведь праздник, это проявление культуры коллектива, начиная от принятых форм поведения и заканчивая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен.

Мы полагаем, что в этом отношении показательны фольклорные традиции села КузькиноЧернянского района Белгородской области. Село Кузькино является одним из локальных очагов, где трепетно относятся к народным традициям (народная одежда, календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники и обряды, песенный фольклор), о чем свидетельствуют материалы исследований, сосредоточенные в местной библиотеке.

Село Кузькино Чернянского района расположено на живописных местах по течению реки Холанки. Согласно краеведческим источникам его возраст составляет более 360 лет. Умеренный климат, плодородные земли, богатые леса, рыбные реки, удобные места для поселения издревле привлекали людей в наш край, где они находили и обильную пищу, и возможности для защиты от врагов. Расположенная на границе леса и степи эта земля стала ареной борьбы с воинственными ордами кочевников – гулами, аварами, болгарами, хазарами, половцами, монголо-татарами и другими народами (по рассказам жителей села Кузькино Т. Губкиной, Н. Кухарук, которые описали историю своего села, опираясь на архивные документы и воспоминания старожилов на страницах газеты «Приосколье», 1997 г.).

Как известно в первой четверти XVII века Чернянский район входил в Оскольский уезд. Характерным для поселений Оскольского уезда являлось то обстоятельство, что в них почти не было крестьян. Население его состояло целиком из детей боярских. Уезд делился на пять станов, очень не равных по территории и количеству поселений, находившихся в каждом из них: Окологородный – 1 поселение, Ублицкий – 15, Чюфичевский – 14, Дубенский – 8, Орлицкий – 10 поселений.

По данным Писцовой книги 1643 года в Орлицком стане, расположенном по реке Холанки, было два относительно крупных поселения – село Яблоновое на реке Орлик, состоявшее из 17 дворов и село Голубин из 22 дворов. В деревне Холани на реке Осколе было 11 дворов, деревне Волковой – 15 и в деревне Ольшанце на реке Ольшанце – 9. Таким образом, в Оскольском уезде преобладали мелкие поселения, гораздо более мелкие, чем в соседних с ними уездах («Приосколье», 1997).

По приказу 1644 года от Оскольского уезда некоторые помещики и поместья были отнесены к Яблонову. Так образовался Яблоновский уезд, который в то время включал: село Халань, деревни Ковыльную и Прилепы. К 1647 году Яблоновский уезд состоял из деревень: Кузькин Верх (современное название Кузькино), Прилепы, Ковыльная, Тростенец и Голубин. Помещиков – «детей боярских» здесь было 114 человек, крестьян за ними не было. Только в селе Голубин было 30 дворов поместных казаков («Приосколье», 1997).

В начале восшествия на престол Алексея Михайловича были основаны крепость Царев-Алексей на Осколе (впоследствии – Новый Оскол) и село Кузькино. Документы не объясняют происхождение названия села. Тем не менее из поколения в поколение передаётся рассказ о том, что первым поселился в этих местах служилый Кузьма, именем которого поселение и стало называться.

«Так в сборнике статистических сведений по Курской губернии за 1886 год даны более подробные сведения о селе. В это время Кузькино относилось к Новооскольскому уезду Халанской волости. По волости было 12 селений и 13 общин. Землевладельцем был князь Трубецкой. Численность населения по переписи 1885 года составляла: мужчин 1099 человек, из них работников – 545, женщин – 1097, из них работниц – 545. Число дворов – 319. Промыслами занимались 169 семей. Школы в селе не было. Число грамотных мужчин – 8» (Приосколье, 1997). Житель села Войлоков П. К. вспоминал: «Грамотные люди были наперечёт в селе. Газеты, помню, и получал-то один двор. Тут жил Кирдеев Егор Иванович. Он жил богато, у него и магазинчик-то был. Он ещё служил в царской армии, а потом у какого-то князя в Москве прислуживал. Видно, он денег или золотишка припрятал, потому что когда князь умер, Егор Иванович вернулся в село. Начал потихоньку строится, землю, скот, сенокосы купил. Батраков начал на работу нанимать, в общем, гремел на всё село. Так вот он и получал газету» (История села Кузькино Чернянского района Белгородской области, 1996).

Промыслы имеют чисто сельскохозяйственный характер; в местном преобладали батраки (10), мельники (5), пастухи (8), в отхожем – 176 косарей. По данным 1902 года, в селе Кузькино проживало 2500 жителей, имелась церковь и лавки. В 1932 году село Кузькино уже насчитывало 2934 человека и было центром небольшого сельского совета (из села и хутора Водяное) в Велико-Михайловской районе. В настоящее время Кузькино – большое современное село, на территории которого расположена общеобразовательная средняя школа, сельская библиотека, музей, Дом культуры, филиал Чернянской ДШИ и т.д. По решению областной администрации с 1996 года ведётся летопись села.

Таким образом, опираясь на архивные и исторические факты, а также на воспоминания старожилов села Кузькино, можно сделать вывод, что на возникновение и формирование местной традиционной песенной культуры большое влияние оказали исторические предпосылки, напрямую сопряжённые с этническими, социальными факторами, связанными с заселением края с 1647 года служилыми людьми.

Песни села Кузькино и в ближайших к нему селах Чернянского района имеет свои отличительные особенности в индивидуальном решении мелодии, ритма, лада. Для неё характерна разножанровость: свадебные, лирические, плясовые, календарные (из календарных песен наиболее распространены святочные – колядки, щедровки), протяжные, рекрутские песни. Местные исполнительские особенности характеризуются оригинальными приемами «игры» песен, включающие в себя как импровизацию, так и традиционные элементы. Свадебные песниотличаются архаичностью мелодического склада. Например, песня «У Ягора у Ивановича» имеет сюжетно-повествовательную форму, где раскрывается тема величания молодой жены. Встречаются приемы образного параллелизма («сера утица-Натальюшка»), уменьшительно-ласкательные обращения к персонажам, сообщающие народной песне специфическую художественную выразительность. В песне «Ох, подъезжал Андреюшка ко двору» представлена широта развития, импровизационность мелодических очертаний. Раскрытие содержания песни происходит в форме диалога между матерью и сыном (женихом). Величальная песня «По-над речкою»имеет сюжетно-повествовательную форму. Плясовая песня «Ой, кумушки, вы голубушки»имеет композиционную форму в виде монолога, который идет от лица девушки.

Лирические песни села Кузькино Чернянского района Белгородской области многогранны по содержанию и многолики по музыкальному стилю. Многие лирические песни напоминают жестокий романс, их тематика – любовное переживание (обычно девушки) и семейно-бытовые взаимоотношения. В некоторых песнях проходит тема страданий героини от несчастной любви, например, лирическая песня «Ой, поехал мой милай».

Хранителем песенных традиций села Кузькино является фольклорный ансамбль, образованный в 1948 году. Руководителем и творческим вдохновителем его выступила одна из участниц – Анна Сергеевна Калинина. Этот коллектив принимал участие в многочисленных фольклорных фестивалях, смотрах, конкурсах. Фондовые записи песен ансамбля имеются в кабинете народной музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Почти каждый год песенницы села принимали у себя фольклорные экспедиции из Ленинграда, Ростова, Москвы, Орла, Воронежа, Белгорода. Более 300 песен, записанных от ансамбля, хранятся в лаборатории Районного научно-методического центра посёлка Чернянка.

В 2001 году в состав фольклорного ансамбля входило 9 исполнительниц:

– Калинина Анна Сергеевна – 1922 г.р.;

– Новикова Анастасия Сидоровна – 1922 г. р.;

– Полякова Нина Ивановна – 1922 г. р.;

– Гущина Татьяна Ильинична – 1928 г. р.;

– Зайцева Марина Ильинична – 1930 г. р.;

– Стрекозова Наталья Ильинична – 1932 г.р.;

– Алёхина Ульяна Андреевна – 1924 г.р.;

– Назарова Мария Степановна – 1923 г.р.;

– Криушина Ульяна Александровна – 1923 г.р.

Наиболее чтимым праздником в селе Кузькино было Рождество Христово, в канун которого ряженые ходили по дворам и колядовали:

Коляда, коляда,

Что варила, что пекла –

Выноси сюда.

Ряженых одаривали, и они шли к другому дому.

На святки молодежь поочерёдно собиралась в хатах: сегодня у одного, завтра у другого, где проводили игры: «Ладоши», «Соседи», «Кольцо на лицо», «Жгутья», пели:

Нынче святки, все святые вечера.

Все мои подружки на игрища пошли,

Меня молоду свекор не пустил.

Заставил меня свекор овин сушить.

И я-то со зла овин сожгла,

Овин сожгла и туды пошла.

Под Новый год, в богатый вечер, ходили по дворам и пели песенки-щедровки:

Щедрики, педрики,

Выноси вареники.

Не вынесешь колбасу,

Усю хату разнясу.

Хозяева одаривали щедровальщиков варениками с сыром. Если хозяева не одаривали, то им пели:

Чтоб вам крысы велись,

И у суп катились.

А лягушки вялись,

И у борщ катялись.

После щедровок, молодежь начинала гуляния – гадания. Подходили к окну и спрашивали: «как моего жениха зовут?». Хозяева отвечали, например: «Гришка!» и т.п. Ловили кур и приносили в дом. Ставили зеркало, воду, сыпали зерно. Смотрели, чья курица что делает. Если смотрелась в зеркало и убиралась, значит, жених будет хвастун, «уличник», чистюля; если пила воду – пьяница, если клевала зерно – богатый жених будет. Бывало попадался петух. Если петух кукарекал, будет жених веселый. Бросали лапти, валенки через забор: «Далека головашка лаптя упала», а потом смотрели, чей, куда лежит носком, в ту сторону и замуж идти.

Утром на Новый год начинали посевать:

Сею, вею, посеваю,

Рожь пшеницу.

На каждую боженицу,

Где волк хвастом,

Там рожь мостом,

Где бык рогом,

Там пшеница стогом.

На иконы сыпали зерно, рожь, пшеницу. Посевальщиков одаривали деньгами, угощали варениками и т.п.

Масленица – самый веселый разгульный праздник, продолжавшийся целую неделю (с понедельника до воскресенья). В селе Кузькино, как и повсеместно, на масленицу традиционным блюдом были блины.

Все дни масленицы дети и взрослые катались с гор, а также в течение недели устраивали кулачные бои улица на улицу, в которых участвовали мужчины разных возрастов. Одна улица была «партизан», вторая улица – «вперёд за урожай». Со словами «Го!» мужики начинали бороться, кто кого прогонит (на конец села) тот и победитель. Однако главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Тещины вечерки происходили в пятницу. Зять с женой гостили до воскресенья.

На «Сороки» в селе Кузькино пекли печенье – фигурки жаворонков. С этими фигурками гуляли возле скирдочков, затем их хранили до следующего года, «чтобы был хороший урожай». При закликании весны в селе Кузькино Чернянского района пели:

Мужички, мужички,

Тяните сошнички.

Скоро пашенку пахать.

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам - зиму,

У нас корма нету!

На Троицу в селе Кузькино девушки гадали на венках, плели их и бросали в реку. В эти дни собирались «табунами», качались на релях. На каждый день был свой наряд. Так, в первый день надевали холстину, на второй день – атлас, на третий день – штофенный. Также парни и девушки прыгали через костры, сжигали в них сохраненную до этих дней троицкую березку или старый инвентарь: сохи, бороны, сани.

В библиотеке села Кузькино хранится «История села», составленная заведующей библиотеки Н.П. Адамчук, в которой описаны обычаи и обряды села: «При рождении и крещении детей родильнице дают пить водку, настоянную на калгане с примесью померанца. Эту настойку называли калгановка. Когда новорождённое дитя повивальная бабка начинает смывать, в это время отец его кладёт в купель какую-либо монету, «дабы озолотить своё детище». Для того чтобы у ребёнка не было грыжи или плеснявки (молочницы), в первый раз кормят его смесью, приготовленной из свежей моркови или свежего бурака и квашеного теста.

До крещения младенца родильницу навещают одни только ближайшие по родству женщины и приносят ей булки и бублики. Окрестить младенца жители села старались, если не на тот же самый день, в который ребёнок родился, то никак не далее как на другой день. Потому крестины ограничиваются умеренным обедом для кума, кумы и некоторых родных. В конце каждый гость кладёт деньги повивальной бабке и роженице, этим и оканчиваются крестины. Но спустя несколько дней празднуют родные. На этот раз приглашают родных и знакомых женщин; мужчин же в этом случае не бывает, кроме кума или самых близких родственников. Если при первой в семье родится дочь, в таком случае за обедом гости потчуют в насмешку отца новорождённой «разгонщиком» (блюдо с перцем, солью и хреном), и отец должен съесть эту смесь. Когда у ребёнка начинают прорезываться зубы, крёстные отец и мать дарят ему что-либо на зубок. Когда дитя достигнет годовалого возраста, то крёстный отец в первый раз стрижет ему волосы, при этом кладёт ему на голову монету» (История села Кузькино Чернянского района Белгородской области, 1996).

Свадьба – один из самых древних семейных обрядов. Большая часть свадеб игралась, прежде всего, в осенние месяцы, между Успенским и Филипповским постом (15 августа – 14 ноября) или зимою после Святок в рождественский мясоед. Эти сроки, приуроченные к церковному календарю, имели немалый практический смысл: для семейных праздников использовались наиболее длительные передышки перед началом и по окончании сельскохозяйственных работ.

Свадебные песни исполнялись в период ключевых моментов обряда. Например, приход и уход сватов, приезд жениха за невестой, вывоз приданого невесты, встреча их в доме жениха и др.

Невесту присматривали родители и родственники, наводили окольными путями справки о ней: проворна ли в работе, аккуратна, не груба ли, не грешит ли дурными поступками. Существовал обычай – незаметно, через доверенное лицо испытывать девушку на разумение, сообразительность.

Заручившись согласием девушки на брак и взяв у неё в залог что-нибудь, парень объявляет своим родителям о намерении засылать сватов. Сватать идут под вечер в субботу или воскресенье. На роль сватов приглашаются родственники или соседи жениха, обычно женатые и немолодые мужчины и женщины, желательно речистые, находчивые, которые способны выйти из любого трудного положения, расположить к себе не всегда сговорчивых хозяев.

Мать жениха вручает сватам специально испечённый хлеб, «каравай» и обращается к ним с просьбой: «Пойдите, похлопочите за нашего сына». Вместе со сватами идут жених и его отец и мать. Подойдя к дому невесты, стучатся и под видом странников или охотников или купцов, прослышавших о красном товаре, говорят: «Примите, добры люди, дальних купцов в дом! Долго едем, уморились, приморозились, дозвольте погреется да отдохнуть». – «Хорошим людям мы всегда рады, проходите», – отвечают хозяева.

Все входят, кроме жениха, он остаётся пока за дверью. «Слышали мы, – продолжают сваты, – у вас имеется красный товар, а у нас – добрый молодец, у вас девица, а у нас – парубок. Так не будем ли сватами? – допытывается сват старший». «Может, и будем, сейчас спросим дочку, да и не мешало бы взглянуть на купца, не хромой ли, не косой». «За этим дело не станет, сейчас покажем», – сват вводит жениха, тот с поклоном здоровается с родителями невесты. Его заставляют пройтись, «показаться». «Наш жених хороший, – не унимается сват, – трубку не курит, водку не пьёт, на улицу мало ходит, окна не бьёт, не дерётся, но и кулаков не боится. На то он и парубок. Теперь желаем взглянуть на девицу!»

Жениха посылают найти невесту и привести её в хату. Когда они появляются, сват обращается с вопросом: «Ну, что, девушка, по нраву ли тебе наш молодец, пойдёшь за него?» – «По нраву, но без воли отца, матери не выхожу». – Ну, как дорогие мать и отец, глянулся вам наш жених?» – Нам-то глянулся, да последнее слово за дочкой, ей жить. Бери, дочка, хлеб, хочешь – свой отдавай, хочешь, их возвращай.

В знак согласия невеста берёт принесённый хлеб и ставит на почётное место, а взамен вручает сватам свой, испечённый для этого случая. Или разрезает пополам принесённый каравай, одну половину оставляя себе, другую, символизирующую состоявшееся сватовство, с поклоном возвращает сватам. «Ну, сваточки родимые, – говорит старший брат, – давайте, и мы в знак обоюдного нашего согласия ударим по рукам, в добрый час!»

Молодые удаляются в другую комнату, а сватов усаживают за стол на совет и начинают переговоры о предстоящей свадьбе: назначают сроки, оговаривают порядок, число гостей со стороны жениха и невесты, характер и количество подарков друг другу в знак уважения и породнения семей. Закончив переговоры, старший сват обращается к отцу невесты: «Ну сват, когда же рушники будут?»

Обряд перевязывания рушниками сватов – своеобразный акт народной помолвки, во время которой девушка и парень объявлялись женихом и невестой. Мать невесты выносит поднос со сложенными рушниками, собственноручно приготовленные невестой, которые она преподносит вначале будущему свёкру, свекрови, а затем другим родственникам. Невеста вначале перевязывает жениха шарфом, затем рушниками и платками перевязываются через правое плечо старший сват, дружки, бояре, другие свадебные чины, которым тут же объявляют, называют их полномочия и обязанности по организации и руководству предстоящей свадьбы.

Получившие подарки, благодарят невесту: «Спасибо отцу и матери, что рано дочку будили, всякому добру учили. Спасибо и тебе дочка, что рано вставала, шила, вязала, рушники вышивала».

Мать жениха связывает молодым руки платком (невесте – левую, жениху – правую) и ведёт их к выходу. А в это время отец жениха приглашает родню невесты к себе в дом на «разгляденье» или «двора глядеть». Если после осмотра хозяйства на подворье родители невесты не заходили в хату, сватовство расстраивалось и сватам возвращали хлеб и рушники.

Девичник в доме невесты проводился с целью помочь ей в подготовке нарядов, приданого, подарков будущей родне. Излюбленным угощением девичих вечеринок являлись подсолнечные и тыквенные семечки, которые тут же поджаривались и раскладывались. Перед вечером невеста созывает подруг: посылает младшую сестру и подругу отпрашивать у старших, чтобы их пустили на вечеринку, ведь такие посиделки затягиваются допоздна, а то и до самого утра.

Вечером прибывает жених с друзьями, прихватив с собой музыканта, а главное гостинцы – конфеты, орехи, пряники, специально испечённые калачи. Но прежде, чем садится за столы, жених должен угадать, которая из накрытых платками невест, его. Девушки заводят свадебные песни, в которых обыгрываются жених и невеста, дружки, сватки и другие.

В этот вечер друзья жениха должны выкупить у девушек свадебную рубаху, которую невеста приготовила жениху в качестве подарка и которую он должен обязательно надеть в день свадьбы. Этот обычай обыгрывается ещё и по-другому: девушки «продают» весь узелок, в котором есть и рубаха и разные мелочи – щётки, расчёска, носки, приготовленные для жениха. Если выкуп мал, девушки поют «дразнилки». Жених также вручает невесте подарок: свадебное платье с головным убором.

На девичнике самые близкие подруги расплетали невесте косу, и последний раз заплетали по-девичьи, вплетая красную ленточку – косоплётку, что символизировало честь девушки. И при этом пели песни, например, «Вороты, вороты».

На свадьбу пекли много хлеба, каравай. На почётную роль главной каравайницы звали женщину, у которой удачно сложилась семейная жизнь, которая любима мужем, у которой в доме порядок и достаток.

Рано утром в день свадьбы к невесте сходятся принаряженные подруги, одевают невесту в парочку: атласная юбка, кофта, ботиночки, на голову венок. Невеста раздает девушкам платочки и цветы, которые они прикрепляют на грудь. Невесту усаживают в углу горницы на стул, покрытый вывернутым на изнанку тулупом. От него к самому порогу дома расстилают дорожку, по которой пойдёт жених со своей свитой забирать невесту. Однако, у ворот сооружаются две «заставы» под выкуп. Первый кордон – более сильного укрепления: парни и девушки, вооруженные метлами, палками, щитами. На пороге дома усаживают детей со скалками и поварёшками.

В это самое время в доме жениха снаряжается «свадебный поезд». Кортеж, состоящий из двух повозок, украшается гирляндами из цветов, перевитых яркими лентами. Сидения и ступеньки застилают домотканными ковриками. В гривы и сбруи вплетаются разноцветные ленты, подвязываются платочки, на дугу крепятся бумажные цветы, колокольца с бубенчиками. Всех, кто едет с женихом, перевязывают рушниками и нагрудными цветами. Пока сваты и родственницы жениха украшают поезд, родители благословляют сына в путь.

В свадебном поезде должно быть обязательно нечетное число лиц (жениху пары нет): на передней повозке вместе с женихом садится старший сват с «гельцом» в руках (разукрашенная ветка), свашка с подарками, музыканты.

Завидев в конце улицы приближающийся поезд, «охрана» невесты, вооруженная метлами, палками, торопится закрыть ворота. Сражение у ворот является напоминанием давнего обычая умыкания невесты, борьбы и даже войны за неё. Но вот неожиданность: на невестином подворье вдруг объявляются жениховы «лазутчики», которые незаметно проникли во двор, требуя у «охраны» уменьшить размеры выкупа и открыть ворота.

Во двор вначале пропускают лишь старшего дружку, который входит с рюмкой и закуской, приветствуя: «Здравствуйте, будьте здоровы! Кланяется наш молодой вашей молодой, сват свату, сваха свахе, а бояре дружкам. Просим покорно отведать нашего хлеба-соли». – «Ваш хлеб-соль не вкуснее нашего», – отвечают ему. Дружка, возвращаясь, докладывает: «кланялась молода молодому, а сваха сваткам, а дружки боярам, а кочерга лопатам, а печь музыкантам!». Его с другими более высокими подношениями посылают до трех раз, пока дружка со стороны невесты не испробует угощения, только тогда гостей пропускают до порога. Но здесь на пути жениха как из-под земли возникают другие невестины «рыцари», стерегущие её. Невесту «продают» младшие братья и родственники: «А это ещё что за защитники такие? А ну, разбегайтесь поживей!» – грозно восклицает дружка.

– Ишь, ты, какой быстрый, – детишки грозят ему скалками и поварёшками. Приходится опять давать выкуп. Выкупают орехами, конфетами, пряниками и деньгами. Итак, выкупив место около невесты, дружка обращается к родителям невесты: «Родные отец и мать, дозвольте ввести молодого!» затем возвращается за женихом, который подходит к невесте, целует её и становится рядом. Подруга невесты крепит ему на левую сторону груди белый свадебный цветок. Затем перевязывают рушником через левое плечо старшего дружку от невесты. Так с песнями и прибаутками подруги невесты «продают» косу, постель. Продав перину, дружка объявляет, что час пробил, и пора в дорогу – в церковь венчаться.

В это время у дома невесты караулят детишки, которые, увидев приближающийся «поезд» начинают кричать: «Едут! Едут!». У ворот родительского дома невесты, невесту встречают мать и отец с хлебом-солью, благословляют, поздравляют с женитьбой. Молодых обсыпают зерном, пшеницей, конфетами, деньгами, чтоб были счастливы и богаты.

Затем все гости и молодые рассаживаются за столом. Певуньи заводят свадебные песни, обыгрывая жениха и невесту, сватов: «У Ягора, у Ивановича», «По над речкою». По окончании пиршества родные невесты благословляют молодых.

На второй день свадьбы пировали в доме жениха. Утром молодые ехали к родителям невесты. По дороге гости пели песни. На воротах жениха висел красный флаг, «чтобы гости не проехали мимо». Возле ворот родственники с обеих сторон торговались за сундук и приданное. В доме жениха свашки вешали рушники, занавески. Нарядно убирали хату. По окончании «работы» танцевали на лавках и просили плату за работу, не сходили с лавок до тех пор, пока не получат угощения. После этого все садились за столы, и невеста одаривала родственников жениха. Затем все дарили подарки молодым: телят, овец, козлят, поросят, лошадей, коров. Родители, обращаясь к молодым, говорили такие слова: «Примите, дети, мир, благословение наше. Как говорили в старину, совести своей и добрых людей держитесь. Живите дружно, в любви и согласии. Ты, дочка, будь умница: трудолюбива и терпелива, почитай новых своих родителей, слушай мужа. А ты, сынок, люби свою жену и будь с нею счастлив».

Каждый подарок дарился с присказками: «На шило, на мыло, чтоб жена мужу была всегда мила»; «Гроши медны, чтоб не были бедны, а серебро, чтоб всю жизнь было добро». Одна из свашек спрашивает: «Не пора ли невесте снять свадебный убор и покрыть голову платком?» Невесту переодевают, покрывают платком и выводят к молодому. Дружка спешит отметить: «А молода – то наша ещё краше стала!»

Третий день свадьбы выпадал на понедельник. Собирались гости после обеда, рядились в доктора, цыган, ведьм, леших, медведя с поводырём, солдат и других. Традиционная особенность ряжения в том, что мужчины, как правило, играют женские роли и, наоборот. Кто опаздывал на гулянье, того качали на одеяле в воротах, пока не откупится.

Прямо на улице убирали повозку или тачку старыми полотенцами, мочалом, наспех приготовленными цветами, кто посмешнее сообразит. На тачку сажали свекровь. Ее катали до тех пор, пока не откупится. Могли сбросить в воду, свалить в грязь. Из дома выносили старые горшки, били их на черепки и под музыку все пускались в пляс. Ряженые пели песни, обыгрывали разные сценки. После танцев, песен, угощения родители жениха выносили горшок, разбивали его, что означало конец свадьбы.

Таким образом, проанализированные нами жизненный и календарный циклы дают представление о мировоззрении, художественных предпочтениях селян и общественно-бытовом укладе жителей села Кузькино Чернянского района Белгородской области.

Фольклорно-этнографический материал, в том числе народные песни записаны автором от народных исполнительниц Кузькино:

Н.А. Стрекозовой (1928г.р.),

О.И. Шелушининой (1926г.р.),

Е.П. Шелушининой (1928г.р.),

А.С. Новиковой (1926г.р.),

М.С. Потаповой (1928г.р.),

Н.И. Стрекозовой (1932г.р.).

Таким образом, проанализировав историю заселения села Кузькино Чернянского района можно полагать, что на формирование местных песенных традиций. Оказали влияние различные исторические события, социально-бытовые условия, хозяйственно-земледельческий уклад жизни. Рассмотрев обряды и традиции села Кузькино, есть основание констатировать, что преобладание песенной земледельческой тематики, тесно связанной с обрядовой культурой, сформировало свадебные, плясовые, протяжные, календарные песни.

Список литературы

  1. Веретенников, И.И. Белгородские карагоды / И.И. Веретенников. – Белгород: Издательство «Везелица», 1993.

  2. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной народной художественной культуры: учеб. пособие / М.С. Жиров. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.

  3. История села Кузькино Чернянского района Белгородской области, 1996.

Просмотров работы: 2521