ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Белых О.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема толерантности в современном обществе среди молодёжи занимает довольно значимое место. Работа по формированию толерантности у юного поколения должна быть многосторонняя и постоянно контролируемая. Необходимо осознание того, что все культурные различия другого народа должны вызывать интерес и уважение с другой стороны. На сегодняшний день данная проблема актуальна из-за различных социальных процессов, которые происходят непрерывно и оказывают значительное влияние на подрастающее поколение. В связи с возрастными особенностями молодого поколения, им присущ максимализм, а также желание выделиться из толпы, показать свои способности, личные качества. В понятии термина "толерантность" можно выделить следующие аспекты:

• толерантность по отношению к себе;

• толерантное отношение с коллегами;

• толерантность по отношению к этническим семейным традициям;

• межкультурная толерантность.

Содержание различных дисциплин, в том числе и английского языка, где образная система открыто, влияет на эмоциональный мир личности, её ценностные ориентации, - даёт множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. Поэтому изучение иностранного языка способствует формированию человека как личности, его значимости в социуме, умению осознавать и принимать важнейшие культурные ценности изучаемого языка. Огромную роль в этом оказывает страноведение, которое нацелено на создание коммуникативной терпимости, а значит, - и толерантности к другому народу. Например, при изучении таких тем, как «What is culture?», «British Traditions and Customs», «National holidays of the USA», «Greenpeace», «The history of United Nations», «Folk Customs and Rites». При изучении темы «Ecology» («Экология») можно познакомиться с экологическими проблемами во всем мире, узнать о способах их решения. Используя при этом текст «Environmental protection in Great Britain» (Защита окружающей среды в Британии), мы понимаем, что проблема носит международный характер: Theprotectionofnaturehasbecomeofinternationalimportance. Great Britain stresses the need for improvement of environmental protection too.

Например, особенность речи американцев такова, что главное место среди приёмов этикета речи являются формы выражения извинения, благодарности, вежливости, толерантности, а также речевые единицы, которые помогают сохранять дружеские и теплые отношения. Чтобы расположить благоприятное отношение от собеседника необходимо уметь находить положительное во всем, по отношению к нему: характер и манеры его поведения, уважать взгляды, интересы не зависимо от выбора; принимать круг его знакомых, друзей. Все проведенные методы работы над данными темами говорят нам о том, что на занятиях английского языка можно успешно решать практически любые задачи по воспитанию у учащихся толерантности, используя конкретные средства обучения и приёмы.

Непосредственно работа с текстом, имеющим воспитательную ценность, не может считаться достаточной в полной мере для достижения должного эффекта. Ключевым элементом здесь является его адекватная интерпретация и вдумчивое понимание. Преподаватель, высказывая свою точку зрения, тем самым создаёт своеобразный канал, с помощью которого студента ощущает на себе влияние воспитательного воздействия.

Целесообразным на занятиях английского языка представляется работа с текстами различной учебной направленности, анализ и перевод текстов, создание сопоставительных таблиц (особенности инокультуры в сравнении с собственной культурой), что позволяет провести межкультурные параллели и достичь поставленных целей в успешной коммуникации. Также данная стратегия позволяет осуществить эффективный диалог национальной и иноязычной культур. Приём использования диалога культур служит главным методом воспитания толерантности у студентов.

Изучение английского языка в коммуникативном аспекте оказывает существеное влияние на воспитание разносторонней языковой личности, владеющей знаниями об общечеловеческих ценностях, о культурном наследии и истории как своего народа, так и народов других стран. Человек, обладающий данными качествами способен принимать участие в межличностных и межкультурных коммуникациях, толерантно относиться к представителям других культур. Осуществление воспитательного процесса в культурном аспекте позволяет студенту эффективнее усвоить учебный материал, мотивирует к познавательной деятельности в сфере коммуникации, делает возможным синхронное восприятие языка и культуры, оказывает положительное воздействие на психологическое состояние обучающихся, формирует толерантное отношение студента к представителям иноязычных культур.

Таким образом, английский язык, являясь значимым элементом культуры народа – носителя языка и способом передачи ее другим, способствует приобщению человека к культуре страны изучаемого языка, ознакомлению с традициями, обрядами, обычаями, и символами государств, способствует формированию культуры общения, содействует общему развитию и воспитанию личности.

Список литературы

1. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.

2. С.Тер-Минасова « О некоторых социокультурных сложностях в процессе изучения иностранного языка» Проект «Перспектива» ТВ канал «Культура».

3. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина [Текст] /В.С. Агапов //Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.

1. Festival.1september.ru/articles/581516/ Будаева Т.А. «Воспитание толерантности на занятиях английского языка».

2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-129475.html

Просмотров работы: 1523