МОЛОДЁЖНЫЕ РЕПРОДУЦИРУЮЩИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ АНСАМБЛИ КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОЛОДЁЖНЫЕ РЕПРОДУЦИРУЮЩИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ АНСАМБЛИ КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ивошина С.А. 1, Коноваленко С.П. 2
1ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств»
2ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведённым исследованиям, возрождение традиционной песенной культуры посредством молодёжных репродуцирующих фольклорных ансамблей является одной из актуальнейших проблем современной практической музыкальной фольклористики,где вопросы истории, теории и методики творческого освоения народного певческого искусства представляют собой живой процесс воспроизводства региональных песенных традиций, народной певческой школы, музыкального фольклора в целом. Этим обстоятельством обусловлено создание «вторичных», имитирующих фольклорных ансамблей, коллективов, главной задачей которых является аутентичное воспроизведение образцов музыкального фольклора,реконструкция песенной традиции в многогранной концертно-исполнительской практике, с учётом современной музыкально-культурной жизни и глубокого изучения песенных и певческих традиций.

Постижение «этнического звука», близкое к «аутентичному» звучание музыкального фольклора необходимы как научный и творческий эксперимент в поиске исполнительских проектов, направленных на сохранение и популяризацию эталонного звучания традиционной песни.

В настоящее время фольклорное пение представляет собой интерес не только как репертуарный ресурс или средство воспитания эстетического вкуса, но и как способ миропонимания и познания человеком самого себя. По мнению Ю. М. Лотмана, едва ли не самый важный побудительный мотив всё возрастающего интереса к фольклору – это информационный парадокс, заложенный в традиционном искусстве[4].Народная духовная культура охватывает всю систему воззрений на природу и человека.Выработанные тысячелетиями идеалы народного сознания – это и есть основы общечеловеческих нравственных качеств личности: любовь, доброта, милосердие, трудолюбие, почитание старших, почитание традиций, уважение, смирение, покаяние, сострадание.Весь этот морально-нравственный комплекс воззрений русского народа представлен в русской народной музыке.

Участники молодёжных фольклорных коллективов (уже от того, что они участники) интересны и необычны. Они приходят не «просто попеть» в коллектив. Каждый из них – личность, которой движет желание познания самого себя, национальных корней, культуры своего народа. Благодаря усилиям молодых фольклористов, певцов, не происходит забвения фольклорной песни, возобновляется интерес к «старому».

История развития фольклорного движения в молодёжной среде и влияния его на личность связана с именем Д.В. Покровского. Его коллектив вполне может явиться примером яркой реакции общества и огромного резонанса на многие годы.Когда на сцену ворвался Дмитрий Викторович Покровский со своим ансамблем, начался настоящий «фольклорный бум»,более десятка летих творчество вызывалосамую разную реакцию в обществе – от восторгов и преклонения до резкого неприятия и отвращения. Но талантливый руководитель действительно потряс огромную страну, усыплённую «псевдозадушевными» [1]звучаниями народных хоров. Покровский предложил совершенно новый, необычайно динамичный, очень современный – образ фольклора. Фольклорная песня несла в себе смелое новаторство, активное личностное проявление, и являлась социально значимым явлением.

В настоящее время молодёжные репродуцирующие фольклорные ансамбли – единая общественно-культурная сила, собственно «фольклорное движение».С деятельностью этих коллективов связаны важные находки, определившие дальнейшие пути творчества и развития. Эти ансамбли имеют ярко выраженное собственное «лицо»[2]. Оно определяется, конечно, в первую очередь своеобразием локальных фольклорных традиций, на основе которых работает коллектив.

Лучшие фольклорные коллективы отличает высокий уровень певческо-исполнительского мастерства. В их составе объединились не просто энтузиасты и не только любители пообщаться, не только молодые исследователи-экспериментаторы, но и по-настоящему талантливые молодые певцы, обладающие хорошими голосами и природной музыкальной одарённостью. В ансамблях проводится большая, тщательная, упорная работа над освоением песен, над качеством пения, над приближением к традиции-первоисточнику. Осознаётся необходимость устного обучения фольклорному пению: разучивать песни предпочитают не по нотным записям, а по слуху, с помощью звукозаписей, в частности многоканальных[3]. Кроме того, участники молодёжных групп установили прочные, многолетние, по-настоящему тесные и дружеские связи со своими «учителями» - так уважительно называют сельских мастеров народного пения. Таким образом, происходит непосредственное прямое общение «города с деревенскими исполнителями».

Молодёжным ансамблям приходится много петь на сцене, их записывает радио и телевидение. Сцена, конечно,является главной целью коллектива, но она не диктует условия, так как большая часть жизни коллектива проходит вне сцены. Поездки в деревни, общение с народными исполнителями, внутри ансамблевые «спевки», дружеские встречи с другими коллективами, праздники и гулянья – вот что составляет содержание деятельности молодёжных групп этого направления.

Фольклорный ансамбль – это ещё и образ жизни, в котором органично соединяется «городское» и «деревенское», «бытовое», «праздничное» и «концертное», «устное» и «письменное».Участники всегда с энтузиазмом относятся к любой возможности встретиться с друзьями по фольклорному движению. Возможность общения дают фольклорные праздники и фестивали, которых проводится немало. С уверенностью можно сказать, что в ансамбляхтакого рода обычно царит накаленная атмосфера коллективного поиска репертуара, направления, способов функционирования осваиваемого фольклорного материала в условиях большого города. Так, постепенно сложился «свой, фольклорный круг» участников ансамблей, их родственников, друзей и знакомых.

Ансамбли ориентированы на неформальное общениеи бытовую фольклорную деятельность, также на получение и демонстрацию «качественного» художественного (певческого) результата. Участники фольклорных ансамблей зачастую достигают высокого уровня знаний и мастерства. Фольклорные коллективы по-разному решают задачи по пропаганде и популяризации народного искусства. Одни стремятся только к подлинности в любом творческом проявлении, в манере пения, в хореографии, в инструментарии, в костюме: другие больше внимания уделяют аутентичности в песне,своём творчестве: третьи пытаются «вписать» народные традиции в рамки эстрадного искусства. Безусловно, все эти направления имеют право на существование, но только на основе грамотного подхода в решении профессиональных задач. В регионах России созданы сотни молодёжных и детских фольклорных ансамблей разных направлений, в основе деятельности которых – сохранение и пропаганда местной певческой традиции.

Вопрос о судьбе традиционного репродуцирующего музыкального фольклора в современных жизненных условиях бытования остается одним из наиболее значимых и популярных тем сегодняшнего музыкознания. Жизнь современного общества быстро меняется и возникает проблема сохранения традиционного фольклора. Молодежные репродуцирующие коллективы, по нашему мнению, это та исполнительская форма, которая поможет возродить безвозвратно уходящий музыкальный фольклор. Участники хорошо понимают, что фольклор – это сама жизнь, и в ней есть место к стремлению и совершенству с ориентацией на вершинные образцы и мастерское исполнение традиционной песни, и рутинная повседневная работа по осмыслению и восстановлению системных связей традиционной культуры в «различном объеме ее видов» [2], где музыке отводится хоть и важное значение, но не всегда главная роль.

Фольклорные ансамбли не замыкаются только на сценических формах, но дают, прежде всего, образцы живого существования культуры, передают свой опыт подрастающему поколению, наполняя современную жизнь наиболее жизнеспособными элементами традиционной культуры и теми пластами фольклора, которые принципиально «не концертны», то есть теряют всякий смысл в несвойственной им ситуации [1].

Таким образом, молодежные репродуцирующие фольклорные коллективы вносят величайший вклад в сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры, ведь невозможно будущее без сохранения прошлого многовекового опыта. Каждый участник такого коллектива уникален и несет в себе знания, полученные в процессе общения с аутентичными исполнителями фольклора, перенимая их опыт тем самым продолжая движение вперед национальной культуры без потерь.

Список литературы:

  1. Дорохова, Е.А.Молодежные фольклорные ансамбли в городе // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. М., 1988. С. 45-46.

  2. Жуланова, Н.И.Молодёжное фольклорное движение // Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. М., 2000.– 3-29с.

  3. Кабанов, А.С. Современные фольклорные коллективы в городе. Методические рекомендации (в помощь руководителям и участникам городских молодёжных фольклорных коллективов) / А.С. Кабанов. – М., 1986.

  4. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1997.

Просмотров работы: 3326