ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНИКОВ

Мокрицкая М.В. 1, Тугулева Г.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из эффективных моделей профессиональной деятельности психолога в практике дошкольных учреждений является модель психологического сопровождения ребенка на всех этапах его развития. Во многих учебных пособиях, раскрывается структура психологического сопровождения детей дошкольного возраста (Марцинковская Т.Д., Рогов Е.Н., Бездетко О. и др.). Однако, в них не представлен образец перспективного плана работы психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольным учреждении. В связи с этим, мы провели теоретическое и практическое исследование, которое позволило разработать примерное планирование деятельности практического психолога с целью психологического сопровождения образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Учитывая основные направления деятельности практического психолога, мы определили задачи психологического сопровождения:

- создание благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности дошкольников;

- сохранение и укрепление психологического здоровья детей;

- повышение уровня психологической культуры педагогов и родителей;

- оказание своевременной психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.

Представленный план распределен в соответствии с направлениями деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 1):

1. Психодиагностическая деятельность.

2. Коррекционная и развивающая деятельность.

3. Психологическое консультирование.

4. Психологическое просвещение.

Таблица 1

Перспективный план работы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ

Психодиагностическая деятельность

Категория

Содержание работы

Сроки выполнения

Работа с детьми

Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе.

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в младшей группе и в средних группах (Я.Н.Кушнир).

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я.Н.Кушнир).

Определение межличностных взаимоотношений в средних и старших группах. (Социометрия).

Изучение детской тревожности в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное")

Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших группах.

Изучение личности с помощью методики "Дом – дерево - человек" в старших группах.

Психологическая готовность детей старших групп к школе.

Декабрь

Декабрь, апрель

Январь

Январь, май

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Работа с педагогами

"Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Психодиагностика личности педагога.

Январь

По запросу

Работа с родителями

Анкетирование "Я и мой ребенок"

Психодиагностика взаимоотношений в семье

Декабрь

По запросу

Коррекционная и развивающая работа

Категория

Содержание работы

Сроки выполнения

Работа с детьми

- психологическое сопровождение процесса адаптации в ясельной группе.

- психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении.

- тренинги навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы и младшей группах.

- групповые коррекционно-развивающих занятия в старших группах (развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование личностного роста ребёнка, формирование готовности к обучению в школе).

- индивидуальные развивающие занятия с детьми младшей, средних групп и старших групп с низким и средним уровнем когнитивного развития.

- групповые психокоррекционные занятия в сфере общения и поведения детей в средних группах.

В течение года

1 раз в 2 недели с января по май

Февраль

1 раз в неделю с января по май

1 раз в неделю с января по май

2 раза в неделю с января по апрель

Работа с педагогами

моделирующее занятие по развитию профессиональной рефлексии педагогов.

Февраль

Работа с родителями

тренинг "Как справиться скризисом трех лет"

тренинг общения (для детей и родителей старшей группы)

Октябрь

Март

Психологическое консультирование

Категория

Содержание работы

Сроки выполнения

Работа с педагогами

- консультации с воспитателями по результатам экспресс-диагностики интеллектуального развития.

- групповая консультация с педагогами средних и старших групп по результатам диагностики эмоциональной сферы.

- групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования.

- медико-психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики психологической готовности к школе.

- медико-психолого-педагогический консилиум по вопросам адаптации детей в детском саду.

- индивидуальные консультации для педагогов

Январь

Февраль

Январь, май

Май

Июнь

По запросамв течение года

Работа с родителями

- групповая консультация для родителей ясельной группы "Мой малыш пошел в детский сад".

- индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы ребенка для родителей младшей, средних и старших групп.

- групповая консультация для родителей старших групп " Готовность детей к школе".

- индивидуальные консультации для родителей старших групп "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Август

Декабрь, февраль, март.

Февраль

Май

Психологическое просвещение

Категория

Содержание работы

Сроки выполнения

Работа с педагогами

- оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога".

- семинар-практикум "Психолого-педагогическая культура – основной фактор профессионального мастерства педагогов".

- семинар "Особенности общения воспитателя с детьми и коррекция эмоционального развития.

- участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду.

В течение года

Декабрь

Март

По запросув течение года

Работа с родителями

1. Эл. письма и оформление стендов:

- адаптация в детском саду (ясельная группа)

- детские страхи – ступеньки детства (младшая группа)

- десять заповедей для родителей (во всех возрастных группах)

- как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? (по возрастам)

- детские капризы (младшая группа)

- застенчивость (средняя группа)

- бранные слова (старшая группа)

- развиваем эмоциональный интеллект детей 6 лет

- детская самостоятельность и реакция взрослых

2. Выступление на родительском собрании:

- готовность к школе (старшая группа)

- как научить ребенка любить книгу (старшая группа)

3. Выдача книг из библиотеки.

Август

Сентябрь Октябрь

Ноябрь-Декабрь

Март

Апрель

Май

По запросув течение года

В дополнение к плану нами была проведена работа с Интернет ресурсами, которая позволила разработать методическое обеспечение психологического обследования дошкольников (табл. 2).

Таблица 2

Методическое обеспечение психологического обследования дошкольника

Диагностируемые параметры

Диагностические методики

Интеренет ресурсы

Исследование развития восприятия

- методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);

- методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);

- методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

- методика «Эталоны» (4-5,5 лет).

http://www.ourbaby.ru - «Наш ребенок»;

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

http://testoteka.narod.ru - ТЕСТотека.

Исследование развития памяти

Методика «Десять предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти ( 3-5 лет);

Тест «Десять слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);

Тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт.

http://detvora74.ru - информационный портал

Исследование развития мышления

Тест «Нахождение недостающих деталей» - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет);

Тест «Перцептивное моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);

Тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет);

Тест «Самое непохожее» – познавательное развитие (4-5 лет);

Тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет);

Тест «Последовательные картинки» – словесно-логическое мышление (5-10 лет);

Тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет);

Вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт.

http://5psy.ru - психологический портал;

http://detski.ucoz.ru - Страна детства;

www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»;

www.vseodetishkax.ru - «Все о детях».

http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики»

Исследование креативности

Тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);

Тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

Исследование уровня готовности к школе

Тест «Мотивационная готовность» – диагностика внутренней позиции школьника;

Тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности;

«Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации;

«Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация.

www.twirpx.com - информационный сайт;

http://psy-diagnoz.com -информационный сайт;

http://5psy.ru - психологический портал;

http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики»

Исследование межличностных отношений

Метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);

Тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);

Тест «Рисунок семьи».

www.twirpx.com - информационный сайт;

www.stud24.ru - «Информационный сайт для студентов»;

www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога».

Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности

Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет);

Тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет);

«Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими;

«Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт;

www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога»;

www.vseodetishkax.ru - «Все о детях».

Исследование эмоциональной сферы

Графическая методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет);

Тест «Страхи в домиках» – диагностика страхов (с 4 лет);

тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет).

www.gurutestov.ru - «Гуру в мире тестов»;

www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»;

www.twirpx.com - информационный сайт;

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН».

Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)

Анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки;

Методика измерения родительских установок и реакций (PARY).

http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;

www.twirpx.com - информационный сайт.

Просмотров работы: 17476