КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Багрова Е.В. 1, Токарев К.Е. 1, Букаев Ю.А. 1
1ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях развития российской экономики конкурентоспособность предприятий в значительной мере зависит от их способности создавать и внедрять инновации. Использование инноваций оказывает влияние на технико-экономическое развитие компаний, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Анализ отзывов на выпускников вузов свидетельствует о том, что многим молодым специалистам в условиях профессиональной деятельности не хватает самостоятельности, инициативы, творчества в работе, умения работать в производственном коллективе, то есть, личностных качеств, необходимых в инновационном обществе. Поэтому ВУЗам в настоящее время необходимо уделить большое внимание воспитанию инновационной личности, способной воспринимать, внедрять, создавать и развивать инновации. В инновационной личности как социальном типе можно выделить следующие основополагающие качеств:

  • способность к творчеству (креативность);

  • наличие определенного интеллектуального ресурса, в том числе глубоких, фундаментальных знаний по предмету;

  • социальная зрелость как готовность к инновационной деятельности (высокий уровень мотивации).

В то же время сложно прогнозировать, как проводимые в рамках ВУЗа мероприятия, призванные сформировать у выпускников эти качества, в конечном счете, повлияют на них. Это связано в первую очередь с тем, что в процессе обучения задействовано большое количество взаимосвязанных факторов: качество профессорско-преподавательского состава, мотивация студентов, даже уровень их здоровья и работоспособности, и невозможностью точной оценки характера этой взаимосвязи. Для решения подобных многофакторных, трудно формализуемых задач используются методы когнитивного моделирования, которые позволяют использовать накопленные на сегодняшний день экспертами знания для построения ситуативных когнитивных карт и для их последующего использования с целью анализа ситуаций в предметной области. При этом основным отличием методов когнитивного моделирования от экспертных систем является то, что когнитивные карты являются ситуативными – то есть связи между ними могут быстро меняться, что позволяет использовать их для анализа деятельности социальных систем, таких как ВУЗ.

Поскольку каждая специальность обладает своими особенностями, анализ качества подготовки специалистов целесообразнее всего производить на уровне отдельной специальности в рамках кафедры. Поэтому автором с помощью экспертов и литературы была построена когнитивная модель специальности, состоящая из двух уровней когнитивных карт:

Когнитивная карта верхнего уровня (рис. 1). Она составлялась с той целью, чтобы быть максимально простой для понимания, поэтому на ней размещены только основные концепты и взаимосвязи между ними.

На карте верхнего уровня отмечены красным выделенные нами целевые концепты предметной области:

  • уровень общей подготовки студентов/выпускников;

  • взаимосвязь кафедры с предприятиями;

  • рейтинг кафедры;

  • профессионализм преподавателей.

Когнитивные карты нижнего уровня раскрывают основные виды деятельности кафедры, обеспечивающие процесс подготовки выпускников: прием абитуриентов, развитие преподавательского состава (рис. 2), обучение студентов.

На них желтым выделены концепты, являющиеся также концептами карты верхнего уровня. Связи между этими концептами на картах нижнего уровня не отображаются.

Библиографический список

1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. – М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.

2. Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.

3. Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. – М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. – 228 с.

4. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. – М.: «Прогресс», 1996. – 416 с.

Просмотров работы: 1557