Управление развитием бизнес-процессов нацелено на выявление всех существующих резервов операционных и логистических процессов предприятия за счет оптимального выбора и использования инструментов управления в соответствии с практическими потребностями предприятия. [2].
Одна из классических формулировок бизнес-процесса звучит так: «Бизнес-процесс – это организованный комплекс взаимосвязанных действий, которые в совокупности дают ценный для клиента результат»[1].
К ключевым бизнес-процессам на сегодняшний день следует в первую очередь отнести процесс исполнения решений руководящих органов предприятия, связанных с ситуацией, быстро изменяющейся внешней средой предприятия. Управление бизнес-процессами организации предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами процессного управления являются подходы и методы совершенствования бизнес-процессов. В современном процессном управлении выделяют два концептуальных подхода совершенствования бизнес-процессов:
- постепенный (пошаговый) подход совершенствования процессов (по Демингу) в рамках существующей организационной структуры управления, требующий незначительных капиталовложений или не требующих их вообще;
- кардинальный подход (по Хаммеру и Чампи), ведущий к существенным изменениям процесса и фундаментальным изменениям в организационной структуре управления[4]. Оба подхода базируются на общем фундаменте процессной теории и методологии управления процессами (описание границ процессов, описание самого процесса, установление контрольных точек в процессах, измерение показателей процесса, анализ полученной информации и предложений по совершенствованию). Они едины и в том, что направлены на выявление дублирования функций, узких мест, затратных центров, качества отдельных операций, отсутствующей информации, возможности автоматизации и управления качеством. Несмотря на ряд общих черт, эти подходы имеют существенные различия. Достижение цели совершенствования бизнес-процессов в рамках описанных подходов осуществляется с помощью ряда методов. Исследователи выделяют пять основных методов достижения целей совершенствования бизнес-процессов организаций: методика быстрого анализа решения (FAST), бенчмаркинг процесса, перепроектирование процесса, инжиниринг процесса, реинжиниринг процесса.
Можно с уверенностью сказать, что бизнес-процесс — это множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству[3].
В рассматриваемом нами в качестве примера предприятии ООО «Продкорм» основными направлениями деятельности общества являются: производство готовых кормов для животных; предоставление услуг в области растениеводства и животноводства; производство растительных и животных жиров и масел и др. Для осуществления своей деятельности ООО «Продкорм» самостоятельно формирует коммерческую программу, выбирает поставщиков и потребителей своей продукции, цены на которую устанавливает на договорной основе. Основной сырьевой зоной действующего предприятия являются хозяйства Кормиловского района, а также предприятия Дальнего Востока и Алтайского края.
Основные направления деятельности предприятия представлены ниже.
Таблица 1
Состав и структура товарной продукции ООО «Продкорм»
Виды продукции |
Выручка от реализованной продукции, тыс. руб. |
2012 г. в % к 2010 г. |
|||||
2010 г. |
% к итогу |
2011 г. |
% к итогу |
2012 г. |
% к итогу |
||
Продукция предприятия: - мука кормовая экструдированная |
16177 |
51,68 |
19823 |
39,50 |
26848 |
45,84 |
165,96 |
- соя экструдированная |
13066 |
41,74 |
20690 |
41,23 |
27130 |
46,32 |
207,64 |
- шрот соевый |
- |
- |
- |
- |
648 |
1,11 |
- |
Прочая продукция: - услуги по переработке сырья |
1192 |
3,81 |
3813 |
7,60 |
562 |
0,96 |
47,15 |
- рыбная мука |
868 |
2,77 |
5855 |
11,67 |
3385 |
5,78 |
389,98 |
Всего по предприятию |
31303 |
100,00 |
50181 |
100,00 |
58573 |
100,00 |
187,12 |
Увеличение объёмов реализации товарной продукции по годам вызвано расширением сбытовых каналов. Основным видом реализуемой продукции является соя экструдированная – 43,47% и мука кормовая экструдированная – 44,87%.
На реализуемую предприятием продукцию существует устойчивый спрос на региональном рынке продовольствия. В ООО «Продкорм» случаи замораживания в запасах и порчи практически не наблюдаются. В настоящее время основными покупателями продукции являются ЗАО ПК «ОША», ООО «Агроснаб», ООО «Конфирм», ЗАО Птицефабрика «Любинская», ЗАО «Русь».
Предприятие является стабильно развивающимся и прибыльным. Уровень рентабельности в 2012г.составил 11,4%, точка безубыточности равна 50481,7 тыс.руб (или 3052,7ц),зона безопасности – 8091,3 тыс.руб.
Деятельность предприятия по планированию, производству и реализации продукции можно представить в виде схемы бизнес-процессов:
Рис.1 Схема бизнес-процессов ООО «Продкорм»
В результате проведенного анализа ООО «Продкорм» можно предложить мероприятия по совершенствованию бизнес-процессов:
организовать производство подсолнечного жмыха. Ежемесячные затраты на производство 67,5 т подсолнечного жмыха составят 1 820,1 тыс. руб. Себестоимость 1 т готовой продукции – 26,9 тыс. руб.
реализация полученного подсолнечного масла. Выручка от реализации составит 2 452 ,5 тыс. руб., в том числе выручка от реализации подсолнечного жмыха – 877,5 тыс. руб. в месяц и выручка от реализации нерафинированного подсолнечного масла – 1 500 тыс. руб. в месяц. Полная производственная себестоимость составляет 1 832, 14 тыс. руб. Чистая прибыль – 496, 3 тыс. руб. в месяц. Предложенные мероприятия для ООО «Продкорм» позволят совершенствовать основной бизнес- процесс – производство продукции и найти реальные резервы повышения эффективности деятельности предприятия. С учетом предложенных мероприятий прибыль предприятия увеличится на 5,955 млн. руб. в год и составит 12 612 млн. руб.
Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебник (Полный курс MBA)/ Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 592 с.
Вендров А.М. Методы и средства моделирования бизнес-процессов (обзор). Информационный бюллетень JET INFO. №10, 2004.
Салимова Т., Истратова Е. Идентификация ключевых бизнес-процессов компании: современные подходы// Проблемы теории и практики управления – №5 – 2009 с. 81-86
Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. – Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 288 с.