АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гусева К.П. 1
1Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях перестройки структуры мировой экономики в Российской Федерации принята стратегия долгосрочного развития, основывающаяся на инновационной модели. Данная стратегия определяет приоритетные направления развития реального сектора российской экономики, т.е. смещает акцент с сырьевых отраслей на рынки высокотехнологичных и интеллектуальных услуг в доли ВВП. Основа специализации России все еще состоит в экспорте традиционных энергоресурсов, что требует увеличения роли технического регулирования в России, т.к. экономики развитых стран переходят на шестой технологический уклад. Развивается альтернативная энергетика, появляются экономически эффективные технологии добычи углеводородов из нетрадиционных источников, что приведет к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение доходной части бюджета, снижение значимости России в мировом экономическом разделении труда. В этих условиях и возникает необходимость формирования эффективной инновационной системы, а также анализа инновационной активности и определения места среди экономик других стран.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы проанализировать инновационную активность экономики и определить ее конкурентоспособность, проблемы формирования.

Сущность понятия инновационная экономика

Человечество вступило на этап развития постиндустриального общества. В его основе лежат информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие наукоемкие технологии, основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Конечным итогом этого этапа должно стать создание новой формы организации экономики – инновационной экономики.

Еще в 2008 году, В.В. Путин охарактеризовал дальнейшее направление развития экономики [2]: «Для нас жизненно важной задачей является значительное повышение эффективности и устойчивости национальной экономики. С производительностью труда, как вы знаете, у нас большие проблемы. За счет повсеместного внедрения инноваций мы должны развиваться путем улучшения инфраструктуры, модернизации социальной сферы и формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности».

Однако для того чтобы сформировать эффективную инновационную экономику, необходимо определить ее сущность и основные связанные с ней понятия.

«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях [10].

Основоположник теории развития, инноваций и идеи инновационной экономики Й. Шумпетер писал об инновационных процессах как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта.

Инновационная деятельность – деятельность, имеющая конечным результатом получение нового или усовершенствование имеющегося продукта, услуги, формы организации производства, управления или технологии [13].

По мнению Гамидова Г.С. [3] инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных.

Зоидов К.Х. [6] определяет инновационную экономику не как просто экономику, использующую для своего развития разнообразные инновации, т.е. научно-технические, предпринимательские и социально-экономические новшества. Он говорит, что инновационная экономика – это экономика, всецело базирующаяся на инновациях, ставящая осознанной целью своего развития опередить всех возможных конкурентов в свете инноваций, экономическая система, эволюция которой направляется государством в сторону опережающего порождения и использования инноваций, причем последние становятся наивысшим приоритетом государственной экономической политики.

Таким образом, инновационная экономика - это такой тип экономики постиндустриального общества, характерной чертой которого является то, что основным источником создания нового богатства являются инновации. А переход к инновационному развитию в таком случае рассматривается как переход к инновационной экономике, то есть переход к тому моменту, при котором инновации становятся источником создания нового богатства.

Анализ инновационной активности экономики Российской Федерации

Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот. При анализе инновационной активности в основном оценивается развитие инфраструктуры предприятий в сфере НИОКР, а также определяются их способности по коммерциализации инноваций. Такой подход применяется при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и развитии инновационной активности в стране в целом.

Проведем оценку инновационной активности РФ. Оценим сначала отношение затрат на исследования и разработки к ВВП, а также остальные основные показатели научно-технической сферы и проследим динамику изменения этих показателей за последнее десятилетие (см. Табл.1[9]).

Таблица 1

Динамика основных показателей научно-технической сферы в России

Показатели

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Внутренние затраты на исследования и разработки (в % к ВВП)

1,18

1,22

1,10

1,02

1,04

1,06

0,99

1,19

1,13

1,09

1,12

Продолжение Табл.1.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (тыс. чел.)

870,8

858,4

839,3

813,2

807,1

801,1

761,2

742,4

736,5

735,2

726,3

Выдано патентов на изобретения РФ

18114

24726

23191

23390

23299

23028

28808

34824

30322

29999

32880

Объем поступлений от экспорта технологий, тыс. долл. США

211478,4

237403,9

383985,2

389396,4

533385,9

630391,6

624595,8

618800,0

627900,0

584700,0

688500,0

Из данной таблицы можно выделить то, что величина затрат на исследования и разработки не велика и практически не изменяется. Негативную тенденцию можно отметить по показателю численности персонала, занятого в исследованиях и разработках. Происходит устойчивое сокращение количества персонала, на 144,5 тыс. человек с 2002 года. Показатели объема поступлений от экспорта технологий и количества выданных патентов Российской Федерации имеют в целом положительную тенденцию, увеличение показателей с 2002 года произошло на 477021,6 тыс. долл. США и 14766 шт. соответственно.

Проведем краткое сравнение развития инновационного сектора в России с другими странами в виде таблицы (см. Табл. 2 [8], [9]).

Таблица 2

Сравнительная характеристика инновационной активности России и других стран (2011 г.1)

Показатель

Значение страны-лидера

Значение в России

Значение страны-аутсайдера

Внутренние затраты на исследования и разработки (в % к ВВП)

4,40

(Израиль)

1,09

0,08

(Индонезия)

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10000 занятых в экономике

229

(Финляндия)

124

16

(Мексика)

Продолжение Табл.2.

Удельный вес стран в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of science (%)

27,40

(США)

1,70

0,23

(Хорватия, Словения)

Поступления от экспорта технологий (млн долл. США)

96400,0

(США)

584,7

19,9

(Румыния)

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций (%)

63,8

(Германия)

8,9

1,7

(Румыния)

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)

3,18

(Швеция)

2,20

0,59

(Люксембург)

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)

11,9

(Мальта)

0,8

1,8

(Кипр)

Данные в таблице 2 свидетельствуют о достаточно низкой инновационной активности российской экономики, недостатке финансирования и низкой конкурентоспособности российских инноваций на международной арене. Деятельность научно-исследовательского сектора в России осложняется в первую очередь недостаточным финансированием. В государственной программе «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» в качестве целевого индикатора указан «устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015г» [10]. Из таблицы 1 видно, что в 2010 году этот показатель был равен 1,13%, а в 2012 – 1,12%. Также не были достигнуты и другие промежуточные показатели.

Оценивая инновационную активность России, приходится констатировать явное отставание от уровня инновационного развития ведущих мировых держав, что ставит страну в серьезную зависимость от импорта наукоемких товаров и технологий.

Таким образом, повышение инновационной активности – важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Факторы, тормозящие инновационное развитие экономики

В каждом секторе экономики есть ряд проблем, препятствующих ее эффективному развитию.

Ключевые проблемы в области конкурентоспособности сектора исследований и разработок:

  • Политика бюджетного финансирования не относит финансирование фундаментальной науки к приоритетным направлениям, хотя это базовый компонент национальной инновационной системы, и большее количество бюджетных средств выделяется на финансирование прикладных разработок, которые не имеют перспективы спроса ни на рынке РФ, ни на международных рынках.

  • Существует проблема недостаточной результативности научных исследований, т.к. вследствие недостаточного финансирования происходит утечка лучших научных кадров. А также из-за неразвитого механизма мониторинга деятельности научных организаций в сфере фундаментальных наук.

  • Большое количество научных организаций, ориентированных на государственную поддержку и их разнонаправленность приводят к распылению бюджетных средств. В то же время некоторые области вышли на высокий уровень развития, и требуют высокого уровня консолидации ресурсов, в том числе и финансовых.

  • Привлекательность научной деятельности низка в связи с устаревшим научным оборудованием и испытательной базой.

  • Внедрение сектора исследований и разработок в глобальную экономику не систематично, а происходит скорее ситуативно, т.е. не решает задачи для позиционирования на мировых рынках.

  • В сфере образования существует разрыв между наукой и образованием, поэтому научные разработки не коммерциализируются и не привлекаются молодые специалисты.

  • В научных организациях за рубежом в бизнес - секторе высокий уровень оплаты труда, что также способствует оттоку молодых и высококвалифицированных специалистов.

Ключевые проблемы инновационной инфраструктуры:

  • Ограничение коммерциализации результатов исследований и разработок в связи с отсутствием сбалансированного доступа к различным ресурсам и услугам.

  • Недостаточное развитие кооперационной сети «наука и образование – инновационный бизнес – крупный бизнес», что также препятствует коммерциализации разработок малых и средних инновационных предприятий.

  • Отсутствие динамичного развития связей между научными, учебными организациями и инновационными фирмами, между малым и средним инновационным предпринимательством и крупными компаниями.

  • Отсутствие грамотного правового регулирования инновационной деятельности в сфере интеллектуальных активов и инновационного капитала.

Ключевые проблемы нормативно-правовой базы:

  • Фискальная направленность нормативно-правовой базы обуславливает перемещение результатов интеллектуальной деятельности в сферу «теневой экономики».

  • Слабо развита практика применения права в области обеспечения защиты законных прав на владение результатами научно-технической деятельности.

  • Недостаток квалифицированных специалистов (патентоведов, юристов, менеджеров) для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности на предприятиях и в научных организациях.

Ключевые проблемы для модернизации экономики на основе технологических инноваций:

  • Потребность компаний в инновациях находится в разрыве со спросом на инновации. Спрос на инновации низкий, т.к. это область высоких рисков, существуют административные барьеры, доступ к долгосрочным финансовым ресурсам затруднен из-за недостаточной распространенности механизмов частно-государственного партнерства. Поэтому спрос на инновациях концентрируется в крупных компаниях сырьевого сектора.

  • Государственная политика, определяющая спрос на технологические инновации непредсказуема, что в совокупности с фактором длительности проведения необходимых исследовательских работ приводит к отсутствию долгосрочного спроса на инновации и со стороны компаний.

  • Компании должны идти на большие риски при реализации российских инновационных решений, т.к. чаще всего они представляют не готовые инновационные продукты, а полуфабрикаты.

  • Большинство компаний отстают в технологическом развитии, что усугубляет разницу между числом созданных и коммерциализованных изобретений.

При решении данных проблем необходимо понимать, что природа инновационных процессов требует появления рыночных стимулов в официальных моделях инновационного развития страны, т.е. рыночные механизмы не должны заменяться чрезмерным государственным регулированием. Поэтому целевые индикаторы, установленные в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» не будут достигнуты.

В.В. Иванов [7] считает, что глобальные трансформации и собственный опыт реформ определили переход к инновационному развитию дальнейшей стратегией развития РФ. Но вместе с ресурсно-сырьевым типом функционирования экономики на протяжении длительного периода последовательно реализовывается имитационная политика, что препятствует инновационным процессам. Суть имитационной политики заключается в осуществлении имитации основных элементов инновационного процесса, не учитывая конкретных условий, исторических особенностей. То есть происходит внедрение уже зарекомендовавших себя институтов в совершенно другую систему, что лишает институт большинства своих свойств. Поэтому цели развития подобной имитационной экономики совпадают с целями технологических лидеров, но краткосрочные цели и задачи формулируются очень размыто, например: повышение эффективности, создание условий для чего-то, расширение возможностей и т.д. Таким образом, результат замещается процессом, который не имеет четко выраженных показателей результативности и эффективности.

Решением, необходимым для эффективного развития является создание инновационной системы, рассчитанной на особенности и конкурентные преимущества Российской Федерации, т.е. фундаментальную науку, природные ресурсы и традиционную систему образования. Эта система должна включать:

- сбалансированную систему финансирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок, финансирование тех сфер, которые вряд ли будут финансировать инвесторы;

- меры для развития инфраструктуры, учитывающей потребности и особенности РФ;

- создание нормативно-правовой базы и развитие практики ее применения;

- меры по стимулированию спроса на инновации (например, устранение административных барьеров и т.д.);

- направлять финансирование на создание инновационных продуктов, которые могут быть коммерциализованы, а не на создание идей, которые в дальнейшем реализуют в другой стране;

- меры, направленные на привлечение высококвалифицированных молодых кадров в научные организации;

- сформировать систему показателей развития и мониторинга инновационной экономики, которая будет отражать настоящий этап развития.

Механизм управления инновациями на данный момент – слабое звено организационно - экономического механизма управления всей экономикой. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать ее интенсивному развитию, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития. Он должен отвечать всем требованиям и особенностям устройства РФ, а также должен быть направлен на сбалансированное взаимодействие рыночной экономики и государственного регулирования.

Развитие экономики РФ инновационным путем обеспечит прорыв в развитии и отход от инерционного движения, то есть обеспечит экономический рост, создаст благоприятный предпринимательский климат, повысит инновационную активность бизнеса и экономики в целом, что приведет и к улучшению качества жизни граждан РФ.

Список использованной литературы

  1. Асаул, А. Н. Введение в инноватику: учебное пособие / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н.А. Асаул, Р. А. Фалтинский; под ред. засл. Деятеля науки РФ А. Н. Асаула. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. – 280 с.

  2. Выступление В. В. Путина на заседании Государственной Думы. 8 мая 2008 года. Москва.

  3. Гамидов, Г. С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения/ Г. С. Гамидов, Т. А. Исмаилов, И. Л. Туккель. - СПб.: Политехника, 2007. - 356 с.

  4. Голиченко, О. Г. Возможности и альтернативы инновационного развития России / О. Г. Голиченко // Инновации. – 2013. - № 5. С. 20-24.

  5. Голиченко, О. Г. Риски реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г «Инновационная Россия – 2020» / О. Г. Голиченко, С. А. Самоволева // Инновации. – 2012. - №4. С. 71-80.

  6. Зоидов, К. Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования / К. Х. Зоидов. - М.: ИПР РАН, ИМ АН РТ, 2006. – 168 с.

  7. Иванов, В. В. Модернизация и политика инновационного развития / В.В. Иванов // Инновации. – 2012. - № 9. С. 13-20.

  8. Индикаторы инновационной деятельности: 2013. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2009. – 473 с.; Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России: 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru

  9. Индикаторы науки: 2013. Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2013 – 401 с.; Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России: 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gks.ru

  10. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского — издание второе исправленное. - М., 2010. - 107 с.

  11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г. « Инновационная Россия – 2020». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// www.economy.gov.ru. (дата обращения 25.10.2013)

  12. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике) (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101907/ (дата обращения 25.10.2013)

  13. Трошин, А. В. Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики России / А. В. Трошин // Электронный научный журнал «Вестник Волгоградского государственного технического университета». 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://econ.vsu.ru/downloads/pub/seconomic/9/Troshin.pdf (дата обращения: 31.10.2013)

  14. Юданов, А. Ю. Что такое инновационная фирма? / А. Ю. Юданов // Вопросы экономики. – 2012. - № 7. С. 30-46.

1 Указаны данные за 2011 год или ближайшие доступные данные

Просмотров работы: 11619