РИСК – МЕНЕДЖМЕНТ В ЛОГИСТИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РИСК – МЕНЕДЖМЕНТ В ЛОГИСТИКЕ

Фролова В.В. 1, Косенчук О.В. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Практическая значимость и актуальность вопроса риск-менеджмента в логистике предприятий обусловлены расширением круга возможностей для коммерческих структур и увеличением количества степеней свободы в процессе принятия управленческих решений, а, следовательно, появлением необходимости учета, анализа и оценки риска в системе логистического управления предприятием. Независимо от причин возникновения риска в коммерческой деятельности естественным является желание каждого предприятия уменьшить возможные потери, связанные с реализацией риска. Именно поэтому возникает проблема управления риском, которая носит название «риск - менеджмент» [2, стр. 3].

В настоящее время в условиях рыночной экономики изучение логистических рисков предприятий, а также определение их значимости в механизме ценообразования товаров, работ, услуг представляет собой особый интерес. Важнейшей задачей руководства является поиск способов сокращения логистических рисков, которые в дальнейшем приведут к снижению уровня цен на логистические услуги подразделений, повышению уровня конкурентоспособности и прибыльности предприятий в целом.

Следует отметить, что современный этап развития логистики определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Глобализация бизнеса выражается в следующем:

- более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

- происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

- размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские – в Мексике, японские – в Китае) [1, стр. 28].

Как отмечает Л.Б. Миротин, при управлении логистическими затратами предприятия, а следовательно и рисками предприятия, необходимо учитывать высокий уровень динамики рыночной конъюнктуры, дефицит платежных средств, высокий уровень конкуренции, т.е. все, что влияет на эффективность логистической деятельности. Однако вопросы оптимизации логистических затрат до сих пор не стали предметом серьезных исследований. Отсутствие научно обоснованной методологии управления логистическими затратами приводит к тому, что до сих пор нет надежных и работоспособных методик их планирования, оценки и анализа [4, стр. 6].

Рассматривая современные классификации логистических рисков, прежде всего следует выделить три причины их существования: неопределённость, случайность и противодействие. Неопределёнными в логистике считают такие негативные обстоятельства, о которых известно заранее, что они присутствуют, но вероятность наступления которых невозможно определить. Случайные ситуации в логистике происходят тогда, когда неизвестно, произойдут те или иные события или нет. Противодействие в логистике - это уже намеренное поведение отдельных участников логистической системы.

Перечисленные причины вызывают несколько видов логистических рисков:

1) Коммерческий риск - нарушения сроков поставки, потеря качества во время грузоперевозки, задержки в оплате поставленного товара, несоответствие ассортимента товарных запасов и спроса покупателей и т.д.;

2) Риск утраты имущества из-за стихийных бедствий;

3) Риск утраты имущества из-за хищений, угона;

4) Экологический риск - наиболее уязвимы в логистической системе с этой точки зрения процессы грузоперевозки, но и при хранении могут возникнуть внештатные ситуации, наносящие вред окружающей среде;

5) Риск возникновения гражданской ответственности – так же, как и экологический риск, этот риск наиболее часто возникает в процессе грузоперевозок;

6) Технический риск - поломка оборудования, применяемого в логистической системе, причём проблемы в работе компьютерной техники могут нанести не менее тяжёлый ущерб логистической системе, чем нарушения в работе транспортных средств или погрузочной техники.

Следующая классификация основана на определении принадлежности рисков к материальному, финансовому или информационному потокам, посредством которых устанавливаются и реализуются связи в системе.

Рис. 1. Взаимосвязь типов устойчивости предприятия и факторов риска

По логистическому признаку риски классифицируются в соответствии с их принадлежностью к конкретным видам потоков и запасов как базовых логистических категорий. Соответственно, определяется место и роль материального (вещественного), информационного и финансового риска в общей системе рисков предприятия.

За основание классификации рисков предприятия предлагается принимать характер влияния хозяйственного процесса на одну из сторон реализации функции – объемную или структурную. Такое влияние может принимать разные натурально-вещественные, финансовые и информационные формы проявления. Таким образом можно выделить:

  • инновационную сферу, призванную менять разнообразие удовлетворений общественных потребностей прежде всего по их составу (инновационный риск);

  • инфраструктурную сферу, обеспечивающую изменение массы затраченного труда в хозяйстве (инфраструктурный риск);

  • производственную сферу, влияющую как на структурную, так и на объемную сторону реализации функции хозяйства (производственный риск).

Отметим, что существует сходное разделение рисков в зависимости от сфер предпринимательской деятельности на производственные, финансовые и инвестиционные [3, стр. 18].

Что же касается деятельности по управлению логистическими рисками предприятий, то на сегодняшний день она достаточно хорошо структурирована и включает следующие основные направления (этапы):

1) Идентификация (выявление) риска;

2) Оценка риска;

3) Выбор метода и мер (инструментов) управления риском;

4) Предотвращение и контролирование риска;

5) Финансирование риска;

6) Оценка результатов.

Все составляющие процесса управления рисками, при всем их отличии и специфичности, не имеют резко очерченных границ. Они тесно взаимоувязаны и каждая носит не только определяющий, но и подчиненный характер в отношении другой составляющей [2, стр. 11].

Многоэтапность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать комплекс мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня надежности системы, что должно свести вероятность наступления неблагоприятных событий, с точки зрения риск-менеджмента, к минимуму.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков. Страхование логистических рисков осуществляется с помощью:

  • системы управления непосредственно процессом товародвижения (логистической системой);

  • системы страхования специализированными страховыми компаниями.

В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя: ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям, замену одних материальных ресурсов другими, изменение траектории движения материальных потоков, использование резервов оптовых фирм, страхование поставок за счет товарных запасов, сервисное сопровождение логистического процесса, поставки «точно в срок» и т. п.

Во втором случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования. Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, поскольку кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. Именно поэтому задача риск-менеджмента в логистической системе, в данном аспекте, состоит в недопущении наступления страхового случая [5].

Минимизация рисков, возникающих в логистической системе, основывается на ряде мероприятий, таких как качественные и количественные методы анализа и оценки риска. Главной задачей качественного анализа риска коммерческого предприятия является определение внешних и внутренних факторов его возникновения и идентификации всех возможных видов риска в базовых и нестандартных бизнес - ситуациях. Количественный анализ предполагает определение численных значений по отдельным видам риска предприятия.

При количественном анализе рисков могут быть полезны следующие положения, предложенные американским экспертом по экономике Б. Бэрлимером:

  • потери от риска независимы друг от друга;

  • потери по одному направлению из общей совокупности рисков не обязательно увеличивают вероятность потерь по другим видам риска (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

  • максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей предприятия.

Поскольку риск есть вероятная категория, то в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь [3, стр. 45]. Таким образом, при всесторонней оценке риска необходимо устанавливать соответствующую вероятность возникновения потерь для каждого звена логистической системы.

В заключении следует отметить, что своевременный и полноценный учет логистических рисков позволяет не только сэкономить финансовые и производственные ресурсы, но и значительно повысить эффективность всей экономической деятельности предприятия, что в современных условиях развития рыночной системы является одним из показателей финансовой устойчивости и стабильного развития хозяйствующего субъекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие / Т.В. Алесинская – Таганрог: ТРТУ, 2009. – 121 с.;

  2. Аюпов Р.К. Анализ рисков и управление рисками в логистике / Р.К. Аюпов – Алматы, 2011. – 70 с.;

  3. Бродецкий Г.Л. Управление рисками в логистике: Учеб. пособие / Г.Л. Бродецкий, Д.А. Гусев, Е.А. Елин – М.: «Академия», 2010. – 192 с.

  4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика / Л Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, О.Г. Порошина – М.: Экзамен, 2008. – 160 с.

  5. Ханадеева Е.А. Инвестиции и риски в логистической системе: электронный учебно-методический комплекс / Е.А. Ханадеева - [Электронный ресурс] – Режим доступа: Информационно-образовательный портал Ханадеевой Е.А.: http://www.hanadeeva.ru.

Просмотров работы: 6467