Повышение роли и совершенствование инфраструктуры является важной особенностью современного этапа развития страны. Производственная инфраструктура занимает важное место в экономической системе, поскольку возникает в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем имеет более широкие масштабы - вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей. Развитие производственной инфраструктуры зависит от специфики отраслей и регионов и происходит в соответствии с изменениями в сфере материального производства. Производственная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий, ее роль и особенности в экономике сельскохозяйственного предприятия обуславливают актуальность исследования данной проблемы [1-4].
Объект исследования - производственная инфраструктура сельскохозяйственного предприятия, ее значение в обеспечении производственной деятельности.
Изучая производственную инфраструктуру предприятия, нужно рассмотреть ее природу и специфику организации. Природа производственной инфраструктуры заложена во взаимодействии факторов производства.
Производственная инфраструктура оказывает материальные и нематериальные производственные услуги, носящие вспомогательный характер. Потребительную стоимость для предприятия создают не только услуги технических средств, которые имеют материальный характер, но и услуги, обладающие нематериальным характером (например – реклама).
Существует взаимосвязь между структурой и функциональными возможностями системы производственной инфраструктуры. Ее можно сформулировать следующим образом: чем разнообразнее отраслевой набор производственной инфраструктуры, тем богаче ее функциональные возможности.
Основными критериями отбора услуг, относящихся к производственной инфраструктуре, являются:
1) непосредственное или косвенное их отношение к обслуживанию процесса основного производства;
2) влияние на величину издержек предприятия, связанных с его деятельностью.
Производственная инфраструктура - комплекс инженерно-технических сооружений и устройств обеспечивающих необходимые материально-технические условия, территориальной организации и развития хозяйства.
Основная особенность состоит в технологической зависимости аграрной отрасли от отечественной и зарубежной сферы производства средств производства, промышленности, обеспечивающей отрасль материально-техническими и энергетическими ресурсами.
В целях развития услуг на селе необходимо сформировать интегрированную, технически оснащенную инженерную инфраструктуру обслуживания агропромышленного производства, включающую в себя:
- службу машинно-технологического сервиса как в структуре агропромышленных товаропроизводителей, так и на межхозяйственном уровне;
- ремонтно-техническую базу;
- систему снабженческо-сбытового обеспечения;
- систему информационно-консультационного обслуживания;
- систему транспортного обслуживания;
Модернизация машинно-технологической системы производства сельскохозяйственной продукции будет осуществляться в виде реформирования инфраструктуры, ввода новых ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических процессов и оборудования для агрохимического, транспортного, технического обслуживания, ремонта машин и оборудования агропромышленных товаропроизводителей, обеспечивающих должный уровень охраны труда и техники безопасности [1].
Представляется целесообразным формирование единой дилерской системы производственно-технического сервиса на федеральном, региональном уровнях и непосредственно приближенных к потребителям, обеспечивающей комплексное обслуживание сельских товаропроизводителей услугами по выполнению новых технологий производства, включая обеспечение техническими ресурсами, а также их поддержание в работоспособном состоянии. Для этого в процессе модернизации сельского хозяйства предусматривается формирование комплексных агроуслуг на основе партнерства частных предпринимателей и сельхозтоваропроизводителей.
Предусматривается и развитие сети фирменных технических центров машиностроительных предприятий (отечественных и зарубежных) по основным видам сложной техники как одного из важнейших элементов реструктуризации технического сервиса в сельском хозяйстве.
Предстоит создать цивилизованную конкурентную среду для повышения качества, снижения стоимости и повышения оперативности оказания разнообразных услуг. Для этого необходимо организовать различные по размерам и формам собственности сервисные службы по ремонту и техническому обслуживанию техники, ее прокату, аренде или выполнению работ по контракту, энергетическому сервису (электрификация, теплофикация, газификация и др.), транспортному сервису, материально-техническому снабжению, сбору, хранению и реализации произведенной продукции[3].
Необходимо создать систему информационно-консультационного обеспечения, включающую в себя:
- формирование информационных ресурсов;
- бизнес-планирование, освоение инновации;
- подготовку и издание каталогов, справочников, учебных пособий, нормативно-технической документации;
- разработку и применение современных информационных технологий, создание новых моделей информационно-консультационного обеспечения.
Для реализации этих мероприятий необходимо реформировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на всех уровнях профессионального образования.
Вместе с тем основная доля вышеперечисленных услуг пока будет осуществляться непосредственно службами сельскохозяйственных предприятий. Так, на инженерную службу в настоящее время приходится до 92-95% работ по поддержанию машин в работоспособном состоянии, почти 50% – транспортных и более 70% агрохимических работ.
Следующая особенность сельскохозяйственных предприятий: наличие объектов социальной сферы (учреждения здравоохранения, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания), на содержание которых требуются значительные финансовые расходы. В этом плане важной является поддержка государственных органов управления, определяемая Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, целевыми программами «Социальное развитие села», «Устойчивое развитие сельских территорий» и др.
Основными задачами этих программ является устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).
Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются: восстановление и поддержание занятости населения, обеспечивающих переход агропромышленного производства на индустриальные формы ведения хозяйства, поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт с.х. продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры, повышение эффективной самозанятости в личных подсобных хозяйствах [4].
В докладе «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на 2013-2015 годы» первоочередной задачей названо улучшение жилищных условий сельского населения, восстановление и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села. Планируется ввести в действие в 2014 году 12,8 тыс.кв.м , в 2015 году – 13 тыс.кв.м, количество созданных семейных животноводческих ферм увеличить до 8, количество молокоприемных пунктов и пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции ежегодно увеличивать до 10 единиц. В порядке привлечения кредитов на развитие малых форм хозяйствования выдано 5252 кредита на общую сумму 1722,2 млн.руб. [2].
Библиографический список
Вопросы технического перевооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Омская губерния. Портал правительства Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.omskportal.ru
Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области на 2010-2015 годы», утверждена постановлением Правительства Омской области 21.09.2010 г. №186-п
Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 г /Ю.Ф. Лачуга и др.;- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009.- 80 с.
Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года /Указ губернатора от 13.02.2006 г. № 18