Существенным фактором гражданского становления молодежи является активная социализация. Социализация – это такое приспособление человека к требованиям общества, которое обеспечивает его успешное функционирование в социальной среде. В процессе социализации человек познает и принимает требования общества, а в результате формируется осознание причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способность к успешному освоению социальных ролей.
Цель проекта
Включение студенческой молодежи в различные сферы социальных отношений и социальную практику.
Задачи
- разработка нормативных документов;
- определение основных направлений социального партнерства с общественными организациями и органами власти;
- получение опыта ведения дискуссий.
Объект исследования
Процесс становления гражданского образования личности.
Ожидаемые результаты
- формирование у студентов активной гражданской позиции;
- формирование у студентов гражданских компетенций;
- установление сотрудничества субъектов социального партнерства.
Методы исследования
- анкетирование;
- социологические исследования;
- наблюдение и сбор фактов;
- системный анализ.
Первые результаты проекта
Студенческий дискуссионный клуб «Гражданская инициатива» КГБОУ СПО «Барнаульского торгово-экономического колледжа» был создан в 2012 г. и является добровольной общественной организацией при цикловой комиссии дисциплин сервиса и туризма.
Основными направлениями деятельности клуба являются:
- формирование патриотического самосознания, гражданской позиции;
- изучение общественной, экономической, политической, социальной системы государства (города, края);
- получение возможностей практического применения знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических дисциплин;
- приобщение студентов к сознательному участию в социально значимых процессах жизни общества;
- ознакомление студентов с системой, функциями, механизмом государственного управления.
В ходе подготовки к XVII краевой студенческой научно-практической конференции по теме: “Становление инновационной системы в организациях/предприятиях Алтайского края как одно из условий повышение качества жизни” членами клуба «Гражданская инициатива» были проведены 3 социологических опроса студентов, в которых участвовали 137, 172 и 142 человека соответственно. Результаты заставили нас задуматься.
10% опрошенных считают, что уголовная и административная ответственность наступает с 18 лет; 25% могли бы присвоить чужую вещь; 16,89% могли бы употреблять наркотики; 13,95% – их распространять; 15,11% – предложили бы спиртное младшему брату или сестре; 22,09% – выращивали бы у себя на даче траву, содержащую наркотические средства, а 26,74% не знают о том, что нецензурная брань является административным проступком.
На вопрос о том, кто должен заботиться о молодежи, мы получили показательный результат, так как подавляющее большинство считает, что это должно быть государство – 57%; научные и образовательные учреждения – 16%; и только 20% осознают ответственность за собственную судьбу.
А также мы задали вопрос о том, как студенты относятся к совместному проживанию лиц разных национальностей: 63% - толерантно, 20% - отрицательно, 17% опасаются возможных конфликтов.
73% ответили утвердительно на вопрос: знают ли они, что разжигание розни по признакам пола, расы, национальности и является экстремизмом, как и пропаганда нацисткой символики. И только 27% - не знают.
86% студентов ответили утвердительно на вопрос о том, что публичный призыв к терроризму или его оправдание является уголовным преступлением.
Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Это продукт воспитания – основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому необходимо как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями.
Результатом такого пробела воспитания является рост числа правонарушений среди несовершеннолетних.
На 1 января 2012 года на учете в отделе полиции № 8 УМВД России по городу Барнаулу состояло 116 несовершеннолетних. В течение двенадцати месяцев инспекторами ПДН ОП № 8 УМВД России по городу Барнаулу было выявлено и поставлено на учет в ПДН:
– 51 несовершеннолетний (за 2011 год – 61);
– 32 неблагополучных семьи (за 2011 год – 45);
– 39 групп антиобщественной и криминальной направленности (за 2011 год – 13).
До достижения возраста уголовной ответственности в 2011 году совершены преступления 18 подростками, из них 6 помещены в ЦВСНП при ГУ МВД России по Алтайскому краю. В 2012 году ЦВСНП ГУ МВД России по Алтайскому краю по решению суда помещено 10 несовершеннолетних, из них 3 как временно ожидающие специальное учреждение закрытого типа.
Повысилось количество составленных инспекторами ПДН ОП № 8 УМВД России по городу Барнаулу протоколов об административных правонарушениях: с 389 до 465 административных материала (за 2011 и 2012 годы соответственно).
Студентами, в ходе опросов, были высказаны следующие предложения для предотвращения правонарушений: обратить внимание на нравственное воспитание подростков, изучать закон, наказывать, ужесточать закон. Однако подавляющее большинство (79,65%) считают все усилия напрасными, так как в России люди не уважают друг друга.
В нашем учебном заведении действуют 17 объединений студенческого самоуправления, которые насчитывают 342 студента, что составляет 33% от общего числа обучающихся.
Система студенческого самоуправления в КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» действует с 2006 года.
В 2012 году силами членов клуба «Гражданская инициатива» был подготовлен и проведен цикл бесед «Их именами названы улицы», выставки «Звёзды зажглись на Алтае» и «Экскурсия в Россию советскую» к 75-летию Алтайского края, внеклассное мероприятие «Здоровые мы – здоровая нация», «Веселые туристические старты». Приняли участие в VI Слете патриотических объединений, волонтерских отрядов Ленинского района «Я – гражданин».
По результатам проведенных социологических опросов в 2013 году внесены коррективы в план работы клуба по активизации нравственно-правового воспитания студентов. Для студентов 1 курса было проведено внеклассное мероприятие «Правовой ликбез», целью которого являлась актуализация правовых знаний студентов. А так же была начата съёмка цикла видеороликов «Нормы морали и права», в которых студенты выступают актёрами, режиссерами и сами монтируют фильмы.
Фильмы создаются студентами специальности «Реклама». Роли исполняют студенты разных специальностей колледжа, состоящие в клубах «Гражданская инициатива» и «Фокус». Такой вид внеаудиторной деятельности позволяет воспитывать чувство ответственности за принятое решение, профессиональной значимости, формировать интерес к будущей профессии, а студентам специальности «Реклама» - практическое закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях.
28 ноября 2013 года состоялся открытый городской конкурс на лучшее эссе и стенную газету по теме «Комплекс мероприятий по борьбе с экстремизмом в учреждениях начального и среднего профессионального образования», в котором приняли участие 10 команд из 7 образовательных организаций НПО, СПО. Конкурс был организован в рамках инициативного проекта «Комплекс мероприятий по борьбе с экстремизмом» (руководитель Ю.В. Кокорин, преподаватель «Барнаульского кооперативного техникума Алтайского крайпотребсоюза»), реализация которого осуществляется за счет средств гранта Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики, в рамках программы «Молодежь Алтая».
Одними из лучших эссе конкурса были признаны работы студентов нашего учебного заведения С. Швилкиной и О. Сизиковой (1 и 3 место соответственно). По итогам конкурса на лучшую стенную газету команда нашего колледжа заняла 3 место. По общим результатам конкурса – 2 общекомандное место.
Доклад о работе студенческого дискуссионного клуба «Гражданская инициатива» был представлен на международной студенческой конференции г.Семей «Стратегия Казахстан – 2050: Один народ – одна страна – одна судьба» 12 декабря 2013 года в режиме on-line, где занял 1 место.
В перспективе планируется установление контактов с общественными организациями города и края, разработка и реализация совместных проектов.
Надеемся на успешность нашей работы. А у студенческой молодежи появится возможность участия в различных видах социального проектирования, определения своей гражданской позиции, реализации творческих способностей, проявляющихся в готовности активно участвовать в делах общества, края, учебного заведения.