Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельный мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», – говорил К.Д. Ушинский [3].
Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность.
Особую группу чувств составляют нравственные чувства или моральные.
Нравственные чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.
Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным требованиям общества. Развитое чувство долга творит совесть — нравственную ответственность за свое поведение перед другими людьми, обществом.
К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы. Особое чувство, складывающееся между людьми, — любовь. Это чувство, возникающее между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т. д.
К моральным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к родине и к людям, представляющим другие культуры и традиции.
Среди моральных чувств выделяются морально-политические — это переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к социальным учреждениям, к государству, строю и т. д. Такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им «чувство локтя», солидарности — единое нравственное «мы».
Очень важно, чтобы человек умел отстаивать во взаимоотношениях с другими свое нравственное «я» и умел солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентаций, имеющих общественную значимость.
Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное
отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особое место. Моральные чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Особенность моральных чувств – их действенный, то есть ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой с товарищами.
Сложный процесс формирования личности состоит из трех компонентов: влияния социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через его социальные институты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е. самовоспитания [1].
Процесс формирования личности не должен быть однобоким. Он осуществляется тем эффектнее, чем интенсивнее используется энергия самих воспитуемых и их сознательные и целеустремленные действия по самосовершенствованию.
Формирование нравственных чувств начинается с раннего детства и продолжается практически всю жизнь человека.
Поэтому нравственное воспитание определяется как единый процесс воспитания:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Воспитание будущих инженеров имеет свои особенности. Инженер – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности в подготовке специалистов в образовательном учреждении технического профиля [2].
За время обучения студенты должны не только приобрести специальные знания, но и получить соответствующую гуманитарную
подготовку: овладеть совокупными знаниями о человеке, как существе биопсихосоциальном знанием проблем и принципов современной психологической науки, уметь грамотно решить сложные проблемы, требующие морально-этического выбора. Современное общество требует специалиста, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности.
Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. Процесс адаптации выпускника затянулся. Это связано с низким престижем профессии инженера; низким уровнем заработной платы большинства выпускников; плохой организацией рабочего места; отсутствием социальной защиты и т.д.
Не у всех студентов есть собственные убеждения и взгляды на окружающую жизнь, на те или иные социальные явления. Это может привести к росту асоциальных и противоправных форм молодёжной активности в студенческой среде.
Поэтому для формирования у студентов социальной зрелости, нравственных качеств необходимо так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы он развивал их самопознание и самоанализ, выявлял, развивал и укреплял их интересы и склонности, их самодеятельность, чувство личной ответственности за свое поведение, за свою учебную и общественную деятельность.
Воспитывать в студентах самоотверженность и самодисциплину можно на примерах учёных-основоположниках вуза, раскрывая не только значение их профессиональной деятельности, но и черты личности, характера, трудности жизненного пути и упорство в достижении цели, показывая самоотверженность, целеустремленность, стойкость. Такая всесторонняя характеристика учёного, его личностных, человеческих качеств помогает студентам взглянуть на выбранную ими профессию другими глазами.
Чтобы выяснить, как в нашем вузе решается проблема формирования нравственных чувств, мы проанализировали новостную страничку за 2013 год.
Только в этом году студенты университета приняли участие в большом количестве мероприятий.
Так, участвуя в Месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Краснодар — город воинской славы», КубГТУ занял первое место в номинации «Высшее учебное заведение». В ходе Месячника проводились уроки мужества, фестивали, смотры, концерты, конкурсы и патриотические акции. Во всех них вуз принимал активное участие.
Проводились встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны: И.С. Харченко, И.А. Рыбалко , с председателем Совета ветеранов вуза И.И. Буряк, с заместителем руководителя Краснодарского городского штаба
Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» М.В. Шевляковым и др.
Наши студенты стали победителями героико-патриотического конкурса «Победа дедов — моя победа!».
Студенты Кубанского государственного технологического университета являются активными участниками краевого молодежного киноклуба, работающего при департаменте молодежной политики Краснодарского края, участвуют в заседаниях краевого молодежного политического клуба, ежегодно принимают участие в акции «Георгиевская лента».
Также студенты вуза участвуют в различных краевых конкурсах, например, таких, как конкурс студенческих научно-исследовательских работ «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»
Семья – это основа любого государства. Именно в семье мы ждем понимания, поддержки в тяжелые минуты. Любовь делает мир ярче, наполняет жизнь радостью. Поэтому День семьи, любви и верности – один из самых ярких, нежных праздников для студентов.
В этом году студенты приняли участие в проекте-конкурсе главных достопримечательностей страны «Россия 10», они активно голосовали за Памятник Екатерине II в Екатерининском сквере Краснодара.
В вузе для студентов проводятся факультативные занятия «История, традиции, современность Кубанского казачьего войска».
В День народного единства студенты Кубанского государственного технологического университета приняли участие в многотысячном митинге.
Студенты встречались с ветераном комсомола Ю.Ф.Росляковым.
Студенты Кубанского государственного технологического университета приняли участие в торжестве, посвященном Дню матери. Этому празднику предшествовали десятки акций, конкурсов, концертов и выставок, которые прошли во всех уголках края, и, в частности, в
технологическом университете. Студенты нашего вуза участвовали в таких мероприятиях, как интернациональная гостиная «Дружная семья — счастливая семья. Традиции народов из века в век», межвузовская студенческая духовно-творческая встреча «Слово Мама — дорогое…», фотоконкурс «Я — мама-студентка»и многих других.
Как видим, задача нравственного воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее.
Список литературы
1 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2008
2 Попов В. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов. СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». – 2007. №5.
3 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1974.