ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Довыденко К.В. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный опыт розничной торговли свидетельствует о схожих направлениях развития малых торговых предприятий. Эти тенденции формирования малого торгового бизнеса проявляются как в развитых, так и в развивающихся странах. Розничная торговля в современной экономике выступает не только как фактор экономического развития страны, но и как постоянный источник занятости населения.

В условиях современной экономики малых бизнес находится в сложной ситуации, сопровождающейся высокой инфляцией и большой налоговой нагрузкой, сложной процедурой получения кредита для организаций, недостатками материальных средств для осуществления производственной деятельности. Все эти факторы ставят малые предприятия в неравное положение с крупными. Зачастую это приводит к сокращению их роста и, в большей степени, ориентацию на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Всего в России на конец 2013 года было зарегистрировано 238 тыс. малых предприятий. Из них на торговую отрасль в российской экономике приходится 54,7% оборота малых предприятий РФ, а 31,0% товарооборота страны обеспечивается малым бизнесом.

Несмотря на то, что торговля обеспечивает удовлетворение потребностей населения в предметах первой необходимости и выступает своеобразным индикатором развития экономики и качества жизни населения, обеспечения безопасности и здоровья граждан, она менее других отраслей подвержена влиянию кризиса. Несмотря на это, в последнее время наблюдается тенденция резкого уменьшения числа предприятий, занятых в торговой деятельности. Наиболее резко их количество сократилось в 2010 году – до 219 тыс. шт.

Эффективность деятельности малых торговых предприятий определяется большим количеством показателей, а их управление является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов менеджмента и в первую очередь финансового менеджмента.

Торговые предприятия могут стать эффективно действующими по экономическим законам рынка хозяйственными субъектами, лишь при наличии соответствующей экономической и правовой среды. Для этого необходима, в первую очередь, законодательная защита предпринимательской деятельности, ограничение монополизма, повышение покупательной способности населения и предприятий, и другие необходимые элементы макроэкономической политики, способствующие экономическому росту. Однако, немаловажное значение следует уделять успеху реформ от преобразований в самих предприятиях.

Одним из главных решений финансовых проблем предприятия является его успешное реформирование. Оно заключается в осуществлении комплекса мероприятий, которые основываются на приведении предприятия в соответствие с выбранной стратегией его развития. В первую очередь, в условиях современной модернизации экономики для абсолютного большинства населения необходимо обеспечить доступность потребительского рынка к цивилизованным формам его организации. Также немаловажную роль играет обеспечение финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота. Комплекс мероприятий включает также обеспечение прав граждан и предприятий на безопасность и качество товаров и услуг; укрепление нормативно-правовой базы развития торговли.

В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации в стране, нестабильности развития экономической сферы постановка и решение финансовых проблем реформирования малых предприятий с целью поиска путей обеспечения стабильного экономического роста, относятся к новым, перспективным задачам экономической науки. Успешное развитие сферы торговли, при условии грамотного финансового управления и контроля малых торговых предприятий, приведет к стабильности и эффективности сектора торговли, ценовой доступности товаров, росту инвестиций и выручки торговых предприятий.

Одним из главных условий стабильности развития малых торговых предприятий является грамотное распоряжение кадровыми и финансовыми ресурсами организации. В большинстве случаев, в процессе своей деятельности малые торговые предприятия стремятся увеличить ее эффективность путем сокращения затрат. Это происходит за счет ужесточения требований для поставщиков и производителей. Подобные тенденции стимулируют инновационную активность производственных процессов и способствуют модернизации отечественной экономики.

Наиболее остро для малого торгового предприятия стоит проблема формирования его финансовой базы, обеспечения источников финансирования, а также эффективное управление финансами организации. Успешная финансово-хозяйственная деятельность малых предприятий, их жизнеспособность и результаты работы также зависят от применения методов финансового менеджмента, поскольку, как и крупные предприятия, они вынуждены уделять большое внимание проблемам, связанным с формированием своих финансовых ресурсов, их эффективным и рациональным использованием, а также с применением различных способов улучшения своего финансового состояния.

Как правило, на малых предприятиях решением финансовых вопросов занимается руководитель (владелец организации). Однако с увеличением масштаба фирм может появиться необходимость привлечения специалистов, которые решают определенные задачи (контроллер или бухгалтер). Процесс организации управления финансами предприятия включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль финансовой деятельности предприятия. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. За счет того, что финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, финансовому менеджеру следует быть особенно предусмотрительным. Малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

Также, условием стабильного развития малого предприятия является ведение текущего и перспективного финансового планирования. Но при этом особенностью для малого предприятия будет являться упрощение форм финансового плана и методов планирования. С учетом долгосрочного финансового планирования может производиться управление результатами его финансово-хозяйственной деятельности, то есть прибылью (или убытком). Эффективное планирование финансовой деятельности позволяет максимизировать прибыль предприятия, снизить издержки.

И, наконец, должное внимание необходимо уделять оптимизации издержек. Чаще всего, это находит свое применение в сокращении рабочего персонала и максимальной автоматизации производства. Именно поэтому, популярным в малых торговых предприятиях становится формат самообслуживания.

Таким образом, применение финансового менеджмента на малых торговых предприятиях может в конечном итоге способствовать улучшению их финансового состояния, платежеспособности и прибыльности. Однако, используя основы и технологии финансового менеджмента, необходимо помнить, что специфика их деятельности (в том числе, организационной и финансовой) определяется понятиями «малое» и «торговое». А значит, управление им будет носить особый характер.

Просмотров работы: 3408