Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В этой ситуации профессионально-личностное развитие педагогов дошкольного образовательного учреждения, в свою очередь, во многом определяет характер и судьбу модернизации дошкольного образования, способствуя его приведению в соответствие с современными жизненными потребностями страны, общества. При этом важную роль играет формирование активно-творческой, созидательной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения, его способности стать инициатором преобразовательных процессов в детском саду, активным участником совместной коллективной деятельности по развитию инноваций в сфере образования, что, несомненно, является опорой модернизации образования.
Высший уровень, на котором происходит становление педагога-профессионала – это уровень творческого саморазвития, когда он выступает как субъект этого развития, прежде всего профессионального [12].
Уделивший особое внимание анализу категории субъекта в психологической науке А.В.Брушлинский, подчёркивает, что «трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром. По мере взросления в жизни человека всё большее место занимают саморазвитие, самовоспитатнние, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т.д. [1].
Быть субъектом – одно из системных качеств, в которых объективно выступает человек. Быть субъектом, то есть творцом своей истории, значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности.
Субъектность рассматривается исследователями на различных уровнях: онтологическим, психологическом, педагогическом.
Субъект - фундаментальная категория философии и психологии. В философско-психологической литературе субъект определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания. Причём субъект есть носитель практической и теоретической деятельности в той мере, какой он включается посредством реальной деятельности в процесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности. Потребность в познании - одна из первых характеристик субъекта. Познание заключается в приобретении знаний, постижении закономерностей, причинно-следственных связей объективного мира, переводе этого в область индивидуального сознания.
Субъект характеризуется сознанием, самосознанием. Сознание-это отражающая способность действующего, деятельностного субъекта. В сознании субъекта на основе динамики деятельности, изменение задач, событий, отражается способ его действия [7]. Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней, позиций других людей. Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней, позиции других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя [7]. Именно в ходе рефлексии субъект формирует и развивает свои цели (которые могут быть только осознанными), то есть цели деятельности, общения, созерцания и других видов активности [7].
В способности к рефлексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой, находит своё высшее выражение, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, природа человеческой субъектности [11].
Категорию «субъектность педагога» рассматривают в своих работах психологи Е.Н. Волкова, И.А.Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. [3].
Так, А.К. Маркова определяет субъектность как «профессиональную компетентность педагога» [8]. Как «систему педагогических особенностей» интерпретирует субъектность педагога Л.М.Митина [9]. Зимняя И.А. трактует субъектность как интегративное свойство личности педагога, складывающееся из его психофизиологических свойств (задатков), его способностей, направленности и других личностных свойств и профессиональной компетентности [5].
Целенаправленно изучает проблему субъектности педагога, анализируя ее содержание и структуру, в своих исследованиях Е.Н. Волкова. Она определяет субъектность педагога как личностное образование, интегрирующее в себе все свойства и качества педагога, обусловливающие успешность педагогической деятельности [3 ].
По мнению Е.Н. Волковой, основу субъектности составляют особенности самосознания и коммуникативные характеристики педагога [3].
В психолого-педагогической литературе субъектность характеризуют как внутреннюю активность, которая позволяет человеку самостоятельно планировать и реализовывать свои жизненные замыслы (Г.И. Аксенова, A.F. Асмолов, О.С. Анисимов, А.А. Вербицкий, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.). Данные авторы определяют структуру субъектности, включая следующие компоненты: активность как способность субъектов обучения к целенаправленным, действиям; способность к рефлексии; удовлетворенность условиями организации образовательного процесса; мотивацию и направленность [12]. В работах Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Г.С. Сухобской, посвященных образованию взрослых, отмечается, что субъектность «пронизывает» все жизненные проекции человека, проявляясь: и в индивидном, и в личностном, и в универсальном способе бытия, обогащает общение профессионалов, обеспечивает на практике взаимодействие и интеграцию всех на основе партнерства. [7].
Субъектность во многом определяется степенью идентификации человека с миром культуры. Важнейшей характеристикой субъекта является воля – потребность в преодолении препятствий [7].
Корреляционный анализ категорий и явлений «личности» и «субъектности» позволяет утверждать, что они детерминируют друг друга. По утверждению А.В. Петровского, быть личностью – значит быть субъектом собственной жизни, субъектом предметной деятельности, субъектом обучения, субъектом самосознания [10]. Субъектность трактуется А.В. Петровским, как констатирующая характеристика личности, как свойство самодетерминации его бытия в мире [10]. Стоит особо подчеркнуть, что субъектность – всегда особенная форма выражения проявлений человека в деятельности. Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской позиции [2].
По мнению В.А. Герт, необходимо отличать категорию «субъект» от категории «субъектность», которая характеризует возможности не только деятельностного способа реализации человеком своих субъектных качеств как «результата», но и возможные способы их воспроизводства и развития, коррекция и реабилитация как «источника» по всему циклическому процессу индивидуализации. Очень часто, по мнению автора, категории «субъект» и «субъектность упоминаются через запятую, как синонимы. Если под субъектом понимать отдельного человека, как это принято, в первую очередь, в психологии, то такая синонимичность объяснима. Да и распространенное соотнесение развития субъектности в психологии с определённым уровнем личностного развития человека автоматически ставит и проблему исторического развития его субъектности, а значит, и её пространства и времени.
В большинстве вариантов категориального оформления идеи субъектности ученые и мыслители исходят из того, что человек не рождается субъектом, а становится им. Этот вывод всех ученых объединяет. Но очевидны преобладающие акценты: в психологии - на внутренние побуждающие силы человека, а в философии – на различные варианты доминирования «прошлого», то в виде уже наличествующего разума или воли, то в виде глубин наличествующих жизненного порыва или осевой эпохи. Идея же субъектности бытия – это идея о новом типе бытия в природе и с природой; идея о становлении экзистенциалов человека, идея о синергийном эффекте самоорганизации структурных элементов нового типа целостности; идея об образовании новых со-отношений между человеком, условиям, процессам и следствиям этих соотношений.
Разведение субъектности и субъекта – это различение процессов (самореализации и воспроизводства) и результатов (изменений в субъектах и в элементах целостного бытия) условий и следствий внутри целостности бытия; различение носителя субъектных качеств и его взаимодействия со всеми структурными элементами внутри своего бытия как со-бытия. Тогда можно предположить, что субъектность отдельного человека (субъекта) вторична по отношению к субъектности его бытия, что она является результатом циклических процессов внутри целостности бытия как со-бытия. Отдельный человек может быть носителем субъектности, но для воспроизводства и развития субъектности нужен ещё другой человек (другие люди). [4]
Таким образом, проблема субъектности в настоящее время является одним из центральных направлений в теоретических и прикладных исследованиях всех наук о человеке. Особую актуальность, данная проблематика приобретает при изучении механизмов личностного и профессионального развития личности педагога.
Проанализировав современную научную литературу можно сделать вывод, что субъектность чаще всего связывают с понятиями активности, самостоятельности, отличном умении осуществлять предметно-практическую деятельность.
Список литературы
1. Брушлинский А.В.Субъект:мышление , учение, воображение/А.В.
Брушлинский.-.М.: Изд-во»Институт практической психологии, 1996.-392 с.
2.Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека.С.Л.Рубинштейна/Г.С.Батищев//Филолсофские науки.-1989.-№ 7.-С.26-36.
3. Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога.: Дис..канд.психол.наук:19.00.07.М: Психол.ин-т РАО, 1992.205.
4. Герт В.А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении/В.А. Герт//Образование и наука.-2011.-№ 1(80)-С.4-13.
5. Зимняя И.А.. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- 480 с.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя.М.:Просвещение, 1993, 192.
7. Кашлев С.С. . Субъектность как профессиональная компетентность педагога / С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев, Н.И.Соколова // Вестник международной академии наук (русская секция). 2011., специальный выпуск . -2011.- С. 20 - 25.
8.Маркова А.К. Психология труда учителя/ А.К.Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя/Л.М.Митина М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д:АО «Цв.печать», 1993-509с.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
12. Сластёнин В.А. Субъектно-деятельностный пожход в общем и профессиональном образовании/В.А. Сластёнин//Сибирский педагогический журнал.-2006.-№ 5.- С.17-25
13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, 192.