ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планируемые результаты отражают системно-деятельностный подход и представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык. Морфология относится к традиционно изучаемым в начальной школе разделам русского языка. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания и методики изучения этого раздела не актуальны. Однако изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в начальной школе.
В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка, и это, на наш взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска таких эффективных методов и приёмов обучения на уроках русского языка, которые будут способствовать достижению планируемых результатов по морфологии, что обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Отсюда проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в формировании качественно нового, но опирающегося на богатую практику русской начальной школы умения организовывать работу по достижению планируемых результатов освоения морфологии на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс достижения планируемых результатов по морфологии имени существительного, прилагательного и глагола младшими школьниками на уроках русского языка.
Предмет исследования: организация работы по достижению младшими школьниками планируемых результатов.
Гипотеза исследования: процесс достижения младшими школьниками планируемых предметных результатов по морфологии будет успешным, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа, метод конструирования, наглядный метод, метод упражнений.
Цель исследования: выявить и практически реализовать на уроках русского языка эффективные методы обучения, направленные на достижение планируемых предметных результатов освоения морфологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать планируемые результаты по морфологии и систематизировать организационные формы, методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.
3. Выявить и реализовать на уроках русского языка методы и приёмы обучения, направленные на достижение планируемых предметных результатов освоения морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, естественный педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся, методы математической обработки материала.
База исследования: учащиеся экспериментального 4 «Б» класса (в количестве 23 человек) и контрольного 4 «A» класса (в количестве 23 человек) МБОУ СОШ №1 г. Кореновска. Всего 46 учащихся.
Теоретические основы достижения младшими школьниками планируемых результатов по морфологии русского языка
Содержание и структура планируемых результатов начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке [10].
Планируемые результаты:
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик и обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся [19].
Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:
служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Поэтому в содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях стандарта:
– формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
– воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
– индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции [19].
В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.
Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития – зоны ближайшего развития ребенка. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:
актуального развития т. е., на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);
зоны ближайшего развития т. е., на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Наконец, планируемые результаты призваны сориентировать пользователя и в том, какими освоенными и/или перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшего развития, могут овладеть учащиеся в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.
Учитывая вышеназванные особенности назначения планируемых результатов, в их структуре по каждому предмету выделяются следующие уровни описания:
1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» Оценка достижения этих целей ведется, как правило, в ходе неперсонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Оценка освоения опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, – с помощью заданий повышенного уровня.
3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Оценка достижения таких целей ведется преимущественно в ходе неперсонифицированных (анонимных) исследований. Частично задания могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. Схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Планируемые результаты
Неразрывная связь планируемых результатов с процессом их формирования, равно как и с оценкой их достижения, требует уточнения и конкретизации обобщенных планируемых результатов – явного выделения и перечисления умений, характеризующих их достижение, а также иллюстрации на конкретных примерах возможных уровней освоения учебных действий с изучаемым учебным материалом. В технологической форме указанный выше перечень умений детализируется дополнительно в соответствии с этапами формирования планируемых результатов.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов:
– под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
– под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.
– под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям
– по уровню проверяемыхзнаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
– базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
– повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов, или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
– по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом) [19].
1.2 Требования ФГОС к результатам освоения младшими школьниками содержательной линии «Морфология»
В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей [10].
В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.
Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом; научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной шкоды будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Морфология
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах [10].
Методика обучения морфологии в начальных классах
Морфология (от греч. µορφη «форма» и λογοσ «учение», буквально «учение о форме») – это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств [8].
В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте [2].
Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения [18].
Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.
Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения:
лексико-грамматический – сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня: лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного»);
парадигматический – сопоставление косвенных форм и исходной формы слова;
морфолого-синтаксический – сопоставление слова как члена предложения и части речи [13].
Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
морфологический анализ;
полный или частичный морфологический разбор слова;
формообразование слов, постановка слова в указанной форме;
конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;
нахождение части речи в предложении, в тексте;
словообразование частей речи.
опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
группировка слов по частям речи, их разрядам;
составление парадигмы слова;
разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;
наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;
наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг [5].
Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.
Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне [12].
Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6 – 7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста [17].
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка – с именами числительными.
Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол – представлены в каждом из I – IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи, в III и IV классах – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения – повелительное, сослагательное и пр.; местоимения – притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы – в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.
В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:
лексическое значение слова – предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;
роль в предложении, или синтаксическая функция;
наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности – только имени существительному;
изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи – характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.) [16].
Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения).
Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.
Задачи изучения имен существительных в I – IV классах:
формирование грамматического понятия «имя существительное»;
овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без термина);
формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
ознакомление с родом имен существительных, употребление существительных с шипящими на конце;
развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных;
обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных – ознакомление с синонимами и антонимами);
овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения [16].
Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется большое внимания одной из задач. Так, например, в I и II классах в центре – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III – IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва в работе над признаками существительных как части речи и правописанием окончаний. Напротив, работа в I и II классах над грамматическими признаками существительных создает основу теоретических знаний для сознательного формирования навыка правописания. А при формировании навыка правописания падежных окончаний в III – IV классах постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных.
Третья и четвертая задачи (развитие речи и мышления учащихся) решаются в течение всех лет обучения. Весь процесс изучения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на развитие навыков связной речи и мыслительных способностей.
Имя существительное как часть речи характеризуется определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, шкаф, стакан), живые существа (брат, жук, летчик), явления природы (гроза, ливень, буря, метель), события (война, революция), качества (доброта, смелость, белизна), действия (бег, ходьба, переход), состояние (сон, радость) и т. д [4].
Грамматические признаки имен существительных: существительные бывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными или неодушевленными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе – глагол (глагол прошедшего времени – в роде и числе).
Смысловые и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительном как части речи.
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III и IV классах – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже с I класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В I классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса [12].
Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи [16].
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Так, уже во II классе проводится элементарная работа над видом глагола (без термина). Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид глагола с помощью вопросов важно уже во II классе, так как без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам (согласно программе это также проводится во II классе). Глаголы совершенного вида, как известно, имеют формы настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени, глаголы несовершенного вида настоящего времени не имеют. Невнимание к виду глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм.
Распознавание вида необходимо и для того, чтобы определить спряжение глагола. Понимание взаимодействия вида глагола и его временных форм, хотя бы на уровне частично понятийном, вносит элемент осознанности при изменении учащимися глагола по временам и в употреблении глагола.
При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс –л как показатель прошедшего времени глагола [1].
Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной. Если учащиеся не в состоянии правильно назвать начальную форму глагола и по ней распознать спряжение глагола, то, естественно, они не могут сознательно написать безударное личное окончание глагола в настоящем или в будущем времени.
Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи [16].
2 Экспериментальная работа по достижению младшими школьниками планируемых результатов по морфологии русского языка
2.1 Диагностика уровня освоения учащимися морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола
Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что процесс достижения младшими школьниками планируемых предметных результатов по морфологии будет успешным, если на уроках систематически использовать такие эффективные методы обучения как: метод языкового анализа; метод конструирования; наглядный метод; метод упражнений, мы организовали экспериментальное исследование в двух четвёртых классах средней общеобразовательной школы № 1 г. Кореновска. При этом 4 «А» класс мы определили как экспериментальный, а 4 «Б» класс – как контрольный. Всего было задействовано 46 человек. Экспериментальная работа проводилась с февраля по апрель 2013 г. и состояла из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола.
На формирующем этапе эксперимента нами были выявлены и реализованы на уроках русского языка методы и приёмы обучения, направленные на достижение планируемых предметных результатов освоения морфологических категорий.
На контрольном этапе эксперимента проведена оценка достижения планируемых результатов освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, имени прилагательного и глагола.
С целью выявления исходного уровня освоения учащимися морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола мы провели в двух четвертых классах проверочную работу № 1.
Технология проведения такова: каждому учащемуся было предложено выполнить по три задания базового и повышенного уровня, направленных на проверку достижения трех планируемых результатов по развития речи:
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Результаты проведенных в 4-х классах проверочных работ уточнялись, соотносясь с понятиями «достижимость» и «измеряемость» т.е., мы указали все умения и элементы знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения морфологии и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур на разных уровнях их освоения.
Отметим, что выделение в проверочной работе заданий двух уровней – базового и повышенного – позволяет не только оценить индивидуальную траекторию развития обучающегося, но и диагностировать перспективы его обучения на следующей ступени образования.
Например, по числу правильно выполненных заданий базового уровня в проверочной работе возможно сделать заключение об овладении учащимися достаточным для дальнейшего изучения русского языка уровнем подготовки, а по числу выполненных заданий базового и повышенного уровня – установить возможности ученика и перспективы его языкового развития.
На основании накопленной оценки за проверочную работу по морфологии русского языка делаются следующие выводы о достижении учащимися планируемых предметных результатов:
Ученик овладел опорной системой знаний, учебными действиями и достиг базового уровня подготовки по морфологии русского языка на данном этапе обучения. Такой вывод делается, если зафиксировано достижение планируемого результата по морфологии как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.
Ученик не овладел опорной системой знаний и учебными действиями и не достиг базового уровня подготовки по морфологии русского языка на данном этапе обучения. Такой вывод делается, если результаты достижения планируемых результатов по морфологии свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.
Ученик достиг повышенного уровня подготовки по морфологии русского языка на данном этапе на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в проверочной работе зафиксировано достижение планируемого предметного результата по морфологии с оценкой «хорошо» или «отлично», а результаты свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Итак, нами была оценена проверочная работа каждого ученика обоих классов в соответствии со следующими критериями:
ученик достиг базового уровня;
ученик не достиг базового уровня;
ученик достиг повышенного уровня.
Образцы заданий приводятся ниже.
Проверочная работа №1.
Задания базового уровня
1. Отметьте кружочком словосочетание, в котором есть имя существительное женского рода, 3-го склонения, в форме творительного падежа.
1) Гордится книгой; 2) любуется молодёжью;
3) пятно на скатерти; 4) боится мыши.
2. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода в родительном падеже.
1) морозного дня; 2) морозной ночи;
3) морозным утром; 4) морозному воздуху.
3. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Город улыбается тебе цветами на клумбах.
2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко.
3) Ты идёшь сегодня на спектакль?
4) Рано утром вода в лужах замёрзла.
Задания повышенного уровня
У слов дедушка, юноша, девушка, дядюшка есть общие признаки. Отметь верное утверждение ✔.
Все эти слова являются именами существительными женского рода.
Все эти слова являются именами существительными мужского рода.
Все эти слова могут изменяться по числам.
Все эти слова относятся ко 2-му склонению.
2. Определи падеж у имен прилагательных. Выдели окончания имен прилагательных.
У высокой муравьиной кучи на лесной светлой полянке ковром рассыпались знакомые лесные цветы.
Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись: едете едите
Катя сказала, что это учительница записала одно и то же слово, а на уроке попросит определить, как писать правильно.
Даша сказала, что учительница записала два разных слова, а на уроке попросит придумать предложение с каждым из них.
Запиши, кто из девочек прав, и выполни то задание, которое предлагала эта девочка.
Ответ: права _________________________________.
Выполнение задания: __________________________.
Результаты выполнения работы с учётом накопленных баллов за проверочную работу № 1 отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностика уровня достижения четвероклассниками планируемых предметных результатов по морфологии на констатирующем этапе эксперимента
Уровень Класс |
Достигли базового уровня |
Не достигли базового уровня |
Достигли повышенного уровня |
4 «Б» (экспериментальный) |
61 % (14 чел.) |
39 % (9 чел.) |
17 % (4чел.) |
4 «А» (контрольный) |
52 % (12 чел.) |
48 % (11 чел.) |
17 % (4 чел.) |
Из табличных данных видно, что повышенного уровня при освоении морфологических категорий в контрольном 4 «А» классе достигли всего 4 человека (17 %) и в экспериментальном 4 «Б» классе – 4 человека (17 %). Достигли базового уровня знаний 14 человек (61 %) в 4 «Б» классе и 12 человек (52 %) – в 4 «А» классе, что свидетельствует о высоком уровне достижения предметных результатов по морфологии русского языка на данном этапе обучения в экспериментальном классе и достаточно среднем – в контрольном классе. Не достигли базового уровня знаний в 4 «Б» только 9 человек (39 %), а в 4 «А» – 11 человек (48 %). Наглядно табличные данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнение результатов проверочной работы № 1 на констатирующем этапе эксперимента в обоих классах.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что уровень достижения планируемых результатов в обоих классах примерно одинаковый, т.е. невысокий. Это наглядно представлено в диаграммах.
Наличие средних показателей базового уровня и низких показателей повышенного уровня освоения каждой морфологической категории учащимися 4-х классов говорит о том, что необходима целенаправленная работа по реализации на уроках русского языка таких эффективных методов и приёмов работы, которые способствовали бы успешному освоению морфологических категорий. Это явилось целью формирующего этапа эксперимента в 4 «Б» классе.
2.2 Организация работы по достижению предметных результатов освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола
Формирующий этап эксперимента проводился в течении трех месяцев – с февраля по апрель 2013 года.
Младшие школьники только тогда достигнут планируемого результата по морфологии, если будут правильно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, применяя полученные по морфологии знания. Для достижения этой цели учителю в учебном процессе необходимо комплексно использовать следующие наиболее эффективные методы обучения: 1) метод языкового анализа, 2) метод конструирования, 3) наглядный метод и 4) метод упражнений.
Рисунок 3 – Эффективные методы обучения
Сущность языкового анализа заключается в дроблении изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность языковых явлений. Морфологический анализ как вид языкового анализа позволяет определить, к какой части речи относится разбираемое слово, назвать его в исходной форме, обозначить постоянные признаки, определить его форму, например, род, число, падеж у существительных. Анализ органически связан с синтезом, однако в языковых упражнениях он идет впереди синтеза.
Синтез в учебных целях используется как языковое конструирование. К видам языкового конструирования относится, например, образование форм имен существительных, их склонение, изменение форм рода, числа, падежа; составление словосочетаний и предложений с заданными формами существительных, с предлогами или без [7].
Наглядный метод. Большое место в системе обучения морфологии имеют различного рода информативные таблицы, схемы, модели. Представленная в них обобщенная информация наиболее доступна для восприятия, усваивается учащимися легче и быстрее. На уроках закрепления правописания существительных используется зрительное запоминание и условное подчеркивание, применяются также цветные мелки для выделения изученных окончаний существительных.
Метод упражнений среди практических методов отличается наибольшей эффективностью. Его сущность состоит в том, что учащиеся производят многократные действия в применении усвоенного учебного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают мения и навыки, развивают свое мышление и творческие способности.
Наибольшей результативностью, на наш взгляд, в рамках метода упражнений будут обладать задания базового и повышенного уровня, которые в совокупности с другими методами обучения позволят достичь планируемого предметного результата по освоению морфологии русского языка.
Структурировано эти методы обучения младших школьников представлены ниже, на таблице 2:
Таблица 2 – Эффективные методы и приёмы обучения морфологии
Методы обучения |
Приёмы |
|
– наблюдение над языком; – грамматический разбор |
|
– словарная работа; – работа над словосочетаниями; – работа над предложениями; – логическая работа |
|
– использование условных графических изображений (схемы, графики, планы и т.д.) – динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) |
|
– опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; – подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; – постановка слова в указанной форме; – составление парадигмы слова; – разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; – группировка слов по частям речи, их разрядам; – составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; – полный или частичный морфологический разбор слова. |
Перечисленные методы комплексно использовались нами на повторительно-обобщающих, закрепляющих и контрольных уроках по морфологии русского языка в 4 «Б» классе, методический материал приведен ниже.
Комплексное использование методов и приёмов работы
над именем существительным
Тема урока: «Падеж имён существительных».
Планируемый результат:определять грамматические признаки имён существительных – падеж.
Формируемое умение: определять падеж существительных и находить имя существительное с заданными грамматическими признаками.
В таблице напишите основание для деления слов на группы и названия этих групп. Посоревнуйтесь, кто предложит больше вариантов деления этих же слов на группы по другим основаниям (задание выполняется на листочках).
Основание для деления:____________________________________________________ |
||
Название группы: ___________________ |
Название группы: ___________________ |
Название группы: ___________________ |
От свиста, для золотых (рук), мимо лесов, у синего (моря) |
Студёным (ручьям), по крышам, молодому (дубку), к земле |
На книжной полке, в снегах, на ели, о золотом (сердце) |
Озаглавь текст. Вставь недостающие падежные окончания имён существительных. В скобках укажи род и падеж существительных. Сочини концовку текста.
_______________
У решетк… (_____) парка сидела кошка. Рядом на деревц… (_____) щебетала синичка. Взгляд кошк… (_____) был прикован к птичк… (_____). Хищница тихонько поползла по тропк… (_____). Кошка прижималась всем тел… (_____) к земле и слегка двигала кончик… (_____) хвоста. Пичужка не видела приближении… (_____) опасност… (_____). Она выводила свои трел… (_____). Кошка была уже готова к атак… (_____). Но тут из дырк… (_____) в решетк… (_____) выскочил пёс.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тема урока: «Склонение имён существительных».
Планируемый результат: определять грамматические признаки имён существительных – склонение.
Формируемое умение: определять склонение существительных и находить имя существительное с заданными грамматическими признаками
По окончаниям определи склонение и падеж имён существительных, заполни пустые «окошки».
Скл. Падеж
Запиши имена существительные в нужном падеже, выдели окончания.
Поле с ______ (пшеница), проснуться перед ______ (рассвет),
мороз за ______ (морозец), спрятан под ______ (крапива),
летал над ______ (овраг), мыть с ______ (шампунь).
Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных множественного числа».
Планируемый результат: определять грамматические признаки имён существительных – падеж, число.
Формируемое умение: определять падеж и число существительных и находить имя существительное с заданными грамматическими признаками.
Допиши словосочетания со словами, заданными рисунками.
Пара ______________ килограмм ________________
Пара ______________ килограмм ________________
Комплексное использование методов и приёмов работы
над именем прилагательным
Тема урока: «Род имён прилагательных»
Планируемый результат:определять грамматические признаки имён прилагательных – род.
Формируемое умение: определять род прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
1. Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Голуб… лужа.
Поздн… листопад.
Ленив… течение.
Вечерн… мгла.
Детск… театр.
Ночн… разбойник.
Хлебн… растение.
2. Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.
3. Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.
Тема урока: «Число имён прилагательных»
Планируемый результат:определять грамматические признаки имён прилагательных – число.
Формируемое умение: определять число прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
1. Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.
2. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.
3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных.
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.
Тема урока: «Склонение имён прилагательных»
Планируемый результат:определять грамматические признаки имён прилагательных – склонение.
Формируемое умение: определять склонение прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
1. Просклоняйте словосочетания.
ж.р. м.р ср.р.
И.п. Большая булка большой стол большое яблоко
Р.п.
Д.п
В.п.
Т.п.
П.п
2. Спишите. Определите падеж имён прилагательных.
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.
3. Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.
Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Планируемый результат: определять грамматические признаки имён прилагательных – падеж, род.
Формируемое умение: определять падеж и род прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.
Комплексное использование методов и приёмов работы
над глаголом
Тема урока: «Изменение глаголов по числам»
Планируемый результат:определять грамматические признаки глагола – число.
Формируемое умение: определять число глагола и находить глагол с заданными грамматическими признаками.
Запишите глаголы в два столбика.
Вырубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.
Спишите текст. Над глаголами укажите число.
В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.
От глаголов неопределённой формы образуйте единственное и множественное число глаголов.
Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Планируемый результат:определять грамматические признаки глагола – время.
Формируемое умение: определять время глагола и находить глагол с заданными грамматическими признаками.
Запишите глаголы в три столбика.
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.
Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.
Соль – …, скрип – …, боль – …. корм – … .
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте время глаголов.
Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.
Тема урока: «Спряжение глагола»
Планируемый результат:определять грамматические признаки глагола – спряжение.
Формируемое умение: определять спряжение глагола и находить глагол с заданными грамматическими признаками.
1. Подчеркни глаголы, относящиеся ко II спряжению:
думать, любить, читать, ненавидеть, смотреть, гулять, слышать, бежать, зависеть, стоять, брить.
2. Проспрягай глагол спать:
ед. число мн. число
1 лицо
2 лицо
3 лицо
3. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. У глаголов указать спряжение, лицо и число.
Утро. Зелене_т луг, пестре_т цв_тами.
Пахн_т свежей травой. В синем небе трепещ_т золотая звездочка.
4. Определите спряжение глагола и вставите соответствующую гласную в окончания.
смотр..шь мокн..шь вид..шь сохн..шь
стро..шь терп..шь дыш..шь слыш..шь
ед..шь кол..шь пол..шь кле..шь
вер..шь паш..шь пиш..шь пляш..шь
смаж..шь скаж..шь заед..шь посе..шь
2.3 Динамика уровня достижения планируемых результатов освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола
На контрольном этапе эксперимента учащимися 4–х классов была выполнена вторая проверочная работа по морфологии русского языка, которая содержала задания базового и повышенного уровней, была оценена проверочная работа каждого ученика обоих классов в соответствии со следующими критериями:
ученик достиг базового уровня;
ученик не достиг базового уровня;
ученик достиг повышенного уровня.
Образцы заданий приводятся ниже.
Проверочная работа №2.
Задания базового уровня
1. Отметь словосочетание, в котором есть имя существительное мужского рода, 3-го склонения, в форме творительного падежа.
1) гордится книгой; 2) любуется молодёжью;
3) пятно на скатерти; 4) боится мыши.
2. Отметь предложение, в котором есть глагол будущего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Луч солнца упал на замерзшую лужицу.
2) Скоро появится на деревьях молодая листва.
3) Сердце замирает от чудесных звуков песни.
4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.
3. Из данного ниже предложения запиши в каждую сточку по 2 примера каждой из указанных частей речи. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.
Ранним утром солнце в лесу не сразу увидишь, только по огненным пятнам догадаешься, что оно спряталось за большим деревом и бросает оттуда в тёмный лес утренние косые лучи.
Имена существительные_______________________
Имена прилагательные ______________________
Глаголы_______________________
Задание повышенного уровня
1. Перечислены признаки двух слов. Внимательно прочитай и догадайся, какими частями речи являются эти слова.
1). Относится ко второму склонению. Употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
2). В предложении является обстоятельством. Стоит в форме единственного числа, женского рода, предложного падежа. В предложении является определением.
Запиши, какими частями речи являются слово № 1 и слово № 2.
Ответ: слово № 1 – это __________.
слово № 2 – это ___________.
2. Даны слова: синяя, горячая, короткая, добрая. Допиши ответы на вопросы об этих словах.
1). Какой частью речи являются эти слова?
Эти слова являются____________
2). Что общего есть у этих слов?
Все эти слова стоят в форме
1)____________
2)____________
3)____________
3. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью ручей чист и прозрачен.
Имена существительные |
Имена прилагательные |
Глаголы |
1) |
1) |
1) |
2) |
2) |
2) |
Результаты выполнения работы с учётом накопленных баллов за проверочную работу № 2 отражены в таблице 3.
Таблица 3 – Оценка достижения четвероклассниками планируемых предметных результатов по морфологии на контрольном этапе эксперимента
Уровень Класс |
Достигли базового уровня |
Не достигли базового уровня |
Достигли повышенного уровня |
4 «Б» (экспериментальный) |
65 % (15 чел.) |
35 % (8 чел.) |
39 % (9чел.) |
4 «А» (контрольный) |
57 % (13 чел.) |
43 % (10 чел.) |
26 % (6 чел.) |
Из табличных данных видно, что повышенного уровня при освоении морфологических категорий в контрольном 4 «А» классе достигли всего 6 человек (26 %), а в экспериментальном 4 «Б» классе – 9 человек (39 %). Достигли базового уровня знаний 15 человек (65 %) в 4 «Б» классе и 13 человек (57 %) – в 4 «А» классе, что свидетельствует о высоком уровне достижения предметных результатов по морфологии русского языка на данном этапе обучения в экспериментальном классе и достаточно среднем – в контрольном классе. Не достигли базового уровня знаний в 4 «Б» только 8 человек (35 %), а в 4 «А» – 10 человек (43 %). Наглядно табличные данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Оценка достижения четвероклассниками планируемых предметных результатов по морфологии на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, полученные учащимися 4 «Б» класса знания по разным морфологическим темам существенно повысились, систематизировались, стали более доступны, следовательно, можно говорить о достижении всех планируемых результатов по морфологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы показал, что проблема умения организовывать работу по достижению планируемых результатов освоения морфологии на уроках русского языка остается актуальной и ею занимаются многие педагоги. В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка, и это, на наш взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
В теоретической части исследования нами были:
1) рассмотрели содержание и структуру планируемых результатов начального общего образования;
2) описали требования ФГОС к результатам освоения младшими школьниками содержательной линии «Морфология»;
3) рассмотрели методику обучения морфологии в начальных классах.
В экспериментальной части работы в качестве основного методического материала для определения уровня освоения младшими школьниками морфологических категорий имени существительного, прилагательного и глагола учащихся были использованы задания базового и повышенного уровня. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень достижения планируемых результатов в обоих классах примерно одинаковый, т.е. невысокий. На формирующем этапе эксперимента с учащимися экспериментального 4 «Б» класса нами были выявлены и реализованы на уроках русского языка методы и приёмы обучения, направленные на достижение планируемых предметных результатов освоения морфологических категорий. Контрольный этап эксперимента показал, что в экспериментальном классе знания по разным морфологическим темам существенно повысились, систематизировались, стали более доступны, следовательно, можно говорить о достижении всех планируемых результатов по морфологии.
В процессе экспериментального исследования нами была подтверждена гипотезао том, что процесс достижения младшими школьниками планируемых предметных результатов по морфологии будет успешным, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа; метод конструирования; наглядный метод; метод упражнений.
список использованных источников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|