ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Кожанова И.С. 1
1Белгородский государственный научный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема организации предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях неоднократно выступает предметом исследования специалистов различных областей знаний: психологов, педагогов и др. Правильно организованная предметно-пространственная среда способствует благоприятному развитию творческих способностей каждого ребенка, возможности проявить себя в деятельности и реализоваться в ней.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется богатый опыт воспитания и обучения детей через предметно-развивающую среду в ДОУ, основанный на различных подходах. С одной стороны, изучение проблемы организации предметно-развивающей среды строится с учетом психического развития ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др.). С другой стороны, на основе изучения средового подхода в воспитательной системе детского сада ( Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова и др.). С третьей, среда рассматривается как один из факторов, способствующих развитию эстетических чувств ребенка (Е.Н.Александрова, А.Н.Леонтьев, и др.).

Проблема создания развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе нашла отражение в трудах отечественных ученых (Ю.С.Мануйлов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова и др.).

Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада внесли Е.В.Зворыгина, М.Монтессори и др. В 90-е годы возрастает интерес к проблеме предметно-развивающей среды в работах Л.М.Клариной, С.Л.Новоселовой, В.А.Петровского, Л.А.Смывиной, Л.П.Стрелковой.

В связи с тем, что в ФГТ представляется новый подход к организации педагогического процесса в целом, в частности в ДОУ выделяют два основных вида деятельности детей: совместная образовательная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей, которые требует правильной организации предметно-развивающей среды.

Существенной особенностью совместной образовательной деятельности взрослого с ребенком является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность доступна для проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с интересами и особенностями детей.

Самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку взаимодействовать со сверстниками.

Реализация руководителем новых требований к созданию предметно-развивающей среды является одной из функций управления.

Вопросы разработки управленческого решения рассматриваются в работах: О.В.Грищенко, В.Б. Ремменикова, Э.А.Смирнова и др. С точки зрения, социальных организаций вопросы управления рассматривались в работах: К.Ю.Белой, А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняка и др.

В настоящее время в теории воспитания сложились различные подходы к изучению предметно-развивающей среды. Проблема организации среды отражена в исследованиях В.А.Караковского, Н.Ф.Комаровой, Ю.С.Мануйлова, Л.И.Новиковой, С.Л.Новоселовой, Л.А.Парамоновой, В.А.Петровского и др.

В научной литературе известно несколько подходов к изучению среды в ДОУ: деятельностный, личностный, системный и другие. Одним из актуальных подходов к организации среды в образовательном учреждении является средовой подход Ю.С.Мануйлова. В своей работе «Средовой подход в воспитании» ученый дает определение данному подходу(1,23).

Под средовым подходом он понимает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

Ю.С.Мануйлов утверждал, что ученые: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов рассматривали изучение среды как компонента самой воспитательной системы. Кроме того окружающая детей реальность, как среда и как средство воспитания не могут в управленческом плане выступать руководством для педагогов. Нет еще ни одной работы, которая была бы посвящена управлению влияния среды и техники, обращения ее в воспитательное пространство(1,20).

Ученый считает, что средовой подход открывает перспективу использования среды с ее значениями в качестве инструмента управления воспитательной системы, которая зависит от внутренних и внешних условий. Данный подход превращает педагогов в исследователей, работающих в единой логике.

Реализация средового подхода в работе дошкольного учреждения дает возможность использовать его в различных целях. Ю.С.Мануйлов предполагает перспективу использования среды с ее значениями в качестве инструмента управления самой воспитательной системой, продуцирование которой зависит от микро - и макрофакторов.

Анализ литературы показал, что существует несколько моделей организации образовательного процесса в ДОУ одной из которых является предметно-средовая модель. Суть данной модели заключается в том, что содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как их деятельного носителя. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной, искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М.Монтессори).

Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала, который авто дидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка(2,19).

Организация образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста, меняется лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале. Ограничение в образовательной среде только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приведет к утере систематичности образовательного процесса и сузит культурные горизонты ребенка. Данная модель технологична и не требует вмешательства взрослого.

Основополагающая идея построения развивающей в ДОУ заложена в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ»(1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания»(1989г.)

Авторы данной концепции В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе указывают на то, что особенности предметно-развивающей среды должны определяться не только принципами и требованиями, но и учитывать личностно-ориентируемую модель построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Ученые утверждают, что среда на ребенка должна оказывать непосредственное воздействие, обеспечивать безопасность их жизни, улучшение здоровья, развитие психических процессов(5,18).

В концепции организации развивающей среды в ДОУ В.А.Петровским определены принципы, определяющие создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладения способами деятельности. Кроме этого данные принципы являются неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения ребенка.

Другим не маловажным подходом является деятельно-возрастной подход, который был предложен С.Л.Новоселовой. Автором разработана концепция развивающей предметной среды, которая опирается на данный подход, на представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для всестороннего развития ребенка(3,76).

С.Л.Новоселова в своей работе дает обоснование основным положениям концепции предметно-развивающей среды и ее организации в ДОУ руководителем. Ученый одним из исходных требований выделяет развивающий характер предметно-пространственной среды. Что определяется ее содержанием и свойствами, при этом создавая условия для творческой деятельности каждого ребенка, служа целями для его дальнейшего развития.

В своих работах автор утверждает, что важным фактором развития детей является их социокультурное окружение и предметная среда. Разработанная ею концепция предусматривает создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды детского сада. Обогащающая среда предполагает единство социальных природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды является архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование, тематические наборы игрушек, пособий(4,3).

Данные принципы нашли свое отражение в новом документе ФГОС дошкольного образования, который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Список использованной литературы:

1.Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. – М., 1997.-193с.

2. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста / Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-с.19

3.Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда/Новоселова С.Л.//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.76

4.Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

5.Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.-102с.

Просмотров работы: 14777