Пары нефти и нефтепродуктов, образующиеся при хранение или перевалке нефти и нефтепродуктов, представляют собой большую проблему при эксплуатации нефтебаз и нефтепортов. Потери углеводородного сырья наносят большой вред народному хозяйству и бизнесу, поэтому борьба с потерями - актуальная задача. Углеводородо-воздушные смеси относятся к экологически опасным выбросам, что обуславливает необходимость соблюдения требований технического регламента ЕС 94/63EG к выбросам органических соединений в атмосферу. В существующем цикле «налив - транспортирование - слив - хранение - заправка» потери за счет испарения бензина достигают 1,5-2,0% от реализуемого объема. Больше всего потерь происходит при хранении нефтепродуктов - до 38% от общих потерь. На современных нефтебазах и нефтепортах очистка воздуха от паров нефтепродуктов в основном осуществляется с помощью установок рекуперации паров (УРП) адсорбционного типа.
Типовые УРП оборудуется шестью адсорберами (три пары) для того, чтобы гарантировать непрерывность процесса рекуперации. После определенного количества времени работы фильтра загрузка с активированным углем насыщается углеводородами, и поток паровоздушной смеси переключается на второй фильтр-адсорбер из пары, в то время как первый адсорбер регенерируется за счет создания в корпусе фильтра вакуума. С понижением давления процесс адсорбции реверсируется и углеводороды покидают поверхность активированного угля и перемещаются при помощи вакуумного насоса в колонну повторного поглощения (схема на рис.1).
Для улучшения регенерации фильтра-адсорбера небольшое количество воздуха пропускается через угольную загрузку сверху вниз во время последней фазы десорбции - выполняется операция продувки. Компоненты, десорбированные из фильтра, компремируются вакуумным насосом до давления 110 - 115 кПа и подаются в колонну повторного поглощения (контактный аппарат), где они абсорбируются во встречном потоке жидкого продукта. В качестве жидкого абсорбента используется складируемый или перегружаемый нефтепродукт. Остаточный воздух, насыщенный углеводородами, покидает колонну через верх и перемещается обратно на вход паров в УРП.
На береговых сооружениях ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» (г. Находка) используется адсорбционная УРП для рекуперации паров нефти. Установка имеет производительность 14500 м3/ч и включает 6 адсорберов с загрузочным объемом по 84 м3 каждый, заполненных активированным углем, колонну-абсорбер объемом 75 м3, заполненный металлической набивкой, 18 вакуумных насосов, каждый производительностью 2500 м3/ч; насос откачки абсорбента производительностью 400 м3/ч; вентилятор производительностью 17500 м3/ч; систему КИП, автоматики и АРМ.
Рис. 1. Принципиальная схема УРП абсорбционного типа
(1 - фильтр в режиме адсорбции; 2 - фильтр в режиме десорбции; 3 - колонна-абсорбер; 4 - вентилятор; 5 - вакуумный насос; 6 - конденсатосборник; 7 - насос откачки конденсата; 8 - насосы абсорбента)
Использованная технология рекуперации паров углеводородов является современной и широко применяется ведущими производителями установок рекуперации - Aker Kvaerner Cool Sorption, John Zink, CarboVac, Symex Americas, и др., однако при эксплуатации УРП нефтепорта отмечен ряд недостатков:
- отмечались многочисленные отказы энергетического оборудования УРП, контрольно-измерительных приборов, сбои систем автоматики (вызванные в основном непредусмотренными проектом тяжелыми климатическими условиями);
- УРП не обеспечивает требуемый уровень допустимого выброса паров нефти - не более 35 г/м3, (в техническом паспорте установки указано значение 10 г/м3);
- с момента первого пробного пуска установки УРП при погрузке ряда танкеров зафиксирован уровень выбросов углеводородов 140 г/м3 и выше;
- химический анализ используемого в УРП активированного угля показал, что адсорбент поражен продуктами окисления и сажей, в результате чего его адсорбирующие свойства в значительной степени снизились.
В парах нефти присутствуют как низкокипящие, так и высококипящие компоненты (табл.1), которые следует учитывать при технологических расчетах и эксплуатации УРП. Метан практически не адсорбируется универсальными активированными углями, этан слабо адсорбируется, но в процессе адсорбции вытесняется более тяжелыми компонентами, к которым активированный уголь имеет большую адсорбирующую способность. На этом основан процесс разделения углеводородов (процесс Фишера-Тропша). Учитывая этот фактор, ведущие производители УРП исключают метан из улавливаемых компонентов. Также следует иметь в виду, что смесь углеводородов адсорбируется хуже, чем каждый компонент в отдельности, и чем шире компонентный состав паровоздушной смеси, тем сильнее фактическая адсорбция отличается от расчетной [3].
Таблица 1. Уровень эмиссии паров нефтепродукта из танкера
Хим. Формула |
CH4 |
C2H6 |
C3H8 |
C4H10 |
C5H12 |
C6H14 |
C6+ |
% масс |
2 |
8,5 |
24 |
28 |
26 |
10 |
1,5 |
Уровень эмиссии не менее (г/м3) |
5,597 |
21,990 |
67,626 |
74,734 |
34,688 |
28,733 |
6,521 |
Уменьшение уровня остаточной эмиссии углеводородов на выходе УРП возможно при применении технических решений, обеспечивающих:
- снижение влажности поступающей в адсорберы паровоздушной смеси;
- охлаждение паровоздушной смеси, подаваемой в фильтр-адсорбер;
- уменьшение концентрации в парах нефти компонент, восприимчивых к спонтанному окислению при соприкосновении с воздухом;
- снижение глубины вакуума в адсорберах в режиме десорбции (до 5 кПа);
- подогрев воздуха, используемого при встречной продувке адсорберов.
Предлагается применить для осушки и охлаждения паровоздушной смеси, а также удаления «вредных примесей» дополнительный узел, оснащенный вихревой трубой (ВТ), модификации которой достаточно надежно работают в газовой, нефтедобывающей и химической отраслях промышленности [6, 1]. В рассматриваемых условиях следует использовать ВТ специальной конструкции, которая обеспечивала бы как снижение температуры паровоздушной смеси, так и эффективное отделение мелкодисперсной жидкой фазы, образующейся при работе ВТ. Эта задача реализуется с помощью трёхпоточных вихревых труб, где в качестве третьего потока из аппарата выводится отсепарированная жидкость или газожидкостная смесь [2, 5]. Вариант модернизации УРП с включенной в технологическую схему вихревой трубой приведен на (рис. 2).
Рис.2. Принципиальная схема УРП с предвключонной вихревой трубой
(1 - фильтр в режиме адсорбции; 2 - фильтр в режиме десорбции; 3 - колонна-абсорбер; 4 - вентилятор; 5 - вакуумный насос; 6 - конденсатосборник; 7 - насос откачки конденсата; 8 - насосы абсорбента; 9 - трехпоточная ВТ; 10 - компрессор; 11 - теплообменник-охладитель)
Паровоздушная смесь из танков перед подачей в действующую абсорбционную УРП сжимаются в компрессоре до давления 0,5 - 0,6 МПа и поступает в вихревую трубу. Эффект Ранка-Хилша, реализуемый в вихревой трубе, обеспечивает снижение температуры центральных слоев закрученного потока и нагрев периферийных слоев. При понижении температуры паровоздушного потока водяные пары и часть низкокипящих компонент паров нефти конденсируются и отводятся из ВТ в конденсатосборник. Холодный поток паровоздушной смеси направляется из ВТ в фильтр-адсорбер, а горячий поток по линии рециркуляции через теплообменник-охладитель поступает на вход компрессора. Схема может быть упрощена при подаче горячего потока из ВТ непосредственно в УРП, однако в этом случае температура паровоздушной смеси практически не снизится. Дополнительная мощность, требуемая для привода компрессора ВТ, составляют не более 3,0 - 3,5 кВт.
Экономическая эффективность проекта обусловлена снижением концентрации паров нефти на выходе из адсорбционной УРП за счет уменьшения нагрузки на действующие фильтры-адсорберы, обусловленного включением в технологическую схему дополнительного узла с трехпоточной вихревой трубой и теплообменниками-охладителями.
Предварительно рассматриваются следующие факторы повышения эффективности работы УРП:
- снижения концентрации паров нефти в выбросах до 10 г на куб.м.;
- уменьшение температуры паровоздушной смеси на 10 – 15 С перед УРП и повышение коэффициента адсорбции паров нефти в фильтрах;
- уменьшение влагосодержания паровоздушной смеси на 40 – 50 % и снижения влияния влажности на процесс рекуперации;
- улавливание конденсирующихся легких фракций паров нефти вихревой трубой и уменьшение нагрузки на действующую УРП с дальнейшим повышением ее производительности.
В качестве проверки эффективности данного метода модернизации УРП ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» в лаборатории кафедры нефтегазового дела и нефтехимии ДВФУ планируется создание лабораторной установки по изучению вихревого эффекта (рис.3).
Рис.3. Схема лабораторной установки
(1 – воздуходувка; 2 – первый мягкий резервуар; 3 – емкость с углеводородами; 4 – распылитель; 5 – задвижка; 6 – компрессор; 7 – трехпоточная вихревая труба; 8 – конденсатосбрник; 9 – дроссель; 10 – второй мягкий резервуар; 11 – теплообменник; 12 – конденсатосборник после теплообменника; 13 – шаровой кран; 14 – насос; I – линия горячего потока; II – линия холодного потока; III – линия всасывания атмосферного воздуха; IV – линия возвращения конденсата; V – линия байпаса в обход теплообменника)
Принцип работы лабораторной установки заключается в следующем: в первую емкость смешения 2 воздуходувкой 1 нагнетается воздух из линии III и распыляется углеводородная смесь из емкости 3 распылителем 4. Затем открывается задвижка 5 и включается компрессор 6. Паровоздушная смесь сжимается в компрессоре, проходит через теплообменник 11 и подается на вход трехпоточной вихревой трубы 7. После теплообменника часть смеси и масла отбирается в конденсатосборник 12. За счет эффекта Ранка-Хилша в ТВТ поток разделяется на холодный и горячий, а часть компонентов конденсируется и отводится в конденсатосборник 8. Горячий поток направляется по ветке I на дроссельное устройство 9 для понижения давления и далее во второй смеситель 10. Холодный поток по ветке II проходит через теплообменник и направляется во вторую емкость, где смешивается с горячим потоком. По заполнению второй емкости паровоздушной смесью шаровым краном 13 перекрывается линия III и открывается линия от второй емкости смешения 10. Отобранный ТВТ конденсат отводится насосом 14 обратно в емкость 3 по линии конденсата IV. Для оценки эффективности сепарации только ТВТ без теплообменника открывается линия байпаса V и перекрывается путь к теплообменнику для входящего потока.
При работе лабораторной установки контролируются расход, давление и температура на выходе из компрессора, на линии холодного и горячего потока. После дроссельного устройства измеряется давление и температура. В канденсатосборнике замеряется объем конденсата, а так же берется проба на состав конденсата.
Для определение геометрических параметров вихревой трубы, которая будет применяться для лабораторной установки, использовались теоретические и экспериментальные работы А.П. Меркулова [4].
Площадь сопла вихревой трубы находится из соотношения
(1) |
где - постоянная учитывающая характеристики рабочего тела
(2) |
Индивидуальная газовая постоянная паровоздушной смеси определяется из соотношения
(3) |
- индивидуальная газовая постоянная отдельного компонента смеси, ;
- масса отдельного компонента, кг.
Высота сопла вихревой трубы находится
(4) |
Ширина сопла
(5) |
Диаметр вихревой трубы
(6) |
Диаметр отверстия диафрагмы
(7) |
При ограничение вихревой зоны, установленной на горячем конце крестовиной, длина Lвихревой зоны принимается равной 9 калибрам трубы
(8) |
Температура горячего потока определяется
(9) |
Давление горячего потока перед дросселем
(10) |
где предполагаемая степень расширения в вихревой трубе
(11) |
Таблица 2. Результаты расчета геометрии вихревой трубы
Обозначение |
Числовое значение |
Наименование |
Входные данные |
||
0,60 |
давление сжатого газа на входе (относительное ати), МПа |
|
295,15 |
температура сжатого газа на входе, К |
|
243,15 |
необходимая температура холодного потока, К |
|
0,1 |
давление холодного потока (чаще всего принимается равное атмосферному), МПа |
|
40 |
в зависимости от требований расчета заранее задается изобарный подогрев холодного потока при теплообмене с охлаждаемым объектом, оС |
|
G |
0,035(126) |
Общий массовый расход воздуха, кг/сек (кг/час) |
Расчетные данные |
||
Q |
98 |
Объёмный расход, м3/час |
20,994 |
Критическая площадь сопла (при условии, что число Маха M=1), мм² |
|
D |
16 |
Диаметр вихревой трубы, мм |
h |
3,2 |
Высота сопла, мм |
6,4 |
Ширина сопла, мм |
|
7,3 |
Диаметр диафрагмы, мм |
|
L |
145 |
Длина вихревой зоны при условии установки крестовины, мм |
53,6 |
Температура горячего потока, оС |
|
0,299 |
Давление горячего потока перед дросселем, МПа абсолютн знач |
Эксперименты на данной лабораторной установке позволят определить, целесообразно ли использовать эффект Ранка-Хилша для рекуперации паров нефти и нефтепродуктов. На основании полученных данных будут разработаны рекомендации для ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» по модернизации УРП. Для студентов Инженерной школы, обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело» будут созданы условия для выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ.
Выводы:
При эксплуатации адсорбционных УРП на нефтебазах и нефтепортах возникают проблемы, обусловленные физико-химическими особенностями процессов транспорта и хранения нефти как многокомпонентного углеводородного сырья.
Модернизация УРП за счет применения дополнительного узла, оснащенного вихревой трубой, позволяет снизить температуру и влажность паровоздушной смеси, а также удалить часть компонент, негативно влияющих на работу фильтров- адсорберов.
При включении в схему УРП вихревой трубы увеличение времени работы фильтров установки в адсорбционном режиме составляет 30 - 40 %.
Создание лабораторной установки с ТВТ позволит экспериментально проверить эффективность сепарации паров нефти и нефтепродуктов при помощи вихревого эффекта.
Список литературы
Азаров А.И. Направления совершенствования серийных вихревых труб // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 2004. - №7. - С.24-27
Исхаков P.M., Николаев В.В., Жидков М.А., Комарова Г.А. Применение ТВТ для конденсации тяжёлых углеводородов из попутного нефтяного газа // Газовая промышленность. – 1998. - № 7. - С. 42-43.
Кинле Х., Бадер Э. Активные угли и их промышленное применение. Пер.с нем. // Л.:Химия. - 1984. -216 С.
Мерукулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. М.: Машиностроение, 1969. – С. 58-62.
Николаев В.В., Овчинников В.П., Жидков М.А., Комарова Г.А. Эксплуатация регулируемой вихревой трубы в технологической схеме ГРС // Газовая промышленность. – 1997. - № 6. - С. 50-51.
Пиралишвили Ш.А., Поляев В.М., Сергеев М.Н. Вихревой эффект. Эксперимент, теория, технические решения // М.: УНПЦ «Энергомаш». - 2000. - 414 с.