ПЕРСПЕКИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Кузнецова Е.В. 1, Попова Ю.Н. 1
1Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе для сохранения конкурентоспособности российские предприятия вынуждены постоянно перестраивать свою стратегию и тактику. Довольно часто для этого им не хватает внутренних ресурсов, тогда оказывается полезной помощь консультанта или компании, занимающейся предоставлением консалтинговых услуг.

Консалтинг является важнейшим видом предпринимательства. Он решает важнейшие вопросы управленческой, экономической, финансовой деятельности организаций и другие их проблемы.

В России консалтинговая деятельность зародилась приблизительно в 20-е гг. прошлого века и оказала существенное влияние на формирование и совершенствование управления.

В развитии рынка консалтинговых услуг выделяют три этапа:

1 – конец 80-х гг. – первая половина 1992 г. – разрушение установившихся принципов управления советскими предприятиями. В итоге динамичный рост спроса на консалтинговые услуги.

2 – вторая половина 1992 г. – 2000е гг. В Москве развивался крупный бизнес, который нуждался в консалтинговых услугах. В то время, например, АвтоВАЗ активно пользовался услугами консультантов. Однако большая часть консалтинговых компаний исчезла, не имея заказов.

3 – с 2000х гг.- период ускоряющегося роста спроса на консалтинговые услуги. Предприятия нуждаются в разработке стратегий развития, системы мотивации персонала и т. д. Наиболее высок спрос в секторе ИТ-консалтинга, так как без информационных технологий управлять бизнесом практически невозможно [].

С началом мирового финансового кризиса в конце 2008 г. профессиональные объединения консультантов оказались в довольно сложных условиях, которые заставили их коренным образом пересмотреть свою деятельность.

С 2008 г. существует Ассоциация консалтинговых компаний России (АСКОНКО), основные цели которой - содействие повышению качества консультационных услуг и защита интересов развивающегося консалтингового рынка. АСКОНКО планирует присоединиться к Европейской федерации ассоциаций управленческого консультирования (FEACO) [].

В настоящее время в России действует более десятка профессиональных консультационных объединений (среди них АКОС; РАМ).

На отечественном рынке консалтинговых услуг можно выделить пять основных групп компаний:

- фирмы ”большой четверки” (50%)

- «элитные» международные консалтинговые компании (10%);

- консалтингово-аудиторские фирмы (20%),

- ведущие российские фирмы (15%),

- средние и малые специализированные консалтинговые компании (5%).

Иностранные консалтинговые компании конкурируют в основном между собой, обслуживая преимущественно российские отделения крупнейших транснациональных компаний, ведущие российские предприятия и холдинги, осуществляющие деятельность на мировых рынках.

Структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IT-консалтинг. Высокий спрос на услуги IT-консалтинга предъявляют финансовый сектор, ”телеком”, цветная и черная металлургия, а также предприятия химии и нефтехимии.

В нашей стране спросом пользуются услуги в области финансового управления, связанные с планированием, бюджетированием и управленческим учетом.

Спрос на услуги бизнес-консалтинга еще на очень низком уровне в отраслях: АПК, транспорт, строительство, угольная промышленность. Очень редко к услугам бизнес-консультантов прибегают предприятия малого и среднего бизнеса, а также большинство предприятий госсектора. Причины — нехватка финансов и отсутствие конкуренции.

Многие эксперты считают, что в будущем в России будет расти потребность в профессиональных консультантах, способных предложить реальные механизмы повышения эффективности бизнеса.

Развитию рынка консалтинга в России способствуют следующие тенденции:

- структурные преобразования в экономике;

- глобализация

- выход на мировой рынок отечественных компаний

- вступление России в ВТО и другие.

Примеры консалтинговых проектов:

  1. Компании PM Expert и «Абак Центр» (г. Казань) провели обследование предприятий группы компаний ОАО «Татнефть». По итогам выполненных работ компаниями был сформирован реестр типовых проектов заказчика, проведен анализ собранной информации и предложены подходы к стратегии внедрения в ОАО «Татнефть» Корпоративной системы управления проектами.

  2. В 2005 году в Группе компаний Нестле в России был создан Проектный офис для обеспечения успешной реализации проектов и контроля их состояния. Результатом взаимодействия двух команд – заказчика и компании PM Expert – стала полностью действующая методология проектного управления, применяющаяся в настоящее время к проектам компании Nestle.

Итак, структура российского рынка консалтинга приближается к западной системе, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IT-консалтинг. Явным достоинством консультативного предпринимательства является отсутствие необходимости финансирования больших денежных сумм при его открытии.

Бесспорно, обращение к услугам консультантов приносит предприятиям положительные результаты. Однако, несмотря на высокую динамику развития, изменение отношения к консультантам в России, российский рынок консалтинговых услуг до сих пор находится в стадии становления и довольно слабо развивается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Востребованность консалтинговых услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chelt.ru/new/?p=2325 – Загл. с экрана.

  2. Интеграционные процессы на рынке консультационных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/consulting/integration.shtml – Загл. с экрана.

  3. Этапы развития консалтинговых услуг в России. Особенности консалтинга в России, тенденции и перспективы его развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebniki.ws/10561127/menedzhment/etapy_razvitiya_konsaltingovyh_uslug_rossii_osobennosti_konsaltinga_rossii_tendentsii_perspektivy – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 2276