ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ОДИН ДЕНЬ В ВУЗЕ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ОДИН ДЕНЬ В ВУЗЕ»

Гайдамак В.С. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с быстрыми темпами развития современного общества, в частности изменением системы образования, требуется действенная система подготовки молодежи к осознанному и самостоятельному выбору будущей профессии, которая будет раскрывать как индивидуальные особенности личности, так и учитывать потребности общества. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней открываются возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Именно на решение этой проблемы направлена профориентационная работа. Профориентация представляет собой комплекс приемов и методов, позволяющих с достаточно высокой достоверностью определить, для какой работы данный человек подходит больше всего, а так же помочь ему в этом выборе. При выборе профессии существенным является соответствие между психологическими особенностями школьника и основными характеристиками профессии.

В настоящее время подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - это одна из важных социально-педагогических задач школы. Но не всегда учебное заведение должным образом может помочь старшекласснику сделать этот важный выбор. Причиной тому служит устаревшая система методов профориентационной работы со школьниками, которая на современном этапе развития общества становится неэффективной. В школах психологи и педагоги проводят разнообразную работу по профориентации учащихся. Но без должного научно-методического руководства и контроля эта работа не дает никаких результатов. Именно решение проблем профориентации и профессионального самоопределения является одним из направлений деятельности специалиста по работе с молодежью.

Для изучения проблемы профессионального самоопределения старших школьников было проведено анкетирование, целью которого было изучение особенности выбора профессии. Исследование было проведено на базе лицея ТГПУ им. Л.Н.Толстого. Выборку исследования составили учащиеся 10 гуманитарного класса лицея ТГПУ им. Л.Н.Толстого в количестве 25 человек в возрасте 15-16 лет, из них 9 юношей и 16 девушек.

Результаты анкетирования показали, что большинство старшеклассников делают выбор будущей профессии, основываясь на своем собственном мнении, которое зачастую бывает ошибочным вследствие таких факторов как: слабая информированность о мире профессий, неполное и искаженное представление о профессии, отождествление профессии с конкретной личностью. Вследствие этого можно сделать вывод, что старшеклассники делают выбор, основываясь лишь на поверхностных знаниях о профессии, что чаще всего приводит юношей и девушек к разочарованию, переживаниям, мучительным сомнениям, потере времени и сил. Если же выбор профессии был неслучайным и обдуманным, то исправлять его не потребуется вовсе.

Основываясь на результатах анкетирования, был разработан профориентационный проект «Один день в ВУЗе», который будет способствовать активизации профессионального самоопределения.

В 2011 году волонтерским отрядом студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого специальности «Организация работы с молодежью» был реализован профориентационный проект «Один день в ВУЗе» с учащимися лицея ТГПУ им. Л.Н.Толстого. Целью проекта стало подготовка учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их интересами и способностями; знакомство с ТГПУ им. Л.Н.Толстого, факультетом искусств, социальных и гуманитарных наук, направлением подготовки «Организация работы с молодежью».

Проект включал: экскурсию по факультету искусств, социальных и гуманитарных наук, встречу с деканом факультета, заведующим кафедрой молодежной политики, презентацию направления подготовки «Организация работы с молодежью», деловую профориентационную игру.

Для реализации проекта был подготовлен волонтерский отряд студентов специальности «Организация работы с молодежью». Учащиеся лицея были поделены на микрогруппы, работу которых поддерживали волонтеры-кураторы. Каждой микрогруппе предлагалось представить себя (придумать название и девиз группы), а так же дать ответ на вопрос «Каким они представляют организатора работы с молодежью?» в виде рисунка, схемы, шаржа, текста и т.д. Анализ реализации деловой профориентационной игры показал, что лицеисты представляют специалиста по организации работы с молодежью как творческого, креативного, целеустремленного и разностороннего человека, готового в любое время прийти на помощь разным категориям молодежи.

Профориентационный проект «Один день в ВУЗе» сформировал представление учащихся о направлении подготовки «Организация работы с молодежью» и учебе в ВУЗе, а так же помог определиться с выбором будущей профессии. В перспективе дальнейшего развития проекта планируется ввести в деловую игру диалог студентов и лицеистов, подготовить выступления волонтеров с презентацией направлений деятельности организатора работы с молодежью в учебной и внеучебной деятельности.

Просмотров работы: 1320