ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Айсакаева Д.С. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашей стране социокультурная ситуация, как и в других поликультурных и многонациональных обществах, характеризовалась неопределенным отношением одной социальной группы к представителям чуждых ей культурных и национальных общностей. В условиях социально-экономической дестабилизации и курса на ее ликвидацию стремление сохранить оригинальность той или иной нации, народности характеризуется иногда негативными проявлениями.

Особенно ярко заметны такие явления в России. Постоянная миграция этносов на территорию России вызывает опасения, страх перед ущемлением «национального достоинства». Проявления этого явления различны: от индифферентности до ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации), от холодного безразличия до агрессии. Некоторые подростки и в целом молодежь оказались под влиянием разного рода экстремистских организаций, политических, религиозных движений, пропагандирующих идеи национального или расового превосходства, насилия, не толерантности к людям другой веры.

Весь мир постепенно осознает, что угроза расширения данного явления налицо, втягивая все новых «рекрутов» в их ряды. Также опасность представляет проникновение не толерантности и дискриминации в отношениях молодежи.

Способность принять чужую точку зрения является одним из признаков человека, обладающего нравственными и социальными убеждениями, умением принимать и осмысливать новую информацию, способного к социальной адаптации.

Формирование толерантности молодежи все больше осознается родителями и педагогами как проблема, требующая внимания и определенных шагов. Роль образования в преодолении негативных действий отмечается во многих публицистических материалах и научных исследованиях.

В педагогике для решения проблемы воспитания толерантности существуют некоторые теоретические предпосылки:

  • Это исследования, выполненные в сфере философии экзистенциализма. Так как проблема толерантности напрямую связана с принципиальными философскими вопросами, раскрывающими понимание человека, его идентичности, способностей и границ познания, взаимопонимания и т.п.;

  • Это работы, раскрывающие особенности юношеского возраста.Согласно исследованиям, именно в период юности закладываются основы сознательного и принципиального поведения в обществе, формируется рост интеллектуальных сил, стремление проникнуть в сущность изучаемых явлений;

  • Это исследования, посвященные возможностям взаимоотношений в группах,пониманию изменений в межличностных отношениях, опосредованных содержанием и ценностями деятельности и их направленности в любой развитой группе;

  • Это исследования, посвященные современным подходамк построению и изучению педагогического процесса;

  • Это исследования, посвященные содержанию образования.

Особым значением в решении таких воспитательных проблем обладает процесс обучения, благодаря его направленности на личность учащегося, функциональным особенностям (мотивационной, автономной, рефлексивной направленности) и гуманной природе.

Реализация огромного потенциала воспитания толерантности в процессе учебно-воспитательной деятельности на занятиях возможна по немецкому языку. Работа в группах или парах на занятиях по немецкому языку обеспечивает взаимодействие отдельного индивида с его окружением, и служит главным источником саморазвития, средством обеспечения его самореализации и стимулом для личностного роста, а также способствует адекватному восприятию и пониманию мира. Однако еще недостаточно разработан потенциал изучения иностранного языка в воспитании толерантности при взаимодействии в группах.

Несмотря на всю ценность результатов исследований по воспитанию толерантности на занятиях, большинство важных вопросов все же остается мало разработанными. Необходимо установить современное понимание данной концепции как педагогическую цель. Также требуют рассмотрения вопросы об оптимальных методах и формах воспитания толерантности на занятиях по немецкому языку, о закономерностях ее становления и связанных с ними технологических особенностях в обучении и воспитании толерантности с использованием различных предметов и оптимальных способов межгруппового взаимодействия.

Просмотров работы: 848