ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ДМШ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ДМШ

Гращенко А.Г. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная образовательная система претерпевает коренные изменения, направленные на достижение нового, качественного образования. Стремительные процессы развития модернизации образования в нашей стране коснулись и образовательного процесса в области искусства. В «настоящее время особую актуальность приобретает проблема обновления содержания образования, идет активный поиск нового решения этнокультурных проблем» [1]. Одной из проблем этнокультурного образования является сохранения этнического и национального самосознания в сфере культуры и искусства. Решить ее возможно через учебные заведения, проектирование национальной школы, подразумевая преемственность в образовании и воспитании на протяжении многих лет становления полноценной личности в системе многоуровневого учебно-воспитательного процесса.

Детские музыкальные школы (ДМШ) являются, частью модели воспитательной системы образовательных учреждений и её не могла не коснуться главная задача национальной политики. Приобщение детей и родителей к традиционной культуре, и в частности к песенному фольклору Белгородчины, является необходимым элементом в системе предпрофессионального музыкального образования.

Белгородская область издавна славится своими фольклорными традициями, представителями которой являются Маничкина О.И., Сапелкин Е.Т., Скуридина М.С. и многие другие. Наш край уже более 60 лет привлекает для научного исследования фольклористов-музыковедов из Москвы, Санкт-Петербурга. Сохранить и приумножить этнохудожественное образование возможно лишь при функционировании преемственности основных образовательных программ системы детская школа искусства, среднее и высшее профессиональное учебное заведение.

В связи с модернизацией системы музыкального образования назрела необходимость конкретизации целей, задач и новых требований к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Цель программы – наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к современной музыкальной педагогике. Данная программа ориентирована на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные образовательные программы в области традиционной музыкальной культуры. Впервые программа открыто ориентирует работу педагога на выявление одаренных детей в области фольклорного искусства в раннем возрасте и подготовку их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального фольклора. Особенность программного материала новых стандартов связана с активной самостоятельной работой учащихся, охватывающей все предметные области.

Актуальной задачей музыкальных колледжей и колледжей социокультурной сферы, является подготовка не только музыкантов-исполнителей, руководителей творческих коллективов, но и квалифицированных преподавателей, владеющих современными методиками обучения, всех предметов специального цикла в детской музыкальной школе, в том числе и тех, которые направлены на формирование у ребёнка национального самосознания, менталитета, творческих способностей в рамках предпрофессионального образования. Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Говоря о проблемах детской музыкальной школы сегодняшнего дня, мы можем рассматривать их в двух направлениях. Первое связано с требованиями соответствия музыкальной школы новым стандартам образовательного процесса как предпрофессиональной образовательной структуры, второе – с формированием профессиональных компетентностей преподавателей.

Предметная область «Теория и история музыки» в учебном плане «Музыкальный фольклор», в своей реализации должна опираться на традиции, исторически сложившиеся в отечественной музыкально-образовательной культуры, а так же на преемственность этнокультурного образования нашей области, как жемчужины народной музыкальной культуры. Предметная область «Теория и история музыки» в учебном плане «Музыкальный фольклор», в своей реализации должна опираться на традиции, исторически сложившиеся в отечественной музыкально-образовательной культуры, а так же на преемственность этнокультурного образования нашей области, как жемчужины народной музыкальной культуры.

Предмет «Народное музыкальное творчество» закладывает базис этнокультурного образования и знакомит обучающихся с основными песенными жанрами, сложившимися в музыкальной культуре. Формирование целостной системы этнокультурного образования предполагает разработку и свое развитие на уровнях среднего и высшего звена. Этот фактор накладывает особую ответственность на педагога ДМШ, использующего педагогические технологии в этой возрастной категории, способствующие выработке у обучающихся любви к фольклору, интерес и уважение к своим национальным корням.

Теоретическая основа предметной области может находиться в конфликте с основной этнопедагогической задачей, если не понять синкретичной природы фольклорных традиций. Народная культура – это мудрая педагогическая система, включающая в свой арсенал обрядовую культуру, пение, игру, движение. Утрата одного из этих звеньев ведет к изменению своеобразия фольклорных традиций. Учебный процесс предполагает активное использование данных элементов на уроках народного музыкального творчества.

Реализация компетентностного подхода в работе с детьми в рамках музыкального предпрофессионального образования должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучаемых.

Такое по плечу педагогу высочайшего профессионального уровня, понимающему и уважающему фольклорные традиции, готовому стать частью этого непрерывного процесса. Если музыкальные предметные области в большей своей части способствуют проведению интерактивных занятий, то уроки «Народного творчества» связаны с информационно-рецептивным методом обучения. Данный метод состоит из сообщения ученику готовой информации для её осознавания и фиксации в памяти. Этот метод проверен многолетней практикой на всех ступенях обучения и вбирает в себя традиционную форму работы, результат которой ориентирован на получение определённого минимума знаний.

Репродуктивный метод не менее традиционен в образовательном процессе. Он представляет повторение способа деятельности по образцу. Эти оба метода обогащают знаниями, навыками и умениями на определенном этапе.

Несмотря на очевидную пользу музыкального продпрофессионального образования во многих случаях теоретические дисциплины у детей не пользуются популярностью из-за их консервативного преподавания. Поэтому сегодняшняя задача педагогов и исследователей традиционного фольклора оснастить детей основным базисом знаний и увлечь в непрерывность этнопедагогического процесса зачастую терпит неудачу.

Изменить сложившуюся ситуацию можно обратив внимание на интерактивное образование на уроках «Народного музыкального творчества». Многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «…все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика»[3: 14]. Интерактивный («Inter»-это взаимный, «act»-действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные – ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом. Непременное условие современного общества – формирование творческой личности, которая умеет видеть проблему, ориентируется в новых условиях, обладает изобретательностью и интуицией. При использовании интерактивных методов на уроках в ДМШ обучаемый становится полноправным участником процесса, его опыт служит источником познания.

Игровое обучение этнокультурного образования всецело основывается с одной стороны на синтезе основных форм народного искусства (пение, движение, музыка, игра), с другой – дает возможность применения практического обучения, которое приближает ученика к реальной жизни. Многообразные нормы поисково-мыслительной деятельности на уроках «Народного музыкального творчества» в учреждениях музыкального предпрофессионального образования, позволяют создавать ситуации, где с помощью ролевых игр развивается навык общения, самостоятельного решения «нештатных» ситуаций. Подобный педагогический процесс способствует формированию самостоятельности и логики мышления, углубляют кругозор, развивают интеллект, побуждают к научному поиску, формирует творческую личность.

Вопрос умения добывать знания учащимися всегда волновал педагогов. Его решение возможно путём изменения самого педагогического процесса, оснащения его передовыми педагогическими технологиями.

Решение поставленных вопросов требует от педагога высокого уровню его компетентности, направленной обеспечение качества практического обучения [2]. Именно педагогическая практика обеспечивает развитие навыков педагогической работы. Учебным планом подготовки студента колледжа для этого предусмотрено освоение предмета «Методика преподавания специальных дисциплин», который в своей структуре содержит не только общие педагогические принципы работы в детской музыкальной школе, но и раскрывает программный материал почти всех дисциплин отделений фольклора школ дополнительного образования, столь необходимый будущему специалисту.

Литература.

1. Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области) // Научно-исследовательские публикации №3 2013. – Воронеж, 2013. – с.11-16

2. И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова. Реализация технологии проектного обучения в этнокультурном образовании студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений // Научный журнал «Alma mater» вестник высшей школы №5, 2013, с. 34-38

2.Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

Просмотров работы: 1519