МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

Еремин Р.В. 1, Процюк М.П. 1
1Волгоградский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Получение качественного профессионального образования представляет собой комплексную проблему, решение которой позволяет отвечать существующим и будущим потребностям и вызовам времени. Модернизация управления системой образования - важная социальная задача, решение которой обеспечивает необходимое улучшение качества подготовки специалистов в вузе. Объективными средствами управления качеством подготовки являются:

• модель образовательного процесса,

• схема оценки качества получаемого человеком образования, согласованная с системой предметных знаний и профессиональных задач в выбранной области деятельности,

• оценка возможности изменения системы образования, обеспечивающего улучшение качества предоставляемого образования,

• информационная система управления качеством образования.

Для исследования процессов, протекающих в системе высшего образования, применяются различные методологические подходы: системотехника, кибернетическое направление, ситуационное моделирование и др. Начало научной деятельности в практике управления высшей школой было положено научной организацией учебного процесса. Были созданы проблемные научно-исследовательские лаборатории, стали формироваться группы экспертов.

Для исследования потребности в специалистах с помощью метода экспертных оценок был использован принцип уменьшения рассогласования потребных и имеющихся специалистов различных профилей.

В последние годы для прогнозирования потребности в специалистах стали применять статистический анализ, эконометрические модели, экспертные оценки. Обычно при определении потребности в специалистах использовались либо ориентировочные расчеты, либо экспертные оценки. Планирование подготовки специалистов рассматривалось как стратегическая задача развития важного национального ресурса.

Региональные проблемы планирования подготовки специалистов рассматривались недостаточно ввиду централизации разработки планов. При децентрализации управления высшим образованием возникли проблемы качества, мобильности, доступности высшего образования, сочетания государственных и негосударственных вузов. Решались, в частности, задачи распределения функций между подразделениями организационной структуры управления высшим учебным заведением.

Таким образом, совершенствование системы управления высшим образованием развивалось по следующим методологическим направлениям: кибернетическое; междисциплинарное; структурно-целевое (с использованием экспертных процедур); балансовое; эконометрическое.

Анализ мировых и отечественных тенденций развития высшего образования показывает необходимость разработки для российских органов управления высшим образованием нового инструментария для решения задач планирования. Основываясь лишь на качественном анализе статистических данных и использовании относительно несложных задач прямого счета, становится трудным обоснование стратегических решений о перспективах развития системы образовательных услуг.

В условиях начала XXI века нужен стратегический анализ на основе прогнозов развития экономики, рынка образовательных услуг. Учитывая сложные взаимозависимости между макропоказателями развития экономики в целом и спросом на образовательные услуги, а также многообразие образовательных услуг, возникает задача оптимального управления системой образовательных услуг. Сложность этой задачи усугубляется разнообразием механизмов финансирования высшего образования, необходимостью рационального сочетания платных и бесплатных образовательных услуг. Дополнительные затруднения при решении этих задач возникают при учете региональной специфики. Неоднозначность исследуемых задач требует адекватного аппарата для выбора решений. Таковым является экономико-математическое моделирование и применение соответствующего инструментария. При помощи экономико-математических моделей различных типов предоставляется возможность априорно подсчитывать, что может дать то или иное решение в области совершенствования высшего образования и каковы будут социально-экономические последствия решения. С помощью результатов решения экономико-математических задач накапливаются знания о развитии системы образования, появляются новые возможности более эффективного управления системой образовательных услуг. Множество построенных и апробированных моделей составляют основу для разработки информационных технологий для управления системой образования регионального или федерального уровня.

Таким образом, среди методологических разработок в области совершенствования управления системой высшего образования имеется своеобразная ниша, имя которой "экономико-математическое моделирование".

Список используемой литературы:

  1. Серегина С.Ф. Развитие образования. Проблемы и перспективы. // Новые известия. - 2009. - №5.

  2. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эгвес, 2009.

  3. Псарёв В.И. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Псарёв, Т.В. Псарёва, Н.В. Сушенцева, И.А. Гончаров / Под общ. ред.В.И. Псарёва, Н.В. Сушенцевой. - Новосибирск: Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение", 2010.

Просмотров работы: 1008