МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МО

Маджидова Ф.Д. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Межмуниципальное взаимодействие в Российской Федерации только складывается. Органы местного самоуправления при решении своих задач и реализации полномочий часто сталкиваются с ограниченными возможностями в финансовых, материальных и прочих ресурсах, и одним из вариантов преодоления ограничений может стать межмуниципальное взаимодействие, которое было установлено еще в Европейской хартии о местном управлении, ратифицированной Россией в 1998 году. Развитие межмуниципального сотрудничества было продолжено с принятием Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по развитию межмуниципальных взаимодействий в Республике Башкортостан. Исходя из цели, поставлены задачи, которые включают в себя:

– определение понятия межмуниципального сотрудничества;

– изучение форм межмуниципального сотрудничества Российской Федерации;

– рассмотрение зарубежного опыта сотрудничества;

– анализ межмуниципальных ассоциаций Российской Федерации и Республике Башкортостан;

– анализ развития муниципальных образований РБ;

– разработка мероприятий в области межмуниципального взаимодействия для обеспечения эффективного функционирования и развития муниципальных образований

Объектом исследования является муниципальные образования Республики Башкортостан; предметом исследования – система отношений между муниципальными образованиями республики в рамках их межмуниципального взаимодействия и сотрудничества.

Методы, использованные в ходе курсовой работы:

  • общенаучные (анализ, сравнение);

  • статистические (сбор и систематизирование данных, группировка и классификация);

  • финансово-экономические (индексный, факторный, анализ коэффициентов).

В ходе работы использовались интернет ресурсы, статистические сайты, официальные государственные сайты, учебники, книги, монографии, статьи и авторефераты диссертаций по тематике исследования.

1 Теоретические аспекты организации и осуществления межмуниципального сотрудничества 1.1 Межмуниципальное сотрудничество: понятие и нормативно-правовая база

В российской научной литературе последнее десятилетие идут споры по определению межмуниципального сотрудничества, до сих пор не устоялось единого мнения о названии исследуемого явления. Нет единого термина, который бы ясно отразил суть и содержание межмуниципального сотрудничества.

В большинстве источников под межмуниципальным сотрудничеством понимают исключительно систему его законодательно закрепленных форм – советов и объединений муниципальных образований, межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций.

Многие авторы считают, что межмуниципальное сотрудничество – это система взаимодействия органов местного самоуправления, одно из самых важных направлений их функционирования.

Так, А.С. Серебрянникова дает следующее определение межмуниципального сотрудничества – это одно из направлений функционирования органов местного самоуправления смежных территорий, призванное способствовать выражению и защите общих интересов муниципальных образований, эффективному решению задач местного значения и осуществлению прав граждан на местное самоуправление, обеспечению взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ, в ближайшей перспективе императивного характера (в отношении советов муниципальных образований субъекта), требующее наличия собственной финансовой и организационной основ, проявляющееся в создании специальных структур публично и частно-правового характера (союзы, ассоциации общероссийского, межрегионального и регионального уровней, коммерческие и некоммерческие организации, координационные органы) и использовании особых методов взаимодействия (например, заключение договоров о сотрудничестве, разработка и реализация совместных проектов социально-экономического, политического, правового, научного и кадрового характера, изучение, обобщение и распространение позитивного опыта других муниципальных и межмуниципальных единиц) [8].

А.В. Негодуйко определяет межмуниципальное сотрудничество как «совместную деятельность муниципальных образований и их органов местного самоуправления, направленная на достижение общих для них целей, решение общих экономических задач, предполагающая наличие специфических организационно-правовых структур, особых форм и методов взаимодействия, финансового обеспечения, осуществляемая в целях координации социально-экономического развития территорий, обеспечения экономической интеграции и хозяйственной кооперации муниципальных образований с учетом интересов населения» [4].

М.В. Зинченко считает, что межмуниципальное сотрудничество следует понимать «как систему взаимодействия муниципальных образований, которая осуществляется с учетом социальных, политических, экономических интересов, формируемую с целью эффективного управления развитием территории на основе межмуниципальных связей» [5].

Л.Ю. Падилья-Сороса ставит определенный знак равенства между межмуниципальным сотрудничеством и проектным менеджментом, подчеркивая важность последнего при исполнении полномочий по обеспечению жизнедеятельности территорий в условиях, когда между ними существуют кардинальные различия в уровне развития и степени обеспеченности ресурсами [6].

Представим мнения в виде таблицы (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Высказывание авторов о межмуниципальном сотрудничестве (далее ММС)

Автор

Суть МС

Субъекты

Цель

Задачи

Условия

А.С.Серебрянников

Одно из направлений функционирования органов местного самоуправления (далее ОМСУ) смежных территорий

МО

Выражение и защита общих интересов МО

Эффективное решение местных задач

Наличие собственных финансовых и организационных основ

А.В.Негодуйка

Совместная деятельность

МО

Координация социально-экономического развития региона

Решение обще экономических задач

Учет интересов населения МО

М.В.Зинченко

Система взаимодействий Муниципальное Образование (далее МО)

МО

Эффективное управление развитием территории на основе межмуниципальных связей

Развитие территории

Осуществляется с учетом социальных, политических, экономических интересов

Л.Ю.Падилья-Сороса

Равенство между межмуниципальным сотрудничеством и проектным менеджментом

МО

Обеспечение жизнедеятельности территории

Развитие территории

Различие в уровне развития и степени обеспеченности между МО

Исходя из таблицы, можно сказать, что все авторы сходятся во мнении, что межмуниципальное сотрудничество – это совместная деятельность органов местного самоуправления (далее ОМСУ) муниципальных образований, направленная на достижение эффектного развития их территорий. Представим роль межмуниципального сотрудничества в достижении целей ОМСУ и в целом цели МСУ (рис. 1.1).

Рисунок 1­­.1 – Роль ММС

Сформулируем соответственное определение межмуниципального сотрудничества исходя из мнений авторов: «межмуниципальное сотрудничество – это совокупность форм взаимодействия муниципальных образований и их субъектов, направленное на достижение общих целей, удовлетворяющее интересы основных агентов МО и обеспечивающее эффективное развитие территорий МО».

Осуществление межмуниципального сотрудничества закреплено в Европейской Хартии «О местном самоуправлении», принятой 19 октября 1985 года. В ст. 10 Хартии определено, что «органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес, а также сотрудничать с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом» [1].

Российским законодательством восприняты нормы Европейской Хартии, так в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) вопросам межмуниципального сотрудничества посвящены статьи 8, 66–69. Хотя ФЗ-131 не раскрывает само понятие и содержание межмуниципального сотрудничества, однако из его положений следует, что такое сотрудничество осуществляется в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъекта РФ для выражения и защиты их общих интересов: представления указанных интересов в органах государственной власти; взаимодействия с международными организациями и юридическими лицами, а также в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения [3].

На рисунке 1.2 представлены мотивы для создания межмуниципального сотрудничества.

Рисунок 1.2 – Цели создания ММС

Наиболее важная цель – экономическая заключает в себе, достижение экономических преимуществ. Двум муниципалитетам дешевле иметь одно общее учреждение, чем два маленьких.

Коммуникативная цель – обмен опытом. Муниципальные районы и города имеют одинаковые полномочия, они сталкиваются с одними и теми же проблемами, поэтому они могут совместно решать эти проблемы. То же можно сказать и в отношении маленьких поселений. В каждом из них очень маленький штат и они не могут позволить себе нанять специалистов. Таким образом, очевидно необходим обмен знаниями [11].

Третья цель связана с общей между муниципальными образованиями деятельностью – компетентностная. Таким образом, очевидна кооперация по содержанию дорог, транспорту и очень часто водоснабжению и вывозу мусора.

Рассмотрим, в какие ставятся задачи, при создании межмуниципального сотрудничества на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Задачи при осуществлении ММС

Таким образом, задачи ММС определяются недостаточностью ресурсного обеспечения муниципальных образований, поиском наиболее эффективных управленческих механизмов, способных оптимизировать существующие подходы к решению социально-экономических вопросов с помощью межмуниципального сотрудничества.

В современных условиях межмуниципальное сотрудничество предстает как один из возможных способов решения социальных вопросов в условиях недостаточности ресурсов. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять формы межмуниципального сотрудничества, целесообразность и степень участия в нем, исходя из интересов населения и конкретных социально-значимых проблем местных сообществ. Такое сотрудничество представлено на сегодняшний день различными формами, видами и включает в себя довольно широкий спектр решаемых вопросов. Таких как реализация совместных программ по газификации, благоустройству населенных пунктов, осуществлению работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и содержания полигонов твердых бытовых отходов, ремонта дорог, транспортного обслуживания, содержания учреждений культуры, мест отдыха и др. [12].

1.2 Формы и виды межмуниципального сотрудничества в России

Под видом межмуниципального сотрудничества понимается классификация, по какому либо признаку.

Под формой межмуниципального сотрудничества понимается организационное и правовое выражение кооперационных и интеграционных связей, складывающихся между муниципальными образованиями [9].

Основные виды межмуниципального сотрудничества, существующие в Российской Федерации, вытекают из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3].

Классификацией является разделение муниципального сотрудничества по территориальным масштабам (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 – Классификация ММС по территориальным масштабам

Рассмотрим более подробно:

– внутрирегиональное межмуниципальное сотрудничество (участие двух или более муниципальных образования либо органа местного самоуправления, но не более половины муниципальных образований одного субъекта РФ и не принимают участия муниципальные образования других субъектов);

– региональное межмуниципальное сотрудничество (участие большинства муниципальных образований одного субъекта РФ);

– межрегиональное межмуниципальное сотрудничество (участие муниципальные образования нескольких субъектов РФ);

– общероссийское межмуниципальное сотрудничество (участие муниципальные образования всех или большинства субъектов РФ);

– международное межмуниципальное сотрудничество (сотрудничество российских муниципальных образований или их представителей с муниципальными образованиями других стран [10].

В зависимости от целей и организационно-правового содержания межмуниципальное сотрудничество может осуществляться в трех основных формах (рис.1.5):

– образование советов и иных объединений муниципальных образований (так называемое «ассоциативное» сотрудничество);

– заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности (так называемое «договорное» сотрудничество);

– создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций (так называемое «хозяйственное» сотрудничество).

Рисунок 1.5 – Формы ММС

1.Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество – образуется путем создания юридических лиц совместно несколькими муниципальными образованиями. К примеру, создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ.

В соответствии с Федеральным законом №131 муниципальные образования могут стать учредителями хозяйственных обществ (в форме Закрытое акционерное общество и Общества с ограниченной ответственностью) и некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Сотрудничество между муниципальными образованиями может быть как «горизонтальным» (между муниципальными образованиями одного уровня), так и «вертикальным» (между муниципальными образованиями разного уровня) [3].

К примерам «горизонтального» взаимодействия можно отнести формы ММС между:

  • муниципальными районами;

  • городскими округами;

  • муниципальными районами и городскими округами.

  • городскими поселениями;

  • сельскими поселениями;

  • городскими округами и городскими поселениями;

  • городскими округами и сельскими поселениями;

  • городскими и сельскими поселениями.

К примерам «вертикального» взаимодействие можно отнести формы ММС между:

– муниципальными районами и городскими поселениями;

– муниципальными районами и сельскими поселениями.

2. В рамках ассоциативной формы межмуниципального сотрудничества, в соответствии с положениями статей 66, 67 Федерального закона № 131, в каждом субъекте Российской Федерации предусматривается образование советов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, помимо этого может быть образовано единое общероссийское объединение муниципальных образований. К примеру, могут быть образованы ассоциации, союзы, советы муниципальных образований, единое общероссийское объединение муниципальных образований [3].

3. В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона № 131 в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения [3].

Эта форма находит свое применение в различных сферах общественной жизни. В качестве вариантов такого межмуниципального взаимодействия можно назвать различного рода соглашения о намерениях, договоры о сотрудничестве, по обмену опытом, оказанию методической и консультативной помощи по различным вопросам, отнесенным к ведению муниципалитетов. Вместе с тем, данная форма позволяет объединять ресурсы для решения вопросов местного значения через обычные хозяйственные договоры.

Одна из разновидностей договорной формы сотрудничества соглашение о передаче осуществления части полномочий за счет межбюджетных трансфертов. Форма сотрудничества регулируется частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131, в соответствии, с которой органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления муниципального района также вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [2].

В России межмуниципальное сотрудничество развивается в основном в форме союзов и ассоциаций муниципальных образований, построенных как на территориальной (ассоциации объединяющие города крупных регионов) так и на функциональной (ассоциация шахтерских городов России) или видовой основе (ассоциация малых и средних городов России).

Последнее время большое внимание уделяется компактным формам межмуниципального взаимодействия, которые объединяют ограниченное число муниципальных образований для решения определенных поставленных задач. Примером подобных видов межмуниципальных отношений можно выделить несколько форм, такие как межмуниципальные контракты на оказание услуг, советы местных органов власти, совместные соглашения и другие.

В зарубежной практике межмуниципального сотрудничества в основном действуют контрактные и договорные механизмы. Благодаря этим механизмам формируются партнерские отношения позволяющие синхронизовать местную политику в различных направлениях. Рассмотрим далее существующий международный опыт межмуниципального сотрудничества.

1.3 Зарубежный опыт межмуниципального сотрудничества

Формы организации межмуниципального сотрудничества в зарубежных странах бывают добровольное, межмуниципальное, перераспределение полномочий на региональном уровне. Наибольшее развитие в зарубежном опыте получили ассоциативные формы межмуниципального взаимодействия. Ассоциативные формы создаются не столько как для защиты политических прав муниципалитетов и их интересов, а для развития каких либо управленческих технологий, защиты профессиональных интересов, объединения ресурсов муниципалитетов в форме коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов для оказания услуг муниципалитетам. Хозяйствующие формы муниципального сотрудничества в зарубежных странах схожи с российскими, но возможность участия в них муниципалитетов намного больше, они могут создаваться для осуществления различной управленческой деятельности [10].

Рассмотрим подробнее формы межмуниципального сотрудничества в некоторых зарубежных странах (табл. 1.1).

Таблица 1.2 – Формы межмуниципального развития в зарубежных странах

Формы межмуниципального взаимодействия

Характеристика

Сфера деятельности

Страна

Совместные администрации

Имеются объединенные органы управления. Управляет таким органом совет директоров из представителей муниципалитетов. Персонал, как правило, нанимается в одном из муниципалитетов. Совет директоров отвечает за исполнение бюджета и общее управление организацией.

Контроль над пищевыми продуктами, создание рабочих мест, организация общественного транспорта и т.д.

Дания, Германия

Соглашения о передачи полномочий от муниципалитета муниципалитету

Передача полномочий происходит с финансированием при взаимодействии крупного города и небольшого муниципалитета

Сферы муниципальной деятельности не ограниченны

Германия

Объединение муниципалитетов в союзы (ассоциации)

1)взаимодействие в политическом аспекте для совместного отстаивания интересов муниципальных образований и ведения диалога с вышестоящими уровнями как местного самоуправления (районы, правительственные округа в Баварии), так и государственной власти (федеральные земли и Федерация в целом);

2)кооперации для совместного решения вопросов местного значения в сферах управления и экономики.

1)Политическая сфера деятельности;

2)Сфера муниципальной деятельности неограниченна

Германия

Компания с ограниченной ответственностью, ООО

КОО и ООО - коммерческие предприятия закрытого типа с совместной долевой собственностью, уставной капитал которых формируется из взносов муниципалитетов-участников.

КОО по переработке отходов нефти и химической продукции, страховая компания местных органов самоуправления все виды страхования от убытков муниципалитетов.

Болгария, Дания

Покупка услуг одним муниципалитетом у другого

Цены устанавливаются в рамках переговоров и заключения соглашения о межмуниципальном взаимодействии

Покупка услуг социальных учреждений, но приобретаться услуги могут и из других сфер при условии, что для их предоставления не была создана межмуниципальная служба

Дания

Формы межмуниципального взаимодействия

Характеристика

Сфера деятельности

Страна

Межмуниципальные советы

Осуществляют самостоятельные финансовые и административные органы

Сотрудничество муниципалитетов по вопросам создания сети больниц и санаториев, водоснабжения, защиты детей

Финляндия

Сообщества (коммун, агломераций, городские сообщества)

Степень самостоятельности сообществ повышается от сообществ коммун к городским сообществам

Создаются с целью активизации экономического развития муниципалитетов- членов сообщества через разработку и реализацию совместных проектов развития

Франция, Австралия, Испания, Республика Словения

По таблице 1.2 видно, что в государствах Европы деятельность межмуниципального сотрудничества контролируется с двух сторон: со стороны государства и со стороны местного сообщества.

В конституциях некоторых европейских стран допускается принудительное объединение органов местного самоуправления с целью выполнения определенных услуг, если это требует закон [7].

Длительные и многообразный опыт зарубежных стран в области межмуниципального сотрудничества за многие годы, сформулировал свои принципы, нарушение которых приведет к неэффективному сотрудничество муниципалитетов [10]:

  • сохранение самостоятельности органов местного самоуправления в рамках межмуниципального сотрудничества;

  • добровольное объединение (кроме случаев, предусмотренного законом);

  • наличие экономической и политической обоснованности объединения.

Помимо положительных преимуществ межмуниципального взаимодействия есть и определенные риски, такие как [7]:

  • разная степень готовности муниципалитета к сотрудничеству;

  • отсутствие возможности принятия единоличного решения по определенным вопросам, в случае если полномочия переданы другому муниципалитету;

  • при объединении возможны случаи игнорирование интересов мелких муниципалитетов (для этого во многих договорах описывается система голосования, в которой один муниципалитет не может принимать решения на все поставленные вопросы, учитываются все голоса муниципалитетов-участников).

Для российской практики можно взять пример опыта в Германии. Образование ассоциаций (союзов) на двух уровнях: региональном и местном. Региональный уровень – будет заниматься отстаиванием прав муниципалитетов, а местный уровень заниматься вопросами улучшения жизни населения.

Делая вывод, можно сказать, что использование в российской практике опыт зарубежных стран сможет повысить результативность межмуниципального взаимодействия, который способствует развитию уровню жизни населения проживающего в взаимодействующих муниципальных образований.

Изучив понятия, виды, формы межмуниципального сотрудничества рассмотрим межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации и в Республике Башкортостан.

2 Аналитические аспекты развития межмуниципального сотрудничества Республики Башкортостан 2.1 Межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации и в Республике Башкортостан

Рассмотрим, какие виды, и формы межмуниципального сотрудничества на сегодняшний день существуют в Российской Федерации и в Республике Башкортостан.

В Российской федерации действуют восемь межрегиональных ассоциаций, экономического воздействия, представим их в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Межрегиональные ассоциации экономического воздействия Российской Федерации

Название ассоциации

Дата создания

Состав участников

Большая Волга

10 июня 1991года

республики Калмыкия, Марий Эл, Мордовская, Татарстан, Чувашская; Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Позже добавилась Пензенская область

Дальневосточная ассоциация

республики Бурятия, Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская области; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ.

Северный Кавказ

республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания; Краснодарский, Ставропольский края; Ростовская область. Позже добавились республики Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская.

Северо-Запад

республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области;город Санкт-Петербург.

Сибирское соглашение

1 июня 1991 года

республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Большой Урал

9 июня 1999 года

республики Башкортостан, Удмуртская; Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Центральная Россия

23 ноября 1993 годя

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Ярославская области. Позже добавились Калининградская область, г.Москва

Название ассоциации

Дата создания

Состав участников

Черноземье

31 марта 1991 года

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская области. Позже добавились Брянская, Новгородская, Тульская области.

Также в Российской Федерации действует ассоциация «Союз Российских городов», создана 13 марта 1991 года, целью, которой является содействие развитию местного самоуправления в Российской Федерации. В состав ассоциации входят 82 крупных и средних города, 67 из которых – центры субъектов [20]. На деятельности этой ассоциации остановимся подробней.

Задачи Союза российских городов, в соответствии с целью, намного шире они включают в себя: взаимодействие с общественными объединениями муниципальных образований, как в РФ, так и на международном уровне, оказание помощи членам Союза в различных организационных, правовых и иных вопросах, разработка системы подготовки кадров, обобщение опыта работы органов местного самоуправления и муниципальных образований, а также их объединений, подготовка предложения по совершенствованию их деятельности.

Союз существует на членские взносы, доходы от имущества, от оказания услуг.

Правление возглавляет Председатель Правления, которым по должности является Президент Союза, избираемый на два года.

Деятельность Союза российских городов осуществляется в рамках Концепции, принятой в декабре 2008 года и разработанной в соответствии с приоритетными национальными проектами и федеральными целевыми программами, а также предложениями, которые поступили от городов-членов Союза. Цель концепции заключается в определение общей идеологии Союза российских городов и выделение наиболее перспективных направлений деятельности, в условиях мирового финансового кризиса, разработка предложений и рекомендаций по реализации положений.

Союз российских городов осуществляет свою деятельность по направлениям:

  1. Нормативно-правовое – заключается в сборе, мониторинге изменений Федерального законодательства в области МСУ, консультирование по вопросам нормативного правового регулирования деятельности муниципальных образований, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов органов МСУ и др.

  2. Информационно-аналитическое – освещение деятельности членов Союза и представление их интересов в федеральных средствах массовой информации, и распространение информации о деятельности Союза в СМИ и на сайте организации, осуществление информационного обмена с городами-членами Союза, межрегиональными ассоциациями.

  3. Научно­­-методическое – анализ состояния учебно-методической работы в области местного самоуправления в РФ, распространение наиболее результативного опыта руководителей и специалистов муниципальных образований, оказание помощи городам-членам Союза в разработке необходимой документации по проведению конференций, семинаров, конкурсов, выставок и т.д., анализ и обобщение результатов работы экспертных групп Союза.

  4. Межмуниципальное – включает разработку плана мероприятий с учётом пожеланий всех членов Союза, направленного на совершенствование межмуниципальной и международной деятельности. Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта подобных себе организаций, использование его для повышения эффективности своей работы.

  5. Социально-экономическое – оказание необходимой помощи городам в реализации проектов, обеспечивающих повышение социально-экономических условий, создание условий для кооперации членов Союза в решении общих проблем и реализации совместных проектов и др.

  6. Инвестиционное – мониторинг социально-экономической деятельности городов с целью выявления отраслей для инвестиционного содействия, распространение посредством средств массовой информации привлекательных характеристик городов – членов СРГ для потенциальных инвесторов и др.

Союз российских городов активно действует во всех направлениях, на сайте представлены результаты деятельности в законотворческой, экспертно-аналитической, международной деятельности, взаимодействия с другими ассоциациями и союзами, межмуниципальном взаимодействии, и о проведенных мероприятиях и проектах.

В Республике Башкортостан действует субрегиональная Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы. Целью программы является развитие Зауралья для улучшения качества жизни населения. Также действует Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы, цель – программы создание для северо-восточных районов Республики Башкортостан благоприятных условий развития экономики и социальной сферы, способствующих повышению благосостояния населения при бережном отношении к природным богатствам.

В Республике Башкортостан действует Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» образованная 27 мая 2006 году, учредителями являются муниципальные районы, сельские поселения, города в общей сложности 1020 глав [21].

Целью ассоциации, согласно уставу является обеспечение прав МО, представление их интересов, координирование деятельности, взаимодействие по решению социальных, правовых и экономических вопросов. У ассоциации есть свой устав, своя эмблема, структура, исполнительный аппарат, ревизионная комиссия.

Совет является юридическим лицом, имеет свой баланс. Совет не имеет право вмешиваться в деятельность МО, и не несет ответственность по обязательствам МО. У ассоциации имеется свое имущество, образованное за счет членских взносов, оказания платных услуг и иной деятельности приносящие прибыль. Целью создания совета не является привлечение прибыли. Высшим органом управления Совета является Съезд.

В ассоциации есть своя экспертная комиссия, ее создание и деятельность закреплено регламентом. Главной задачей является наблюдение за деятельностью и правомерности принимаемых решений. В состав комиссии входят представители государственной и местной власти, общественные деятели, юристы, их работа является добровольной и не оценивается.

За все существования экспертной комиссии на сайте нет результатов работы. Нет четко прописанных результатов, мониторинга деятельности ассоциации от начала ее существования по сегодняшний день.

На сайте нет отчета о деятельности Совета муниципальных образований, о проведенных проектах, мероприятий, о содействии и развитии муниципальных образованиям.

Вхождение МО в ассоциацию мало влияет на его развитие, следует задуматься о партнерстве в отдельных областях деятельности между муниципальными образованиями для их развития.

Для того чтобы определить, какие муниципальные образования республики нуждаются в партнерстве, необходимо проанализировать их социально-экономическое развитие.

2.2 Анализ развития муниципальных образований Республики Башкортостан

Партнерство – это добровольное сотрудничество между двумя сторонами, в котором участники, готовы работать на общих условиях для достижения общей цели, разделяя между собой задачи, ответственность за принимаемые решения, правовые основы, ресурсы и результат деятельности.

Межмуниципальное сотрудничество как партнерство должно рассматриваться не как самоцель для получения каких-либо преимуществ перед государством, а как рациональный способ решения вопросов местного значения.

На сегодняшний день в РБ наблюдается сильная дифференциация в уровне развития ее муниципальных образований. В связи с этим, в целях преодоления различий в уровне социально-экономического развития необходимо создавать партнерства между МО по отдельным направлениям деятельности.

Для разработки мероприятий по межмуниципальному сотрудничеству необходимо провести оценку уровня развития МО, по результатам которого необходимо выявить МО с низким уровнем развития. Для этого воспользуемся разработанной нами методикой, алгоритм которой представлен на рисунке 2.1.

Данные о деятельности МО РБ за 2011 год взяты с сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики [] и представлены в приложении А.

Рассмотрим далее алгоритм предлагаемой нами методики.

Базовые показатели для анализа выбраны следующие:

1) среднегодовая численность работников предприятий и организаций – показывает число рабочего населения, которое платит налоги, производит товары и услуги и т.д.;

2) среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций – показывает уровень обеспеченности населения, его возможность приобретать те или иные блага;

3) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами – показывает доход от собственной деятельности;

4) продукция сельского хозяйства – во многих МО сельское хозяйство является одним из основных видов деятельности;

5) инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования – показывает потенциал развития МО.

Рисунок 2.1 - Методика проведения анализа уровня развития МО РБ

Все представленные показатели необходимо рассматривать в расчете на душу населения для целей межмуниципального сравнения. Для этого воспользуемся формулой:

(1)

где:

Х д.н. – показатель на одного человека;

Х – базовый показатель развития МО;

Чн – численность населения в МО.

Поскольку каждый показатель имеет свою размерность, значит для того, чтобы свести показатели в один интегральный, необходимо воспользоваться процедурой нормирования. Поскольку все показатели, выбранные нами, оказывают положительное воздействие на МО, мы воспользуемся только одной формулой нормирования:

, (2)

где:

– нормированное значения;

– минимальное значение показателя МО;

– максимальное значение показателя МО;

– значение показателя в МО.

Данные представлены в приложении Б.

Для нахождения интегрального показателя, используем формулу среднего арифметического, поскольку если использовать среднее геометрическое, значения некоторых МО будут нулевыми, так как в их формуле имеется произведение. А поскольку все выбранные показатели в анализе имеют одинаковые веса (так как равной степени влияют на развитие МО), не имеет смысла использовать формулу средневзвешенного.

Среднеарифметическое значение будем находить по:

(3)

где:

– среднеарифметическое значение;

– значение базового показателя;

– количество показателей.

Рассмотрим результат анализа (рис. 2.2).

Результаты расчета уровня развития МО РБ [17] (а именно муниципальных районов и городских округов) за 2011 года представлены на рисунке 2.2; 2.3; 2.4.

Рисунок 2.2 – Интегральный показатель развития развитых МО РБ за 2011 год

В первую тройку вошли муниципальные образования, такие как Уфимский, Салаваткий, Стерлитамакский районы. У районов максимальные значения по следующим показателям: инвестиции в основной капитал, товары собственного производства, продукция сельского хозяйства.

Рисунок 2.3 – Интегральный показатель развития относительно благополучных МО РБ за 2011 год

Рисунок 2.4 – Интегральный показатель развития слаборазвитых МО РБ за 2011г.

Из данных рисунков видно, что развитие муниципальных образований в РБ находятся в большом разрыве друг от друга.

Рассмотрим расположения МО на карте (.5).

Рисунок 2.5 – Распределение МО по уровню развития

Чтобы увидеть разрыв развития муниципальных образований возьмем первую семерку развитых МО и семерку отстающих (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 – Разница между развитыми и слаборазвитыми МО

Рисунок, показывает, что разрыв между развитыми и малоразвитых МО по нормированным значениям примерно составляет от 6 до 10 %, это значит что необходимо повышать уровень социально-экономического развития муниципальных образований для уменьшения разрыва между ними.

Таким образом, в результате проведенного анализа сформировалась проблема в низком уровне развития у таких муниципальных районов как: Абзелиловский, Баймакский, Бирский, Иглинский, Ишимбайский, Мишкинский, Давлекановский, Мечетлинский, Гафурийский, Кармаскалинский, Белебеевский, Альшеевский, и городских округов: г. Кумертау,

г. Октябрьский, г. Сибай.

Резкая, дифференциация развития МО находящихся в территориальной близости, может привести к не только к экономическим, но и социальными проблемам. Население будет вынуждены уезжать из неразвитых в развитые районы, что свою очередь приведет к оттоку населения из традиционных зон проживания.

Делая вывод можно сказать, когда МО не может самостоятельно справиться с проблемами, он может обратиться с предложением о межмуниципальном сотрудничестве другому МО для обеспечения устойчивого сбалансированного развития. Рассмотрим решение проблемы с помощью партнерства между муниципальными образованиями.

3 Разработка мероприятий по развитию межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан 3.1Совершенствование деятельности ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан»

На сайте ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан » существуют методические пособия (Таблица 1.1)[21].

Таблица 1.1 – Методические пособия ассоциации «Совет МО по РБ»

Название методического пособия

Характеристика методического пособия

Методические рекомендации для глав администраций муниципальных образований Республики Башкортостан по организации деятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Сроки и формы представления оперативной и текущей информации о прогнозируемой и произошедшей ЧС, последовательность действий органов управления и сил РСЧС при угрозе ЧС, положение о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства РБ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Порядок поступления на муниципальную службу. Оформление приема на муниципальную службу.

В сборнике подробно прописаны порядок поступления на муниципальную службу, оформление поступления, проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципального служащего.

Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для оказания содействия органам местного самоуправления в работе по решению вопросов, входящих в компетенцию этих органов, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Проанализировав все методические пособия можно сказать, что нет пособия, которое было бы связано с образованием межмуниципального сотрудничества. Для совершенствования сайта ассоциации можно предложить создание методического пособия для межмуниципального сотрудничества.

В основе любого методического пособия лежат конкретные примеры и рекомендации, которые будут предназначены в помощь МО для практического применения на практике. Целью методического пособия является оказание практической помощи МО в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера по межмуниципальному сотрудничеству.

Требования к методическому пособию это:

1) информативность, максимальная насыщенность;

2) ясность и четкость изложения;

3) ясность структуры;

4) наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности;

5) наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;

6) наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Состав методического пособия должен включать:

  1. Общие положения.

  2. Вид и форма межмуниципального сотрудничества.

  3. Объекты межмуниципального сотрудничества.

  4. Сфера деятельности межмуниципального сотрудничества.

  5. Предпосылки организации межмуниципального сотрудничества.

  6. Последовательность организации межмуниципального сотрудничества.

В методическое пособие также необходимо включить форму образцов договоров, и сделать эту форму единой для всех МО, которые хотят вступать в межмуниципальное сотрудничество (приложение В). Договор включает в себя:

  1. Предмет – сфера деятельности межмуниципального сотрудничества.

  2. Обязательства сторон – обоснование деятельности в межмуниципальном сотрудничестве каждого МО.

  3. Ответственность за неисполнения обязательств – меры ответственности МО должны согласовать самостоятельно.

Структуру договора можно дополнять при условии согласия МО вступающих в межмуниципальное сотрудничество.

Необходимо отслеживать и представлять на сайте все МО, которые вступают в межмуниципальное сотрудничество, и анализировать их изменения «до» и «после» вступления в сотрудничество. Информацию можно отображать на сайте в разделе «Экспертная комиссия» [21]. В структуре ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан » существует руководящий орган (Исполнительный директор совета) и в его полномочия входят все вопросы, связанные с осуществлением текущей деятельности Совета, действие от имени Совета, представление его интересов в отношениях с гражданами и юридическими лицами. Необходимо включить в его полномочия и отслеживание деятельности межмуниципального сотрудничества МО.

Для совершенствования деятельности ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан» можно предложить проведение семинаров других МО с близлежащих регионов, с целью приобретения опыта.

Организацией семинаров будет заниматься ассоциация «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан», место проведения будет выбираться по жеребьевке среди всех МО входящих в ассоциацию. Затраты будут выделяться из членских взносов ассоциации. Семинары необходимо проводить раз в полгода.

Для работы сайта необходимо обновление информации, чтобы МО были заинтересованы в посещение сайта с целью приобретения новых знаний.

3.2 Проект по развитию межмуниципального сотрудничества в РБ на примере Уфимского и Иглинского района

Для образования партнерства необходимо представить механизм (рисунок 3.1).

Инициатором межмуниципального сотрудничества может выступать как ассоциация «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан », как и само МО может выявить желание о сотрудничестве с другим МО и гражданин, проживающий на территории РБ, вправе провести свой анализ развития и предложить главе МО.

Для образования партнерства были выбраны следующие МО: Уфимский и Иглинский район (рисунок 3.2). МО выбраны по:

  • территориальной близости;

  • исторической общности;

  • общей протяженной трассой.

Но самое главное Иглинский район по результатам анализа показателей одно из худших является одним из худших по уровню социально-экономического развитию, а Уфимский наоборот одним из развитых.

Рисунок 3.1 – Механизм развития межмуниципального сотрудничества

Сфера деятельности взаимодействия партнерства выбрано сельское хозяйство, развитие сельского хозяйства Иглинского района исходя из анализа развития на низком уровне, несмотря на то что, Иглинский район является сельскохозяйственным районом, большую площадь района занимают пашни.

Рисунок 3.2 – Территориальное расположение Уфимского и Иглинского района

Иглинский район расположен в восточной части Башкортостана, в окружении рек Белая, Уфа, Сим. Территория района вытянута с северо-востока на юго-запад на 85 километров. Его соседи на севере – Благовещенский и Нуримановский районы, на востоке Челябинская область, на юге – Архангельский и Кармаскалинский, на западе – Уфимский районы. Площадь Иглинского района составляет 2,45 тыс.км. Районный центр, село Иглино, находится в 49 километрах от города Уфы [19].

Территории современного Иглинского района была отнесена к Уфимскому району, из которого 31 января 1935 г. был выделен Иглинский район с районным центром – село Иглино, что говорит о тесной взаимно-исторических связей. Административное деление и территориальные границы района менялись еще на протяжении нескольких десятилетий. В районе – 16 сельских поселений. Всего населённых пунктов – 122 [16].

Район промышленно-сельскохозяйственный. Под сельскохозяйственными землями занято 106,7 тыс. га (43,5 % территории района), в том числе под пашнями – 69,8, сенокосами – 9,7, пастбищами – 27,2 тыс. га [16].

Исходя из данных сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, результат деятельности МО в сельском хозяйстве Иглинского района с каждым годом снижается (табл. 3.1), это связано, прежде всего, отсутствием производительной мощности сельскохозяйственных организаций и слабой технической оснащенности фермерский хозяйств [17].

Таблица 3.1 – Валовый сбор сельскохозяйственной продукции Иглинского района

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Валовый сбор зерна

131.1

140.7

104.3

78.5

130.1

136.3

127.8

138.8

160.6

Валовый сбор картофеля

0.5

0.2

-

-

0.1

-

0.9

1.4

0.8

Вследствие снижения сельского хозяйства Иглинского района много плодородных посевных земель не используются по назначению. Для решения этой проблемы создается партнерства между Уфимским и Иглинским районом. Партнерские отношения между МО будут, осуществляться на основе договора, в котором Уфимский район предоставляет оборудование и семена, а Иглинский район посевные земли [17].

На территории Уфимского района находится Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие (далее – ГУСП) совхоз «Алексеевский», одно из ведущих аграрно-промышленных предприятий с современным многоотраслевым производством. В совхозе успешно действует и развивается цех растениеводства открытого грунта, продукция которого: картофель, овощи (капуста, лук-репка, свекла, морковь и др.), зерновые и кормовые культуры пользуется высоким спросом у покупателей [18]. Рассмотрим состав и структуру земельного фонда ГУСП «Алексеевский» (табл. 3.2).

Таблица 3.2 – Состав и структура земельного фонда

Год

2007

2008

2009

Общая земельная площадь

6344

6412

6412

пашня

3837

3895

3895

сенокосы

1460

1495

1495

пастбища

581

557

557

Большую часть земельной площади совхоза «Алексеевкий» занимают пашни, для выращивания овощей.

Рассмотрим объем выручки и чистой прибыли предприятия по годам (табл.3.3).

Таблица 3.3 – Показатели выручки и чистой прибыли

Год

2007

2008

2009

выручка

801318

1001093

1048104

чистая прибыль(20%)

641054,4

800874,4

838483,3

Показатель выручки даже в кризисный год не снизился, что говорит о том, что продукция совхоза пользуется спросом.

На посевных землях Иглинского района совхоз «Алексеевский» будет выращивать картофель, в связи с сокращением посевных площадей Иглинского района естественно сократился сбор картофеля, увеличились цены.

Потребность в картофеле всегда большая, рядом с Уфимским и Иглинским районом есть точки сбыта. В городе Уфа действуют оптовые и розничные рынки, такие как: «Красинский», «Колхозный», «Центральный», «Пушкинский» и др. Кроме того в ГУСП «Алексеевкий» имеются свои фирменные магазины.

Затраты Уфимского района будут включать в себя, затраты на семена, оборудование и горючее, а Иглинский район предоставляет посевные площади и рабочую силу.

Для точного расчета необходимо составить бизнес-план.

3.3 Предполагаемый результат от реализации проекта

Рассмотрим кому выгодно межмуниципальное партнерство на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 – Выгода межмуниципального партнерства

Для государства выгодно тем, что партнерство будет способствовать социально-экономическому развитию МО, тем самым будет экономия в средствах, выделяемых на развитие МО находящихся на низком уровне.

Для хозяйствующих субъектов партнерство будет способствовать увеличению рынков сбыта, потребления и прибыли.

МО выгодно тем, что за счет партнерство повысится уровень развития, увеличение налогов в местный бюджет за счет партнерства хозяйственных субъектов.

Населению партнерство принесет увеличение рабочих мест, заработной платы, повысит уровень жизни населения.

Рассмотрим выгоду межмуниципального сотрудничества предлагаемого проекта на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 – Выгода межмуниципального сотрудничества от предлагаемого проекта

Для Уфимского района выгода заключается в увеличении прибыли совхоза, снижение цены на картофель за счет большего производства картофеля.

Для Иглинского района, прежде всего увеличение рабочих мест, улучшение развития сельскохозяйственного производства.

Для ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан » – это будет первый опыт в реализации масштабного проекта межмуниципального сотрудничества в производственной сфере.

Для населения рабочие места, снижение цен на картофель.

Для ГУСП «Алексеевкий» увеличение прибыли за счет большего производства картофеля, расширение производственной деятельности.

В партнерстве должны быть заинтересованы обе стороны для эффективного конечного результата. В основе партнерства должны лежать два аспекта это экономическая целесообразность и социальная. Оба этих аспекта присутствуют в предлагаемом проекте.

В результате исследования были выявлена проблема, низкого уровня развития МО, ее можно решить с помощью межмуниципального партнерства, которое эффективно и результативно повысит социально-экономическое развитие МО в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Заключение

В условиях ограниченных ресурсов органов МО (финансовых, экономических, кадровых) межмуниципальное сотрудничество представляется единственным и эффективным способом решения местных проблем. Обмен опытом органов местного самоуправления позволяет минимизировать социальные риски и исключить принятие неэффективных решений, повышает уровень общественного развития на территории МО.

Необходимость изучения межмуниципального сотрудничества подтверждается ростом числа научно-теоретических и прикладных исследований, посвященных этому объекту, а также развитием законодательного регулирования существующих норм.

В ходе курсовой работы были обоснованы все виды и формы межмуниципального сотрудничества, имеющиеся в РФ, описан и предложен опыт его применения в РФ, зарубежный опыт межмуниципального сотрудничества, исследован уровень развития МО в Республике Башкортостан, предложены мероприятия по улучшению деятельности сайта ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан», как координирующего органа межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан, предложено партнерство Уфимского и Иглинского района на базе ГУСП «Алексеевкий», в сельскохозяйственной сфере.

Установлено, что для эффективного межмуниципального сотрудничества требуются определенные гарантии и поддержка со стороны государства (в виде установления правовых и институциональных механизмов, позволяющих муниципальным ассоциациям, реализовывать свои цели и функции), развитие собственного внутриорганизационного потенциала МО.

В заключение можно сказать, что «муниципальная реформа» во многом зависит от профессионализма людей, которые ее осуществляют, от деятельности местных органов, от их заинтересованности в развитии МО, заинтересованно в улучшение жизни обеспеченности населения.

Список использованной литературы
  1. Европейская Хартия Местного Самоуправления: офиц. Текст. [Электронный ресурс]//СПС «Консультант плюс».

  2. Конституция Российской Федерации (с изм. от 9 янв. 1996 г., 10 февр. 1996 г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 14 окт. 2005 г.) : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

  4. Падилья-Сороса Л.Ю. Межмуниципальное сотрудничество – перспективы развития [Текст] / Фонд «Институт экономики города» - 2008. 125 – 131с.

  5. Попов Д.А. Межмуниципальное сотрудничество: Опыт зарубежных стран и перспективы развития РФ [Текст] / экономика право управление- 2008 год №8 17-21с.

  6. Серебренникова А. С. Государственно-правовые проблемы межмуниципального сотрудничества: сравнительный анализ на примере России и Франции Иркутск [Текст] / РГБ, 2008. – 209 с.

  7. Зинченко М.В. Межмуниципальная интеграция как фактор управления развитием экономической системы территории [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/М.В.Зинченко // Хабаровск, 2008.

  8. Каримова О.В. Совершенствование межмуниципального сотрудничества в современной России: социологический подход [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Саратов, 2008 –

  9. Негодуйко А.В. Управление межмуниципальным экономическим сотрудничеством в регионе [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Иркутск, 2008.

  10. Прокопова Г.А. Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита бюджета [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Иваново, 2011

  11. Юрченко В.А. Правовые формы межмуниципального сотрудничества в современной России [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Белгород, 2011.

  12. Власова Н.Ю. Перспективы развития межмуниципального сотрудничества в субъектах РФ [Текст] // Вопросы управления. – 2009. – №3.

  13. Зарубежный опыт организации межмуниципального взаимодействия [Текст] // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – №3.

  14. Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/part/1153833.

  15. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashstat.ru.

  16. Официальный сайт ГУСП совхоз «Алексеевский» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alex-agro.ru.

  17. Официальный сайт Иглинского района РБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iglino.ru/sx.php.

  18. Официальный сайт Союз российских городов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urc.ru/?page=19.

  19. Официальный сайт ассоциации «Совет муниципальных образований по Республики Башкортостан » [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asmo-rb.ru/plany.

  20. Материал свободной энциклопедии, «Уфимский район» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  21. Материал свободной энциклопедии, «Иглинский район» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Базовые показатели деятельности МО РБ за 2011 год Приложение А
 

Численность постоянного населенияна 1 января2012г., человек

Среднегодо-вая числен-ность работ-ников пред-приятий и организаций (без внешних совместителей и работников несписочного состава),человек

Средне-месячная заработная плата работниковпредприятий и организаций2, рублей

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами(полный круг), тыс.рублей

Продукция сельского хозяйства (все категории хозяйств,в фактических ценах), тыс.рублей

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансиро-вания(в фактически действовав-ших ценах), тыс.рублей

Всего по республике

4064245

1169913

18397

1421402419

108921684

184883309

Абзелиловский

45484

5520

12388

1153460

1954241

814516

Альшеевский

42454

7052

15085

842090

2209536

517706

Архангельский

18292

2236

13151

192080

911278

161783

Аскинский

20486

2889

13242

369269

1147162

367665

Аургазинский

36226

5152

12295

759214

3175794

1220405

Баймакский

58028

8403

11351

1092845

2202754

682469

Бакалинский

28224

4380

11997

2678518

1768389

606650

продолжение

Балтачевский

20889

2511

12959

439613

1476121

268616

Белебеевский

100848

22782

16140

11858658

1566737

2441295

Белокатайский

19684

2923

13588

455126

949712

245129

Белорецкий

106408

25760

16832

25885532

1302288

1603287

Бижбулякский

25361

3475

15653

576453

1818309

334052

Бирский

62495

9387

14982

2592245

1521716

1693443

Благоварский

25805

4005

14244

951485

1971574

667387

Благовещенский

49922

10969

19740

21494164

1808334

1966491

Буздякский

29926

4329

12340

1236422

1918866

589183

Бураевский

24449

2985

14034

916657

1840612

269727

Бурзянский

16641

2620

11074

174811

699434

544092

Гафурийский

33503

5337

12431

1100991

1567714

352112

Давлекановский

42021

6289

13225

2396520

1918459

711578

Дуванский

30959

6128

13061

1681314

1698636

589491

Дюртюлинский

63934

11620

16924

4018667

2519074

1582409

Ермекеевский

16766

2087

13776

318675

1109503

413041

Зианчуринский

27325

3914

12669

558385

1742548

538648

продолжение

Зилаирский

16212

2780

12160

300764

745671

336304

Иглинский

50368

5726

14557

920840

2039920

1863345

Илишевский

34066

6280

12604

1213925

2554566

614159

Ишимбайский

90840

17472

15290

5988596

1746339

1741925

Калтасинский

25638

3757

19093

474090

1218404

339679

Караидельский

27369

3405

12584

1560013

1794977

654020

Кармаскалинский

50877

7635

14550

2210638

2815952

1053954

Кигинский

18918

2358

11920

577077

841022

206192

Краснокамский

27830

7361

20697

2848590

1363056

621046

Кугарчинский

30787

5139

12047

941130

1826662

1014974

Куюргазинский

24957

4978

15408

1798405

2037505

1292058

Кушнаренковский

27181

3446

12137

606311

1738772

1768162

Мелеузовский

87150

18589

13108

9467598

3743053

3187150

Мечетлинский

24671

3290

12220

440135

999030

367251

Мишкинский

24757

2480

12684

954085

1270176

342844

Миякинский

27492

3901

11920

1001489

2223273

350745

продолжение

Нуримановский

20667

2597

12689

1046044

821587

348251

Салаватский

25910

4718

16731

1337839

894368

456572

Стерлибашевский

19926

2617

12007

536626

1420232

382077

Стерлитамакский

40836

9500

12747

2952139

5185585

1203887

Татышлинский

24797

4247

12316

2398299

1656055

903917

Туймазинский

130942

27530

16898

17727949

5444627

3704611

Уфимский

69096

19260

22688

44395635

5639700

11189619

Учалинский

73247

16785

17738

24562168

2104563

4358379

Федоровский

18303

2104

12405

349332

1790263

268586

Хайбуллинский

32975

5898

17198

6566652

1723504

2834249

Чекмагушевский

30369

6537

12569

1703773

2721953

1113118

Чишминский

52202

7679

15489

5345118

2881844

2084648

Шаранский

22111

3269

15420

415638

1503779

489145

Янаульский

47343

8486

19078

3618716

1576155

1393814

г.Уфа

1081669

321437

25131

679582853

1518734

76935934

г.Агидель

16123

2086

16420

776796

50419

134215

окончание

г.Кумертау

66558

14679

15492

10617171

295147

872557

г.Нефтекамск

134693

38400

17951

37625763

318453

3559602

г.Октябрьский

110667

24347

18668

17575499

345650

2940214

г.Салават

155464

46674

21682

174710321

397798

10710695

г.Сибай

63981

12735

17797

7717386

480757

2427192

г.Стерлитамак

274382

69938

17752

76940470

367274

6021773

Нормированные значения показателей МО РБ за 2011 год Приложение Б
 

Среднегодо-вая числен-ность работ-ников пред-приятий и организаций (без внешних совместителей и работников несписочного состава),человек

Средне-месячная заработная плата работниковпредприятий и организаций2, рублей

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами(полный круг), тыс.рублей

Продукция сельского хозяйства (все категории хозяйств,в фактических ценах), тыс.рублей

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансиро-вания(в фактически действовав-ших ценах), тыс.рублей

Интегральная оценка развития

Абзелиловский

0,105911786

0,250330725

0,013346755

0,331300273

0,062383736

0,152654655

Альшеевский

0,329594903

0,333698197

0,008384621

0,403565811

0,025192732

0,220087253

Архангельский

0,110300048

0,699079057

0

0,385841377

0,003385163

0,239721129

Аскинский

0,204196037

0,626172669

0,006758894

0,435018594

0,06264013

0,266957265

Аургазинский

0,210170332

0,317692521

0,009392759

0,687064153

0,165111515

0,277886256

Баймакский

0,223122614

0,173212534

0,007484334

0,291464338

0,022370891

0,143530942

Бакалинский

0,274997966

0,403773456

0,075811993

0,488009417

0,085729671

0,265664501

Балтачевский

0,100140482

0,600028547

0,009471338

0,551755311

0,029519627

0,258183061

Белебеевский

0,628495595

0,137470896

0,09619043

0,11299171

0,103393872

0,215708501

Белокатайский

0,241552183

0,670299224

0,011336454

0,373342292

0,026876735

0,264681378

Белорецкий

0,709388957

0,135602663

0,209077826

0,086751552

0,043893832

0,236942966

Бижбулякский

0,184192419

0,596846397

0,010984597

0,559969298

0,031554991

0,27670954

Бирский

0,250088921

0,217544605

0,027825848

0,183138795

0,122204004

0,160160435

продолжение

Благоварский

0,275074974

0,531309516

0,023687586

0,597421308

0,114167514

0,30833218

Благовещенский

0,597595526

0,373983161

0,377305996

0,277639874

0,202233452

0,365751602

Буздякский

0,222359894

0,390998664

0,027679203

0,499667926

0,073972495

0,242935637

Бураевский

0,109558498

0,553441186

0,024244938

0,58851496

0,017626683

0,258677253

Бурзянский

0,286272072

0,645337058

3,65768E-06

0,323861238

0,158648905

0,282824586

Гафурийский

0,295553273

0,349489832

0,020085984

0,361764827

0,014226278

0,208224039

Давлекановский

0,247385835

0,292899674

0,041795368

0,352703935

0,056044132

0,198165789

Дуванский

0,488705047

0,400574838

0,039348835

0,426024449

0,069760928

0,284882819

Дюртюлинский

0,40777894

0,242644707

0,047027576

0,302932747

0,106928572

0,221462509

Ермекеевский

0,121491642

0,802290493

0,007640765

0,516026515

0,10617975

0,310725833

Зианчуринский

0,215271533

0,442537593

0,0089232

0,496888991

0,074132938

0,247550851

Зилаирский

0,356431758

0,730343029

0,007231818

0,355411804

0,080847592

0,3060532

Иглинский

0,067531078

0,267064614

0,00698957

0,311680694

0,18663215

0,167979621

Илишевский

0,420766187

0,348431008

0,022575921

0,586167068

0,063169811

0,288221999

Ишимбайский

0,460706904

0,145785999

0,0497835

0,14234943

0,070637948

0,173852756

Калтасинский

0,231774891

0,724970365

0,007177704

0,367575717

0,032057315

0,272711198

Караидельский

0,121155323

0,438667889

0,041766432

0,511319189

0,101367492

0,242855265

Кармаскалинский

0,249408063

0,264020944

0,029596619

0,429852282

0,080662628

0,210708107

Кигинский

0,122316868

0,609788908

0,017967651

0,343164608

0,016761027

0,221999812

Краснокамский

0,821419268

0,723944407

0,082508014

0,379152379

0,091077876

0,419620389

Кугарчинский

0,333653397

0,369847932

0,018025989

0,461560291

0,16041786

0,268701094

Куюргазинский

0,496322469

0,597021613

0,055294587

0,639108166

0,28282326

0,414114019

Кушнаренковский

0,132996884

0,425338612

0,01060422

0,498472217

0,369271297

0,287336646

Мелеузовский

0,565484291

0,127788807

0,088147879

0,33117362

0,183873599

0,259293639

Мечетлинский

0,165864718

0,474367817

0,006592492

0,311631228

0,042712888

0,200233829

Мишкинский

0

0,491471686

0,025183924

0,397678829

0,035958676

0,190058623

Миякинский

0,208558376

0,412331546

0,023289006

0,632973481

0,028861288

0,261202739

окончание

Нуримановский

0,127395927

0,593597204

0,036031174

0,305737467

0,055501988

0,223652752

Салаватский

0,409488146

0,625512068

0,036947248

0,264070655

0,060520102

0,279307644

Стерлибашевский

0,155772208

0,582147678

0,014758108

0,556612786

0,070631752

0,275984506

Стерлитамакский

0,66215484

0,290314686

0,055503352

1

0,137721431

0,429138862

Татышлинский

0,355396021

0,475728962

0,077442432

0,520871177

0,183104297

0,322508578

Туймазинский

0,550222357

0,106327681

0,112177496

0,320277235

0,12998134

0,243797222

Уфимский

0,892620794

0,306596756

0,567700685

0,638953771

1

0,681174401

Учалинский

0,644750577

0,21999212

0,291775012

0,218022284

0,333149998

0,341537998

Федоровский

0,073882193

0,657689434

0,007711576

0,76781727

0,041336011

0,309687297

Хайбуллинский

0,393346786

0,500722891

0,169442034

0,405329293

0,505322836

0,394832768

Чекмагушевский

0,57524927

0,392531569

0,040960812

0,702688667

0,184408986

0,379167861

Чишминский

0,234580947

0,274801754

0,082540498

0,428717295

0,205768082

0,245281715

Шаранский

0,238296617

0,677417071

0,007452654

0,530628326

0,089818552

0,308722644

Янаульский

0,395257851

0,381576897

0,059225243

0,254313124

0,137459356

0,245566494

г.Уфа

0,98472269

0

0,554902151

0,000521425

0,40882159

0,389793571

г.Агидель

0,145996886

1

0,033844119

0,014235092

0

0,238815219

г.Кумертау

0,601703096

0,210539109

0,133851631

0,024639517

0,031150391

0,200376749

г.Нефтекамск

0,924363571

0,110572049

0,24148407

0,008163642

0,117844277

0,280485522

г.Октябрьский

0,598993085

0,146156097

0,133219898

0,01420474

0,11875952

0,202266668

г.Салават

1

0,116794925

1

0,009711559

0,394291837

0,504159664

г.Сибай

0,494224943

0,256159972

0,09891256

0,049149643

0,192761079

0,21824164

г.Стерлитамак

0,773401667

0,041665101

0,242444358

0

0,088675655

0,229237356

Форма договора о ММС Приложение В

Договор о межмуниципальном сотрудничестве

____________________________ в лице

_____________________________, действующего на основании

_____________________________ именуемый в дальнейшем «Участник 1», с

одной стороны, и_____________________________ в лице

_______________________________, действующего на основании

________________________________ именуемый в дальнейшем «Участник 2», с

другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1.Предмет договора

1.1 Участники обязуются путем межмуниципального сотрудничества ________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

2. Обязательства сторон

2.1 Участник 1 предоставляет (обеспечивает)_____________________________________________________________________________________________________________________________

2.2 Участник 2 предоставляет (обеспечивает)_________________________________________________________________________

2.3 Участники Договора обязуются:____________________________________________________________

3.Ответственность за неисполнение обязательства

3.1 ________________________________________________________

3.2__________________________________________________________________

Подпись Участника 1_______________

Подпись участника 2_______________

Дата заключение договора: «__»________ 20«__»год

62

Просмотров работы: 18179