ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКТ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКТ)

Ельчищев Н.В. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обоснование актуальности проекта. Методическое обеспечение предполагает не только информационное сопровождение социально-культурной деятельности с использованием традиционных методических материалов, но и деятельность, связанную с использованием информационных технологий в данном процессе. Создание поддержка и обновление методической ветви социально-культурной деятельности учреждений культуры Белгородского района, накопление и использование мультимедийной продукции, электронной библиотеки методической литературы, библиотеки электронных методических материалов, использование Интернет ресурсов и обеспечение свободного доступа специалистов учреждений культуры к ним является важными задачами информационно-методического обеспечения.

В этой связи, важно вооружить специалиста системой знаний об информационных закономерностях и законах, объективно функционирующих в обществе; воспитать критическое отношение к любой информации и чувство ответственности за распространение информации в условиях её многократного усиления техническими средствами трансляции; развить у специалиста способность оценивать информацию с позиции нравственных критериев.

Качественно новой образовательной практикой для учреждений культуры может стать расширение функций методического кабинета путём обновления системы методического взаимодействия в рамках сетевой организации методического кабинета при методических структурах районного уровня.

Сегодня во всех муниципальных образованиях Белгородской области создается единая развивающая система непрерывного информационного обеспечения социокультурного процесса, формируется информационная среда, которая даёт возможность специалистам учреждений культуры совершенствовать информационную культуру.

Сегодня появились дополнительные возможности активного использования ресурсов информационного информационно-методического пространства для повышения профессионально-личностной культуры специалистов социально-культурной сферы.

Внедрение модели электронной методической службы направлено на решение важнейшей задачи – повышение качества методического обеспечения социально-культурной деятельности через совершенствование профессиональной компетентности и мастерства специалистов учреждений культуры.

На базе районных методических центров созданы достаточные условия, обеспечивающие высокую мотивацию и подготовленность коллектива работать в режиме инновационной деятельности по внедрению модели информационно-технологического сервиса методической службы. У большинства специалистов есть потребность в применении данного сервиса методической службы, а главное – они понимают и принимают философию данной инновации.

Электронная методическая служба (методический кабинет) значимую роль отводит информационно-социальным технологиям в совершенствовании качества методического обеспечения социально-культурной деятельности, позволяющем решать три основные задачи:

  1. Обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника информационно-методической деятельности из различных мест пребывания;

  2. Развитие единого информационного пространства учреждений-партнеров и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников информационно-методического и творческого процесса;

  3. Создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных специалистов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Таким образом, электронный методический кабинет предполагает доступ к необходимой информации без временных и пространственных границ. Данную возможность информационно-методический центр обеспечит, осуществляя подготовку специалистов социально-культурной сферы с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Характерными чертами информационно-технологического сервиса будут следующие:

Характерными чертами информационно-технологического сервиса будут следующие:

гибкость ‒ специалист может планировать время самостоятельно, а также регламентировать продолжительность работы в сети;

доступность ‒ независимость от географического и временного положения специалиста и учреждения культуры позволяет не ограничивать себя в информационно-методических потребностях, особенно это важно для отдаленных территорий;

рентабельность ‒ за счет экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.) может проявляется экономическая эффективность;

мобильность ‒ эффективная реализация обратной связи между специалистом и РИМЦ является одним из основных требований и оснований успешности процесса использования сетевого информационно-технологического сервиса электронного методического кабинета;

охват‒ возможно обращение ко многим источникам методической информации одновременно (электронным библиотекам, банкам данных, и пр.), также многие специалиты могут получать необходимую методическую информацию;

равноправие социальное‒ равные возможности получения информации независимо от места проживания, состояния здоровья;

интернациональность ‒ экспорт и импорт мировых достижений на рынке информационно-методических услуг.

Анализ достоинств и недостатков существующего на данном этапе методического обеспечения и сопровождения позволил сформулировать основополагающие принципы, на которых должен строиться проектируемый нашим учреждением культуры современный информационно-технологический сервис методического кабинета:

многокомпонентность ‒ информационно-технологическое методическое обеспечение представляет собой многокомпонентную среду, которая включает в себя информационно-методические материалы, системы контроля уровня информационной компетентности специалистов, технические и электронные средства, электронные базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео, взаимосвязанные между собой;

интегральность ‒ информационная компонента электронного методического кабинета должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях социально-культурной науки и практики с выходом в глобальную сеть, учитывать профессионально-предметные связи, информационно-справочную базу дополнительных методических материалов, детализирующих и углубляющих знания;

систематизацию‒ информационная компонента электронного методического обеспечения социально-культурной деятельности оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;

адаптивность‒ предлагаемое информационно-технологическое обеспечение методической службы не должно нарушать структуру и принципы построения существующего традиционного методического обеспечения и сопровождения социально-культурного процесса, оно должно позволить гибко модифицировать информационное ядро методической службы, адекватно отражая потребности специалистов-практиков.

Сформулированные принципы базирования информационно-технологического сервиса методической службы позволяют рассматривать данную модель как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности специалистов учреждений культуры, совершенствование их информационной культуры.

База проекта: Методические органы муниципального уровня Белгородской области.

Разработчики проекта: Н.В. Ельчищев, Е.В. Мирошниченко.

Цель инновационного проекта: создать условия для повышения эффективности системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на муниципальном уровне посредством активного использования информационно- технологического сервиса.

Задачи проекта:

  •  
    1. Разработать и внедрить сетевую модель информационно-технологического сервиса в условия методических центров муниципального уровня.

2. Создать необходимые организационные условия для оказания информационно-технологических услуг и методической поддержки специалистов учреждений культуры:

- формирование современной технической базы отрасли культуры на муниципальном уровне и ее обслуживание;

- поддержка сетевых информационных ресурсов;

- организация системы дистанционного методического обеспечения специалистов учреждений культуры (особенно, находящихся на отдаленных территориях);

- усиление взаимодействия с информационными, научно-методическими, культурно-досуговыми учреждениями на основе социального партнёрства;

Сроки реализации: 2014 - 2015 гг.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (диагностический, прогностический, организационный)

январь 2014 г. – август 2014 г.

Цель:

  • создание условий для обеспечения качественной реализации инновационного проекта.

  1. Разработка структурно-функционального подхода в управлении инновационным процессом на всех уровнях, при котором каждый компонент модели и участники процесса имеют свои конкретные функции и информационные связи.

  2. Создание творческой группы по осуществлению информационно-технологического сервиса методической службы.

  3. Организация работы постоянно-действующего семинара по развитию информационно - технологической компетентности специалистов учреждений культуры в работе с ИНТЕРНЕТ – ресурсами.

  4. Создание модели информационных навыков специалистов.

  5. Разработка сетевой модели электронного методического кабинета

  6. Разработка механизма диагностики готовности методических центров муниципального уровня к инновационной деятельности.

  7. Организационно-разъяснительная работа с участниками проекта об особенностях функционирования учреждения в инновационном режиме.

Практический этап

сентябрь 2014 г. – август 2015г.

Цель:

  • реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов.

  1. Определение основных составляющих содержания модели информационно-технологического сервиса методического кабинета.

  2. Организационно-управленческая работа методических центров, направленная на реализацию инновационного проекта.

  3. Обеспечение информационного сопровождения в свете реализации основополагающих нормативных правовых документов в вопросах организации методического обеспечения учреждений культуры.

  4. Проведение постоянно-действующего семинара по развитию информационно-технологической компетентности специалистов в работе с ИНТЕРНЕТ – ресурсами.

  5. Обновление системы профессионального взаимодействия в рамках сетевой организации.

  6. Создание электронного банка данных современных методических средств.

  7. Использование современных информационных средств (выход в ИНТЕРНЕТ; сайт РИМЦ; электронную почту; локальную внутреннюю сеть).

  8. Формирование современной технической базы информатизации методических центров муниципального уровня и ее обслуживание.

  9. Установление взаимодействия с информационными, научно-методическими, культурно-досуговыми образовательными на основе социального партнёрства.

Обобщающий этап

сентябрь 2015 г. - декабрь 2015 г.

Цель:

  • подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций специалистам учреждений культуры по созданию необходимых условий для внедрения модели информационно-технологического сервиса в условиях методических центров муниципального уровня.

  1. Экспертная оценка результатов осуществления инновационной деятельности по реализации и внедрению электронного методического кабинета.

  2. Системный анализ и обобщение опыта реализации инновационного проекта методистами и специалистами творческой группы по информатизации методической службы.

  3. Выявление соответствия полученных результатов цели и задачам инновационного проекта.

  4. Оценка эффективности методического обеспечения социально-культурной деятельности

  5. Трансляция опыта внедрения электронного методического кабинета методической на различных уровнях.

Критерии и показатели успешности инновационного проекта:

Критерии эффективности

Показатели

Профессионально-личностный рост специалистов социально-культурной сферы

Анализ рефлексивных материалов и анкет. Результаты аттестации специалистов по уровню овладения информационной грамотностью: от позиции компетентного пользователя к экспертному уровню рефлексии и критического осознания информации (по модели информационных навыков). Получение дополнительного образования через дистанционное обучение.

Информационная культура, инновационная компетентность специалистов социально-культурной сферы

Наличие нравственного ракурса при использовании информационных технологий в процессе методического обеспечения профессиональной деятельности.

Качество профессиональной деятельности

Анализ динамики:

- результатов профессионально-творческой деятельности за год;

- результатов участия в конкурсах и грантах и других мероприятиях

Материально-техническая база методических структур муниципального уровня

Расширение возможностей использования ресурсов информационного пространства

Иформационно-методическая база методических структур муниципального уровня

Наличие современных методических средств:

  • электронной базы данных кадров специалистов учреждений культуры;

  • электронного банка информационно-методических технологий;

  • мультимедийной продукции методического характера;

  • электронной библиотеки методической специальной литературы;

  • библиотеки электронных методических рекомендаций, методических пособий и обучающих программ;

  • электронного глоссария профессинальныъх терминов.

Наличие информационных средств и эффективность их использования: выход в ИНТЕРНЕТ; сайт МЦ; электронная почта; ЛВС (локальная внутренняя сеть).

Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта:

  1. Подборка научно-методических материалов по теме инновационного проекта:

  2. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. - Мн.: Красико-Принт, 2008.

  3. Информация об организации работы по республиканскому инновационному проекту «Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования» [Электронный ресурс]. – Электрон текст дан. – Режим доступа: sosh21.mogilev.by/informacij..docx

  4. Комплексная информатизация образования / авт.-сост. О.В. Крючкова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.

  5. Гружевская Т.Н. Роль методического кабинета в поддержке и развитии инновационных процессов в системе района / Т.Н. Гружевская – 2010. - № 3. – С.41.

  6. Кулененок, Л.Н. К вопросу о реализации творческого потенциала средствами информационных технологий / Л.Н. Куленок – Витебск, 2005.

  7. Снопкова, Е.И. Моделирование процесса повышения квалификации работников культуры / под ред. Н.А. Масюковой – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005.

Ресурсы:

Материально-техническая база методических центров муниципального уровня Белгородской области (на примере Белгородского муниципального района)

В наличии методического центра 3 кабинет, оснащенные: компьютеры – 9; ноутбук – 2; ксерокс – 2; сканер – 1; факс – 3; видеопроектор – 1; видеокамера – 1; фотоаппарат – 1; звукоусилительная аппаратура - 2 комплекта.

Материальные ценности (мебель, компьютеры, ноутбук, канцелярские и хозяйственные товары) на общую сумму 85122,91 рублей.

Информационные:

  1. Ресурсы информационного пространства включают: выход в ИНТЕРНЕТ; сайт РМЦ; электронную почту,компьютерную технику программные продукты для обеспечения эффективной деятельности специалистов-методистов

Кадровые:

Состав участников проекта характеризуется высоким квалификационным уровнем.

Организация творческого взаимодействия с органными управления, специального профессионального образования (по договоренности на основе социального партнёрства).

Участники проекта:

  •  
    1. Администрация муниципальных образований Белгородской области

    2. Управления культуры муниципальных районов

    3. Учреждения культуры Белгородской области

Финансово-экономическое обеспечение:

  • осуществление инновационного проекта на базе РИМЦ Белгородского района повлечет увеличение фонда заработной платы, согласно расчётам, произведённым главным бухгалтером Управления культуры Белгородского района

  • поощрение участников реализации проекта (средства премиального

  • фонда);

  • приобретение материально-технических и информационно- методических средств для создания и укрепления базы электронного методического кабинета (бюджетные и спонсорские средства);

  • оплата установки и обслуживания программного обеспечения

Прогнозируемые затруднения:

  1. консерватизм сознания части специалистов учреждений культуры;

  2. недостаточное ресурсное обеспечение специалистов и учреждений культуры (локальная сеть с возможностью выхода в ИНТЕРНЕТ).

Прогнозируемые результаты работы по инновационному проекту:

  1. Предполагается усовершенствовать современную систему методического обеспечения социально-культурной деятельности специалистов социально-культурной сферы на основе развития их профессионально-личностной культуры и мастерства через внедрение модели информационно-технологического сервиса.

  2. Будет дано практическое и аналитическое обоснование результативности внедрения информационно-технологического сервиса методической службы в деятельность методических структур муниципального уровня.

  3. Будет создана эффективная система комплексного использования сетевого сервиса методической службы как центра, аккумулирующего передовой опыт методической работы методических структур.

  4. Будут структурированы информационные материалы по запросам и потребностям пользователей с учётом целей и задач современной социально-культурной деятельности

  5. Будет создан фонд методической продукции научно-практического назначения.

Форма обобщения и представления результатов:

  •  
    1. Аналитические материалы (диаграммы, таблицы, схемы) для наглядного представления динамики:

  • уровня овладения информационной грамотностью: от позиции компетентного пользователя к экспертному уровню рефлексии и критического осознания информации (информационные навыков специалистов);

  • результатов информационно-методической деятельности за год;

  • результатов участия в конкурсах и грантах;

  • результатов результативности организационно-творческой деятельности специалистов учреждений культуры.

  •  
    1. Публикации опыта внедрения в научно-методических газетах и журналах.

Просмотров работы: 12796