Сегодня во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль использования инновационных технологий, повышается потребность в информации и средствах для ее обработки и использования, что приводит к необходимости использования специалистами современных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в процессе его подготовки.
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
В вузах выбор отдается активным методам обучения, которые направлены на формирование у студентов самостоятельности, критичности мышления. Самым мощным источником познавательной активности студентов, развития их творческих способностей, интересов, умений, навыков и других интеллектуальных характеристик являются сегодня современные инновационные технологии.
Знание иностранного языка делает специалиста любой области более конкурентоспособным на рынке труда. Образовательная роль иностранного языка связана с возможностью приобщиться к источникам информации, своевременный доступ к которым практически закрыт при его незнании, с расширением общего и профессионального кругозора, с овладением навыка общения с зарубежными коллегами, с повышением культуры речи.
Современная система образования все активнее использует инновационные технологии. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.
Неоценимую помощь студентам в овладении иностранным языком оказывают Интернет-технологии. Всемирная сеть представляет уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду и формируя способность к межкультурному взаимодействию. Доступ к информационной сети Интернет стимулирует стремление к свободному владению иностранным языком. [1]
Интернет - технологии позволяет обеспечить разноуровневый подход к обучению студентов различных специальностей. Использование мультимедийных презентаций при проведении занятий позволяет достаточно полно и ясно показать имеющиеся достижения. Практические занятия теперь все чаще проводится в компьютерном классе с подключением к Интернету. Применение программных средств контроля знаний по различным дисциплинам, позволяют студентам не только самостоятельно выполнять индивидуальные задания, но и одновременно провести поиск необходимых документов, расположенных на других серверах. Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку в техническом вузе позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно:
совершенствовать навыки чтения; (http://irgol.ru/, http://french-online.ru,
http://www.le-francais.ru/lecons/prononciation, http://irgol.ru/?page_id=2979, http://www.youtube.com/watch?v=1rpB_lDwrto ).
2) пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка; (http://www.youtube.com/watch?v=r3M9qmnE9V0, http://irgol.ru/?cat=11 )
3) совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания, обсуждая материалы сети;
4) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех и каждого.
Мы можем отметить, что информационные технологии способствуют повышению эффективности процесса обучения, педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся, создают оптимальные условия для творческого использования информации в самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Использование компьютерных технологий повышает эффективность учебного процесса, экономит время преподавателя на работу с учебными материалами используя электронные УМК (учебно-методический комплекс), упрощая их поиск в электронной программе университета ИРБИС, анализ и отбор обеспечивает возможность внедрения новых организационных форм обучения.
Традиционная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации [2].
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей. С другой стороны, создание электронных учебников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Из личного опыта могу отметить, что в Европе (Франция) распространены такие методы обучения как: грамматико-переводной (традиционный); коммуникативный метод; аудиолингвистический метод; метод погружения в языковую среду, что имеет не маловажное значение в изучении иностранного языка. Так же, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.
Таким образом, существенный прогресс в развитии компьютерных технологий приводит к изменению в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение компьютера на уроке иностранного языка. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму; что благотворно влияет на всестороннее развитие конкурентоспособной личности нашего государства
Литература:
1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. - С 33-41.
2. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006 – 216 с.