САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Решко Л.С. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, которые оказывают непосредственное влияние на динамику преступности несовершеннолетних, вызывая негативные изменения в ее количественных и качественных характеристиках таких как: рост тяжких и особо тяжких насильственных преступлений; увеличение количества организованных и групповых преступлений; существенное «омоложение» преступности несовершеннолетних. Это указывает на то, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные трансформации подростков и юношей, которые приводят их к делинквентным формам поведения.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. У юношей, по мнению Л.И. Божович, формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим [2].

По мере взросления, у юношей складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и педагогов. Позитивная Я-концепция, адекватная самооценка, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается, согласно И.С. Кону, на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению [4].

По мнению М. Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [4].

Депривация возможностей самореализации в юношеском возрасте приводит к изменениям в структуре самосознания, к заниженному самоуважению и неадекватной самооценке (как завышенной, так и заниженной). В современном российском обществе намечается тенденция изменения ценностных ориентаций у подрастающего поколения, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, снижения общественно полезной активности, утверждения социальной апатии, появления устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем нарушения социальных и нравственных норм. Выше указанное, в свою очередь, может привести к социальной деградации, алкоголизму, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушениям, преступлениям и другим антиобщественным действиям.

Таким образом, функция самосознания является важным фактором саморегуляции, непосредственно определяющим формирование различных типов поведения (адаптированных, девиантных и делинквентных). Знание сущности делинквентного поведения и особенностей самооценки, а также психологических особенностей юношей, проявляющих делинквентные формы поведения, необходимы для совершенствования подходов к осуществлению мероприятий по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Нами было проведено исследование с целью выявления влияния типа самооценки на делинквентность в юношеском возрасте.

В исследовании принимали участие 20 респондентов, имеющих правопослушное поведение – 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 16 до 18 лет, а также 20 респондентов, стоящих на учете в уголовно-исполнительской инспекции УФСИН по Мурманской области и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Первомайского округа г. Мурманска – 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 16 до 18 лет. Мы предполагаем, что у делинквентных юношей наблюдается завышенная самооценка, что их отличает от правопослушных юношей.

Нами были поставлены и последовательно решены следующие задачи: 1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам особенностей самооценки в юношеском возрасте и специфики делинквентного поведения юношей и девушек; 2) провести эмпирическое исследование, направленное на сравнение особенностей самооценки юношей и девушек с противоправным поведением с особенностями самооценки правопослушных юношей и девушек; 3) провести сравнительный анализ уровней самооценки респондентов юношеского возраста с делинквентным и правопослушным поведением.

В исследовании использовались следующие методики: 1) Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) [3]; 2) Опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) [1; 5]; 3) Шкала самоуважения М. Розенберга [1].

С целью изучения особенностей самооценки делинквентных и правопослушных юношей и девушек использовалась методика диагностики самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).

После анализа результатов исследования по данной методике (гистограмма 1) можно заметить, что у большинства респондентов с делинквентным поведением (60%) преобладает завышенный уровень самооценки, что свидетельствует о переоценке испытуемыми своих качеств личности и некритичности к оценке своего проведения. Данный результат может подтверждать личностную незрелость юношей, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, а также существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Необходимо отметить, что завышенная самооценка у юношей с правопослушным поведением наблюдается всего у 5% из числа обследуемых, что указывает на то, что самооценка делинквентных юношей более высокая и характеризуется неадекватностью по сравнению с правопослушными юношами, самооценка которых, в целом, средняя (45%) и высокая (30%).

Гистограмма 1

Уровни самооценки делинквентных и правопослушных юношей, полученные по методике измерения самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан), в %

Гистограмма 2

Характеристика уровня притязаний делинквентных и правопослушных юношей, полученные по методике измерения самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан), в %

Завышенная самооценка ведет за собой завышенный уровень притязаний, что подтверждается результатами данного исследования (гистограмма 2). Исследование позволило сделать вывод, что у юношей с противоправным поведением превалирует завышенный уровень притязаний - 70% по сравнению с правопослушными юношами, у которых данный показатель составил 30%. Завышенный уровень притязаний обычно проявляется в нереалистическом, некритическом отношении испытуемых к собственным возможностям, неумении правильно ставить перед собой цели.

Для изучения особенностей самоотношения делинквентных и правопослушных юношей и девушек использовался «Опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)». После анализа результатов по методике нами были получены следующие результаты у всего состава респондентов (гистограммы 3 и 4).

Гистограмма 3

Показатели самоотношения правопослушных юношей, полученные по методике измерения самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, в %

Гистограмма 4

Показатели самоотношения делинквентных юношей, полученные по методике измерения самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, в %

Глобальное самоотношение обозначает внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. В ходе исследования самоотношения юношей было обнаружено, что у 95% юношей с противоправным поведением наблюдается завышенный уровень глобального самоотношения, что соответствует неадекватной завышенной самооценке. В отличие от делинквентных юношей, у правопослушных юношей этот показатель намного меньше – 35%. Необходимо отметить, что у 5% делинквентных юношей и у 20% правопослушных юношей выявлен очень низкий уровень самоотношения, что соответствует неадекватной заниженной самооценке, отсюда можно сделать вывод, что самооценка правопослушных юношей ниже самооценки делинквентных юношей.

Самоуважение – это показатель самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. У большинства делинквентных юношей самоуважение характеризуется как очень высокое (80%) и высокое (10%), что является более высоким показателем по сравнению с правопослушными юношами – очень высокое (25%) и высокое (30%). При этом низкий и заниженный уровни самоуважения в большей степени характерны для юношей, не совершавших противоправных поступков – 45%, у делинквентных же юношей этот показатель гораздо ниже – 10%.

По шкале «аутосимпатия» были получены следующие показатели: у 55% делинквентных юношей наблюдается завышенный уровень аутосимпатии, что является более высоким показателем по сравнению с правопослушными юношами (20%).

Шкала «ожидаемое отношение от других» отражает предположение испытуемых о позитивном или негативном отношении к себе окружающих. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство правопослушных юношей ожидают негативную оценку со стороны общества (95%), позитивного отношения к себе других людей ожидают лишь 5% из группы правопослушных юношей. Несколько иная ситуация в группе делинквентных юношей – меньше (по сравнению с правопослушными) юношей предполагают о наличие негативного отношения к себе других (60%) и больше юношей (по сравнению с правопослушными) думают о позитивном отношении к себе окружающих (20% очень высокий уровень и 20% средний уровень). Этот показатель указывает на то, что делинквентные юноши не осознают негативное отношение общества к их противоправным поступкам.

Самоинтерес в обеих группах незначительно отличается – у 45% делинквентных юношей и у 65% правопослушных юношей выше нормы. Это означает повышенный интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», чрезмерная уверенность в своей интересности для других.

Таким образом, глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия и самоинтерес у делинквентных юношей имеют завышенные показатели по сравнению с юношами, не совершавшими противоправных действий, и могут быть связаны с асоциальным криминальным образом жизни.

С целью изучения уровня самоуважения юношей и девушек с делинквентным и правопослушным поведением использовалась методика диагностики самоуважения М. Розенберга.

Проведенное исследование показало (гистограмма 5), что у 85% делинквентов юношеского возраста присутствует высокий уровень самоуважения. Данный показатель является более высоким по сравнению с группой правопослушных юношей (40%). Такие юноши считают себя не хуже других, верят в себя и в то, что могут преодолеть свои недостатки, значительно больше удовлетворены своей жизнью, лидируют в своих группах, более самостоятельны и менее внушаемы. Средний уровень самоуважения в большинстве обнаружился у правопослушных юношей (60%), тогда как у делинквентов этот показатель составил 15%. Склонности к самоуничижению в обеих группах не выявлено.

Гистограмма 5

Уровни самоуважения делинквентных и правопослушных юношей, полученные по методике диагностики самоуважения М. Розенберга, в %

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что уровень самоуважения у делинквентных юношей выше, чем у юношей с правопослушным поведением.

Таким образом, эмпирическое исследование, направленное на сравнение особенностей самооценки делинквентных юношей с особенностями самооценки правопослушных юношей, позволило сделать следующие выводы:

  1. Для юношей с делинквентным поведением, в целом характерна неадекватная завышенная самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Можно предположить, что в этом кроется источник морального конфликта юношей, который проявляется в недисциплинированном, противоправном поведении и негативном отношении к сверстникам, родителям и педагогам.

  2. Уровень самооценки юношей с делинквентным поведением значительно выше, чем уровень самооценки правопослушных юношей, что позволяет нам сделать вывод о том, что завышенная самооценка является фактором делинквентности в юношеском возрасте.

  3. В связи с тем, что самооценка является одним из аспектов «Я-образа» личности, способствует формированию целостного самосознания и определяет жизненные ценности личности, эффективность деятельности и взаимоотношения между людьми, возникает необходимость целенаправленной работы по оптимизации самооценки в юношеском возрасте.

Литература

Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб. : Речь, 2000. - 440 с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. - 398 с. – Режим доступа: http://www.burnbook.ru/link/age_psychology/identity.zip, свободный. – (Дата обращения : 19.09.2012).

Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. 2-е изд., доп. и перераб. - 2002. 180 с. – Режим доступа: http://www.klex2.ru/91c., свободный. - (Дата обращения : 20.03.2013).

Кон, И.С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с. – Режим доступа: http://www.klex2.ru/355, свободный. – (Дата обращения : 20.03.2013).

  1. Столин, В.В. Опросник самоотношения [Текст] / В.В. Столин, С.Р, Пантилеев. // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы.- М., 1988. - С. 123-130

Просмотров работы: 3382