АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

Пономаренко Ю.П. 1, Лебедева А.А. 2
1Ростовский Государственный Строительный Университет
2Ростовских государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема качества продукции носит многогранный характер, как в смысле многообразия определяющих факторов, так и по результатам ее решения. Учет затрат на качество позволяет администрации и трудовому коллективу, акционерам и потребителям продукции представить реальную картину состояния дел в области качества продукции. В конечном итоге информация о затратах на качество создает предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учетом требований всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности производства, повышению рентабельности и возрастанию конкурентоспособности.

Поэтому задачу повышения качества строительства можно отнести к числу важнейших задач, стоящих перед руководством строительной организации.

Качество определяют как совокупность специфических свойств объекта, которые относятся к его возможности удовлетворять установленные и возможные потребности, зависящие от человека [3]. Под качеством продукции также имеют в виду совокупность свойств этой продукции, определяющих степень её полезности, способной удовлетворять потребности людей в соответствии с задачей самой продукции. Данное понятие охватывает все виды продукции, включая и строительную продукцию.В свою очередь само качество продукции – это категория, которая имеет возможность изменяться во времени. И то, что удовлетворяло потребности людей в прошлом, на сегодняшний день уже отстаёт от возможностей развития и усовершенствования. Так, например, при увеличении общественных потребностей, экономических и технических возможностей общества возникает необходимость для удовлетворения этих потребностей в повышение требований к качеству самой продукции, в том числе и строительной.

Качество строительной продукции - это довольно-таки сложное понятие. Оно зависит от различных факторов, в первую очередь от результатов проектной документации, качества материалов и конструкций, соблюдения технологии строительного производства, квалификации исполнителей, как рабочих, так и инженерно-технических работников. Качество строительной продукции устанавливается на различных этапах строительного процесса.

В свою очередь первоначальным в определении качества является такое понятие, как понятие «потребность», а самыми важными потребностями являются экономические потребности (небольшая часть потребностей общества), для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность.

Понятие «качество» включает следующие термины: «объект», «характеристика» и «свойство».

Характеристика – показывает взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, которые выражены в виде таблиц, формул, графиков и текста. Так, функция зависимости объема спроса от цены, действительно, является ценовой характеристикой определенного товара. Значит, если увеличивается спрос, то при той же цене можно утверждать улучшение качества и увеличение дохода.

Свойство – отражает ту сторону предмета, которая выделяет его различие или сходство с другими предметами и отражается в его отношении к ним. «Свойство» как и «качество» является философской категорией, которое, как правило, содержит множество характеристик объекта.

Объект – это то, что может быть отдельно рассмотрено и описано. К примеру, отдельно взятое лицо, деятельность или продукция, процесс, система, организация, любая комбинация из них.

Рассмотрим качество конечной продукции строительства, которое соединяет совокупность полезных свойств готового объекта, способных обеспечивать удовлетворение конкретных личных и общественных потребностей.

Не уделяя особого внимания качеству, могут потребоваться достаточно большие денежные средства на исправление недостатков. Поэтому для достижения наилучшего эффекта необходимо разработать долгосрочные программы по предотвращению дефектов.

Любая завершенная строительная продукция - это допущенный к эксплуатации объект или комплексы объектов, которые обладают установленными проектом полезными качествами. Завершенная строительная продукция создается на переходных этапах, к которым относятся:

  1. научно-исследовательская, нормативная и проектно-сметная документация (ПСД) для создания конечной строительной продукции с заданными свойствами, стоимостью и качественными показателями;

  2. конструкции, материалы, комплектующие изделия и оборудование, необходимые для создания продукции в соответствии с ПСД;

  3. строительно-монтажные и специальные работы, выполненные в соответствии с ПСД;

  4. уровень использования проектных мощностей объекта в период освоения при соответствующих затратах.

Качество строительной продукции можно охарактеризовать как совокупность не всех ее полезных свойств, а только некоторых. Они определяют способность объекта в удовлетворении тех или других потребностей в соответствии с его предназначением. Таким образом потребительская стоимость завершенной строительной продукции является общественной полезностью этой продукции, а уровень качества представляет собой меру, в которой эта продукция (принятый в эксплуатацию объект) может удовлетворить потребности населения. Именно эти потребности и должны определять создание какой-либо потребительской стоимости в капитальном строительстве. Все качественные характеристики объекта в результате использования по многим причинам могут не использоваться потребителями (в связи с отсутствием в них надобности т.к. нет спроса).

Существует разница между технико-экономическим понятием «качество продукции» и философским понятием «качество». В первом случае оно включает только свойства продукта, связанные с вероятностью удовлетворения потребностей.

Можно добавить, что качество продукции также зависит от качества элементов, входящих в изделия. Например, продукция включает в себя изделия судостроения, тогда свойствами, которые определяют качество продукции, можно считать свойства отдельно взятых изделий и такие свойства изделий как однородность, взаимозаменяемость и т. п.

В настоящее время существуют стандарты и нормы, регламентирующие качество отечественной строительной продукции. Насколько они соответствуют зарубежным нормативам? Важно заметить, что строительные нормы и правила, а также государственные стандарты давно уже не обновлялись, и непонятно кто руководит данным процессом. Сейчас просто некому изменять данные стандарты. Нужно также иметь в виду, что большая часть строительных организаций (а именно 96%) являются негосударственными.

В стандарте ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» написано: «Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»[1].

В национальном стандарте качества ГОСТ ISO 9000-2011 тпод качеством понимают следующее: «Качество – степень соответствия совокупности характеристик требованиям»[2].

Таким образом, качество – это важнейшая собирательная характеристика предмета, которая определяет его основные потребительские свойства.

Выделяют несколько видов качества строительной продукции. Это потребительское и производственное. Потребительское качество строительной продукции – это уровень сходства конечного строительного продукта (квартиры, какого-либо сооружения) с желаниями потребителей. Потребительское качество строительной продукции основывается в результате планирования. Уровень качества, который закладывается в нормативы, в большей мере влияет на потребительское качество. Производственное качество – это по сути необходимость конечного продукта соответствовать установленным законом нормам. Производственное качество строительной продукции главным образом связано со строительно-монтажными работами, а также с производством стройматериалов и т.д. Несмотря на то, что производственная стадия является ведущей(именно на ней производится конечная продукция), однако уровень качества может определяться и качеством . Качеством проекта- это развитие проектных решений, которые отвечают перспективам развития отраслей хозяйства, использование в проекте наиболее передовых механизмов и материалов.

При изготовлении продукции в строительстве уровень качества зависит от того, насколько точно проект объекта будет перенесен на реальное сооружение. В этот процесс входят следующие стадии:

  1. изготовление строительных материалов, деталей,

  2. перевозка стройматериалов, различных металлоконструкций;

  3. хранение материалов на специальных складах;

  4. строительно-монтажные работы[4].

Можно выделить некоторые факторы, которые оказывают влияние на качество продукции. Это такие факторы как неизменность технологических процессов, необходимость соблюдения точной технологической последовательности при выполнении работ, согласованность действий структурных звеньев предприятия и её субподрядных организаций, бесперебойность производства, своевременная комплектность и высокая степень заводской готовности конструкций. Для повышения качества продукции необходимо совершенствовать технологию производства материалов, продукции на самом производстве, применение машинных технологий, а также улучшение пооперационного и приёмочного контроля.

Существуют несколько стадий строительства, на которых формируется качество продукции: Качество должно формироваться на всех стадиях строительства:

  1. предпроизводственная (проектирование),

  2. производственная (строительно-монтажный процесс)

  3. послепроизводственная (эксплуатация).

В связи с этим качество – это комплексная проблема, которая зависит з от всех участников процесса. Например, под ними могут подразумеваться государственные органы, заказчики, проектные и строительно-монтажные организации, заводы-изготовители, транспортные предприятия и организации, задействованные в использовании строительных объектов.

Качество строительной продукции можно оценить по данным признакам:

  1. функциональный. Под ним понимается степень соответствия основной цели, а именно выпуску необходимого объема высококачественной продукции, обеспечению наилучших бытовых и санитарно-гигиенических условий, благоприятных условий труда, жизни, отдыха и т.д.;

  2. технологический - комбинирование эффективности технологического процесса и уровня производительности труда с себестоимостью и качеством продукции;

  3. конструктивный - стабильность, долговечность, надежность и др.;

  4. эстетический - архитектурная красота внешнего вида зданий, сооружений и интерьеров, необходимость соблюдения точности и аккуратности в проведении строительно-монтажных и других работ, выбор источников освещения, санитарно-технического оборудования [4].

Дефекты в строительстве могут возникнуть из-за низкокачественной разработки проекта или неточности соблюдения проектного решения и технических условий, влияющих на исполнение работ, применения некачественных материалов и конструкций. Минусы в составлении проектных работ обычно возникают, когда наблюдаются : недостаточность инженерных исследований; неточность начальных данных о природных свойствах грунтов, которые используется для закладки фундамента; погрешности в вычислениях; недостаточность увязки общестроительных работ с санитарно-техническими и электротехническими работами. Использование материалов, конструкций и изделий низкого качества вызывает дефекты в ходе работы, а в худшем случае — к деформированию зданий, авариям и другим серьезным последствиям. Среди других факторов, влияющих на снижение качества работ, выделяют поставки на стройплощадки материалов, изделий и их комплектующих, не совпадающих с проектными решениями и техническими условиями, невысокой заводской готовности.

Также главными причинами производственных работ низкого качества являются несоблюдение требований технических условий на производстве, слабый технический контроль над процессом строительства. Еще к критериям, оказывающим воздействие на качество строительной продукции, относят разработку точного проекта производственных работ, высокую квалификацию строителей, уровень спланированности и организации строительства, стимулирующая система оплаты труда и ряд других факторов.

Повышение качества строительной продукции достигается за счет следующего направления - внедрения в строительное производство системы управления качеством продукции. Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую на предприятии и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Благодаря этому получается достичь наибольшей прибыли за счет образования продукции высокого качества, которая будет способна конкурировать с другими производителями как на Российских, так и на мировых рынках за короткий срок и с минимальными издержками.

При повышении качества строительной продукции увеличивается конкурентоспособность строительных предприятий, вследствие чего происходит увеличение спроса на продукцию и повышению прибыли.

Для того, чтобы сформировать качественные характеристики строительной продукции, необходимо установить показатели качества, создающие систему, которая будет пригодна и достаточна для отражения всех многообразных строительных объектов, входящих в корзину заказов строительного предприятия. Исходя из современных исследований в сфере управления качеством строительной продукции, к основным группам показателей качества, потенциально рассматриваемыми нами как объекты анализа, следует отнести:

  1. показатели потребительских свойств строительной продукции;

  2. показатели надежности брака, включающие долговечность, ремонтопригодность, безопасность объекта;

  3. технологические показатели;

  4. эргономические и эстетические показатели;

  5. экономические показатели [3].

На качество строительной продукции влияют следующие причины:

  1. Производственные. Среди них выделяют несоблюдение стандартов, строительных норм и правил, отступление от правил рабочих чертежей, нарушение технологий строительных работ, недочеты в ходе работ.

  2. Технические. К ним относятся: отсутствие технологической документации; дефицит необходимых машин и инструментов; невысокий уровень технической производственной базы рабочих; невозможность быстрой и качественной оценки выполненных работ.

  3. Организационные. В состав этих причин включают: неправильное проектирование строительных объектов, которое может привести к неправильной последовательности строительных работ; текучесть рабочих кадров; отсутствие своевременного обеспечения рабочей документацией; неотрегулированная работа геодезической службы; недостаточность качественного оборудования в строительных лабораториях; низкий уровень ответственности за качество строительных работ со стороны строителей и отсутствие системы контроля со стороны работодателя.

  4. Экономические. В категорию экономических причин входят: незаинтересованность исполнителей и руководителей в повышении качества строительной продукции; слабая заинтересованность поставщиков в повышении качества своей продукции, в особенности, когда эта продукция дефицитна.

Таким образом, формирование качества конечной строительной продукции достигается при разработке и осуществлении комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые должны разрабатываться на основе стабильного выполнения требований нормативной документации, регулирующей соответствующий уровень всех этапов строительства объекта. Обеспечение уровня качества охватывает проектирование и производственную стадию: изготовления строительных конструкций, материалов, изделий, оборудования, строительно-монтажные и специальные работы и эксплуатацию объекта. Также нужно обратить внимание на квалификацию строителей. Для достижения наилучших результатов необходимо внедрить в строительное производство системы управления качеством продукции.

Литература.

  1. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

  2. ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

  3. Кудяков А. И. Качество строительной продукции -как мы его понимаем ? // Строительные материалы. -2008, № 8. С. 91-92.

  4. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В Перспективные направления повышения качества в строительстве // Промышленное и гражданское строительство : инженерно-технический и научно-образовательный журнал М-во стр-ва РФ - 2012, № 12. С. 81-83.

 

Просмотров работы: 17764