Хотелось бы отметить, что, прежде всего, малое предпринимательство является весьма важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Благодаря поддержке малого предпринимательства увеличивается занятость населения и, как следствие, улучшается социальная атмосфера в обществе, а также уменьшаются расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным является развитие малого предпринимательства в условиях роста безработицы за счет сокращения производства. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса является немаловажной по причинам формирования значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в развитии демократических институтов. В этом случае происходит улучшение атмосферы в обществе, что способствует рыночной направленности развития [5].
В настоящее время большое внимание уделяется налогообложению малого агробизнеса. Малый агробизнес является структурообразующим фактором развития АПК, поддерживает конкурентный характер экономических отношений. К сожалению, в России малый агробизнес пока еще не занял должного места в системе экономических отношений, что говорит о том, что он нуждается в дальнейшем изучении. В последнее время усиливается государственное регулирование и содействие развитию малого агробизнеса [9].
Налоги стали всеобщим рычагом государственного регулирования экономики. Хотя, следует отметить, что налоги всегда были одним из главных инструментов осуществления экономической политики РФ. В этой связи вопрос о налогообложении малого агробизнеса приобрел особую актуальность, особенно, особенно в переходной экономике России.
Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и политические проблемы делают необходимым создание условий для функционирования в независимых от государства, а также, крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной части населения страны, не имеющей стартового капитала. Эта задача является не менее значимой, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание упрощенного налогового режима, сопровождающегося снижением затрат по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы решить ряд проблем, имеющихся в настоящее время в российском обществе. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого предпринимательства следует рассматривать как льготу, которой не должны пользоваться крупные предприятия.Проблема формирования эффективной системы налогообложения в сельском хозяйстве до сих пор остается нерешенной, несмотря на усилия, предпринимаемые государством в этом направлении.
Субъекты малого бизнеса при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения (ОСН), либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход). При выборе системы налогообложения, в первую очередь, руководителей интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения [5].
Правительство РФ предпринимает активные усилия по созданию благоприятных условий для развития АПК. Так, ранее права на уплату ЕСХН были лишены организации, открывшие филиалы и обособленные подразделения. В настоящее время данное ограничение отменено, следовательно, наличие филиалов не препятствует переходу на единый сельскохозяйственный налог.
С целью совершенствования системы налогообложения малогоагробизнеса представляется необходимым:
расширить возможность применения ЕСХН, признав сельхозтоваропроизводителями предприятия с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и их первичной переработки в размере не 70%, а 50% в общей выручке;
включить сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень субъектов, имеющих право на получение инвестиционного кредита;
установить пониженную ставку НДС на средства производства для сельского хозяйства, приобретаемые по лизингу;
уменьшить размеры платежей налога на имущество предприятий, занимающихся лизингом в сельском хозяйстве;
оптимизировать налог на доходы физических лиц в сельском хозяйстве путем установления необлагаемого минимума дохода [1].
Постановлением Правительства РФ была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». Данная подпрограмма была нацелена на решение многих задач, в частности, на поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной подпрограммы и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 83,7 млн. рублей. На основании подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Правительство планирует затратить в 2013 году 8,6 млн. рублей, как и в 2014 году [2].
В сфере развития сельского хозяйства Российской Федерации был принят весьма «тяжелый» федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [7].
Основным условием функционирования аграрного предпринимательства является наличие производственных ресурсов, в первую очередь земельных угодий. Эколого-экономический потенциал земельных ресурсов варьирует в зависимости от климатических условий территории и временного периода. Это находит отражение в создании зональных систем ведения сельского хозяйственного производства. Учет и адекватное следование природным условиям аграрного производства следует отнести к необходимым условиям повышения его эффективности [9].
Одно из направлений совершенствования земельных отношений в сфере сельского хозяйства связано с оборотом земельных участков сельхозназначения, находящихся в долевой собственности граждан. Проблема состоит в том, что ранее купить земельную долю имеет право ограниченный круг лиц. Доказать, что участок действительно используется, довольно трудно, в связи с чем возникает проблема - отсутствие у сельскохозяйственных организаций надлежащим образом оформленных прав на земельные доли. На основании этого был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначении», в котором говорится, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Кроме того, участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности [6].
В 2003-2013 годах на реализацию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» из федерального бюджета было выделено 67,5 млрд. рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение субъектами Российской Федерации средств консолидированных бюджетов в объеме 133,7 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в объеме 137,3 млрд. рублей. В результате 1 рубль средств федерального бюджета обеспечил привлечение 4 рублей средств региональных бюджетов и внебюджетных источников [4].
Таким образом, можно отметить, что для развития малого агробизнеса в современной России необходимо сформировать целостную концепцию развития сельских территорий, в том числе и посредством построения и комплексного использования организационно-экономического и правового инструментария поддержки малого бизнеса в агарной сфере.
Список использованной литературы:
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Постановление Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г.
Налоговый кодекс РФ (часть 2) № 117-ФЗ от 05.08.2000г.
Федеральный закон РФ № 264-ФЗ от 22 декабря 2006г. «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 02.07.2013).
Федеральный закон № 435-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».