МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗА РУБЕЖ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАНКОВ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗА РУБЕЖ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАНКОВ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ)

Варзаков И.В. 1, Липин Д.А. 2
1ГБОУ СПО «КАТК
2ГБОУ СПО «Кунгурский автотранспортный колледж»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя будущая специальность–экономика. Обучаясь в колледже, я естественно, не могу не интересоваться вопросами развития народного хозяйства нашей страны, перспективами ее экономического роста. При этом приходится отдавать себе отчет, что проблемы, стоящие на этом пути– огромны. В условиях глобализации, особенно после вступления России в ВТО, далеко не все отечественные предприятия способны успешно выживать и крепнуть. Тем большего внимания требуют отрасли конкурентно-способные. Именно об этом не раз заявлял Президент Российской федерации В.В. Путин, в частности, в статье «О наших экономических задачах»1.

Общеизвестно, что важнейшей частью экономики нашей страны была и остается оборонная промышленность. На протяжении многих десятилетий здесь концентрировалось все лучшее, чем располагало государство – передовые технологии, самые квалифицированные изобретатели, инженеры и рабочие. Созданное талантом и трудом этих людей оружие, предназначенное для защиты государственных интересов, не только не уступало зарубежному, но и очень часто превосходило его. К сожалению, в конце XX–начале XXI веков российская «оборонка» переживала тяжелые времена – об этом тоже много сказано и написано в средствах массовой информации.

Лишь с недавних пор наметились признаки подъема военного производства, и очень хочется, чтобы эта положительная тенденция продолжалась, и наша страна вновь заняла достойное место в соответствующем секторе мирового рынка, тем более, что в обозримом будущим, наверное, было бы наивно рассчитывать. Что столь же весомые позиции мы сможем занять в большинстве других рыночных сегментов, будь это экспорт легковых автомобилей или компьютеров, одежды или продуктов питания.

__________________________________________________________________

1Путин В.В. О наших экономических задачах. «Российская газета». 30 января 2012

Актуальность внешнеэкономической деятельности отечественной оборонной промышленности возрастает и в связи с тем, что после распада Советского Союза произошло резкое сокращение национальных вооружённых сил и, соответственно, внутренних закупок военной техники. Очевидно, что в новых условиях значительно возрастает роль экспорта оружия и военных материалов как стимула развития оборонной промышленности Российской Федерации. При этом речь должна идти не только о продаже новых образцов, но и, в еще большей степени – о модернизации ранее проданных за рубеж.

Давно известно, что усовершенствование проданной другим государствам военной техники, поставка к ней дополнительного оборудования и запасных частей способны приносить стране - экспортеру прибыль не меньшую, а часто даже значительно-большую, чем торговля вновь выпущенной техникой. И особенно это относится к бронетанковой технике, прежде всего собственно к танкам, поскольку общий срок службы последних, в силу особенностей конструкции, намного превышает жизненный цикл самолетов, артиллерийско-стрелкового вооружения, автомобилей, средств - связи и других видов оружия, за исключением, пожалуй, лишь некоторых классов кораблей.

К сожалению, еще с советских времен наши производители не уделяли достаточного внимания модернизации поставленной за границу бронетанковой техники – это известно всем, кто интересуется историей танкостроения. Такое положение, по инерции сохраняется и в нынешней России. В результате работами по совершенствованию танков, произведенных в нашей стране и состоящих на вооружении по всему миру, занимаются иностранные компании, в том числе восточноевропейские и китайские. Соответственно, прибыль, и немалую, получают они, а не российские заводы, что нельзя признать нормальным, по указанным выше причинам. И целью настоящего исследования было привлечение внимания общественности в лице Вольного экономического общества России, с его авторитетом и возможностями, к данной проблеме.

В процессе работы, над темой решались следующие задачи:

  • выяснить, в каких зарубежных странах состоят на вооружении танки отечественного производства, и каков примерный объем рынка для деятельности по модернизации этих танковых парков;

  • проанализировать, возможные варианты совершенствования ранее экспортировавшихся советских и российских танков и приблизительную стоимость данных работ:

  • спрогнозировать результаты реализации экспортно-модернизационной политики для российской оборонной промышленности и для страны в целом.

В ходе реализации перечисленных задач привлекались справочные материалы и литература по проблемам развития и эксплуатации бронетанковой техники, истории и перспективам танкостроения, использовались также интернет - ресурсы. Следует отметить, что объект исследования – поставленная за рубеж отечественная бронетанковая техника и перспективы ее модернизации, в свете развития российской военной экономики – до сих пор не привлекал специального внимания ни экономистов, ни военных, и выбранную тему можно отнести к малоизученным. В качестве методов исследования использовались такие, как анализ, синтез, сравнение, дедуктивный и индуктивный методы.

Глава I

Бронетехника отечественного производства в зарубежных странах: обзор потенциального рынка модернизации

Экспорт отечественной бронетанковой техники имеет давнюю, почти 80-летнюю историю . Первой страной, которой были проданы советские бронированные машины, была Турция–ещё в 1935 г . она получила 60 бронеавтомобилей БА-31и 60 легких танков Т – 262. В 30-е годы поставки легких танков Т-26 и БТ производились также в Испанию (около 350 машин ) , Китай (более 80 ), Афганистан .

Но в несравненно более грандиозных масштабах советская бронетехника пошла за пределы нашей Родины после второй мировой войны. Легендарные «тридцатьчетверки» ( в варианте Т-34-85) не только состояли на вооружении армий четырех континентов, но и активно участвовали там в различных локальных войнах и военных конфликтах. Впечатляет уже сам по себе перечень стран, где эксплуатировались Т-34: Австрия, Албания, Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, ГДР, Египет, Израиль ( трофейные египетские и сирийские танки ), Ирак, Кипр, Китай, КНДР, Конго, Куба, Лаос, Ливан, Ливия, Мали, Мозамбик, Монголия, Польша, Румыния , Йемен , Сирия , Сомали , Судан , Того , Уганда , Финляндия, Чехословакия, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Югославия .

По состоянию на конец ХХ – начало ХХI века «тридцатьчетверки» всё ещё имелись в армиях Кубы (около 400 единиц), Албании (70 единиц), Анголы (50 единиц) и некоторых других государств 4. Разумеется, Т-34-85 серьёзно устарел и вряд - ли может всерьёз рассматриваться в качестве объекта для модернизаций, тем не менее его пример наглядно демонстрирует как географический размах советских танковых поставок, так и продолжительность службы нашей бронетехники – для ветерана Т-34-85,

этот срок не истек и спустя шестьдесят лет после его принятия на вооружение 5.

Самыми массовыми советскими танками стали машины семейства Т-54/Т-55. Абхазия, Азербайджан, Армения, Ангола, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Кения, Россия, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Уганда, Эритрея.

_________________________________________________________________

1Барятинский М. Бронетанковая техника СССР 1939-1945. М.,1998 , С . 27

2Барятинский М. Лёгкий танк Т-26. М.,2003 , С . 62

3Барятинский М. Бронетанковая техника СССР 1939-1945 . С . 27

Соответственно, поставки их за рубеж были весьма широки, поистине нося глобальные масштабы. В настоящее время они состоят на вооружении в Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Кубе, Кувейте, КНДР, Ливии, Македонии, Малайзии, Марокко, Мозамбике, Перу, Польше, Румынии, Сербии, Сирии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Эфиопии, Южной Осетии.

Следует иметь ввиду, что лицензии на производство Т-54 и Т-55 получили в своё время Польша, Чехословакия, Китай, поэтому выше были перечислены лишь страны, где имеются танки данных типов именно советского производства, а не восточноевропейского или китайского . Кроме того, модернизацией машин этого семейства самостоятельно занимались компании в Египте, Израиле, Румынии и Аргентины (последние – применительно к перуанскому танковому парку . )6. Но даже с поправкой на модернизационную активность данных стран простор для аналогичной работы отечественных оборонщиков остается ещё немалый–свыше 1000 машин, которые при соответствующих условиях способны сохранять боевую ценность примерно на 10 лет. Более современным танком является принятый на вооружение в 1961 г. Т-62, отличающийся от Т-54 главным образом более мощной пушкой. Экспортные поставки его начались в 70-х годах, к началу ХХI века «шестьдесят второй» состоял на вооружении в Алжире (400-500 единиц), Анголе, Вьетнаме (120-150 единиц), Египте (до 500 единиц ), Йемен (250 единиц ), на Кубе (400 единиц ), в Монголии, Северной Корее, Сирии (1000 единиц ), Судане, Танзании, Эфиопии, и ряде других стран–в общей сложности свыше 2,5тысяч7.

Ещё больший интерес для модернизации представляет танк второго послевоенного поколения – Т-72, принятый на вооружение в 1973 г. В 80-х годах лицензия на производство этой машины, хорошо зарекомендовавшей себя в целом ряде локальных войн, была передана Польше, Румынии,

Чехословакии, Югославии и Индии 8.

________________________________________________________

4Барятинский М. Средний танк Т-34-85. М., 1999 , С. 22-23.

5Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.) СПБ., 1996, С. 251.

6Шумилин С.Э. Т-54/55.Советский основной танк. Ч. 2. Киров, 1998. С.17-34.

7Барятинский М. Средний танк Т-62. М., 2004, С.32.

8Суворов С. Танк Т-72: вчера, сегодня, завтра. М., 2001 , С.23.

Достаточно близким «родственником» советского танка является и китайский танк Тип 90-II, получивший от Т-72 вооружение, автомат заряжания, да и общую концепцию машины 9.Если не учитывать «семьдесятдвойки», выпущенные в вышеназванных странах, машины данного типа состоят на вооружениях, причем в большинстве случаев в качестве основного, а то и единственного образца, в Алжире (свыше 400), Анголе, Бирме, Вьетнаме, Иране(567), Йемене(100), Кении(110), Кубе, Кувейте(150), Ливии(150), Марокко(100), Сирии(1700), Уганде(31), Финляндии (160), Эфиопии(50).

К моменту распада Советского Союза большое число Т-72 находилось на территории Белоруссии (1600), Украины(более 1000), Армении (400), Азербайджана ( 300), Грузии (около 250 ), и в дальнейшем поступило на вооружение национальных армий, хотя часть была вывезена в Россию 10. 650 таких машин имеет Казахстан, 200-Киргизия, 530-Туркмения, 70-Узбекистан.

При оценке потенциального рынка модернизации танков Т-72 следует учитывать, что, с одной стороны, для совершенствования танкового парка ряда стран ближнего зарубежья, таких, как Украина и, тем более, Грузия,

вряд ли будут привлечены российские компании. С другой стороны, участие наших специалистов весьма вероятно применительно к огромному (около 2000 Т-72) индийскому танковому арсеналу, даже несмотря на то, что большая его часть произведена на индийских предприятиях. Всего же в мире число танков Т-72, которые могут быть отнесены к рассматриваемой категории, составляет приблизительно 6 тысяч машин, срок службы которых вполне может простираться до 40-х годов нынешнего столетия.

Таким образом, в настоящее время и в ближайшие десятилетия в зарубежных странах будут нуждаться в модернизационных мероприятиях свыше 10 тысяч танков Т-54 , Т-55, Т-62 и Т-72 различных модификаций. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет именно о тех странах, для военно-технического сотрудничества с которыми нет сколько - ни - будь серьезных политических или экономических препятствий. В большинстве своём это государства Азии и Африки, традиционно тесно взаимодействовавшие с Советским Союзом, и заинтересованные в сотрудничестве с правопреёмницей СССР – Российской Федерацией, даже несмотря на снижение активности в этой области в конце ХХ – начале ХХI вв.

__________________________________________________________________

9Средние и основные танки зарубежных стран . 1945-2000.Ч.1.М.,2000.С.31

10Барятинский М. Советская бронетанковая техника . 1945-1995 (часть 1)М.,2000, С.16.

Глава II

Возможные варианты модернизации советских и российских танков

При оценке срока службы бронетанковой техники и возможностей её совершенствования малосведущие люди обычно обращают внимание прежде всего на год выпуска танка или год принятия его на вооружение. При этом упускается из виду очень важное обстоятельство. Бронированные машины, и танки в особенности, лучше другого вооружения приспособлены к многократному ремонту. Прочный бронированный корпус обеспечивает танку, образно говоря, не одну, а много жизней на протяжении весьма длительного времени. Так, упоминавшийся ранее Т-34-85 в послевоенные годы в среднем подвергался 4-5 капитальным ремонтам. При этом «тридцатьчетверка» сохраняла высокие боевые качества, и её описание вызывалось моральным старением, а не снижением первоначальных качеств1.Сказанное тем более применимо к танкам послевоенной разработки, в конструкцию которых изначально закладывались гораздо более длительные сроки эксплуатации и резервы для модернизации, в отличие от Т-34, не имевшего в данном плане большого потенциала, и в модернизации Т-34-85, по существу достигшего предела своего совершенства.

Необходимо пояснить также, что капитальный ремонт техники подразумевает демонтаж практически всей внутренней начинки–двигателя, трансмиссии, электрооборудования, вооружения и т.д., и замену её на новые узлы и агрегаты. То же относится и к ходовой части. Корпус и башня танка, как уже говорилось, позволяют осуществлять такой ремонт столько раз, сколько потребуется, совершенно безболезненно для себя .

Соответственно, при капитальном и других видах ремонта появляется возможность заменять различные детали не просто на аналогичные, но и на более совершенные, значительно повышающие боевую ценность танка.

Основными направлениями совершенствования танков следует полагать следующие. Прежде всего, это повышение уровня защищённости.

_______________________________________________________________

1Танки и танковые войска. Под редакцией А.Х. Бабаджаняна. М.,С.177

На протяжении всей истории развития бронетанковой техники происходило непрерывное противоборство между бронёй и средствами её поражения. Последние непрерывно совершенствовались, что выражалось сначала в появлении подкалиберных снарядов, затем кумулятивных, управляемых противотанковых ракет, боеприпасов, действующих по принципу ударного ядра, разнообразных мин. В результате сегодня в бою танк подстерегает большое количество опасностей, от простых, но эффективных противотанковых гранатомётов до сложнейших самонаводящихся ракет, способных поражать бронеобъекты в наиболее уязвимые проекции, в том числе крышу.

Вместе с тем развивалась и развивается защита бронетанковой техники. В последние полвека задача повышения неуязвимости танков решается уже не только и не столько наращиванием толщины брони-современные подкалиберные и кумулятивные боеприпасы могут пробивать теперь стальную броню и метровой, и полутораметровой толщины. Гораздо более эффективными и, соответственно, перспективными направлениями повышения защиты танков является использование комбинированной брони, где слои стали, комбинируются в различных сочетаниях например с керамическими элементами, наполнителями из песчаных стержней, пенополиуретана, и даже из обеднённого урана, что позволяет усилить защиту в разы по сравнению с гомогенной стальной бронёй аналогичной толщины.

Для противодействия кумулятивным боеприпасам, в том числе гранатам РПГ, ПТУР эффективным средством является установка так называемой динамической брони, которая представляет собой металлические коробочки с размещенными в каждой стальной пластичной и зарядом взрывчатого вещества. При попадании в такую коробочку кумулятивной струи взрывчатое вещество детонирует, и металлическая пластина выбрасывается навстречу кумулятивной струе, резко ослабляя её пробивную способность. Элементы динамической защиты устанавливаются на танк в количестве, достигающем 200-300 штук и защищают как лобовую часть, так и борта и крышу.

Важным направлением повышения живучести бронетанковой техники является совершенствование противопожарного оборудования. Более быстродействующие системы пожаротушения с использованием современных огнегасящих составов позволяют избежать возгорания и взрыва танка. В результате резко увеличиваются шансы как на выживание экипажа, так и на последующее восстановление поврежденной машины.

Перечисленные мероприятия относится к пассивной защите, общий смысл которой –свести к минимуму последствия попадания в боевую машину вражеских снарядов, ракет и гранат, а также последствия подрыва на минах. Ещё более перспективный путь модернизации – установка на бронетехнику средств активной защиты, позволяющей предотвратить сами попадания. Так, отечественный комплекс «штора» практически мгновенно реагирует на подсветку танка лазерным лучом, используемым в системах наведения противотанкового оружия, и автоматически отстреливает в угрожаемом направлении аэрозольно-дымовые гранаты, делая танк невидимым для противника. Другие системы, например «Арена», с помощью установленных на танке радиолокаторов обнаруживают подлетающие к машине боеприпасы и поражают последние на безопасном расстоянии.

Повышение огневой мощи ранее выпущенных танков достигается главным образом путем установки более совершенных систем управления огнём, включающих лазерные дальномеры, тепловизоры (позволяющие обнаруживать и поражать цели в условиях отсутствия визуальной видимости,) электронно-вычислительные устройства и другие элементы. В совокупности это гарантирует поражение различных объектов на большом расстоянии как с места, так и в движении, практически с первого выстрела. Эти возможности ещё более возрастают в случае использования управляемых ракет, запускаемых через столь существующих отечественных танковых пушек.

Модернизация танков, особенно в плане защищённости, оборачивается увеличением веса бронетехники, и для сохранения необходимого уровня подвижности требуется установка более мощных двигателей, а так же совершенствование трансмиссии и элементов ходовой части. Наконец, весьма не лишним является совершенствование эргономических характеристик танков советской разработки, отличавшихся гораздо худшими, по сравнению с западной военной техникой, условиями для работы экипажей. Указанная проблема решается путем установки на бронеобъекты более эффективных систем вентиляции ( для эксплуатации в жарком климате – и кондиционеров,) сервоприводов управления, улучшенных приборов наблюдения и тому подобных устройств, в конечном счёте повышающих работоспособность танкистов и, следовательно, эффективность использования боевой техники. Все перечисленные мероприятия обеспечивают танкам старых модификаций способность успешно соперничать с современными танками американского производства и не только например модернизированный Т-90АМ будет превосходить «Леопард-2А6» и М1А2 SEP по огневой мощи.

Успешно соперничать с машинами более поздних лет выпуска и даже более поздних поколений. Например, ещё в 80-е годы советские танки Т-55 получили новые комплексы управления огнем («волна»), системы управляемого вооружения («Бастион») с ракетами, запускаемыми непосредственно из пушки, дополнительное комбинированное бронирование корпуса и башни, новое радиооборудование, двигатель повышенной мощности, усовершенствованную ходовую часть. В результате, ценой умеренных затрат, модернизированный танк Т-55М достиг уровня боевой эффективности танков Т-721.

Следующие модификации – Т-55АД, МБ, АМБ – оснащались системой активной защиты («Дрозд»), позволявшей обнаруживать и уничтожать противотанковые снаряды на подлете к тану, а также комплектом динамической защиты2.

Аналогичные мероприятия были проведены и в отношении танков Т-62, в результате чего появились модификации Т-62М, Д, МБ3.

Ещё более широкий простор для усовершенствований давал танк Т-72 . Достаточно сказать , что эти усовершенствования в конечном счете достигли такого уровня, что сделали возможным позиционировать машину в качестве новой модели Т-90(хотя возможно, отчасти это было продиктовано политическими и рекламными соображениями .) За счет усовершенствования системы вооружения, особенно приборов прицеливания, введения встроенной динамической защиты, улучшения многих других узлов и агрегатов, Т-90, по мнению экспертов, превосходит своего предшественника Т-72- почти вдвое, хотя это не повлекло такого же роста в цене. На мировых рынках Т-72 последних модификаций стоит порядка 2 млн. долларов4, Т-90-около 2,5млн.долларов.

Что касается стоимости модернизации ранее выпущенных танков, то этот показатель сильно варьируется в зависимости, прежде всего, от глубины улучшений. Обычный капитальный ремонт в сочетании с установкой комплекта динамической защиты оценивается обычно в пределах 250-300тыс. долларов, если же речь идёт о серьезном повышении не только защищенности, но и огневой мощи танка, при сохранении высокой подвижности, цена повышается, как минимум , до 1млн. долларов.

_______________________________________________________________

1Шумилин С.Э. Указ.соч.С.10-12.

2Шумилин С.Э. Указ.соч.С.14-15.

3Карпенко А.В. Указ.соч.С.319-321.

4Суворов С. Указ.соч.С.19.

То есть модернизация стоит немалых денег, но эти расходы оправдывают себя-ведь закупки новых машин обойдутся дороже. Не безынтересно отметить, что зарубежные фирмы, предлагая свои варианты улучшения старой советской техники, порой совершенно пренебрегают таким важнейшим критерием, как соотношение стоимости и эффективности. Например, Американский проект модернизации китайского танка Т-59 должен был обойтись покупателям в 2,8 млн. долларов дороже, чем на порядок более совершенный российский Т-90 (при том, что главные изменения, предлагавшиеся американцами, заключались в установке нового двигателя, трансмиссии и ходовой части.) Неудивительно, что покупателей на такой вариант не нашлось. Таким образом, у отечественных танкостроителей есть все шансы для успешного противостояния конкурентам, прежде всего именно по ключевому показателю «стоимость-эффективность».

Заключение

Согласно проведенному исследовании, анализ источников и литературы позволили сделать следующие выводы. Модернизация отечественных танков, состоящих на вооружении зарубежных государств, способна принести ощутимую пользу российской оборонной промышленности и экономике нашей страны в целом. С учётом того, что потенциальный парк нуждающихся в модернизационных мероприятиях танков отечественного производства насчитывает, по скромным оценкам, порядка 10 тысяч единиц, а стоимость модернизации одной машины в среднем составляет около 1 млн. долларов, общий объем указанных мероприятий в денежном эквиваленте будет исчисляться цифрой в 10 млрд. долларов. Но одним этим показателем выгода для России отнюдь не исчерпывается.

Загрузка заказами отечественных предприятий, таких, как Уралвагонзавод, Омский завод транспортного машиностроения, значительного количества предприятий по производству двигателей, элементов вооружения, электронного оборудования–будет способствовать развитию этих предприятий, в том числе в плане совершенствования их оснащения, и, что ещё более важно-сохранению высококвалифицированных кадров инженеров и рабочих. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые по соглашениям с зарубежными партнерами, позволят аккумулировать опыт для совершенствования и танкового парка Российской армии, в чём в последнее время обозначился определенный застой, связанный с отсутствием качественного скачка в деле создания перспективного основного боевого танка.

Этим необходимым сдвигам будет способствовать и более активная конкуренция с зарубежными фирмами, также претендующим на участие в модернизации бронетехники советских образцов. Следует учитывать, что соперничество в этой области предстоит достаточно острое.

Украинские, словацкие, польские, китайские и другие компании имеют значительное количество неплохих разработок, направленных на улучшение боевых и эксплуатационных характеристик Т-55, Т-62, Т-72 и других боевых машин. Возможно, для России имело бы смысл налаживание сотрудничества с этими компаниями, особенно восточноевропейскими, по таким направлениям, как совершенствование систем управления огнём, противопожарного оборудования бронеобъектов, их эргономики. С другой стороны, очевидно превосходство отечественной индустрии в разработке вооружения, особенно управляемого, комплексов пассивной и активной защиты, элементов ходовой части танков. То есть кооперация видится здесь вполне уместной.

Также более чем полезным представляется создание региональных центров модернизации бронетанковой техники. При этом желательно ориентироваться на организацию их в странах относительно стабильных в политическом отношении, имеющих определенную промышленную базу и некоторый кадровый потенциал. С этой точки зрения, например, в Азии модернизационный центр может быть дислоцирован в Индии (а также в Китае.). В Северной Африке, с определёнными оговорками, подходящей страной может стать Алжир, в Латинской Америке-Куба или Венесуэла.

Создание модернизационных центров, несомненно, будет усиливать как экономические, так и политические позиции России в соответствующих регионах мира.

Отрадно отметить, что в то время, как уже завершалась работа над данным исследованием, в средствах массовой информации стали появляться сведения о возросшей заинтересованности нашего руководства в более активной внешней военно-технической политике, усилении сотрудничества с зарубежными странами в области модернизации боевой техники. Так,12 ноября в беседе с главой Военно-промышленного комитета Рогозиным Дмитрием Олеговичем. Президент В.В.Путин потребовал отвоевать ранее утраченные позиции в этой сфере. Глава государства заявил о том, что в руководстве военной промышленностью нужны новые люди, с более широким кругозором, элементами футуризма и даже авантюризма, подчеркнув, что «на рынке соревнуются не танки, а корпорации.».

Очевидно, это была не просто декларация: буквально на днях прозвучала информация о подготовке соглашений с рядом зарубежных стран не только о поставках новой российской техники, но именно о модернизации того, что было поставлено ещё в советское время. Особенно порадовала весть о планах создания модернизационного центра в Танзании. Радость от услышанного сообщения, разумеется, была вызвана не только тем, что явились откликом на проведенное исследование, но, разумеется, в решающей степени новыми надеждами на дальнейший экономический рост и процветания нашей великой Родины.

Список используемой литературы

Путин В.В. О наших экономических задачах. «Российская газета» . 30 января 2012

Барятинский М. Бронетанковая техника СССР 1939-1945. М.,1998 , С . 27

Барятинский М. Лёгкий танк Т-26. М.,2003 , С . 62

Барятинский М. Бронетанковая техника СССР 1939-1945 . С . 27

Барятинский М. Средний танк Т-34-85. М., 1999 , С. 22-23.

Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.) СПБ., 1996, С. 251.

Шумилин С.Э. Т-54/55.Советский основной танк. Ч. 2. Киров, 1998. С.17-34.

Танки и танковые войска. Под редакцией А.Х. Бабаджаняна. М.,С.177

Барятинский М. Средний танк Т-62. М., 2004, С.32.

Суворов С. Танк Т-72: вчера, сегодня, завтра. М., 2001 , С.23.

Средние и основные танки зарубежных стран . 1945-2000.Ч.1.М.,2000.С.31

Барятинский М. Советская бронетанковая техника . 1945-1995 (часть 1)М.,2000, С.16

Шумилин С.Э. Указ.соч.С.10-12.

Шумилин С.Э. Указ.соч.С.14-15.

Карпенко А.В. Указ.соч.С.319-321.

Суворов С. Указ.соч.С.19.

Просмотров работы: 5864