СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОДЕ

Тюхтенёва З.И. 1, Кротова М.В. 1
1КубГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «экология культуры» ввел Д.С. Лихачев, один из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. Он писал, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим»1.

В ранее опубликованных сообщениях мы дали представление о новом течении в дизайне одежды − экологической моде [1.2,3]. Экологическая модафилософский подход к созданию модной одежды и аксессуаров, подразумевающий использование экологичных способов производства (т.е. таких, которые теоретически могут использоваться бесконечно, не нанося ущерба окружающей среде) и экологических материалов, таких как органические волокна, эковолокна и переработанная пряжа, а также уделяющий внимание таким вопросам, как энергоемкость производства, права рабочих, использование био-разлагаемой упаковки и образование углеродных следов в результате транспортировки (другие названия – «экомода», «зеленая мода», этическая мода, биомода, биостиль) [4]. Экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром. Поэтому в экологическом направлении дизайна частью мировой стратегии стали экологическая культура, образование и воспитание экологического мышления как основы для формирования у людей потребности в бережном отношении к природе и разумном использовании ее богатств. Оно ориентировано на активное влияние дизайна на охрану и восстановление природной среды: максимальную экономию ресурсов и материалов, достижение оптимального соотношения затрат при производстве изделия и его долговечности, разработку новых материалов и технологий, не наносящих вред окружающей среде. В связи с этим можно выделить следующие направления современного экологически ориентированного дизайна: экологизация потребления, поиск новых экологичных материалов и технологий, экологизация сознания, решение проблем, связанных с экологией человека и экологией культуры [5]. Так, одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление жителями индустриально развитых стран материальных благ, когда критерием жизненного успеха выступает показатель объема личного потребления; на этой основе – «успеха состоявшейся жизни» - и сформировалась идеология «общества потребления». Основным требованием рынка к товару вместо качества и долговечности стало удобство в употреблении и модность, распространились вещи одноразового использования. Экологизация потребления означает разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления, возврат к вещам длительного пользования. Задачи дизайна качественно изменились – теперь важно не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. В области дизайна одежды эта тенденция приняла вид контрмоды, когда модные образцы лишаются основной закономерности моды – изменчивости и превращаются в образцы классических стилей. Классика в одежде – это «вечные» вещи, срок использования которых связан скорее с физическим, чем моральным износом. Некоторые фирмы сознательно ориентируются на выпуск своих старых знаменитых моделей, стремясь приобрести имидж фирм, производящих классические изделия высочайшего качества.

Формирование экологически верного стиля потребления предполагает также ориентацию на потребление экологически безопасных материалов, изготовленных с применением безвредных и безотходных технологий. Экологически верное поведение потребителей предполагает несколько направлений [6, 7]: ограничение потребления (старая и новая одежда: сколько вещей надо человеку для удобства, комфорта?); изменение спроса в пользу экологически безвредных продуктов; приобретение экологически эффективных товаров; рециркуляция, т.е. утилизация в целях повторного использования отходов, выделение и устранение ядовитых отходов; программы по уменьшению упаковки продуктов – ликвидация лишних слоев обертки, повторное использование необходимых элементов упаковки и т.п.

Экологизация производства решает проблемы, связанные с технологическим процессом; экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий, экологическим антропогенным «круговоротом» материалов и элементов [6, 7]. В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом: 1) идет активное игнорирование синтетических полимерных материалов, которые практически не ассимилируются в окружающей среде; их производство загрязняет окружающую среду; они вредны для здоровья (например, накапливают статическое электричество, газо- и водонепроницаемы, являются своеобразным термостатом, в котором «задыхается» тело); с конца 1970-х гг. синтетика стала ассоциироваться с бедностью и плохим вкусом; 2) не оставляя исследований в области синтетических волокон, текстильщики продолжают активные поиски природных полимеров. Не случайно наука обратила свой взор на сельскохозяйственные культуры, органические отходы и отрасли животноводства, ранее не представляющие интереса для мира модных тканей. Теперь же одними из основных источников волокон стали соя и кукуруза. Еще одно преимущество новых материалов − способность к биоразложению. Кроме того, они, в отличие от большинства синтетических волокон, не привязаны к цене на нефть и изготавливаются из возобновляемых источников – отходов сельского хозяйства. Поскольку населения на планете все больше, а природные ресурсы ограничены, подобные разработки имеют огромное значение.

Синтетику предложено заменить естественными традиционными материалами: в основном экологичную одежду изготавливают из шелка, хлопка, льна, шерсти, конопли, крапивы, бамбука, пеньки, волокна бобов сои и кукурузы. Такие ткани обладают оптимальными для организма человека эксплуатационными качествами: гипоаллергенностью, влаго- и воздухо-проницаемостью, хорошими теплоизоляционными свойствами, способны к биодеградации (саморазложению) и другими свойствами, обеспечивающими высокую комфортность, т.е. отвечают требованиям экологической безопасности [8]. Совершенно очевидно, что такие материалы и изделия из них не могут стоить дешево. Стал цениться эффект измятости одежды, как доказательство подлинной натуральности льняной или хлопковой ткани. Допустимы также смешанные волокна, в которые вводятся небольшие добавки синтетических волокон для придания особых свойств (например, шерсть или хлопок с лайкрой или лавсаном). В последние годы высокотехнологичные синтетические материалы вышли на более высокий уровень, достигая свойств натуральных тканей или превосходя их по отдельным позициям. О перспективах их применения в дизайне хорошо сказал знаменитый Ж.-П. Готье: «Возможности пластика ограничены лишь дизайнерской фантазией».

Еще один путь решения этой проблемы – использование замкнутых циклов, предусматривающих безотходные технологии и повторное исполь-зование ресурсов, Дизайн одежды предлагает множество вариантов ее решения: от применения переработанных отходов (например, трикотаж из переработанной шерсти) до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды (морально устаревшей). Об этом свидетельствует успех бизнеса «секонд хэнд», винтаж и увлечение стилями в духе «ретро».

Экологическая пропаганда. Разрешить экологический кризис можно, только изменив отношение человека к окружающей его среде. Необходимым условием решения экологической проблемы является формирование экологической культуры на всех уровнях – от тех, кто принимает решения на государственном уровне, до рядового потребителя. Экологизация сознания означает экологизацию потребностей, мотивов поведения и самого поведения современного человека. Основой формирования экологического сознания является экологическая информация. Для приобщения потребителей к новой экологической эстетике используется реклама и «экологическая пропаганда» − одежда с экологическими лозунгами [9].

Авторам статьи показалось интересным провести сравнительный анализ отношения к моде как при положительном, так и при отрицательном отношении к ней (исторические ассоциации с серединой ХХ века и современностью); исследовать элемент культуры − моду с точки зрения различных взглядов на одежду; выявить степень приверженности к экологическому стилю моды у современной молодежи; установить степень распространения модных экологических стандартов в городском социуме.

Основной метод исследования в нашей работе − опрос, как наиболее распространенный социологический метод систематизированного получения информации, основанный на задании респондентам в письменной форме вопросов [10]. Метод социального исследования реализован в основной разновидности опроса – анкетировании. Опрос осуществлялся в виде анкетирования студентов старших курсов (возраст респондентов – 21-23 года) Кубанского государственного технологического университета и Интернет-опроса. Интернет – опрос проводился в web-режиме и включал открытые вопросы, которые позволяют респонденту выразить свое мнение в привычной для него форме и являются основным инструментом для неструктурированных и глубинных интервью. В опросе принимали участие 130 респондентов. После обработки анкет были получены следующие результаты.

Авторы провели анализ ответов студентов на вопросы, характеризующие моду, сравнив их с результатами схожего анкетирования в 70-х годах ХХ века [11]. Ответы респондентов объединили в четыре группы при наличии положительного отношения к моде.

1-я группа

Мода предполагает и выражает: 1970 г. 2010 г.

1. Современность 17 77 %

2. Новизну 8 37 %

3. Изменчивость 4 25 %

Эти характеристики отмечает в общей сложности значительная часть молодых людей, тем самым выражая свое отношение к моде как естествен-ному и закономерному общественному явлению, которое оказывает на человека определенное влияние, хочет того человек или нет. По сравнению с результатами прежнего анкетирования мы можем констатировать: современная студенческая молодежь считает что моду ярким социальным явлением, отражающим состояние современного общества, научно-технический прогресс, социально-экономические преобразования в стране и мире. Здесь налицо проявление современного развития моды – ее демократизация, своеобразное «освобождение от ига моды», которое проявляется в отсутствии единого и обязательного для всех образца, стирании границ между одеждой разного назначения.

2-я группа

Мода предполагает и выражает: 1970 г. 2010 г.

1. Индивидуальность, оригинальность 15 52 %

2. Общепризнанность 8 23 %

3. Подражание 3 24 %

4. Творчество 1 34 %

Эта группа характеристик представляет большой интерес. С одной стороны, односторонний конформизм в соединении с внутренней неустой-чивостью ценностных ориентаций личности может быть проводником внешнего влияния, в том числе западных молодежных субкультур. Поэтому молодежь с неустойчивым и невоспитанным вкусом ориентируется на то, что внешне наиболее броско, ярко, что создает видимость престижа. Поскольку одной из главных черт моды считают общепризнанность, то мода предполагает некоторую общность стандартов и эталонов.

Однако в ответах многих молодых людей наряду с этим заметно стремление ввести критерий индивидуально-оригинального. («Мода – это то, что позволяет выделиться каждому»). Сочетание общепризнанного с индивидуальным достигается неповторимым своеобразием каждого и индивидуальным умением еще больше подчеркнуть модное. Когда общепринятые стандарты переосмысливаются в соответствии с индивидуальностью, вкусами, чертами характера м приобретают личностный характер, когда налицо сотворчество, тогда мода развивает в личности творческое начало. Тем самым реализуется такая тенденция моды, как индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека. В данном случае стремление следовать моде выражает и заботу личности о своем престиже.

3-я группа

Определение моды при положительным отношении к ней включает такие характеристики, как:

1970 г. 2010 г.

1. Красота 21 48 %

2. Элегантность 2 33 %

Эта группа характеристик показывает, какое эмоциональное эстетическое воздействие на молодого человека оказывает мода. 81 % молодых людей, относящихся к моде положительно, считают, что мода и красота нераздельны. Модное, по их мнению, не может быть некрасивым, неэлегантным – иначе это уже не мода, а ее профанация. На наш взгляд, гуманитарная роль дизайна одежды должна быть усилена, поскольку он способен определять структуру потребностей человека, пропагандируя утверждению экологических ценностей в обществе. Сумели же мы разглядеть красоту и элегантность в измятом льняном платье или костюме!

4-я группа

Мода предполагает: 1970 г. 2010 г.

1. Удобство, добротность, практичность 5 30 %

2. Скромность, простоту, аккуратность 3 8 %

3. Соответствие климатическим условиям 1 15 %

Современная здравомыслящая студенческая молодежь при общем положительном отношении к моде выделяет утилитарные характеристики моды, которые как бы отделяются и даже противопоставляются характеристикам, представленным в первых трех группах, а нередко и моде в целом. Однако интересен и тот факт, что молодые люди зачастую выбирают модную одежду, не соответствующую климатическим условиям проживания в своем регионе.

Наконец, некоторая часть респондентов отрицательно относится к моде, причем это не мешает им следить за модой.

5-я группа

Мода – это: 1970 г. 2010 г.

1. Щегольство 2 21 %

2. Выдумка бездельников 3 15 %

3. Стремление выделиться из окружающих 4 58 %

Анализ мотивов подобного отношения к моде – дело очень сложное. Здесь необходимы специальные социологические и социально-психологи-ческие исследования. На этот счет можно высказать только ряд предположений. В одних случаях причиной может быть протест против подражания общепринятым стандартам. Это может быть и протестом против проявления потребительской психологии тех, кто рабски следует моде. Может идти речь и о проявлении протеста со стороны человека, который не может угнаться за модой из-за недостатка средств. Отрицательное отношение к моде (к красивому, новому, современному) может быть и симптомом эмоциональной, эстетической глухоты, консерватизма во вкусах.

Особенно любопытным нам показалось восприятие экологического направления в моде современным потребителем. В опросе принимали участие 130 респондентов. Для изучения отношения к экологической моде опрос был проведен с помощью анкеты на бумажном носителе и в Интернет-режиме.

Мы уже упоминали, что основой формирования экологического сознания является экологическая информация. Как показывает анализ ответов респондентов, есть значительные пробелы в потоке материалов экологического и превдоэкологического содержания, которые поступают через СМИ. Современное материальное производство, технический прогресс постепенно создали тот тип общества, в котором мы живем, а технологические структуры реально изменили образ и качество жизни людей. Поскольку экологизированные науки еще не создали экологизированное общество, возникло противоречие между сознанием и практической деятельностью человечества. Тем самым, не обладая достаточным объемом знаний о современной «материальной базе» экологического модного направления в дизайне, потребители не могут осознанно сделать правильный выбор для своей «второй кожи». Молодежная аудитория плохо информирована о современных экологически чистых тканях для дизайна одежды. Так, хотя подавляющая часть респондентов предпочитает натуральные ткани для изготовления одежды, и это правильно, стоило бы помнить также, что к «экологическим» материалам относят сейчас и искусственные (получаемые из целлюлозы), и эковолокно, которое производят из кукурузы, бамбука, рами и сои, а также «смешанные волокна». Они способны к биоразложению и переработке естественными силами природы.

Судя по ответам на вопрос, который затрагивает некоторые стороны экологичного отношения к потреблению (не слишком ли расточительно современное общество?), т.е. касающийся некоторых аспектов разумного сокращения потребления, возврату к вещам длительного пользования, распространению норм экологически правильного потребления и прочее, то очевидно, что молодые люди не слишком озабочены этим, и подход к экологическому стилю для многих – модное увлечение, но не осознанное действие. О возможности уменьшить «нагрузку» на природу своей персоной за счет хотя бы отдельных «экологизированных» элементов одежды и быта, а также личного продуманного поведения большинство респондентов либо не задумывалось, либо свело ее лишь к экономической выгоде при совершении покупки, но отнюдь не задаваясь принципиальной целью - сократить потребление природных ресурсов, уменьшить расходы планеты для себя, любимого. Более того, большинство респондентов несколько свысока и пренебрежительно относится к возможности дать «вторую жизнь» вещам, бывшим в употреблении, рассматривая такой вариант экономии как признак бедности и старомодности. Сознательного подхода человека с экологическим сознанием к проблеме у анкетируемой аудитории авторами работы не отмечено; наоборот, налицо типичное поведению членов общества потребления. Однако именно ориентация на потребительство привела к истощению и деградации природной среды в современный период развития биосферы.

В целом опрошенная молодежная аудитория верно оценивает влияние различных обстоятельств на различия в одежде у людей разных стран, принимая во внимание широкий спектр объективных факторов окружающего мира, социальных, этнических и прочих мотивов, таких как климатические условия (92%), национальные особенности (78%), повседневные потребности (66 %), религиозные верования (59%). Очевидно, что и стилевые особенности экологического направления моды у представителей разных регионов будут своеобразными, что кажется весьма привлекательным.

Таким образом, экологическая культура является тем нормативом жизни в современном обществе, который препятствует беспредельному росту человеческого эгоизма и тяги к комфорту, которые обходятся планете слишком дорого. Воспитание экологически образованного человека с такой нравствен-но-гуманистической установкой, как изменение структуры потребления для удовлетворения своих потребностей, осознания «эффекта бумеранга» в своих взаимоотношениях с окружающей средой кажется весьма актуальной нормой поведения современного человека..

Авторами работы показано, что интерес к моде не угасает, особенно в студенческой среде. Мода отражает индивидуальность личности. Большинство опрошенных может быть отнесено «золотой середине», одежда которых индивидуальна, выигрышна, но из модной одежды они не делают культа.

Сравнительный анализ отношения молодежи к моде в 70-е годы ХХ века и в нынешнее время показал, что сейчас наблюдается демократизация моды, для нее характерно отсутствие единого и обязательного образца. Молодежь отдает преимущество оригинальному стилю, умеет переосмыслить общепринятые стандарты в соответствии с индивидуальностью.

Молодежная аудитория не достаточно информирована об экологи-ческом направлении модного дизайна, хотя и знакома с ним. Отсутствие дос-тупной широкой информации по этой теме не дает возможности большей части социума переосмыслить свой образ жизни, повседневное поведение, овладеть установками экологической культуры на уровне рефлексов и начать наконец жить интересами всей планеты.

сок литературыСписок литературы

  1. Леусенко К.И., Тюхтенева З.И. Экологическая культура в аспекте экологической моды // Студенческая электронная конференция РАН

htth://www.rae.ru/forum 2010/12/107.

  1. Леусенко К.И., Тюхтенева З.И. Экологическая мода / Тезисы докладов ХХХVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (декабрь 2009 – март 2010 года). Ч. 3. – Краснодар, 2010.- С. 37.

  2. Экологическая мода глазами современной молодежи / З.И.Тюхтенева, М.Г. Музыка, К.И. Леусенко //«Современное состояние и приоритеты развития фундаментальных наук в регионах»: Труды VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов, 1-5 октября, 2011, Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - С. 33-35.

  3. Ньюман, А. Мода от А до Я. Иллюстрированный словарь / Алекс Ньюман и Заки Шариф: пер. с англ. Степановой В.В. – М.:АСТ: Астрель, 2010. – 256 с.: ил.

  4. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.

  5. Экология: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учебн. заведений / З.И. Тюхтенева, Л.Н. Сороцкая, Л.А. Солоненко и др. Под ред. З.И. Тюхтеневой. – Краснодар: Издательство КубГТУ,2009. – 127 с.: ил.

  6. Бганба В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие / В.Р. Бганба. – М.: Высш. шк., 2004. – 309 с.: ил.

  7. http://kraevushka.livejournal.com/101192.html

  8. Амосова Э. Материалы будущего //Ателье. 2010. № 11. С. 18-19.

  9. Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» - М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. – 272 с.

  10. Мода: за и против. [Сборник статей]. Общ. И сост. В.И. Толстых. – М: Искусство, 1973. – 288 с.

1 Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: Статьи и очерки. – Л., 1985. – С. 50

 

Просмотров работы: 2744