ЛАНДШАФТНО-ВИЗУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО УЛИЦЕ ГРЕЧЕСКОЙ В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЛАНДШАФТНО-ВИЗУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО УЛИЦЕ ГРЕЧЕСКОЙ В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ.

Дуров А.Н. 1, Аладьина Г.В. 1
1Таганрогский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Донской строительный колледж»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа выполнена в целях развития научно-методической базы градостроительной деятельности по вопросам охраны культурного наследия, реабилитации и преемственного развития историко - градостроительной среды; введения практики визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде в систему подготовки документации и разработки мероприятий по охране объектов культурного наследия как необходимой составляющей деятельности по оценке, классификации и сохранению их градостроительной и исторической ценности, путём изучения и переработки студентами, участвовавшими в работе, материалов по данной тематике.

Целью работы является формирования единых принципов, порядка и правил выполнения визуально-ландшафтного анализа, условий восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде, с целью решения вопросов информационного и рекомендательного обеспечения охранной и проектной деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия, и исторических территорий в целом, а так же на территориях, находящихся в визуальной взаимосвязи с объектами культурного наследия.

В работе приводится аналитический обзор зарубежного и отечественного опыта визуально-ландшафтных исследований объектов культурного наследия и ценной исторической среды; анализ требований законодательства и действующей нормативно-правовой базы. Определяется понятие визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия и его место в системе градостроительной деятельности. Формулируются цели и задачи исследования. Определяется объект и предмет исследования. Устанавливаются границы территории и основания для проведения исследования, сформулированы главные принципы классификации факторов, определяющих условия восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде, а также основные технические требования к проведению работ.

В тексте используются понятия и термины, приведенные в словаре основных терминов и понятий (приложение 1).

Исследование возможно применять при уточнении предмета охраны объектов культурного наследия в части, связанной с их градостроительными характеристиками и композиционной ролью в системе города; при разработке разделов визуально-ландшафтного анализа объектов культурного наследия в составе проектов зон охраны объектов культурного наследия, проектов режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны, при проведении историко-культурных исследований на территориях зон охраны и на территориях вне зон охраны, визуально связанных с объектами культурного наследия; а также применение в целях создания специализированных информационных баз по существующим ценным направлениям восприятия объектов культурного наследия и в иных случаях.

В данной работе используются источники, принятые для использования органами, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия; научными, научно-исследовательскими, проектными, реставрационными и другими организациями, обеспечивающими разработку предмета охраны объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, а также градостроительных режимов и регламентов на территориях зон охраны (с целью учета в системе градостроительного зонирования).

В рамках данной работы предлагаются основные принципы такой классификации, базирующейся на типизации объектов исследования, градостроительных пространств, местоположений наблюдателя, композиционных характеристик наблюдаемых им картин. Данная работа предусматривает её продолжение, по мере накопления опыта, усовершенствования принципов, системы классификации факторов, критериев и оценки данных.

Часть 1. Материалы по обоснованию

Исследование по проведению визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде. Анализ требований законодательства и действующей нормативно-правовой базы.

Данная работа отвечает требованиям действующего законодательства в области градостроительства и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, учитывает действующие методики, нормативные и правоустанавливающие документы в области охраны объектов культурного наследия. “Методические указания” основаны на положениях следующих федеральных законодательных и нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 14.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- Положение о государственной историко-культурной экспертизе от 15.07.09 №569.

Федеральный закон от 14.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в целях, в том числе, восстановления и сохранения историко-культурной среды, защиты и сохранения источников информации о зарождении и развитии культуры. Законом определены основные понятия в области охраны культурного наследия;

отношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; а также общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.

По состоянию на 8 ноября 2013 годав едином государственном реестре объектов культурного наследия РФ зарегистрировано 120902 объекта, в том числе:

  • Памятники археологии — 25965

  • Памятники архитектуры — 61747

  • Памятники истории — 29564

  • Памятники монументального искусства — 3626

памятники – “отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений);

мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки”; “ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;

произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи”; “достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов;

центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; достопримечательные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, стоянок;места совершения религиозных обрядов

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ утверждает необходимость установления градостроительных регламентов и отмечает, что градостроительными регламентами “определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства” (гл.4, ст.36, п.1). В соответствии с установлениями Градостроительного Кодекса РФ “действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия” (гл.4, ст.36, п.4, ч.1), а “применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации” (гл.4, ст.36, п.5). Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны должен предусматривать “благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды” (п.10е); а также “иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении” (п.10 ж). Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в соответствии с текстом Постановления, устанавливаются с учетом следующих требований: “обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде” (п.11 г); Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом следующих требований: “сохранение и восстановление сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде” (п.12 г);

1.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта визуально-ландшафтных исследований объектов культурного наследия и ценной исторической среды.

В настоящем разделе представлен краткий аналитический обзор зарубежного и отечественного опыта, связанного с визуально-ландшафтным анализом объектов культурного наследия и регулированием высотных параметров застройки, композиционно и визуально взаимосвязанной с объектами культурного наследия и ценной исторической средой.

Наиболее интересный и близкий к рассматриваемой теме опыт, применяемый в практике сохранения ценных условий восприятия объектов культурного наследия и регулирования высотных параметров застройки, существует во Франции.

Мэрией Парижа в рамках разработки “Плана освоения земель Парижа” (“Plan d’occupation des sols de la ville de Paris”) принята методика учета условных визуальных линий связи между зрителем и объектом исследования (“Methode d’etude geometrique des fuseaux de protection”), позволяющая определить расчетные параметры объемно-пространственной композиции застройки на значимых направлениях восприятия. Установленные на основе картографического анализа, натурного исследования и с помощью фотофиксации условные линии визуальной связи (les fuseaux) документируются с помощью инструментального и геометрического расчета и фиксируются в установленных параметрах документами Мэрии в целях защиты условий восприятия ценных зданий (отдельных памятников истории и культуры, а также градостроительных ансамблей).

Разработка метода ведется c 1963 года в рамках различных градостроительных документов. При расчете учитываются такие факторы как оптимальная зона восприятия памятника (с наиболее репрезентативным обзором);

здания-кулисы, частично перекрывающие вид объекта исследования с выбранных точек;

рельеф местности;

эффект рефракции и эффект закругления Земли на дальних точках видимости; существующие возможности обзора объекта исследования с разных уровней.

Условия восприятия объекта исследований классифицируются по трем типам, связанным с формированием условной картины, видимой зрителю при восприятии городской среды и, одновременно, условиями, в которых находится сам зритель:

- перспективные виды (perspectives);

- точки обзора (points de vues);

- фрагментарный обзор (echappees).

Для выявления искомых линий визуальной связи используются методы натурного обследования с фотофиксацией и обмерами зданий, их последующего геометрического построения на плане города и в разрезах местности. При построении карт-схем разрезов местности определяется допустимый уровень высоты застройки в луче видимости объекта исследования, позволяющий оставить без изменения условия восприятия памятника, а также высотные параметры зданий, нарушающих оптимальный обзор. Выявленные линии получают уникальную нумерацию и фиксируются в специальном документе, который проходит процедуру обсуждений и согласований. Впоследствии все выявленные линии наносятся на специальный план Парижа в масштабе 1:10000. В качестве примера можно привести расчет линий визуальной связи для одного из ценных видовых раскрытий памятников Парижа, выполненный по запросу Министра культуры (ministere des Affaires culturelles), включающему одновременно виды церквей Notre Dame de Lorette и Sacre Coeur de Montmartre в перспективе улицы Лаффитт (rue Laffitte). В составе документации в табличной форме дано описание линий визуальной связи, содержащее координаты местонахождения зрителя в городе, перечень памятников истории и культуры - объектов исследования, различные технические характеристики исследуемых линий - протяженность, высотность, угол наклона луча зрения и другие. Представленные данные проиллюстрированы фрагментами плана города в различных масштабах с нанесением границ сектора обзора, материалами фотофиксации с указанием высотных отметок по обмерам зданий и схематичным разрезом местности по направлению контрольного лучевого сечения. В сопроводительной экспликации подробно описаны траектория движения зрителя по трассе улицы Лаффитт, позволяющая увидеть ценное совместное визуальное раскрытие памятников, условия их восприятия, а также рекомендации по сохранению этих условий.

Высота застройки в исторической городской среде также регулируется с помощью показателей, рассчитанных на основе оценки высотных параметров существующей исторической застройки по фронту улиц. На основе обмеров высот карнизов и коньков кровли установлены средние и максимальные показатели высоты существующей застройки, определяющие допустимую высоту проектируемых и реконструируемых зданий.Интересен так же пример Праги, где предпринимаются попытки с помощью методов визуально-ландшафтного анализа разработать принципы размещения многоэтжных зданий с учетом визуальной целостности территории города, внесенного в список мирового наследия ЮНЕСКО в ранге городского историко- культурного заповедника. С учетом этих принципов формируется методическая основа и нормативная база Генерального плана развития Праги.

В рамках методологии на основе пространственного анализа определена морфология территории исторического города с классификацией пространств, зон и урбанистических границ; информационные базы содержат данные о статистической и обмерной высоте зданий, среди которых выявлены градостроительные и локальные доминанты, а также здания, обладающие т.н. “надлимитной” высотой; установлены основные точки обзора панорам исторического города.

Морфология территории города определяется на основе взаимосвязи факторов естественного и искусственного рельефа; урбанистические (пространственные) пределы установлены на основе выявления границ озелененных территорий, гидрографии, основных композиционных направлений города и транспортных трасс. Территория города зонируется по линиям границ исторического поселения разного периода времени, а также границ поселений, вошедших в состав современного города; функциональных образований и целостных анклавов застройки.

Вертикальный уровень застройки определяется через основные пространственные доминанты и исторические территории с силуэтно выраженной застройкой. Высотность этих городских пространственных образований рассчитывается по трем показателям:

- статистически рассчитанная средняя высотность;

- максимальная высота;

- предельно допустимая высота, установленная на основе двух предыдущих

показателей.

Показатели высотности указываются в абсолютных отметках.

При определении допустимой высоты предполагаемых к размещению

многоэтажных комплексов назначаются экспериментальные пороговые значения их высотных параметров (50, 80, 100, 120-150 м), которые подлежат проверке методами объемного моделирования градостроительной ситуации исследуемой области города с учетом всех перечисленных выше факторов. Силуэт проектируемого комплекса подлежит проверке на адекватность силуэтным характеристикам исторических градостроительных доминант с основных видовых площадок исторического города; при расчете параметров проектируемых комплексов учитываются также предельно допустимые высоты, установленные для данного участка городской территории по высоте существующих зданий. Метод объемного моделирования города сочетается с фотофиксацией реальной городской ситуации и врисовками предполагаемого к строительству здания в фотографии.

Структура выводов работы предполагает отражение сильных и слабых сторон проекта, а также учет тех возможностей и угроз, которые он способен привнести в городскую среду. Технические критерии оценки проекта учитывают расположение комплекса в городе, коммерческую привлекательность, степень доступности, технические границы территории и строительную готовность участка;

архитектурно-пространственные и культурологические критерии содержат оценку

композиционных и визуальных факторов, степень влияния на панорамы исторического центра и пражскую заповедную территорию в целом.

1.2 Отечественный опыт проведения работ по визуально-ландшафтной оценке

элементов застройки и исторических территорий берет начало в традициях

анализа градостроительной композиции, связанных с вопросами восприятия

системы городских пространств и основных доминант города.

Тема ценности пространственных характеристик и композиционной роли объектов культурного наследия, совместно с общей ценностью исторического наследия и предметов материальной культуры прошлого, получила признание в Советском Союзе в переломный период “оттепели”, когда градостроительство постепенно перестало мыслиться как исключительно новационный процесс строительства без учета существующих и предопределенных исторически структур города, без понимания закономерностей его развития.

Одним из первых градостроительных документов, ориентированных на решение проблем выявления, сохранения и восстановления объектов культурного наследия с использованием их градоформирующего и градообразующего потенциала стал генеральный план Суздаля (1966 г.) (авторы Г.С.Алимова, М.А.Верховская, В.Н.Выборный и др.; ГИПРОГор)

Историко-культурное наследие в комплексе с природно-ландшафтными

элементами рассматривалось здесь как определяющий фактор реконструкции и

развития исторического города, его комплексов и ансамблей, ландшафтов и

территорий.

В генплане Суздаля впервые были предусмотрены следующие разделы

работ: историко-архитектурный опорный план, историко-градостроительное

обоснование, пространственный динамический и визуально-ландшафтный анализ -

как основа любых предложений по строительству; зона охраняемого природного

ландшафта и градостроительный регламент конкретных кварталов. Комплексный

историко-градостроительный и визуально-ландшафтный анализ городского ансамбля Суздаля позволил выявить первоначальную планировочную систему, определить ее историческую динамику, выявить ценные элементы планировки, пространственно-композиционной структуры, фрагментов городской среды, архитектурно-ландшафтных комплексов, характерных и традиционных «картин» и панорам.

Благодаря «суздальской методике», в конце 1960-х-1970-х гг. новый подход к историко-культурному наследию был внедрен в процесс проектировании малых и средних городов России. Генплан Суздаля явился одним из этапов переломного момента после длительного периода разрушительного» подхода, господствовавшего в градостроительстве до середины 1960-х гг. Историко-культурное наследие стало рассматриваться как фактор развития исторических городов. В генпланах закладывалась возможность воссоздания на историческом месте утраченных в разное время храмов, монастырей, исторических комплексов и ансамблей как градостроительных доминант.

Позже, по мере накопления практического опыта подобного градостроительного проектирования, к данным позициям был добавлен ряд новых подходов и тем, таких как:

- разработка границ территорий объектов культурного наследия и зон их

охраны (генеральные планы Владимира и Суздаля, 1965-1966, Загорска, 1970 г.);

- историко-градостроительные и архитектурно-ландшафтные обоснования

сохранения, восстановления и благоустройства, реконструкции и развития

исторического города, его ансамблей, элементов застройки и историко-культурных

ландшафтов (Смоленск, 1970-е гг.);

- разработка принципов сохранения, восстановления и развития историко- культурных и архитектурно-ландшафтных парков; монастырских и храмовых комплексов;

- методические положения сохранения, восстановления и развития усадебных

комплексов и музеев-усадеб и др.

Наиболее характерная и одновременно полная по своему составу работа, связанная с визуально-ландшафтным анализом объектов культурного наследия в крупном историческом городе, проводилась в этот период в Москве, в рамках разработки “Основных положений по проектированию охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры, истории и культуры, расположенных в центре Москвы в пределах Садового кольца” (1967 г.) и “Проекта зон охраны памятников архитектуры, истории и культуры, расположенных в центре Москвы в пределах Садового кольца” (1968 г.) (авторы А.В.Ганешин, И.В.Матюшина; Моспроект-2).

В составе проекта детальной планировки в пределах Садового кольца и с целью обоснования ее принципов авторами инициативно была предложена система анализа условий восприятия памятников архитектуры, истории и культуры, а также система расчета высотных ограничений проектируемой застройки в целях поддержания и сохранения наиболее ценных условий восприятия объектов культурного наследия.

Авторы разработали метод учета существующих условий восприятия

памятников архитектуры, истории и культуры, базирующийся на экспериментальной оценке дальности оптимального восприятия объекта исследования (а также других особенностей зрительного восприятия). Так, например, было установлено, что радиус в 350 м является предельным по дальности для восприятия объекта исследования в одной категории видимости (одной степени детализации), идентичности его масштаба с другими элементами застройки в границах этого радиуса.

Условия восприятия памятников архитектуры, истории и культуры определялись авторами через пространственное положение элементов прочей застройки по отношению к объекту исследования на выявленных направлениях его восприятия. Такие элементы могли работать в пределах картины, видимой зрителю, как здания-кулисы, здания, обрамляющие ценный вид или здания, в той или иной мере препятствующие обзору памятника. Элементы застройки на заднем плане оценивались как фоновые, с различением типологических особенностей.

Типология обзорных картин, наблюдаемых зрителем, включала панорамы и

лучи видимости (перспективные виды в створе улиц).

Вся территория в пределах Садового кольца была проанализирована с

помощью картографического метода по нескольким показателям – рельеф

местности, хронология застройки, высота застройки, структура уличной сети,

размещение памятников архитектуры, истории и культуры.

1.3 Цели визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия:

- обеспечение сохранности объектов культурного наследия по улице Греческая г.Таганрога в их историко-культурной среде, а также обеспечение сохранности условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде;

- определение условий зрительного восприятия объектов культурного наследия и визуально взаимодействующих с ними новых зданий.

- разработка обоснования системы мер по ограничению и регулированию параметров градостроительного окружения объектов культурного наследия на значимых направлениях их визуального восприятия.

1.4 Задачи визуально-ландшафтного анализа условий восприятияобъектов культурного наследия:

- уточнение предмета охраны объектов культурного наследия на основе выявления их композиционной роли в градостроительной системе;

- выявление и учет факторов, определяющих условия восприятия объектов культурного наследия на выявленных ценных направлениях;

- выявление изменений композиционной роли объектов культурного наследия в градостроительной системе в процессе ее развития;

- выявление утраченных и/или обретенных визуальных связей объектов культурного наследия с градостроительными пространствами и другими значимыми элементами градостроительной системы в процессе ее развития;

- выявление композиционных особенностей градостроительной структуры исследуемой территории;

- определение традиционных принципов формирования градостроительной структуры и характерных особенностей исторической градостроительной среды в границах территории исследования;

- определение условий сохранения, реабилитации и преемственного развития исторической градостроительной среды, ценных элементов природного ландшафта и ценных панорам и видов городского ландшафта в системе ландшафтно-пространственной организации территории исследования;

- выявление диссонирующих объектов существующей застройки, оказывающих негативное влияние на визуальное восприятие объектов культурного наследия;

- определение зон необходимого сохранения и ограничения высотных, силуэтных, стилистических и других параметров градостроительного окружения объектов культурного наследия на значимых направлениях их визуального восприятия.

- установление ограничений параметров развития градостроительного и визуального окружения объектов культурного наследия в рамках разработки режимов использования земель и градостроительных регламентов;

(Решили выйти на администрацию города Таганрога с целью сохранить улицу как архитектурное наследие.)

- ведение мониторинга по соблюдению параметров застройки, установленных режимами использования земель и градостроительными регламентами, а также по сохранению и поддержанию выявленных существующих ценных панорам и видов объектов культурного наследия и условий их восприятия.

1.5 Объект исследования и предмет исследования:

-Объектом исследования данного вида визуально-ландшафтного анализа являются памятники архитектуры и улица Греческая;

-объекты культурного наследия, состоящие на государственной охране, выявленные или заявленные объекты культурного наследия Российской Федерации (памятники истории и культуры, ансамбли, достопримечательные места) в их композиционной и визуальной взаимосвязи с градостроительной средой.

Объектом исследования стали также элементы застройки, не имеющие охранного статуса, но представляющие самостоятельную историко-культурную ценность или составляющие окружение объектов культурного наследия.

1.6 Границы территории исследования

Территорией исследования была выбрана улица Греческая города Таганрога, застройка которой обеспечивает целостный характер визуального взаимодействия объектов культурного наследия с градостроительным окружением и достаточного для целей исследования расстояния от наблюдателя до объекта исследования.

При определении программы работ по визуально-ландшафтному анализу объектов культурного наследия необходимо учитывать специфические особенности, связанные с периодом их создания и историческим функциональным назначением. Как правило, исторические, а также градостроительное значимые здания, здания репрезентативного характера требуют более подробного анализа условий восприятия и более строгой системы регулирования параметров окружающей застройки на установленных направлениях видимости, чем, например, здания советского периода постройки, промышленные и хозяйственные сооружения.

В процессе проведения визуально-ландшафтного анализа выделили в существующем градостроительном окружении диссонирующие здания, искажающие композиционное значение объекта культурного наследия и ценной застройки и дезорганизующие систему их восприятия с градостроительных пространств.

Позиция наблюдателя может быть как статичной (на специально обустроенных смотровых и обзорных площадках, в том числе туристических; на точках восприятия без возможности обзора в движении), так и динамической (при перемещении в городских пространствах, по трассам улиц и переулков, руслам рек и набережным). При проведении визуально-ландшафтного анализа следует формировать материалы в соответствии с этими позициями наблюдателя (так, например, статичное восприятие иллюстрируется единичной фотографией, а динамическое - серией фотографий “пошаговой съемки” или видеороликом).

Выявленные в процессе натурного исследования условия восприятия объекта культурного наследия в установленных секторах обзора, границы которых подлежат обоснованию в соответствии с критерием композиционной целостности, следует документировать с помощью фото фиксации, соответствующей типологии условий восприятия (панорама, луч видимости, перспектива, вид, развертка).

Материалы фото фиксации впоследствии могут быть использованы для графических построений – реконструкций исторической градостроительной ситуации, для расчетов необходимого диапазона ограничений параметров градостроительного окружения с помощью контрольных лучевых сечений. В связи с этим правка фото фиксационных материалов в графических редакторах не должна касаться размеров и пропорций зданий, сооружений и градостроительных пространств, а технические искажения (например, эффект параллакса) должны быть учтены или нейтрализованы.

Зона видимости объекта исследования (участки территории, с которых объект исследования виден полностью или частично) определяется методом специальных расчетов с помощью компьютерных программ (например, GeoBuilder, ArcView, ArcGis) на основе объемной модели города, c учетом или без учета существующего озеленения. Компьютерная модель зон видимости является исходным материалом при выходе на натуру и уточняется в процессе натурных исследований.

За исключением особых случаев ось перспективы (в системе перспективы города, запечатленной на фотографии) должна быть направлена на объект исследования.

При натурном обследовании необходимо производить обмеры зданий и сооружений, представленных на материалах фотофиксации (например, с помощью лазерного сканера или лазерной линейки), для последующих расчетов в объемных 3D программах.

Объект исследования может быть представлен в городской среде в полном, частичном или сезонном обзоре.

Часть 2. Исследование

2.1 Процесс выполнения исследования:

В начале были изучен мировой и отечественный опыт, потом просмотрен перечень объектов культурного наследия в г. Таганроге. Из этого перечня выбраны объекты по улице Греческая г.Таганрога. Студентами с преподавателем пройден путь с фотографированием объектов с последующим анализом каждого объекта.

Выписка из перечня объектов культурного наследия регионального значения г.Таганрога.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ г.ТАГАНРОГА

(ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ, АРХИТЕКТУРЫ, МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА)

№ п/п

Наименование объекта культурного наследия

Местонахождение объекта культурного наследия (уточненный)

28.

ансамбль застройки

ул. Греческая

 

29.

Солнечные часы

ул. Греческая, 56-58 /пер. Тургеневский

 

30.

Каменная лестница

ул. Греческая , 56-58 / пер. Тургеневский

 

31.

Мемориальное здание (ж. д.)

ул. Греческая, 34

 

32.

Мемориальное здание (ж.д.)

   

33.

Мемориальное здание (детский сад)

ул. Греческая, 38 / пер. Некрасовский, 9 (лит. А, А3)

 

34.

Мемориальное здание, в котором останавливались А.С. Пушкин, жил царь Александр I, Н.Н. Раевский, В.А. Жуковский, И.К. Айвазовский, А.В. Луначарский

ул. Греческая, 40 /пер. Некрасовский, 10

 

35.

Мемориальное здание - жилой дом

ул. Греческая, 42

 

36.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 44

 

37.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 46

 

38.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 47

 

39.

Мемориальное здание - музыкальная школа.

Ул. Греческая, 50 /

пер. Украинский, 11

 

40.

Мемориальное здание - «Спецпроекттрест»

ул. Греческая, 53 / 7 пер. Добролюбовский

 

41.

Здание бывшей греческой школы, где учился с 1866 по 1869 гг. А.П. Чехов.

Ул. Греческая, 54 / 1 пер. Украинский

 

42.

Мемориальное здание бывшей городской библиотеки, которую посещал А.П. Чехов. Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 55 /8 пер. Добролюбовский

 

43.

Мемориальная квартира, где останавливался П.И. Чайковский (в доме брата И.И. Чайковского)

ул. Греческая, 56

 

44.

Мемориальное – детская больница 2 здания

ул. Греческая, 58

 

45.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 59 / 13 пер. Украинский

 

46.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 61 / 4 пер. Украинский

 

47.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 63

 

48.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 65

 

49.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 67

 

50.

Мемориальное здание, в котором находился штаб по формированию 4-й Таганрогской и артиллерийской батареи Украинской Красной армии. Мемориальное здание - детская больница.

ул. Греческая, 71

 

51.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 76

 

52.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 78

 

53.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 82

 

54.

Мемориальное здание – интернат для престарелых

ул. Греческая, 83

 

55.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 84

 

56.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 85

 

57.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 86

 

58.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 87

 

59.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 88

 

60.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 92

 

61.

Мемориальное здание (ж.д.)

ул. Греческая, 101/ 1,

пер. Мечниковский

 

62.

Мемориальное здание, где жил руководитель восстания моряков Черноморского флота в 1905 г. П.П. Шмидт

ул. Греческая, 102 (флигель во дворе)

 

63.

Мемориальное здание – поликлиника

ул. Греческая, 104

 

Дворец Александра I. 1860-е годы

Из Энциклопедии Таганрога: Александра I дворец (Греческая, 40). Одноэтажное здание с полуподвальным помещением построено в 1806 и первоначально принадлежало чиновнице Сивере, потом сотнику Николаеву и Папкову как казенная квартира градоначальника. По своему устройству домовладение представляет собой дворянскую усадьбу начала XIX в. Дом построен в стиле русского классицизма. В 1810 домовладение куплено градоначальником П.А. Папковым, дом капитально перестроен по проекту городского архитектора Молла, и продан казне за 52000 руб. В 1814 возле дома посажены шелковица и сирень. Все 13 окон по фасаду прямоугольные без наличников, но с замковыми камнями и подоконными карнизами. Замковые камни четвертого, седьмого и десятого окон поддерживают треугольные сандрики, а над остальными окнами неглубокие ниши. Главный венчающий карниз с зубчиками. Углы дома рустованы. С правого торца существует пристройка, имеющая арочные окна. Угол, образованный выступом пристройки по продолжению фасада и по пер. Некрасовскому, был огорожен деревянным забором.

Согласно «Инвентарю недвижимого имущества...» по состоянию на 01.01.1860 дворец императора занимал площадь 825 кв. сажен. В этом доме 22.05.1818, проезжая из Мариуполя, останавливался император Александр I. После 1818 на ремонт этого временного дворца Александра I было прислано 25000 руб. с предложением архитектору Шарлю Лемо надстроить второй этаж. 13.09.1825 император Александр I вторично приехал в Таганрог в приготовленный для него дворец. По прибытии государя в Таганрог, его первые заботы состояли в том, чтобы устроить помещение императрицы как можно для нее удобнее; он не оставил ни одного уголка без личного обозрения, сам расставлял в комнатах мебель, вбивал гвозди для картин. В ожидании приезда императрицы Александр позаботился также о приведении в порядок городского сада и сам разбивал в нем дорожки».

Дом, в котором поселился Александр I с супругой, был каменный, в один этаж, в подвальном помещении - службы. Половина, занимаемая императрицею, состояла из восьми небольших комнат. Посредине дома проходил сквозной зал для приемов. В этой же половине была помещена походная церковь. Половину, занимаемую императором, составляли две комнаты с другой стороны приемного зала: в одной, угловой, был кабинет со спальней, а в другой - уборная, которая одним окном выходила во двор. При этих двух комнатах был коридор с просветом у уборной для дежурного камердинера. Гардеробная была внизу, в подвальном этаже. При доме был довольно обширный двор и небольшой сад с плодовыми деревьями. Вход в сад был из комнаты императрицы. К своему дворцу император собирался прикупить имение бывшего градоначальника Папкова, состоящее из сада и нового, лучшего тогда в Таганроге дома (Реми дом - Шмидта, 17). В 10 часов 47 минут 19.11.1825 в этом дворце Александр I «скончался от горячки с воспалением мозга». Во дворце по желанию вдовы императора в той комнате, где скончался Александр I, была устроена походная войсковая церковь во имя Воздвижения святого Креста (Крестовоздвиженская). 29 декабря похоронная процессия, сопровождаемая атаманом Войска Донского Орловым-Денисовым, и под конвоем сначала лейб-гвардии казачьего, а затем драгунского полков, направилась в Петербург. Елизавета Алексеевна выехала из Таганрога 22 апреля 1826 года и скончалась в пути 4 мая в Белеве. Под комнатой скончавшегося императора, и при содействии градоначальника Отто Франка, в подвальном помещении в 1836 году установили кирпичную стелу с чугунной плитой с изображением сцены кончины царя.

При отъезде из города Елизавета Алексеевна выкупила здание в котором скончался ее супруг и повелела называть: «Его Императорского Величества дворец Александра I». При нем утвердили должность смотрителя Дворца, которые поочередно сменяя друг друга, просуществовали до Октябрьской революции. Во дворе находилось небольшое каменное караульное помещение, в котором жили казаки несшие караульную службу. День и ночь два казака с саблями наголо непрерывно ходили вдоль здания Дворца.

В 1862 году приписали к Успенскому собору и разрешили проводить богослужения. В своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов уделил ей несколько строк.

«Службы происходили по большим праздникам и по постам. В Дворцовую церковь ездила говеть городская знать во главе с градоначальником. Публика была вся отборная, аристократическая».

В ГАРО есть опись вещей дворца в деле «О приобретении императрицей Елизаветой дома в Таганроге». Дом с имуществом, согласно этой описи «дома, мебели и вещей дворца Александра I», был куплен за 52000 руб. князем генерал-адъютантом П.М. Волконским для Елизаветы Алексеевны с целью открытия в нем мемориального музея памяти Александра I в 1826году. 05.05.1820 в А.д. (тогда доме градоначальника ПЛ. Папкова) проездом на Кавказ останавливались герой Бородино генерал И.И. Раевский с сыном Николаем, дочерьми Марией (будущая жена декабриста С. Волконского), Софьей и А.С. Пушкиным. Во дворце в 1837 останавливался известный поэт ВЛ. Жуковский. В 1895 году дворец посещал художник-маринист И.К. Айвазовский. После гражданской войны в 1920-е здание дворца передано под квартиры рабочим.

ДОМ ЧАЙКОВСКОГО

В истории поселений на мысу Таганий рог легенды о Порто-Пизано, торговой фактории, основанной итальянским городом Пиза в первой половине XIII века, занимают особое место. Фактория находилась где-то в промежутке между селами Пётрушино и Приморка (такое разночтение происходит из-за изменения береговой линии за столь длительное время) и играло большую роль в торгово-культурном обмене своего времени. Упоминается в разных источниках и о существовании башни-маяка в районе дома Чайковского, что по улице Греческой 56.

Сам же этот колоритный дом с башней, увенчанной бельведером, был построен архитектором Пётровым для подполковника Войска Донского Д.Г. Калиновского. Но волею случая был он ещё недостроенным проигран в карты купцу Сарандино. Вдова же купца, Елизавета Сарандино и сдала дом под квартиру Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ), в котором служил с 1883 по 1894 год Ипполит Ильич Чайковский (1843-1927) – герой нашего повествования.

Младший брат Пётра Ильича Чайковского, Ипполит окончил морской корпус в 1862 году гардемарином, после чего стажировался на кораблях Каспийской флотилии.

Ходил на фрегатах «Пересвет», «Дмитрий Донской» и корвете «Витязь» по Черному и Балтийскому морям. Весной 1863 года под командованием адмирала С.С. Лесовского принимает участие в знаменитом двухмесячном походе Балтийской эскадры к берегам США, для оказания поддержки северным штатам в ходе Гражданской войны.

В Таганроге Ипполит Ильич селится уже после выхода в отставку с военной службы в чине капитана II ранга и зачисления в Торговый флот. Вскоре становится членом, а потом и председателем Комитета по заведованию Таганрогскими мореходными классами (1885—1894). Много участвует в жизни и обустройстве в Таганроге Императорского Православного Палестинского общества, старейшей в России научной и гуманитарной организации, помогающей православному паломничеству на Святую землю. Именно стараниями Ипполита Ильича на берегу моря, на Комсомольском бульваре были построены Таганрогский приют и часовня общества (к сожалению, не сохранившиеся до наших дней). 12 апреля 1895 года, будучи в Таганроге, И.К. Айвазовский подарил часовне свою картину «Хождение по водам».

А еще по инициативе Ипполита Ильича собираются средства на постройку учебного судна, баркентины «Св. Ипполит», переименованная в 20-е годы в «Ипполит Чайковский». Кстати, на этом судне снимались многие немые фильмы того времени, связанные с гражданским морским флотом.

После отъезда из Таганрога в 1894 году Ипполит Чайковский служит агентом в петербургском отделении РОПиТ, а окончательно выйдя в отставку в 1900 году в чине генерал-майора от адмиралтейства, возглавляет пароходную компанию «Надежда». Также, по совместительству, становится председателем попечительского комитета Училища судовых механиков имени Петра I. С 1913 по 1919 год он живет в Москве, работает в правлении Московско-Казанской железной дороги. В 1919 году уезжает в Клин, где работает в музее П. И. Чайковского сперва заведующим хозяйством музея, а затем – ученым секретарем. Похоронен И.П. Чайковский в Клину.

В 1910 году, Министерство просвещения Российской империи выкупает дом у его тогдашнего владельца, генерала Ретивого и размещает в нем высшие начальное училище, которое просуществовавшие до революции. Затем до национализации в 1925 году домом владеет купец Ш.И. Вестерман. Потом, уже в советское время, череда разных учреждений: до 1966 года филиал городской детской больницы №1, потом строительная организация УНР-100, и только после длительного ремонта – с 1 мая 1976 года – открывается нотно-музыкальный отдел Чеховской библиотеки, а потом и отдел иностранной литературы, концертный зал и специальная комната-музей П. И. Чайковского.

Каменная лестница

Таганрогский купец Герасим Федорович Депальдо родился в 1788 году, умер в 1823 году на 35 году жизни. детей не имел, а вот на вопрос: «Была ли у него жена?», утвердительного ответа нет - официальных документов, проливающих свет на этот счет, в доступных архивах Таганрога и других городов обнаружить не удалось.

Действительно, его стараниями и за его средства в Таганроге построена знаменитая Каменная лестница, завершено строительство Всех святской церкви на кладбище, за счет взноса значительной части своих доходов процветала Греческая церковь. По его инициативе и из собственных средств был построен дом призрения для моряков, потерпевших кораблекрушение. Для выкупа русских солдат, попавших в плен, пожертвовал сто тысяч рублей. Ежегодно, в день рождения своей матери, выдавал пособие всем нуждающимся. Будучи выборным мировым судьей, в тяжбах и ссорах всегда находил справедливые пути примирения обеих сторон и, «хотя он рано кончил жизнь свою, он добрых дел немало успел сделать на своем веку».

Фамилия Тибальдо (Депальдо) фигурирует также у П.П. Филевского, когда речь шла о супруге капитана Дмитрия Ильича, первого из рода известной фамилии Алфераки, появившегося в Таганроге и женатого на графине Тибальдо (Депальдо).

Продолжение рода Депальдо шло через его брата Матвея, женатого дважды. В течение многих лет семейство Депальдо, начиная с Герасима Федоровича, проживало в домовладении по Греческой улице, 47 (ныне 69). В 1925 году здание муниципализировала Советская власть и последним владельцем числилась вдова коллежского секретаря Калиопа Матвеевна Кроткая, урожденная Депальдо, хотя умерла она еще в 1912 году в возрасте 75 лет от старческой немощи.

Солнечные часы

Энциклопедия Таганрога: Солнечные часы («гномон» - гр. «указатель тени») - памятник истории и архитектуры Таганрога. Установлены в 1833 на Греческой улице у начала Депальдовской {Каменной) лестницы. С.ч. представляют собой циферблат, нанесенный на мраморную плиту (вес около 300 кг), которая укреплена на каменной 8-гранной тумбе строго параллельно плоскости горизонта. Циферблат С.ч. необычен: размеченные на нем цифры вычислены по специальной формуле, помимо обозначения часов суток, даны корректирующие поправки на каждый месяц. Роль указателя времени играет металлический треугольник, один из острых углов которого равен географической широте нашего города - 47°12' с.ш. Треугольник закреплен перпендикулярно циферблату так, чтобы его гипотенуза была направлена на «полюс мира» (точка небосвода, которая при вращении Земли кажется неподвижной). Стрелкой С.ч. служит край тени, отбрасываемой треугольником на циферблат. В Северном полушарии (в т.ч. и в Таганроге) в полдень эта тень направлена на север. Раньше С.ч. показывали истинное местное солнечное время, и с помощью поправок, данных на циферблате, его можно было привести в соответствие с механическими часами. Теперь эта точность утрачена. С.ч. изготовлены в тот период, когда не существовало понятие «декретного» времени. Мы сейчас живем по московскому времени, но Таганрог расположен юго-восточнее Москвы, и солнечный полдень у нас наступает на 25 мин. раньше, чем в столице. Путаницу вносят и ежегодные переходы на «зимнее» и «летнее» время. Кроме того, в процессе реставрации С.ч. в 1972 и 1990 допущены погрешности. С.ч. представляют интерес как уникальный памятник

Городская поликлиника №2

УЛИЦА ГРЕЧЕСКАЯ, 90 и 92 (НЫНЕ 104)

Объединение этих двух домовладений под одним номером произошло уже при Советской власти. Ранее, хота они числились под разными номерами, их объединяло то, что их владельцами были одни и те же люди, за исключением небольшого периода в конце 19 века, когда домом под номером 98 владел таганрогский мещанин Антон Лазаревич Игнатов, а под номером 90 Мильтиад Алексопуло, очень богатый человек и землевладелец, живший за счет доходов с капитала и земли, впоследствии свое домовладение продал Эпоминонду Николаевичу Алафузову за 25 тысяч рублей.

Мильтиад Васильевич Алексопуло, потомственный почетный гражданин города Таганрога, греческо-подданный, скончался в мае месяце 1902 года и все свое огромное состояние в размере 300 тысяч рублей завещал Греции, что у многих таганрожцев вызвало недоумение. «Всю жизнь прожил в Таганроге и все отдал Греции».

Супругой Мильтиада Васильевича была купчиха Аделаида Николаевна, которой этот дом принадлежал с 1870-х годов. В этом здании в 1876 году был устроен лазарет для дислоцированных первых трех батарей, входивших в состав 5-й запасной артиллерийской бригады. Свое 50-летие эта бригада праздновала в ноябре 1889 года.

Аделаида Николаевна скончалась «от головной боли» в возрасте 72-х лет 18 января 1887 года. После ее смерти оба домовладения перешли в собственность потомственному почетному гражданину Мильтиаду Алексопуло, которому дом под номером 90 принадлежал до начала 1900 годов, а под номером 92 до середины 1890-х, когда он его продал Антону Игнатову. Перестройка здания в 90-м номере, с устройством балкона, выполнена в начале 20 века

Последним хозяином домовладений стал Эпоминонд Николаевич Алафузов, который за 25 тысяч рублей выкупил оба здания и впоследствии подарил их городу. Эпоминонд Николаевич являлся заметной фигурой в дореволюционном Таганроге, да и сейчас его имя мы связываем со старейшей поликлиникой города, расположенной на Греческой улице в когда-то, принадлежавшем ему доме. К великому сожалению, упоминая о роде его занятий, а он был маклером, некоторые несведущие люди называют это биржевой спекуляцией, незаслуженно набрасывая тень на добропорядочного гражданина нашего города.

Маклер - это посредник при заключении торговых сделок, то есть он не перепродает товар, а ищет покупателя для продавца и продавца для покупателя, получая, как водится, определенный процент с суммы сделки.

Как и купец, Герасим Федорович Депальдо, он тратил большие средства на благотворительные нужды города.

Родился Э.Н. Алафузов в тридцатых годах 19 века в семье таганрогских аборигенов этой многочисленной фамилии. Умер 13 сентября 1916 года. Все свое имущество, а оно оценивалось в 250 тысяч рублей, покойный завещал в пользу Общины Красного Креста. Это сверх того, что город в 1902 году получил от него оборудованную больницу в двухэтажном доме. Таких пожертвований Таганрог еще не знал.

Всю свою сознательную жизнь Эпоминонд Николаевич занимался общественной и благотворительной деятельностью и как человек глубоко верующий много времени уделял делу религии. Когда в 1870-х годах встал вопрос о восстановлении Троицкой церкви, молодой Эпоминонд Николаевич, купцы Александр Стороженко, Михаил Соколов, Андрей Тарасович и священник Павел Дмитревский собрали около 23-х тысяч рублей на ее реконструкцию.

Под председательством Эпоминонда Николаевича в 1885 году городская дума избрала комиссию для наблюдении за городскими начальными училищами. С присущей ему энергией и как член городской управы Алафузов на следующий год сдвинул с мертвой точки строительство Кампенгаузенского спуска и в тот же год закончил его постройку.

По почину известного в городе врача Н. Гудзенко и Э. Алафузова в 1807 году возникло Общество пособия бедным ученикам и ученицам таганрогских городских начальных училищ, ставя своей целью обеспечить их одеждой и обувью, а в дальнейшем и устройство детской больницы.

Как известно, заведующий городской библиотекой назначался решением управы, причем исполняли они эту должность без какого-либо вознаграждения. Одним из них в конце 19 века был Э. Алафузов, он же входил в третий состав городской управы.

За свои заслуги перед городом Э. Алафузова наградили тремя орденами - Станислава, Анны и Владимира, чем он несказанно и заслуженно гордился, перечисляя на визитных карточкам все свои должности и знаки отличия. Основной заслугой Эпоминонда Николаевича Алафузова перед жителями города следует считать преподнесенный им, еще при жизни, дар, когда 19декабря 1902 года состоялось заседание Общества таганрогских врачей и ее президент М.И. Милый сообщил, что «членом-соревнователем, почетным гражданином Э. Алафузовым на днях приобретен дом, бывший Алексопуло, по Греческой улице, 90 и приносимый им в дар Обществу Красного Креста, с целью открытия в нем Общины сестер милосердия, стационарной на двадцать коек больницы и амбулатории при ней».

Сейчас это 2-я поликлиника по Греческой улице, 104. За этот благородный поступок Алафузову вручили орден св. Анны 2-й степени. Передача больницы городу и ее освящение состоялось 14 мая 1904 года в один час пополудни. Из документов тех лет:

«Больница имела шесть общих палат, две отдельные комнаты для лиц более состоятельных, перевязочную, врачебный кабинет для подачи экстренной помощи при несчастных случаях, хирургический зал для операций и аптеку. Больница рассчитана на 22 кровати, из которых для бедных больных предоставляется бесплатно шесть кроватей, содержимых: три кровати на средства таганрогской Общины Красного Креста (из них две завещаются основателем больницы Э.И. Алафузовым), а одна кровать именуется кроватью Общества врачей города Таганрога и его округа (учреждена по воле жертвователя Э.Н. Алафузова), две кровати, содержимых городским управлением на проценты с капитала господина Болотова, одна кровать - на средства таганрогского Общественного собрания. Остальные 16 кроватей платные: причем на 14 кроватях, помещаемых в общих палатах, плата взимается по 1 рублю в сутки, а на двух кроватях, расположенных в отдельных комнатах - плата 2 рубля 50 копеек в сутки».

Основателем таганрогского Общества Красного Креста был Эпоминонд Николаевич Алафузов, а его первыми членами стали жена председателя правления Азовского банка Теодора Яковлевна Гейман, жена донского помещика Маркова, жена артиллерийского офицера Гродецкая, урожденная Краснощекова, жена присяжного поверенного Анна Павловна Бесчинская и Павел Петрович Филевский. Главным врачом пригласили Владимира Григорьевича Шимановского, старшей сестрой некую Фисенко.

П.П. Филевский знал Э.П. Алафузова давно, в 1805 году в качестве поручителя он присутствовал в Успенском соборе, когда протоиерей Федор Покровский венчал 27-летнего Павла Петровича с дочерью купца 2-й гильдии Верой Матвеевной Добровольской.

В 1926 году при больнице организовали кабинет и карету скорой помощи.

2.2 Выявление характерных особенностей условий восприятия объекта

Анализ визуально-ландшафтных характеристик объекта исследования и условий его восприятия, основанные на исторических и натурных исследованиях по улице Греческая показал, что на ней существует хорошая обзорная площадка для наблюдателя в районе солнечных часов.

По пути перемещения наблюдателя по трассе от городского парка, после проведенной реконструкции в 2012-2013 году Городской поликлиники №2, целостное и фрагментарное восприятие улицы этой части значительно улучшилось.

Визуально-ландшафтный анализ условий восприятия объектов культурного

наследия проводился по следующим основным направлениям:

1. Ознакомление с действующей законодательной и нормативно-правовой документацией в организациях градостроительного профиля.

2. Определения границ зоны охраны объектов культурного наследия (в том числе

проектируемых);

- объектов культурного наследия, расположенных на территории

исследования (в соответствии со списком всемирного наследия, состоящих на

государственной охране, а также предложенных (заявленных) к постановке на

государственную охрану);

- документации правил землепользования и застройки;

- режимов использования земель и градостроительных регламентов;

- хронологических характеристик застройки исследуемой территории;

- исторически ценных градоформирующих объектов, расположенных на территории исследования (в соответствии с историко-культурным опорным планом);

- композиционно-пространственной типологии исследуемой территории;

- высотных параметров застройки исследуемой территории;

- материалов проектов реставрации объекта исследования;

- материалов историко-культурных исследований;

- материалов ранее разработанных визуально-ландшафтных анализов и

проверок визуального восприятия застройки, согласованной и проектируемой на

территории исследования;

- материалов по проектированию и реконструкции застройки (согласованных и

разрабатывающихся) на территории исследования.

- изучение литературных и архивных источников, подбор материалов

по историческим панорамам и видам исследуемого объекта, выявление

исторических особенностей панорам и видов городского ландшафта исследуемой

территории;

- Уточнение на натуре направлений восприятия объекта исследования, установленных на основе компьютерной модели зон его видимости по степени значимости и типологии условий восприятия; определение границ секторов обзора объекта исследования на выявленных направлениях восприятия;

- фотофиксация объекта исследования в его градостроительном окружении, составляющем характерные особенности условий его восприятия, на выявленных значимых направлениях в границах установленных секторов обзора;

- при необходимости – обмеры объекта исследования и элементов застройки (например, с помощью лазерной линейки), составляющих его градостроительное и визуальное окружение для последующей подготовки графических, иллюстративных и рекомендательных материалов;

- Построение компьютерной модели района исследования, отражающей

основные элементы его градостроительной композиции (рельеф, гидрографию,

застройку и основные трассы) с секущими плоскостями значимых направлений

восприятия объекта исследования. - определение контрольных направлений восприятия объекта исследования, предусматривающих сохранение высотных параметров застройки, составляющей окружение объекта культурного наследия на значимых направлениях восприятия, а также контрольных направлений, предусматривающих проведение расчетов по установлению пороговых высотных параметров в зонах возможного развития застройки; - составление отчета о проделанной работе.

- составление «Специальной терминологии визуально-ландшафтного анализа» (Приложение 1)

Графические материалы:

- местоположение объекта исследования в системе города и структуре

прилегающей территории;

- адресная схема (при необходимости) с указанием наименований объектов

культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории;

Иллюстративные материалы:

- репродукции панорам и видов, отражающих характерные особенности

восприятия исследуемой территории в исторический период времени;

- сопоставительный анализ состояния характерных панорам и видов

исследуемой территории в исторический период и в настоящее время (на основе

градостроительной фотофиксации);

- материалы градостроительной фотофиксации, иллюстрирующие основные

визуальные характеристики исследуемой территории в системе города;

3.Выводы. Рекомендательный раздел

- отчет и оценка материалов проведенного исследования:

В процессе исследования был сделан ряд выводов по сохранению памятников архитектуры по улице Греческой. Важными результатами данной работы явилось постепенное признание ценности исторической застройки и исторической среды в целом, исторических улиц Таганрога.

Новационный характер данной работы заключается в том, что такие понятия как “культурный ландшафт” и “визуально-пространственный образ, формируемый совокупностью видовых раскрытий”, необходимо формировать у будущих специалистов строителей.

В составе работы были установлены основные факторы, определяющие

особенности городских панорам и видов по улице Греческой. К ним отнесены:

- высотные отметки природного рельефа;

- масштабные характеристики композиционно-пространственных типов

застройки;

- сохранность элементов композиционно-пространственной структуры территории и исторической градостроительной среды в целом, определяющая сохранность традиционных направлений восприятия городских панорам и видов;

- формообразующие элементы той или иной видовой картины (доминанты,

фоновая застройка, элементы природного и искусственного ландшафта);

- особенности расположения исторических градостроительных доминант,

ценных градоформирующих объектов (в некоторых случаях - с установлением

утрат, оказавших в историческое время значительное влияние на формирование

композиционных характеристик видовых картин);

- степень трансформации традиционной видовой системы (ценных базовых

фрагментов исторической градостроительной среды, ее масштабных

характеристик, адаптированных и диссонирующих элементов застройки);

- характеристики фоновой застройки;

- силуэтная активность фрагментов городского пейзажа и видовой системы

города в целом;

- целостность характера той или иной видовой картины, обусловленная ее формированием в определенный исторический период;

- архитектурно-художественная ценность элементов городского пространства.

Фоновая застройка подразделялась на застройку, высотные параметры которой, адекватны композиционным характеристиками ценной градостроительной среды в границах обзора видовых раскрытий, и застройку, высотные параметры

которой являются предельно допустимыми по отношению к традиционным

особенностям формирования композиции ценной градостроительной среды

- общая программа мер, необходимых для поддержания и сохранения условий восприятия объекта исследования на выявленных значимых направлениях;

Это те задачи, которые обозначил Президент России Владимир Путин в своем последнем Послании Федеральному Собранию: сохранение исторического наследия для будущего страны и целостное развитие российской территории. Есть планы в 2015 году в Таганроге провести при участии ЮНЕСКО международный форум «Сохранение всемирного культурного наследия». Мы вместе будем делать все возможное, чтобы к 2018 году наш любимый Таганрог изменился только в лучшую сторону и достойно принял участие во всемирной презентации Ростовской области при проведении чемпионата мира по футболу-2018.

Пороговые значения высотных параметров необходимы для того чтобы не нарушать панораму улицы и ее облик.

- обоснование предложений по адаптации диссонирующих элементов застройки;

Необходимо проектировать здания таким образом, чтобы оно не выбивалась из общего облика улицы, с целью сохранения ее исторической ценности.

Графические материалы:

- схема высотных ограничений. По нашим исследованиям визуальное восприятие улицы нарушают три здания, высота которых превышает три этажа. В комплексе ценной исторической застройки выбивается пятиэтажный жилой дом на пересечении переулка Украинский и улицы Греческой, хотелось бы видеть больше зеленых рекреационных зон.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (1)

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется

проектом зон охраны объекта культурного наследия (1)

Приложение 1.

Специальная терминология визуально-ландшафтного анализа

Визуально-ландшафтный анализ – вид градостроительных исследований,

связанных с определением и классификацией условий восприятия

градостроительных объектов;

Визуально-ландшафтный анализ градостроительных пространств - вид

градостроительных исследований, связанных с определением условий восприятия

градостроительных объектов и классификацией градостроительных пространств в

соответствии с выявленной системой условий восприятия;

Визуально-ландшафтный анализ объектов проектирования - вид

градостроительных исследований, связанных с определением и классификацией

условий восприятия вновь проектируемых объектов;

Градостроительство - деятельность по пространственной организации

систем расселения, планировке и застройке населенных мест, опирающаяся на

градостроительное законодательство, нормы и правила, системы научного знания,

проектирования и управления (9)

Режимы использования земель и градостроительные регламенты

утверждаемый вид градостроительной документации, устанавливающий

требования к осуществлению градостроительной и иной хозяйственной

деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия;

Ландшафт – геопространственная характеристика местности;

Рельеф местности – совокупность неровностей поверхности земли,

отображенная с помощью горизонталей, числовых отметок и дополнительных

условных обозначений;

Исторический рельеф местности - рельеф местности в различные

периоды ее антропогенного освоения;

Городской ландшафт – вид природного и антропогенного ландшафта в

пределах городского поселения;

Городская среда – совокупность элементов, составляющих городское

поселение;

Городское пространство – пространство в пределах городского поселения;

Градостроительное пространство – пространство в пределах городского

поселения, формируемое методами упорядоченной планировки и застройки;

Градостроительная система – совокупность элементов городского

поселения, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих

определенную целостность в рамках упорядоченной планировки и застройки;

Градостроительная структура – строение и форма организации

градостроительной системы как единство устойчивых взаимосвязей ее элементов;

Градостроительная среда – совокупность градостроительной системы

и элементов вне градостроительной системы, связанных с ней отношениями

обмена. Рассмотрение одних элементов как частей системы, а других как частей

вне системы является условным и определяется условиями исследования;

Историческая градостроительная среда – градостроительная система

в условиях ее исторического формирования;

Градостроительное окружение объектов культурного наследия

элементы планировки и застройки, находящиеся во взаимосвязи с объектами

культурного наследия;

Классификация городских пространств – систематизация городских

пространств по существенным признакам или иному принципу (например историко-

культурной ценности);

Застроенное градостроительное пространство – территории городских

кварталов;

Открытое н(езастроенное) градостроительное пространство

территории вне городских кварталов;

Открытое озелененное градостроительное пространство – территории

вне городских кварталов, освоенные озеленением;

Объемно-планировочная структура – форма упорядоченной организации

элементов градостроительной системы, параметрируемая в трех измерениях;

Планировочная структура – форма упорядоченной организации элементов

градостроительной системы в условном восприятии (вид сверху);

Исторический город – городское поселение, в пределах территории которого расположены объекты культурного наследия, элементы исторической

планировки и застройки, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом

Исторические территории – территории объектов культурного наследия

и иные части территории города с исторически сложившимися планировочной

структурой, ландшафтом, характером застройки, а также обладающие иными

характеристиками, представляющими культурную ценность (4)

Сохранение исторической градостроительной структуры – мероприятия

по закреплению основных элементов и связей исторически сложившейся

градостроительной системы;

Преемственное развитие исторической градостроительной структуры

закономерное изменение элементов и связей градостроительной системы на

основе принципов ее исторического формирования;

Красные линии улиц – границы территории улично-дорожной сети,

выделенной из остальной территории города (5)

Линии застройки – линии, ограничивающие размещение зданий, строений,

наземных сооружений и отступающие от красных линий на расстояние,

определенное градостроительными нормативами (5)

Анклав исторической застройки – комплекс элементов исторической

застройки, окруженный более поздней (современной) застройкой,

Субъект восприятия - условный наблюдатель в пределах открытых градостроительных пространств;

Объект восприятия - элемент застройки в условиях направленной визуальной взаимосвязи со стороны субъекта восприятия;

Статичное восприятие - восприятие объекта с определенной точки;

Динамическое восприятие - восприятие объекта в условиях перемещения;

Визуальная взаимосвязь объектов восприятия – воспринимаемое наблюдателем взаимодействие элементов застройки в пределах картины его

наблюдения;

Визуальное окружениеобъекта восприятия – воспринимаемая наблюдателем взаимосвязь элементов застройки с объектом восприятия в пределах картины его наблюдения;

Визуальные характеристики - особенности элементов градостроительной системы, воспринимаемые наблюдателем;

Зоны видимости (бассейн видимости) - территории визуального восприятия объекта исследования;

Зоны охраны объектов культурного наследия - территории, сопряженные

с объектом культурного наследия, устанавливаемые в целях обеспечения

сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде (1)

Зоны охраняемого природного ландшафта - территории особого

регулирования градостроительной деятельности, предусматривающего

сохранение (регенерацию) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы,

леса и открытые пространства, композиционно связанные с объектами культурного

наследия (на основе 3)

Значимые направления восприятия - наиболее ценные видовые раскрытия объекта исследования с городских пространств, установленные на основе визуально-ландшафтного анализа;

Заповедная территория – часть городской территории, представляющая

градостроительную и культурно-историческую ценность, которая определяется

совокупностью исторически сложившихся градостроительных приемов,

своеобразия городского ландшафта и высокой концентрацией памятников истории

и культуры (6)

Исторически ценные градоформирующие объекты - элементы застройки, обладающие определенной историко-культурной и/или градостроительной ценностью, выявленной историко-культурными исследованиями и закрепленной в историко-культурном опорном плане уполномоченных органов охраны;

Контрольные направления восприятия - значимые направления восприятия объекта исследования и городских пространств, принятые в процессе визуально-ландшафтного анализа для расчета ограничений объемно- пространственных параметров визуального окружения объектов культурного наследия с помощью контрольных лучевых сечений;

Полный обзор (полная видимость) - целостное визуальное восприятие объема здания;

Частичный обзор (частичная видимость) - визуальное восприятие фрагмента объема здания;

Сезонный обзор (сезонная видимость) - визуальное восприятие здания, изменяющееся в течение года;

Компьютерная модель зон видимости - зоны видимости объекта исследования, рассчитанные с помощью компьютерных программ на основеобъемной модели города;

Комплекс сооружений – совокупность элементов застройки, составляющих

одно целое;

Лазерный сканер - специальный прибор для оцифровки элементов городской системы, составляющих плоскость картины, видимой наблюдателю;

Фотофиксация условий восприятия объекта исследования - фотографические изображения объекта исследования и элементов городской системы, составляющих его окружение. Выполнятся с целью классификации существующих направлений восприятия по степени значимости, композиционной целостности и в соответствии с определенными техническими правилами;

Лазерная линейка - специальный прибор для измерения расстояний и относительных высот зданий в натуре;

Плоскость картины - проекция всех объектов, видимых наблюдателю, на

условную плоскость в соответствии с правилами построения перспективы;

Ось перспективы (направление восприятия) - перпендикуляр от наблюдателя к плоскости картины;

Контрольное лучевое сечение - схематичный чертеж-разрез градостроительной ситуации по вертикальной плоскости, включающей линию

направления восприятия;

Условия восприятия объекта исследования - совокупность характеристик направленной визуальной взаимосвязи от наблюдателя к объекту исследования;

Типология условий восприятия - классификация условий восприятия объекта исследования по признаку композиционной целостности;

Панорама - многоплановая видовая картина вдоль линии горизонта;

Перспектива - многоплановая видовая картина по линии направления восприятия;

Развертка - ряд изображений, соединенных между собой в порядке линейной последовательности;

Вид - репрезентативный обзор объекта исследования в его визуальном окружении;

Сектор обзора - фрагмент сферы обзора, обусловленный принятыми границами восприятия;

Границы сектора обзора - границы видовой картины объекта исследования, обусловленные характеристиками ее композиционной целостности;

Луч видимости - узкий сектор обзора объекта исследования в условиях статичного восприятия;

Точка восприятия - фиксированное местоположение наблюдателя;

Трасса восприятия - линия перемещения наблюдателя;

Зона восприятия - совокупность точек восприятия;

Локальные виды - система обзора объекта исследования в пределах целостного локального градостроительного образования, составляющего его окружение;

Общегородские виды - система обзора объекта исследования за пределами локального градостроительного образования;

Ориентир - элемент городской системы, выделяющийся на общем фоне и, позволяющий наблюдателю определить свое положение на местности;

Историческая градостроительная доминанта - градостроительная

доминанта, определившая развитие существующей градостроительной структуры

в исторический период времени;

Средовой объект - элемент застройки, характеризующийся, органичным,

единством объемно-пространственных характеристик со своим окружением;

Архитектурный акцент - элемент застройки, подчеркнуто выразительный по отношению к своему окружению;

Силуэтный акцент - элемент застройки с подчеркнуто выразительным очертанием;

Пластический акцент - элемент застройки с подчеркнуто выразительными объемными формами;

Колористический акцент - элемент застройки с подчеркнуто выразительным цветовым решением;

Диссонирующий объект - элемент градостроительной системы,

вызывающий дискомфорт восприятия;

Адаптированный объект - элемент застройки, дополнивший градостроительную систему в ее целесообразной организации;

Образ места - идеализированное представление, раскрывающее отличительные черты градостроительного образования в их исторической обусловленности.

Литература

1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 14.06.2002 г. № 73-ФЗ;

2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;

3. Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова “Культурные ландшафты как категория наследия”, 2001

4. М.Е.Кулешова “Систематика культурных ландшафтов”, 2001 г.;

5.. “Архитектура и градостроительство”. Энциклопедия, под ред.А.В.Иконникова, М., Стройиздат, 2001

Просмотров работы: 7587