Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др.).
Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, из которых наиболее значимыми являются:
1) неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
2) низким социальным статусом ребенка в группе;
3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности;
4) неудовлетворенностью потребности в признании.
Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника.
Можно выделить следующие ситуации, провоцирующие агрессивность детей:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- стремление получить желаемый результат.
Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели.
Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Агрессивное поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.
Формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников в периоды возрастных кризисов 3-х и 6-лет. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
- высокая частота агрессивных действий;
- преобладание прямой физической агрессии;
- наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.
Наше исследование показало, что среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, можно выделить: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.
Сравнительный анализ данных показателей познавательного и личностного развития у агрессивных и неагрессивных дошкольников показывает, что агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития мышления агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Но, показатели развития произвольности в поведении в группе агрессивных детей в целом несколько ниже.
Агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Однако, наши наблюдения показали, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения. Средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. У агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры.
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе:
- в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
- в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
- в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения со стороны партнера.
При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках.
Среди агрессивных детей мы выделили четыре группы, которые различаются:
- по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий;
- по своим психологическим характеристикам (уровню мышления, произвольности);
- по уровню развития игровой деятельности;
- по своему социальному статусу в группе сверстников.
Изученные психолого-педагогические особенности агрессивного поведения детей позволили выделить приемы работы при агрессивных проявлениях детей:
- полное игнорирование реакций ребенка;
- выражение понимания чувств ребенка;
- позитивное обозначение поведения;
- контроль над собственными негативными эмоциями;
- снижение напряжения ситуации;
- обсуждение проступка;
- сохранение положительной репутации ребенка;
- демонстрация модели неагрессивного поведения.
Для преодоления агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста мы разработали коррекционно-развивающую программу. Реализация которой была проверена в ходе производственной практики.
Коррекционно-развивающая программа преодоления агрессивности у детей среднего дошкольного возраста « Другие Мы»
Данная программа направлена на преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из актуальных проблем социально – личностного развития детей является преодоление агрессивности, так как наличие агрессивности оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Необходимо предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев, направить энергию детей в нужное русло. Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения ( не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного характера).
2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).
Цель данной программы – преодоление агрессивного поведения через снятие невербальной и вербальной агрессии, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Принципы организации работы:
- последовательности,
- индивидуального подхода,
- игровой подачи материала,
Условия:
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение;
- рисование собственного гнева;
- обучение ребенка управлению своим поведением;
- снятие негативных настроений;
- формирование у детей чувства доверия к окружающим;
- развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Формы:
В содержание коррекционно-развивающей программы преодоления агрессивности у детей включены следующие методы и приемы, предлагаемые современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами: Г.Л. Лендер, В.Лаутербах и другие.
Работа может проходить в группе и индивидуально. Программа включает в себя 8 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 20- 30 минут. Количество человек в группе от 3 до 10.
Коррекционно – развивающая программа рассчитана на 3 недели и включает 2 блока (табл.1):
Блок 1. Создание условий для преодоления у детей агрессивности и мышечного напряжения через:
1. Упражнения - релаксации «Воздушный шарик», «Корабль и ветер».
2. Формирование среды для сплочения группы детей и развитие эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: «Подари улыбку», «Подари подарок другу», «Круг друзей».
Блок 2. Создание условий для преодоления агрессивности у детей в период раннего возраста:
1. Снятие мышечных зажимов упражнение «Ты – Лев», «Росточек под солнцем».
2. Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев упражнения «Маленькое привидение», «Дракон»
Таблица 1
Содержание коррекционно-развивающей программы преодоления агрессивности у детей среднего дошкольного возраста «Другие Мы»
№ |
Темы занятий |
Цель |
Структура занятия |
Блок 1 |
Будь смелым |
Создание условий для предупреждения агрессивного поведения у детей |
1.Приветствие «Подари подарок другу» 2. Беседа «Будь смелым» 3. Упражнение релаксация «Воздушный шарик» |
Развитие эмпатии |
Развитие общения со сверстниками |
1.Приветствие «Подари улыбку»,«Подари подарок другу», «Круг друзей». 2. Этюд «Спаси птенца» 3.Ритуал прощания «Подари улыбку другу» |
|
Будь доброжелательным |
Развитие дружеских отношений в группе |
1. Приветствие «Круг друзей» 2. Игры: «Аэробус», «Бумажные мячики», «Дракон». |
|
Верь в себя |
Создание условий для развития уверенности у детей |
1. Рисование «Жемчужина моей души» 2. Рассказ медитация «Моя жемчужина» |
|
Блок 2 |
Тебя любят |
Создание условий для преодоление агрессивности у детей |
1.Упражнение «Зеркало» 2.Рисование «Волшебное путешествие» 3.Игры: «Принц и принцесса», «Добрые - злые кошки». |
Люби близких |
Создание условий для преодоления агрессивности у детей |
1.Приветствие «Круг друзей» 2.Упражнение «За что меня любит мама, папа» 3.Игра «Солнышко» 4.Ритуал прощания «Подари улыбку другу». |
|
7.Умей справляться с агрессией |
Обучение приемам преодоления агрессии |
1.Упражнение – релаксация «Корабль и ветер» 2.Игры: «Уходи, злость, уходи», «Маленькое приведение», «Упрямая подушка». |
|
8.Итоговое |
Закрепление приемов преодоления агрессивного поведения |
1. Приветствие «Круг друзей» 2.Упражнение-релаксация «Шарик» 3.Игры: «Аэробус», «Добрые - злые кошки», «Упрямая подушка» 4. Ритуал прощания «Солнечные лучики». |