ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Куприянова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3 Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие аг­рессивность как приобретаемую характеристику поведения Щоллард, Басе Берковиц и др.).

Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред­ставляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др.).

Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, из которых наиболее значимыми являются:

1) неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2) низким социальным статусом ребенка в группе;

3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности;

4) неудовлетворенностью потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологиче­скими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотноше­ний между членами семьи, являются одной из главных причин возникно­вения агрессивного поведения у дошкольника.

Можно выделить следующие ситуации, провоцирующие агрессивность детей:

- привлечение к себе внимания сверстников;

- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

- защита и месть;

- стремление быть главным;

- стремление получить желаемый результат.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Агрессивное поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

Формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников в периоды возрастных кризисов 3-х и 6-лет. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

- высокая частота агрессивных действий;

- преобладание прямой физической агрессии;

- наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

Наше исследование показало, что среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, можно выделить: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Сравнительный анализ данных показателей познавательного и личностного развития у агрессивных и неагрессивных дошкольников показывает, что агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития мышления агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Но, показатели развития произвольности в поведении в группе агрессивных детей в целом несколько ниже.

Агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Однако, наши наблюдения показали, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения. Средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. У агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе:

- в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;

- в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

- в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения со стороны партнера.

При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках.

Среди агрессивных детей мы выделили четыре группы, которые различаются:

- по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий;

- по своим психологическим характеристикам (уровню мышления, произвольности);

- по уровню развития игровой деятельности;

- по своему социальному статусу в группе сверстников.

Изученные психолого-педагогические особенности агрессивного поведения детей позволили выделить приемы работы при агрессивных проявлениях детей:

- полное игнорирование реакций ребенка;

- выражение понимания чувств ребенка;

- позитивное обозначение поведения;

- контроль над собственными негативными эмоциями;

- снижение напряжения ситуации;

- обсуждение проступка;

- сохранение положительной репутации ребенка;

- демонстрация модели неагрессивного поведения.

Для преодоления агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста мы разработали коррекционно-развивающую программу. Реализация которой была проверена в ходе производственной практики.

Коррекционно-развивающая программа преодоления агрессивности у детей среднего дошкольного возраста « Другие Мы»

Данная программа направлена на преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из актуальных проблем социально – личностного развития детей является преодоление агрессивности, так как наличие агрессивности оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Необходимо предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев, направить энергию детей в нужное русло. Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение всех форм агрессивного поведения на две группы:

1. Несоциализированные формы агрессивного поведения ( не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного характера).

2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Цель данной программы – преодоление агрессивного поведения через снятие невербальной и вербальной агрессии, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Принципы организации работы:

- последовательности,

- индивидуального подхода,

- игровой подачи материала,

Условия:

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3. Развитие позитивной самооценки.

4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Направления коррекционно-развивающей работы:

- пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение;

- рисование собственного гнева;

- обучение ребенка управлению своим поведением;

- снятие негативных настроений;

- формирование у детей чувства доверия к окружающим;

- развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Формы:

В содержание коррекционно-развивающей программы преодоления агрессивности у детей включены следующие методы и приемы, предлагаемые современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами: Г.Л. Лендер, В.Лаутербах и другие.

Работа может проходить в группе и индивидуально. Программа включает в себя 8 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 20- 30 минут. Количество человек в группе от 3 до 10.

Коррекционно – развивающая программа рассчитана на 3 недели и включает 2 блока (табл.1):

Блок 1. Создание условий для преодоления у детей агрессивности и мышечного напряжения через:

1. Упражнения - релаксации «Воздушный шарик», «Корабль и ветер».

2. Формирование среды для сплочения группы детей и развитие эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: «Подари улыбку», «Подари подарок другу», «Круг друзей».

Блок 2. Создание условий для преодоления агрессивности у детей в период раннего возраста:

1. Снятие мышечных зажимов упражнение «Ты – Лев», «Росточек под солнцем».

2. Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев упражнения «Маленькое привидение», «Дракон»

Таблица 1

Содержание коррекционно-развивающей программы преодоления агрессивности у детей среднего дошкольного возраста «Другие Мы»

Темы занятий

Цель

Структура занятия

Блок 1

Будь смелым

Создание условий для предупреждения агрессивного поведения у детей

1.Приветствие «Подари подарок другу»

2. Беседа «Будь смелым»

3. Упражнение релаксация «Воздушный шарик»

Развитие эмпатии

Развитие общения со сверстниками

1.Приветствие «Подари улыбку»,«Подари подарок другу», «Круг друзей».

2. Этюд «Спаси птенца»

3.Ритуал прощания «Подари улыбку другу»

Будь доброжелательным

Развитие дружеских отношений в группе

1. Приветствие «Круг друзей»

2. Игры: «Аэробус», «Бумажные мячики», «Дракон».

Верь в себя

Создание условий для развития уверенности у детей

1. Рисование «Жемчужина моей души»

2. Рассказ медитация «Моя жемчужина»

Блок 2

Тебя любят

Создание условий для преодоление агрессивности у детей

1.Упражнение «Зеркало»

2.Рисование «Волшебное путешествие»

3.Игры: «Принц и принцесса», «Добрые - злые кошки».

Люби близких

Создание условий для преодоления агрессивности у детей

1.Приветствие «Круг друзей»

2.Упражнение «За что меня любит мама, папа»

3.Игра «Солнышко»

4.Ритуал прощания «Подари улыбку другу».

7.Умей справляться с агрессией

Обучение приемам преодоления агрессии

1.Упражнение – релаксация «Корабль и ветер»

2.Игры: «Уходи, злость, уходи», «Маленькое приведение», «Упрямая подушка».

8.Итоговое

Закрепление приемов преодоления агрессивного поведения

1. Приветствие «Круг друзей»

2.Упражнение-релаксация «Шарик»

3.Игры: «Аэробус», «Добрые - злые кошки», «Упрямая подушка»

4. Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Просмотров работы: 3816