На сегодняшний день многие эксперты в области экологии задаются следующим вопросом. По каким путям должно идти развитие человечества и культуры в новой, экологически кризисной ситуации? Ведь современная эпоха– эпоха коренного перелома в истории человечества. В процессе исторической эволюции человечество подошло к рубежу, когда его существование в научно-технической, социокультурной и социоприродной средах – без революционных преобразований исходных принципов функционирования в них– с неизбежностью ведет к уничтожению человека и как уникального биологического вида, и как универсального социального существа [2]. Выход из кризиса может быть достигнут адаптацией современного общества к современным условиям жизни с помощью экологической культуры.
Тема исследования: экологическая культура человеческого общества как способ адаптации к современным условиям жизни.
Задачи работы:
Дать характеристику экологической культуре и рассмотреть ее структуру.
Рассмотреть закрепление экологической культуры в государственной сфере РФ.
Определить влияние экологического воспитания и просвещения на человеческое общество.
1. Адаптация общества к современным условиям жизни
Общество живет в условиях постоянных осложнений, проявляющихся в виде террористических актов, военных конфликтов и различных цветных революций. Это ни в коей мере не способствует сохранению и, тем более, восстановлению деградированной природы, так как подоплекой вышеперечисленных осложнений является начавшаяся на планете Земля борьба за природные ресурсы и жизненное пространство [4]. Все это является свидетельством низкого уровня культуры, и в первую очередь, экологической культуры.
В наше время экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, адаптация человеческого общества к современным условиям жизни возможно только при усвоении, понимании и признании этой культуры. Необходимость адаптации к современным условия жизни возникла на фоне нарастания экологических угроз и их осознания, которое привело в конце минувшего века к стремлению выработать совместные решения и начать объединенные действия мирового сообщества [6]. Так с чего же начать эти совместные действия, которые приведут к адаптации? Конечно же, с коренного изменения поведения человека путем коррекции духовных оснований деятельности: мировоззрения и потребностей, смены ценностей и целей жизни, не побоюсь даже сказать, что в какой-то мере необходимо изменять менталитет людей. Если говорить проще, то, чтобы произошла адаптация человеческого общества к современным условиям жизни, требуется изменить его мышление.
Одним из важнейших событий, демонстрирующих осознание обществом необходимости адаптации к современным условиям жизни, была конференция ООН по окружающей среде и развитию, в Рио-де-Жанейро, в 1992 году, на которой была принята «Повестка дня на XXI век» – программный документ, ориентирующий человечество на пути выхода из глобального экологического кризиса. Конференция признавала, развивая идеи Римского клуба и доклада «Наше общее будущее» комиссии ООН по окружающей среде и развитию, что цивилизационная модель развитых стран ведет за пределы возможностей природы компенсировать последствия современных противоречий между нею и обществом и угрожает вероятностью глобальной экологической катастрофы. Констатировалось, что через 20 лет после Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) по окружающей человека среде – форума, выражавшего осознание экологической проблемы объединенным человечеством, состояние окружающей природной среды продолжало ухудшаться. Конференция в Рио пришла к выводу о необходимости перехода стран и человечества в целом на путь устойчивого развития. Сущность этого понятия состоит в том, чтобы удовлетворение потребностей нынешних поколений, живущих на планете, не лишало будущие поколения возможности удовлетворять собственные потребности. В конечном счете, как отмечалось в докладе комиссии ООН по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд, «Наше общее будущее», вышедшем в свет в 1987 году, стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой [6].
Вывод: Из всего следует, что, если современные люди не хотят увидеть закат своей планеты и ее полное экологическое разложение, то им нужно менять свое мышление.
2.Экологическая культура и её структура
В 1998 году Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) России была оказана большая честь – Москва названа столицей Всемирного дня окружающей среды. Озабоченные состоянием природы Земли представители более 50-ти стран мира заявили, что главная причина экологического кризиса корениться в культуре, взрастившей технократическую цивилизацию, переставшей выполнять адаптивную функцию между человеком и природой. Духовное оскудение человека, сознание потребителя, эгоизм и прагматизм, отчуждение человека от природы, людей друг от друга, стран, народов, конфессий – реальные угрозы всему человечеству.
Стремление к единству на основе учета всеобщих и взаимных интересов, осознание человечества коллективным субъектом биосферы, ответственность за сохранение жизни на планете – это путь к созданию новой, экологической культуры, способной гармонизировать отношение человека и природы на основе его разума, духовности и воли к жизни.
Мера свободы человека, предел его прав по отношению к природе – ядро экологической культуры. Чем полнее человек соответствует возможностям природы в удовлетворении своих потребностей, вписан в природу, ее циклы, ритмы – тем выше уровень его экологической культуры [3]. Задача экологической культуры – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.
Подлинная экологическая культура начинается с того, что в системе «природа – общество» самостоятельное и равноправное место занимают природопользование, охрана природы и ее улучшение на основе оптимизации взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов.
Экологическая культура применительно к процессам взаимодействия общества и природы предполагает реализацию новых принципов жизнедеятельности людей. Она несовместима со старой традицией покорения природы и предполагает гармонизацию трех видов взаимодействия природы и общества: использование природных богатств, охрану природы как естественной среды обитания человека, разумное регулирование природных процессов, их восстановление, сохранение, улучшение. Это потребует переориентации всех видов жизнедеятельности человека, его менталитета, целей, идеалов, то есть мировоззрения. Природа в этом мировоззрении должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно санкционироваться высшими духовными смыслами, а не технократическими показателями, как это зачастую делается в современной культуре. Такая оценка природы должна быть имманентна самосознанию человека, а не только культуре. Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных и других идеалов. Гуманизм, при таком подходе, с необходимостью должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера, то есть необходимо выйти за границы антропоцентрических ценностей и идеалов. Возможно, это будет биосфероцентрический менталитет и мировоззрение, где основная задача культуротворческой деятельности человека должна сводиться к развитию и установлению экологической системы самодостаточности человечества. Очевидно, что это – задача новой по духу культуры и нового по мировоззрению человека [7].
Структуру экологической культуры многие исследователи определяют как совокупность следующих компонентов [5]:
1.Когнитивного, а также, по аналогии, познавательного или информационно-познавательного, развивающего интерес к окружающей природной (и социоприродной) среде и раскрывающегося через характеристику предметов и явлений, их свойств, познание их многообразия и связей между ними. Компонент способствует формированию экологических знаний и осознанию естественного и социального элементов как взаимозависимых частей единого целого.
2. Аксиологического, а также, по аналогии, эмоционально-ценностного или ценностно-смыслового, основанного на эмоциональном, чувственном восприятии, отзывчивости, милосердии, сочувствии и сопереживании. Данный компонент заостряет внимание на многогранной значимости изучаемых объектов и явлений в жизни биосферы в целом.
3. Деятельностного, а также, по аналогии, поведенческого, который, с одной стороны, выступает критерием чувств, отношений, сознания, с другой – является их результатом, с третей – сам формирует чувства и отношения человека к окружающему миру и осознание непрерывной связи с ним.
Вывод: экологическая культура находит свое выражение, прежде всего, в человеке, который имеет такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей и социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений.
3.Экологическая культура в государственной сфере РФ
Эколого-природоресурсные аспекты всегда составляли важный элемент российской государственной политики, включая стратегическое планирование развития отдельных отраслей и территорий.
В 2009 г. был подписан Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Данная стратегия хотя и рассматривает ряд угроз экологического порядка, однако экологическая культура в ней вообще не упоминается, не говоря уже о том, что повышение ее уровня не рассматривается среди приоритетных направлений деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности. Следует отметить, что это крайне тревожная тенденция в развитии стратегического формулирования направлений государственной политики нашей страны на современном этапе. О важности такого упущения свидетельствует тот факт, что низкий уровень экологической культуры продолжает рассматриваться исполнительной властью в качестве серьезной угрозы общественной безопасности. На это указывает разработанный Минэкономразвития РФ «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», в разд. 4.10 которого сказано: «Важнейшим инструментом государственной природоохранной политики будет являться формирование гражданского и общественного сознания, повышение экологической культуры как необходимой составляющей обеспечения экологической безопасности».
Несмотря на то, что вопрос повышения экологической культуры был обойден в действующей Стратегии национальной безопасности, его осветили в Экологической доктрине РФ, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р. Уже в ее преамбуле сказано, что к основным факторам деградации природной среды относятся низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения. Этот документ впервые закрепил на федеральном уровне понятие «экологическое сознание», которое раньше использовалось лишь в специальной литературе. Раздел 4 Экологической доктрины, который посвящен приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности, называет среди них экологическое образование и просвещение. «Основной задачей в этих областях, – гласит названная доктрина, – является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии».
Также, некоторые важные положения об экологической культуре нашли отражение в утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г. Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г. К основным задачам государственной политики в этой области подп. «л» п. 9 относит формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Раздел IV посвящен механизмам реализации данного направления государственной политики. Заметим, что в этом наиболее позднем по времени государственном документе долгосрочного стратегического планирования вновь ни слова не упоминается о расширении осведомленности граждан по поводу действующего законодательства в области охраны окружающей среды, т.е. вновь упущен аспект формирования в обществе не просто экологической, а именно эколого-правовой культуры.
Недооценка роли повышения экологической культуры прослеживается и в Государственной программе «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №2552-р. Экологическая культура упоминается лишь в одной из содержащихся в ней подпрограмм – «Биологическое разнообразие России», в результате реализации которой ожидается повышение уровня экологического сознания россиян. Раздел II к приоритетам государственной политики в сфере реализации подпрограммы «Биологическое разнообразие России» относит повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий. Не вполне, правда, понятно, почему этот документ ограничивает систему экологического образования и воспитания лишь «базой особо охраняемых природных территорий». Однако приходится принять и это, так как в остальных четырех подпрограммах вопрос о формировании экологической культуры вообще не поднимается и даже такое понятие не упоминается в принципе [1]. А это указывает на недостаточное внимание высшего эшелона исполнительной власти к данному принципиальному вопросу, требуя исправления столь существенного недочета как в этом, так и в других актах долгосрочного стратегического планирования.
Вывод: Именно на государстве лежит основная ответственность за решение вопроса об усвоении гражданами той или иной страны экологической культуры.
4.Экологическое воспитание и образование
Важнейшей задачей современного образования, которое должно идти через всю человеческую жизнь, является приобщением молодежи к достижениям общечеловеческой культуры. Она должна проникнуться мыслью о том, что Земля у нас только одна. Поэтому содержательным моментом мышления должно стать экологическое мышление, исключающее не только саму возможность развязывания войны, под каким бы предлогом она ни рекламировалась, но и необходимость перехода от техники безопасности к созданию безопасной техники. Трагедии в Бхопале, на ЧАЭС, на Фукусиме, аварии в Мексиканском заливе и т. п. наносят столь ощутимый техногенный вред природе планеты, что, если не остановить эту череду просчетов инженерной мысли, то будущего у человечества практически не будет. Культура экологического мышления генетически своей сутью обращена в будущее, поэтому мы обязаны в ходе реформы образования отказаться от изживших себя стереотипов во имя сохранения возможности формирования общечеловеческой цивилизации, где разум и прогресс исключают саму возможность посягательств на естественные права человека вне зависимости от того, где он живет и чем занимается (прогресс).
Условия экологического воспитания и просвещения людей [2]:
1.достаточно высокая точность используемых данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов. Причем хорошо, если бы приводились не только данные сами по себе, но давалась бы к ним иллюстрация относительно тех взаимосвязанных следствий, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.
2. необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе.
Например, недостаточно привести данные об исчезновении с лица планеты каких-либо видов растений или животных. Многих читателей этот факт оставит более или менее равнодушными. Но если дать этот пример во взаимосвязи с цепью природных явлений, показать его в тенденции и воздействии на остальные биосферные процессы, а через них на общество, то впечатление будет уже существенно иным.
3. подчеркивание приоритетности природных факторов как наиболее важных и незаменимых пока современными техническими средствами. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней историей борьбы с природой люди воспитывались в духе противостояния природным условиям, которые рассматривались зачастую как препятствие к достижению практических целей. Естественно, что при этом на первый план всегда выдвигались ценности социального порядка. Тем самым за исторически длительный период сложилось преимущественно наступательное отношение к природе, и оно в основном продолжается по сей день, хотя соотношение сил в извечной борьбе человека с природой существенно изменилось, и теперь уже в первую очередь опасность нависла над природой со стороны непомерно возросшей мощи человека. Только от самих людей, от того, насколько разумно научатся они распоряжаться своей мощью, зависит теперь, быть или не быть живой природе на Земле, а вместе с ней и человеку
4. система непрерывной экологической подготовки, начиная с дошкольного возраста и вплоть до высшей школы. Нужно дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в области прикладных аспектов соответственно профилю готовящихся специалистов. Поэтому подача экологических знаний в процессе воспитательной и просветительской деятельности должна идти систематически, начиная с конкретных проблем, особенно если имеются в виду юные слушатели, и вплоть до весьма общих теоретических положений.
Экологический аспект научного мировоззрения можно воспитать, если знания о природе и о взаимодействии человека с окружающей средой превратятся в личные убеждения, а убеждения претворятся в действия. Не всякое знание может превратиться в убеждение. Таким становится только знание, затрагивающее жизненные позиции человека. Убеждения, как известно, всегда носят личностный характер, и проявляются они в практической деятельности человека.
Разумеется, что наиболее глубокие и полные знания об экологических процессах должна дать соответствующая система образования на основе единой программы, предусматривающей ступенчатое нарастание информации, необходимой для усвоения учащимися. Однако поскольку, как было показано выше, экологическая ситуация в силу своего экстремального характера требует усвоения экологических знаний всеми людьми в довольно сжатые сроки, то школьный и вузовский курсы по экологии должны быть дополнены широкой системой разъяснения людям экологических знаний с учетом различий возрастной и образовательной структуры населения. Современные возможности такой дифференциации в учебной и воспитательной работе исключительно велики, учитывая многообразие форм, в которых она реализуется, и многообразие технических средств. Важно, чтобы экологическое просвещение носило системный характер и было бы конкретно адресовано соответствующей аудитории с учетом ее специфики. При соблюдении этих условий может быть достигнуто такое воздействие на сознание людей, которое обеспечит необходимую ориентацию их взглядов, достаточную на первое время для решения практических задач.
Знание экологических законов и условий совместимости общества с природной средой должно составить научную основу экологического сознания людей. Следовательно, экологическое сознание можно определить как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их совмещения соответственно законам системной целостности биосферы.
В итоге можно сказать, что создание единой непрерывной системы экологического образования будет способствовать формированию и воспитанию информационно-экологической культуры населения, проявлению широкой инициативы в области охраны окружающей среды, эффективному решению экологических задач [8].
Вывод: Важнейшая роль в формировании и развитии личности принадлежит сфере образования, и именно она должна стать ведущим звеном в процессе экологизации общества.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что экологическая культура в нашем мире строится, в первую очередь, на сознании человека и его мышлении. А также, что самое непосредственное влияние на мышление каждого индивида оказывает государство, которое несет ответственность за воспитание нравственности и экологическую осведомленность своих граждан. А за последнее в большей мере отвечает сфера образования.
Адаптация человеческого общества к современным условиям среды с помощью экологической культуры потребует переориентации всех видов жизнедеятельности человека, его менталитета, целей, идеалов, то есть мировоззрения. Природа в этом мировоззрении должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно санкционироваться высшими духовными смыслами, а не технократическими показателями, как это зачастую делается в современной культуре. Такая оценка природы должна быть имманентна самосознанию человека, а не только культуре [7].
Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных и других идеалов. Гуманизм, при таком подходе должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера, то есть необходимо выйти за границы антропоцентрических ценностей и идеалов. Возможно, это будет биосферно-центрический менталитет и мировоззрение, где основная задача культурно творческой деятельности человека должна сводиться к развитию и установлению экологической системы самодостаточности человечества. Очевидно, что это – задача новой по духу культуры и нового по мировоззрению человека.
Список литературы
Буркин Д.О. Экологическая культура в государственных документах долгосрочного стратегического планирования // Общество и право. № 2. 2013. С. 58-60.
Гирусов Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // философия и общество. № 4. 2009. С. 74-92.
Глазачев С. Н., Глазачева А. О. Экологическая культура - метафора эпохи перемен. №2. 2008. С.24-32.
Краснова Е. В. Эпова Т. И., Щукин В. П., Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа – общество // Вектор науки тольяттинского государственного университета. № 2. 2012. С. 65-68.
Мартыненко А. Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. №1. 2011. С.20-32.
Салов Е. И. Экологическая культура как основание современной цивилизационной трансформации//Безопасность Евразии. № 3. 2003. С. 557-568.
Харитонова Н. Н. Экологическая культура // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 3. 2012. С. 90-91.
Шарафеева Н.И. Экологическая культура в современном обществе// Bестник казанского государственного университета культуры и искусств. №1. 2009. С.138-1041.