Площадь лесов Воронежской области составляет более 8% общей территории региона и равна 501,7 тыс. гектаров. Леса нашей области по целевому назначению относятся к защитным лесам, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Использование защитных лесов возможно лишь при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, не приведет к ухудшению их санитарного состояния и снижению их природоохранных функций [1].
В связи с тем, что леса Воронежской области не обладают значительными сырьевыми ресурсами, и их использование связано с защитными, природоохранными и экологическими целями, то предприятиям лесного хозяйства области необходимо сосредоточиться на озеленении территорий, глубокой переработке низкотоварной древесины и осуществлении рекреационной деятельности.
Для достижения данных целей и успешной их реализации необходимо эффективное взаимодействие и объединение интересов государства и бизнеса посредством государственно-частного партнерства. Однако до сих пор нет общепринятого определения понятия государственно-частного партнерства, поскольку данный механизм сотрудничества государства и бизнеса все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Тем не менее, в узком смысле под государственно-частным партнерством понимается средне- и долгосрочное сотрудничество государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Государственно-частное партнерство имеет давнюю историю, однако данный механизм слияния государства и бизнеса стал наиболее актуальным в последние десятилетия. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время государство не обладает достаточным объемом средств для поддержки и развития тех социально-экономических сфер, которые являются капиталоемкими, что предопределяет вовлечение бизнеса в решение текущих задач.
Развитие государственно-частного партнерства в лесном хозяйстве обусловлено следующим рядом причин:
нестабильность лесного законодательства;
длительность срока производства лесной продукции и низкий уровень привлекательности лесохозяйственной деятельности для предпринимателей и инвесторов;
доминирующая роль государства вследствие монополии государственной собственности на леса;
необходимость рационального сочетания интересов государства и частного бизнеса [2].
К основным формам государственно-частного партнерства относятся:
государственные контракты;
арендные отношения;
соглашения о разделе продукции;
концессионные соглашения;
государственно-частные предприятия.
В настоящее время наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства в лесном хозяйстве Воронежской области являются арендные отношения. На территории нашей области существует свыше 20 коммерческих лесохозяйственных предприятий-арендаторов. На арендованных лесных участках выполнение лесохозяйственных работ производится арендатором, не исключается также возможность привлечения подрядных и субподрядных организаций после заключения договора с арендатором. В данном случае государство, являющееся собственником лесных ресурсов, передает в аренду участки лесных площадей, возлагая при этом на бизнес обязанности по восстановлению ресурса, проведению санитарных и противопожарных мероприятий.
Также в декабре 2012 г. в Воронежской области был открыт лесной селекционно-семеноводческий центр (ЛССЦ) как одна из форм взаимодействия государства и бизнеса. На сегодняшний день Воронежский ЛССЦ не только полностью обеспечивает потребности региона в посадочном материале лесных культур с закрытой корневой системой, но и экспортирует его в соседние области.
В связи с тем, что лесные площади Воронежской области не являются привлекательными для предпринимателей и инвесторов, то наиболее эффективной формой государственно-частного партнерства могут стать областные унитарные предприятия, позволяющие более рационально использовать и воспроизводить лесные ресурсы, способствовать развитию частного бизнеса в лесном хозяйстве области, направленного на развитие конкурентоспособности и привлечение кадрового потенциала в данный вид деятельности. Такая форма реализации государственно-частного партнерства наиболее полно отвечает не только законодательным, предпринимательским аспектам, но и требованиям лесного хозяйства в отношении качества выполняемых работ и услуг на лесных участках Воронежской области.
При этом доходы областных унитарных предприятий не направляются в бюджет, а ежегодно должны направляться в специальный лесной фонд, предназначенный для поддержки тех унитарных предприятий, которые испытывают финансовые или иные трудности [2].
Считаем, что необходимо развивать государственно-частное партнерство в лесном хозяйстве Воронежской области, поскольку именно это направление будет способствовать реализации взаимовыгодных интересов государства и бизнеса с целью повышения инвестиционной привлекательности лесного хозяйства области.
Библиографический список
Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // КонсультантПлюс онлайн – Некоммерческие интернет-версии системы КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133350.
Морковина, С.С. Предпринимательство в лесном хозяйстве малолесной зоны: состояние и перспективы развития [Текст]: монография / С.С. Морковина, И.С. Зиновьева, И.В. Сибиряткина и др.. – Воронеж: ВГЛТА, 2013. – 280 с.