В настоящий момент в авиационной транспортной отрасли в связи с развитием региональной авиации стоит проблема по определению эффективного парка ВС.
Цель работы: выбор рационального парка ВС для регионального авиапредприятия, базирующегося на территории Оренбургской области, исходя из формирующегося пассажиропотока.
Задачи:
Выполнить анализ и выявить основные направления с учетом рационального парка ВС с городами соседних регионов (на основе карты РФ).
Изучить пассажиропоток на железнодорожном и автобусном сообщениях и проанализировать возможные варианты авиасообщений
Составить классификацию типов ВС способствующую рациональному формированию авиапарка и на её основании выбрать эффективный тип ВС для совершения региональных авиаперевозок.
Разработать метод планирования организационной структуры парка ВС на базе закономерностей влияния летно–технических и технико–экономических характеристик на эффективность ВС.
Определить требуемый авиапарк и сделать выводы по проделанной работе.
Новизна: Результаты, полученные нами в ходе проведенных исследований, являются актуальными в связи с подписанным председателем Правительства Российской Федерации постановлением от 16 января 2013 г. N 1 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году».
Практическое значение: В настоящее время региональное авиасообщение является перспективным направлением развития транспортного сообщения на территории Российской Федерации и результаты работы могут быть использованы для создания и развития регионального авиапредприятия
Допущения: Данные по пассажироперевозкам наземного транспорта находятся в закрытом доступе и не предоставляются посторонним лица. Вследствие чего в ходе проведенного нами исследования были использованы данные с официального сайта ОАО «РЖД» и в результате экспертной оценки.
Ограничения:
Для расчетов использовали города, находящиеся в радиусе порядка 1000 км от Оренбурга.
Данное исследование проводилось только на территории Российской Федерации.
Рисунок . Диапазон летных возможностей региональных ВС
В ходе исследования была использована карта с электронного сервиса «Яндекс Карты». На полученной карте нами был проведен радиус, соответствующий дальности полета ВС региональной авиации. Перечень крупных городов, имеющих авиапорты и входящих в полученную зону, представлен в таблице 1.
Таблица . Собранные сведения о существующих транспортных направлениях.
Наличие аэропорта |
Длина ВПП, м |
Город |
Среднее расстояние от г. Оренбурга, км |
Ж/Д сообщение |
Автобусное сообщение |
|||||
Дни следования |
Средняя стоимость купейных мест, руб. |
Среднее время в пути, часов |
Дни следования |
Средняя стоимость, руб. |
Среднее время в пути, часов |
|||||
А. М. Ф. |
3724 |
Казань |
824 |
Ежедневно |
1200 |
13 |
||||
А. М. Ф. |
3000 |
Самара |
637 |
Ежедневно |
1250 |
8 |
Ежедневно |
865 |
11 |
|
А. М. |
3760 |
Уфа |
394 |
Ежедневно |
680 |
8 |
||||
А. М. Ф. |
2805 |
Н.Новгород |
1220 |
Через день |
2600 |
28 |
Ежедневно |
2098 |
23 |
|
А. М. Ф. |
3012 |
Екатеринбург |
883 |
Ежедневно |
2500 |
21 |
||||
А. М. Ф. |
3200 |
Челябинск |
773 |
Ежедневно |
1500 |
15 |
||||
А. М. |
5100 |
Ульяновск |
594 |
|||||||
А. |
2700 |
Киров |
1162 |
|||||||
А. |
2100 |
Пенза |
795 |
Ежедневно |
2000 |
15 |
||||
А. М. Ф. |
2500 |
Волгоград |
1085 |
Через 2/3 дня |
2400 |
28 |
||||
А. М. Ф. |
3200 |
Пермь |
937 |
Ежедневно |
1690 |
13 |
||||
А. М. |
2220 |
Саратов |
709 |
Раз в неделю |
2200 |
20 |
||||
А. |
2500 |
Ижевск |
856 |
Ежедневно |
1730 |
16 |
||||
А. М. Ф. |
3000 |
Тюмень |
1252 |
|||||||
А. |
2601 |
Курган |
1037 |
|||||||
А. М. |
2501 |
Оренбург - отправной пункт |
Обозначения: А. –аэропорт; М. – международный; Ф. – федерального значения.
В таблице 1 нами собрана информация о наличии наземного сообщения города Оренбурга с городами приведенными в ней, средней стоимости проезда, регулярности рейсов и среднем время в пути. Данная информация была получена с официальных сайтов ОАО «РЖД», «Оренбургский междугородний автовокзал» и информационного табло, находящегося на территории автовокзала, а также с сайта ru.wikipedia.org
Исходя из составленной таблицы 1 можно сделать выводы о том, что в следующих направлениях: Оренбург-Ульяновск, Оренбург-Киров, Оренбург-Тюмень и Оренбург-Курган отсутствует прямое регулярное наземное сообщение. И исследования по данным направлениям необходимо проводить в отдельной научной работе.
При использовании официального сайта ОАО «РЖД» нами получена и проанализирована информация с этого сайта о количестве свободных купейных мест с датой бронирования за 45 дней до отправления и 100% загрузку, определили пассажиропоток на ж/д сообщении в указанных ранее направлениях.
Таблица . Число пассажиромест на железнодорожном транспорте.
Направление |
Число купейных мест |
Дата осуществления бронирования |
Дата на которую производилось бронирование |
Оренбург-Самара |
150 |
13.03.2013 |
26.04.2013 |
Оренбург-Н. Новгород |
36 |
||
Оренбург-Екатеринбург |
56 |
||
Оренбург-Челябинск |
32 |
||
Оренбург-Пенза |
63 |
||
Оренбург-Волгоград |
53 |
||
Оренбург-Саратов |
150 |
Для подсчета пассажиропотока на автотранспорте взяли среднюю пассажировместимость автобуса которая составила 23 места и 100% загрузку.
Таблица . Число пассажиромест на автотранспорте.
Направление |
Количество мест |
Оренбург-Казань |
23 |
Оренбург-Самара |
|
Оренбург-Уфа |
|
Оренбург-Н. Новгород |
|
Оренбург-Пермь |
|
Оренбург-Ижевск |
Таблица 4. Предполагаемый суммарный пассажиропоток в неделю.
Направление |
Человек в неделю |
Оренбург-Самара |
N=75∙7+5∙7=560 |
Оренбург-Н.Новгород |
N=18∙3+5∙2=64 |
Оренбург-Екатеринбург |
N=28∙7+0∙0=196 |
Оренбург-Челябинск |
N=16∙7+0∙0=112 |
Оренбург-Пенза |
N=31∙7+0∙0=217 |
Оренбург-Волгоград |
N=25∙2,5+0∙0≈62 |
Оренбург-Саратов |
N=75∙1+0∙0=75 |
Оренбург-Казань |
N=0∙0+5∙7=35 |
Оренбург-Уфа |
N=0∙0+5∙3=15 |
Оренбург-Пермь |
N=0∙0+5∙7=35 |
Оренбург-Ижевск |
N=0∙0+5∙3=15 |
Исходя из данных таблицы 1 нами был подсчитан предполагаемый суммарный пассажиропоток на авиасообщениях. Для данного подсчета мы предположили, что отток пассажиров с ж/д транспорта составит 50 % от купейных мест, а с автотранспорта 20% от общего числа пассажиров.
Предполагаемый суммарный пассажиропоток в неделю на авиатранспорте:
N=a∙z+b∙y,
где N-суммарный пассажиропоток человек в неделю; a-число предполагаемых пассажиров на маршруте день следования на Ж/д транспорте; b-число предполагаемых пассажиров на маршруте в день следования на автотранспорте; z-количество дней отправления маршрута в неделю на ж/д транспорте; y-количество дней отправления маршрута в неделю на автотранспорте.
Таблица 5. Предполагаемый суммарный пассажиропоток в день.
Направление |
Человек в день |
Оренбург-Самара |
n=5607=80 |
Оренбург-Н.Новгород |
n=647≈9 |
Оренбург-Екатеринбург |
n=1967=28 |
Оренбург-Челябинск |
n=1127=16 |
Оренбург-Пенза |
n=2177=31 |
Оренбург-Волгоград |
n=627≈8 |
Оренбург-Саратов |
n=757≈10 |
Оренбург-Казань |
n=357=5 |
Оренбург-Уфа |
n=157≈2 |
Оренбург-Пермь |
n=357=5 |
Оренбург-Ижевск |
n=157≈2 |
Предполагаемый суммарный пассажиропоток в день на авиатранспорте:
n=N7
где n- суммарный пассажиропоток человек в день ; N-суммарный пассажиропоток человек в неделю; 7-число дней.
Проанализировать возможные варианты авиасообщений
Исходя из таблицы 5 можно предложить что наиболее загруженными и наиболее рентабельными будут следующие маршруты: Оренбург-Самара, Оренбург-Пенза, Оренбург-Екатеринбург, Оренбург-Челябинск. Приняли, что наиболее рентабельными будут направления с дневным пассажиропотоком более 10 человек.
Определить требуемый авиапарк и сделать выводы по проделанной работе
В ходе определения парка ВС нами было заявлено следующее условие: максимальная пассажировместимость при минимальных инвестициях.
Вследствие чего было выбрано три наиболее подходящих модели самолета для региональных авиаперевозок: L410 UVP-E20, Ан-140-100 и Cessna 208 Grand Caravan EX.
Таблица 6. Характеристики выбранных ВС.
ВС Характеристики |
Cessna 208 Grand Caravan EX |
L 410 UVP-E20 |
Ан-140-100 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
2 |
2 |
Пассажировместимость, чел. |
9-13 |
19 |
52 |
Часовой расход топлива, кг/ч |
160 |
260-380 |
560 |
Крейсерская скорость, км/ч |
341 |
320 |
460-540 |
Дальность полета, км |
1797 |
1400 |
2320 |
Необходимая длина ВПП, м |
585 |
900 |
880 |
Цена, млн $ |
2-2,5 0б19 |
5 |
10 |
В таблице 6 приведены необходимые характеристики выбранных ВС.
Расчет коэффициента загрузки за день по направлениям для самолета L410 UVP-E20.
Таблица 7. Коэффициент загрузки для L 410 UVP-E20.
Направление |
Коэффициент загрузки |
Оренбург-Самара |
kз=8019=4,21 |
Оренбург-Н.Новгород |
kз=919=0,47 |
Оренбург-Екатеринбург |
kз=2819=1,47 |
Оренбург-Челябинск |
kз=1619=0,84 |
Оренбург-Пенза |
kз=3119=1,63 |
Оренбург-Волгоград |
kз=819=0,42 |
Оренбург-Саратов |
kз=1019=0,53 |
Оренбург-Казань |
kз=519=0,26 |
Оренбург-Уфа |
kз=219=0,11 |
Оренбург-Пермь |
kз=519=0,26 |
Оренбург-Ижевск |
kз=219=0,11 |
Расчет коэффициента загрузки за день по направлениям для самолета Ан-140-100.
Таблица 8. Коэффициент загрузки для Ан-140-100.
Направление |
Коэффициент загрузки |
Оренбург-Самара |
kз=8052=1,54 |
Оренбург-Н.Новгород |
kз=952=0,17 |
Оренбург-Екатеринбург |
kз=2852=0,54 |
Оренбург-Челябинск |
kз=1652=0,31 |
Оренбург-Пенза |
kз=3152=0,6 |
Оренбург-Волгоград |
kз=852=0,15 |
Оренбург-Саратов |
kз=1052=0,19 |
Оренбург-Казань |
kз=552=0,1 |
Оренбург-Уфа |
kз=252=0,04 |
Оренбург-Пермь |
kз=552=0,1 |
Оренбург-Ижевск |
kз=252=0,04 |
Расчет коэффициента загрузки за день по направлениям для самолета Cessna 208 Grand Caravan EX.
Таблица 9. Коэффициент загрузки для Cessna 208 Grand Caravan EX.
Направление |
Коэффициент загрузки |
Оренбург-Самара |
kз=8013=6,15 |
Оренбург-Н.Новгород |
kз=913=0,69 |
Оренбург-Екатеринбург |
kз=2813=2,15 |
Оренбург-Челябинск |
kз=1613=1,23 |
Оренбург-Пенза |
kз=3113=2,39 |
Оренбург-Волгоград |
kз=813=0,62 |
Оренбург-Саратов |
kз=1013=0,77 |
Оренбург-Казань |
kз=513=0,39 |
Оренбург-Уфа |
kз=213=0,15 |
Оренбург-Пермь |
kз=513=0,39 |
Оренбург-Ижевск |
kз=213=0,15 |
Исходя из таблицы 5 был подсчитан дневной коэффициент загрузки kз рассчитанный по формулеkз=nm
где n- суммарный пассажиропоток человек в день, m- пассажировместимость для ВС.
Данные, полученные в ходе расчета занесены в таблицы 7, 8, 9 для каждого ВС соответственно.
Период времени ожидания до полной загрузки.
L410 UVP-E20
Таблица 10.
Направление |
Число дней1 |
Оренбург-Самара |
d=14.21=0,2 |
Оренбург-Н.Новгород |
d=10.47=2,1 |
Оренбург-Екатеринбург |
d=11.47=0,7 |
Оренбург-Челябинск |
d=10.84=1,2 |
Оренбург-Пенза |
d=11.63=0,6 |
Оренбург-Волгоград |
d=10.42=2,4 |
Оренбург-Саратов |
d=10.53=1,9 |
Оренбург-Казань |
d=10.26=3,8 |
Оренбург-Уфа |
d=10.11=9,1 |
Оренбург-Пермь |
d=10.26=3,8 |
Оренбург-Ижевск |
d=10.11=9,1 |
Ан 140 100
Таблица 11.
Направление |
Число дней1 |
Оренбург-Самара |
d=11,54=0,7 |
Оренбург-Н.Новгород |
d=10.17=5,9 |
Оренбург-Екатеринбург |
d=10.54=1,9 |
Оренбург-Челябинск |
d=10.31=3,2 |
Оренбург-Пенза |
d=10,6=1,7 |
Оренбург-Волгоград |
d=10.15=6,7 |
Оренбург-Саратов |
d=10.19=5,3 |
Оренбург-Казань |
d=10.1=10 |
Оренбург-Уфа |
d=10.04=25 |
Оренбург-Пермь |
d=10.1=10 |
Оренбург-Ижевск |
d=10.04=25 |
Cessna 208 Grand Caravan EX
Таблица 12.
Направление |
Число дней1 |
Оренбург-Самара |
d=16,15=0,2 |
Оренбург-Н.Новгород |
d=10.69=1,5 |
Оренбург-Екатеринбург |
d=12,15=0,5 |
Оренбург-Челябинск |
d=11,23=0,8 |
Оренбург-Пенза |
d=12,39=0,4 |
Оренбург-Волгоград |
d=10.62=1,6 |
Оренбург-Саратов |
d=10.77=1,3 |
Оренбург-Казань |
d=10.39=2,6 |
Оренбург-Уфа |
d=10.15=6,7 |
Оренбург-Пермь |
d=10.39=2,6 |
Оренбург-Ижевск |
d=10.15=6,7 |
Число дней1-число дней за которое будет совершен один полноценный рейс одной единицей ВС с коэффициентом загрузки kз≈1.
Исходя из таблиц 7, 8, 9 было подсчитано число дней за которые будет совершен один полноценный рейс с известным суточным коэффициентом загрузки
d=kз100%kз,
где d - число дней за которое будет совершен один полноценный рейс одной единицей ВС с коэффициентом загрузки kз≈1; kз100% -коэффициент загрузки при 100% загрузки ВС; kз-дневной коэффициент загрузки
Сравнительный анализ по рациональности совершения рейсов за дни.
Таблица 13.
ВС |
Cessna 208 Grand Caravan EX |
L 410 UVP-E20 |
Ан-140-100 |
Направление |
d - число дней за которое будет совершен один полноценный рейс |
||
Оренбург-Самара |
0,2 |
0,2 |
0,7 |
Оренбург-Н.Новгород |
1,5 |
2,1 |
5,9 |
Оренбург-Екатеринбург |
0,5 |
0,7 |
1,9 |
Оренбург-Челябинск |
0,8 |
1,2 |
3,2 |
Оренбург-Пенза |
0,4 |
0,6 |
1,7 |
Оренбург-Волгоград |
1,6 |
2,4 |
6,7 |
Оренбург-Саратов |
1,3 |
1,9 |
5,3 |
Оренбург-Казань |
2,6 |
3,8 |
10 |
Оренбург-Уфа |
6,7 |
9,1 |
25 |
Оренбург-Пермь |
2,6 |
3,8 |
10 |
Оренбург-Ижевск |
6,7 |
9,1 |
25 |
В таблице 13 выделены наиболее рациональные ВС для различных направлений в зависимости от показателя d, исходя из того, что наиболее рациональными считаются рейсы с числом d