Если раньше «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам воспитатели применяют выражение «трудный ребенок».
Трудная жизненная ситуация – понятие, новое для российского законодательства. Теперь оно введено и обозначает некие обстоятельства, которые могут сильно изменить нормальную жизнь человека и сделать невыносимыми, сложными. Эти ситуации могут представлять опасность для человека, его нормальной жизнедеятельности. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. [4]
В отношении молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, существует целый ряд нормативных документов, прежде всего, это Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, направленный на профилактическую работу с подростками и молодежью. [5]
Подготовка специалистов, работающих с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации, является одной из первоочередных задач государственной молодежной политики Российской Федерации. Организатору работы с молодежью также предстоит оказывать помощь молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения уровня подготовки в данной области. С целью обучения студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого направления подготовки «Организация работы с молодежью» эффективному применению технологий социальной и психосоциальной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, введена дисциплина «Социализация молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации». В рамках дисциплины был разработан план-проект семинара «Опыт – лучшее богатство», который включал два блока: теоретический и практический. Теоретический блок включал знакомство будущих организаторов работы с молодежью с понятием «трудная жизненная ситуация», «трудная жизненная ситуация молодежи», классификацией трудных жизненных ситуаций, технологиями совладания с трудными жизненными ситуациями. Студенты по микгрогруппам разрабатывали модель профессиональной деятельности специалиста, работающего с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации, анализ которой проводили специалисты реабилитационного центра г. Тулы. Практический блок был связан с разработкой и реализацией социально значимых проектов для детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации. Студентами был разработан социально значимый проект спортивного мероприятия «Веселая станция», который был реализован на базе ГУСОН ТО «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Тулы». Дети в возрасте от 7 до 11 лет приняли участие в спортивных соревнованиях, организованных волонтерским отрядом студентов – будущих организаторов работы с молодежью. В ходе спортивной игры дети были поделены на группы для прохождения познавательных, танцевальных и спортивных станций. Организаторы работы с молодежью получили опыт взаимодействия с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Также был разработан проект смены детского оздоровительного лагеря для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Причем, каждый период смены детского оздоровительного лагеря (организационный, основной и заключительный) включал традиционные и инновационные технологии работы с детьми и молодежью. Данная работа содействовала поиску инноваций в сфере организации детского отдыха, генерации авторских идей в воспитательной работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
По итогам реализации семинара студентам было предложено написать мини-эссе по теме «Роль добровольцев в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации». В своих работах студенты отметили: «радостное ощущение своей нужности, возможности работать с детьми и молодежью творчески, реализовать задуманное и этим приносить пользу людям – вот для меня счастье», «хорошо, когда подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, курирует волонтер, специально обученный по программе для осуществления консультативной, коррекционной, просветительской деятельности, а также для взаимодействия с семьей трудного подростка», «добровольцы помогают, поддерживают молодежь, находящуюся в трудной жизненной ситуации» и др.
Полученные навыки и умения организаторы работы с молодежью смогут применить в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель / Социально-гуманитарные знания.- 2001.- № 6.
2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р
3. Технологии социальной работы: учебник / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2011- 388 с.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
5. Федеральный закон №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»