В дошкольном детстве формируются базовые свойства личности: самооценка и образ «Я», эмоционально-потребностная сфера, нравственные ценности, а также социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми, усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [4].
Эмоции играют важную роль в жизни детей, в первую очередь помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют маленького человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития личности дошкольника.
Нагрузка на психику ребенка в настоящее время выше, чем раньше. С каждым годом в детские сады приходит все больше «проблемных» детей с эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, агрессивность). Объективными причинами этого являются: ритм современной жизни, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей, неврозы родителей сказываются на росте страхов у детей.
Само же чувство страха проявляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса [2,43].
В среднем дошкольном возрасте преобладают страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, персонажей сказок: волк, баба Яга, Кощей, Бармалей [1].
При своевременном выявлении и коррекции, страх у ребенка исчезает бесследно. Если же страхи сохраняются, необходимо обратиться за квалифицированной помощью, так как это говорит о слабости нервной системы ребенка, и грозит возможностью развития фобий.
Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Так, с целью профилактики возможности проявления страхов и коррекции уже имеющихся нарушений у детей среднего дошкольного возраста нами была разработана коррекционно-развивающая программа.
Цель программы:
Профилактика и коррекция страхов и снижение уровня тревожности;
Возвращение детям чувства уверенности в себе, гибкости, адаптивности;
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость грусть, горе, страх, удивление;
2. Развивать внутреннюю активность ребенка, уверенность в себе;
3. Помочь ребенку отрегулировать отрицательные эмоции, открыть способы преодоления страха;
4. Формировать чувства ответственности, самоконтроля;
5. Обогащать словарный запас детей;
6. Оказать консультативную и методическую помощь родителям.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип индивидуализации, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- гуманистический принцип психолого-педагогической коррекционной работы с детьми;
-принцип индивидуального подхода в процессе коррекции.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся один или два раз в неделю в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 20-30 минут. Занятия проводятся индивидуально с ребенком, или в присутствии родителей (по желанию). Возможна организация детей в небольшие подгруппы на короткий промежуток времени. Структура занятий гибкая, вариативная, зависит от желания и готовности ребенка заниматься определенными заданиями и упражнениями.
Ведущие коррекционно-развивающих занятий – педагог-психолог.
Формы и методы работы:
Наблюдение
Метод игровой коррекции
Релаксационный метод
Метод АРТ и сказкотерапии
Развивающие упражнения
Сроки реализации программы: ноябрь 2013 г. – декабрь 2013 г.
Этапы реализации коррекционно-развивающей программы:
I. Диагностический этап.
Цели: Выявить, какие страхи присутствуют у детей среднего дошкольного возраста. Информирование родителей о необходимости проведения коррекционной работы с их детьми.
Методы: анализ детских рисунков, беседа, наблюдение, анкетирование родителей.
II. Практический этап.
Цель: Профилактика и коррекция отрицательных эмоций.
Методы: игровые упражнения, рисуночные методики, сказкотерапия, релаксационный тренинг, беседа.
III. Контрольный этап.
Цель: Определение эффективности коррекционной работы.
Методы: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, анализ рисунков детей.
Содержание программы «Я больше не боюсь!»
№ |
Название этапа |
Цель работы |
Содержание работы с детьми |
Содержание работы с родителями |
|||
1. |
Диагностический |
1. Определение уровня тревожности ребенка; 2. Выявление и уточнение преобладающих видов страха; 3. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение уровня тревожности. 4. Ознакомить родителей с результатами диагностики детей. |
Тест тревожности Р.Темпл, М.Дорки; Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках», Захаров А.И. Панфилова М.А.; Рисуем страхи |
Опросник Лавреньева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»; Беседа с родителями. |
|||
Если первичная диагностика свидетельствует о наличии у ребенка страхов и тревожности, то воспитатель обязан донести это до родителей, с целью проведения коррекционной работы. Если же у ребенка не обнаружено страхов и его психическое состояние находится в пределах возрастной нормы – то предложенный комплекс занятий можно проводить в целях профилактики. |
|||||||
2. |
Практический |
1. Создать условия для преодоления у детей чувства страха 2. Работа с внутренним состоянием и освобождение от блоков и зажимов, сформированных чувством страха 3. Стимулирование афферентной сферы ребенка, повышение психического тонуса ребенка 4. Содействовать развитию умения справляться с чувством страха 5. Вербализация страха. |
Беседа о страхах, о том, какую роль они играют в жизни; Упражнения: «Веселый страх»; «Расскажи свой страх»; «Я тебя не боюсь»; Ролевые игры (Шишова Т.Л.): «У страха глаза велики»; «А вкусная была капуста…»; «Моя кровать – моя крепость»; «Страх мой – враг мой»; Игры: «Прятки»; «Жмурки»; «Лохматый пес»; «Автобус»; «Мой страх»; Пантомима «Зайка-трусишка»; Сказкотерапия «Про Чебурашку»; «Про девочку Настю…» Арт-терапия |
Консультация «Все о детских страхах»; Консультация по проведению тренинга «Зверушки в норке». |
|||
3. |
Контрольный |
1. Снятие и осознание своих страхов 2. Развитие произвольности и самоконтроля 3. Снятие психоэмоционального напряжения. |
Рисуночная терапия, Захаров А.И.; Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»; Методика выявления детских страхов, Захаров А.И. |
Беседа об эффективности проводимой работы Советы родителям по профилактике детских страхов. |
Ожидаемые результаты: развитие эмоциональной сферы детей; снятие уровня тревожности, освобождение от блоков и зажимов, вызванных страхом; снятие и осознание своих страхов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И.Захаров. – СПб. : Речь, 2007. – 320 с.
2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ООО «Речь», 2000. – 310 с.
4. Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М., 1983.
5. Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно / Т.Л. Шишова. – СПб. : Речь, 2007. – 112 с.