КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ!» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ!»

Трунилова М.А. 1, Тугулева Г.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В дошкольном детстве формируются базовые свойства личности: самооценка и образ «Я», эмоционально-потребностная сфера, нравственные ценности, а также социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми, усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [4].

Эмоции играют важную роль в жизни детей, в первую очередь помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют маленького человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития личности дошкольника.

Нагрузка на психику ребенка в настоящее время выше, чем раньше. С каждым годом в детские сады приходит все больше «проблемных» детей с эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, агрессивность). Объективными причинами этого являются: ритм современной жизни, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей, неврозы родителей сказываются на росте страхов у детей.

Само же чувство страха проявляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса [2,43].

В среднем дошкольном возрасте преобладают страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, персонажей сказок: волк, баба Яга, Кощей, Бармалей [1].

При своевременном выявлении и коррекции, страх у ребенка исчезает бесследно. Если же страхи сохраняются, необходимо обратиться за квалифицированной помощью, так как это говорит о слабости нервной системы ребенка, и грозит возможностью развития фобий.

Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Так, с целью профилактики возможности проявления страхов и коррекции уже имеющихся нарушений у детей среднего дошкольного возраста нами была разработана коррекционно-развивающая программа.

Цель программы:

  1. Профилактика и коррекция страхов и снижение уровня тревожности;

  2. Возвращение детям чувства уверенности в себе, гибкости, адаптивности;

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость грусть, горе, страх, удивление;

2. Развивать внутреннюю активность ребенка, уверенность в себе;

3. Помочь ребенку отрегулировать отрицательные эмоции, открыть способы преодоления страха;

4. Формировать чувства ответственности, самоконтроля;

5. Обогащать словарный запас детей;

6. Оказать консультативную и методическую помощь родителям.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

- принцип соблюдения интересов ребенка;

- принцип индивидуализации, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- гуманистический принцип психолого-педагогической коррекционной работы с детьми;

-принцип индивидуального подхода в процессе коррекции.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся один или два раз в неделю в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 20-30 минут. Занятия проводятся индивидуально с ребенком, или в присутствии родителей (по желанию). Возможна организация детей в небольшие подгруппы на короткий промежуток времени. Структура занятий гибкая, вариативная, зависит от желания и готовности ребенка заниматься определенными заданиями и упражнениями.

Ведущие коррекционно-развивающих занятий – педагог-психолог.

Формы и методы работы:

  1. Наблюдение

  2. Метод игровой коррекции

  3. Релаксационный метод

  4. Метод АРТ и сказкотерапии

  5. Развивающие упражнения

Сроки реализации программы: ноябрь 2013 г. – декабрь 2013 г.

Этапы реализации коррекционно-развивающей программы:

I. Диагностический этап.

Цели: Выявить, какие страхи присутствуют у детей среднего дошкольного возраста. Информирование родителей о необходимости проведения коррекционной работы с их детьми.

Методы: анализ детских рисунков, беседа, наблюдение, анкетирование родителей.

II. Практический этап.

Цель: Профилактика и коррекция отрицательных эмоций.

Методы: игровые упражнения, рисуночные методики, сказкотерапия, релаксационный тренинг, беседа.

III. Контрольный этап.

Цель: Определение эффективности коррекционной работы.

Методы: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, анализ рисунков детей.

Содержание программы «Я больше не боюсь!»

Название этапа

Цель работы

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

1.

Диагностический

1. Определение уровня тревожности ребенка;

2. Выявление и уточнение преобладающих видов страха;

3. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение уровня тревожности.

4. Ознакомить родителей с результатами диагностики детей.

Тест тревожности Р.Темпл, М.Дорки;

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках», Захаров А.И. Панфилова М.А.;

Рисуем страхи

Опросник Лавреньева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»;

Беседа с родителями.

Если первичная диагностика свидетельствует о наличии у ребенка страхов и тревожности, то воспитатель обязан донести это до родителей, с целью проведения коррекционной работы. Если же у ребенка не обнаружено страхов и его психическое состояние находится в пределах возрастной нормы – то предложенный комплекс занятий можно проводить в целях профилактики.

2.

Практический

1. Создать условия для преодоления у детей чувства страха

2. Работа с внутренним состоянием и освобождение от блоков и зажимов, сформированных чувством страха

3. Стимулирование афферентной сферы ребенка, повышение психического тонуса ребенка

4. Содействовать развитию умения справляться с чувством страха

5. Вербализация страха.

Беседа о страхах, о том, какую роль они играют в жизни;

Упражнения:

«Веселый страх»;

«Расскажи свой страх»;

«Я тебя не боюсь»;

Ролевые игры (Шишова Т.Л.):

«У страха глаза велики»;

«А вкусная была капуста…»;

«Моя кровать – моя крепость»;

«Страх мой – враг мой»;

Игры:

«Прятки»;

«Жмурки»;

«Лохматый пес»;

«Автобус»;

«Мой страх»;

Пантомима «Зайка-трусишка»;

Сказкотерапия «Про Чебурашку»;

«Про девочку Настю…»

Арт-терапия

Консультация «Все о детских страхах»;

Консультация по проведению тренинга «Зверушки в норке».

3.

Контрольный

1. Снятие и осознание своих страхов

2. Развитие произвольности и самоконтроля

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

Рисуночная терапия, Захаров А.И.;

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»;

Методика выявления детских страхов, Захаров А.И.

Беседа об эффективности проводимой работы

Советы родителям по профилактике детских страхов.

Ожидаемые результаты: развитие эмоциональной сферы детей; снятие уровня тревожности, освобождение от блоков и зажимов, вызванных страхом; снятие и осознание своих страхов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И.Захаров. – СПб. : Речь, 2007. – 320 с.

2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ООО «Речь», 2000. – 310 с.

4. Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М., 1983.

5. Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно / Т.Л. Шишова. – СПб. : Речь, 2007. – 112 с.

Просмотров работы: 2045