В настоящее время важное значение приобретает исследование проблем, связанных с подготовкой вожатых для работы с различными категориями молодёжи. Одной из форм подготовки вожатых детского оздоровительного лагеря является организационно-деятельностная игра (ОДИ). Она представляет собой имитацию какой-то реальной деятельностной ситуации, ограниченной во времени и пространстве игры. Её суть заключается в моделировании содержания жизненной и/или профессиональной деятельности [2]. Применительно к детскому оздоровительному лагерю в рамках игры осуществляется передача практического опыта, связанного с определенными правилами и нормами поведения вожатого, организации жизнедеятельности детей в детском оздоровительном лагере. Особенностью организационно-деятельностной игры является ориентация на поиск решения проблем, требующих новых инновационных подходов [3]. В ходе игры у будущего вожатого появляются новые возможности и новые открытия, которые он может применить в работе с детьми и молодёжью. Очень важно, что участники ОДИ не получают новые знания, а участвуют в процессе коллективного мышления и деятельности по решению проблем, сами и добывают, и осваивают новое знание. Происходит самопознание, самооценка, самоопределение в сложившейся ситуации, определение своего личного вклада в общую работу.
На базе ТГПУ им Л. Н. Толстого, специальности «Организация работы с молодёжью» было проведено анкетирование студентов 4-х курсов, проходивших практику в детских оздоровительных лагерях в количестве 32 человек. Среди проблем, возникающих у вожатых детских оздоровительных лагерей, согласно исследованию, можно выделить: дисциплину, формирование коллектива, нехватку опыта, непонимание детской психологи. Основной проблемой является сложность организации детского коллектива, учёт социально-психологических особенностей различных категорий детей.
Самыми необходимыми умениями для работы вожатым в лагере, 70% опрошенных назвали технологии организации коллективно-творческого дела и технологии организации отрядных уголков,15% - технологии организации мастер-классов, 10% - технологии организации спортивных мероприятий, 5% - технологии разработки план-сетки. Все респонденты считают работу в ДОЛ как необходимую для развития профессиональных качеств, развивающих коммуникабельность, ответственность, терпение, творческие способности. Несмотря на то, что практика в детском оздоровительном лагере у опрашиваемых студентов была на 3 курсе, 60% студентов в будущем планируют работать в детских оздоровительных лагерях.
На основе результатов анкетирования была разработана организационно-деятельностная игра, включающая: подготовительный, игровой и рефлексивный этапы ее проведения. На подготовительном этапе были разработаны концепция игры, цели и задачи, которые должны быть достигнуты. На игровом этапе была реализована программа игры и анализ ее результатов. На рефлексивном этапе обобщается опыт проведения игры, проводится рефлексия.
Для того, чтобы помочь вожатому детского оздоровительного лагеря была разработана организационно-деятельностная игра:
1 день.
Установочный доклад на тему «Детский оздоровительный лагерь: вчера, сегодня, завтра».
Обсуждение с участниками игры «Кто такой вожатый в ДОЛ».
Изучение особенностей каждого периода смены в ДОЛ: организационный, основной, заключительный.
Рефлексия 1дня.
2 день.
Установочный доклад «Организационный период лагерной смены».
Анализ технологий организационного этапа лагерной смены в ДОЛ с участниками игры.
Деловая игра по микрогруппам: составление девиза, речёвки, песни отряда.
Проигрывание конкретных ситуаций, возникающих на организационном периоде: игры на знакомство, операция «Уют», игровая экскурсия по лагерю, оформление отрядного уголка.
Рефлексия 2 дня.
3 день.
Установочный доклад «Основной период лагерной смены».
Анализ технологий основного этапа лагерной смены в ДОЛ с участниками игры.
Деловая игра по микрогруппам: разработка мастер-классов для детей различного возраста.
Проигрывание конкретных ситуаций, возникающих на основном периоде: разработка проекта тематической смены в ДОЛ.
Рефлексия 3 дня.
4 день.
Установочный доклад «Заключительный период лагерной смены».
Анализ технологий заключительного этапа лагерной смены в ДОЛ с участниками игры.
Деловая игра по микрогруппам: подготовка проекта сценария заключительного концерта для детей.
Проигрывание конкретных ситуаций, возникающих на заключительном периоде: сценарий прощального огонька, выставки по итогам работы кружков, разработка анкеты для подведения итогов лагерной смены.
Рефлексия 4 дня.
Рефлексия всей игры.
Организационно-деятельностную игру можно использовать в работе со студентами – будущими организаторами работы с молодежью в рамках инструктивно-методического лагеря, школы вожатского мастерства, психологического центра ВУЗа «Контакт», центра поддержки и развития волонтёрского движения; при подготовке к конкурсам «Лучший вожатый года», «Лучший педагогический отряд» и т.д.
Важно, что в рамках игры участники знакомятся с творческими находками, оригинальными идеями, которые рождаются в совместной коллективно-творческой работе. Разработанные проекты и программы носят практико-ориентированный характер, могут быть использованы в работе вожатого детского оздоровительного лагеря, носят творческий инновационный характер и помогут внести в смену детского оздоровительного лагеря атмосферу праздника, творчества, успеха. Организационно-деятельностная игра будет способствовать созданию условий для повышения уровня профессионального мастерства вожатых, поиску новых технологий и форм в сфере организации детского отдыха.
Список литературы
Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М: ЦГЛ 2005 -177 с.
Оценивание результатов обучения на основе компетентностного подхода (направление подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью») / Авт.- сост. З.Н. Калинина, Е.Ю. Ромашина, Е.В. Декина, Ю.И. Богатырева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 183 с.
Попов С. В. Организационно-деятельностная игра - мышление в зоне риска М.: Сфера, 2005 - 84 с.
Советы начинающему вожатому / Сост. З.Н. Калинина и др. – Тула: Изд-во ТГПУ им Л. Н. Толстого, 2010 - 45с.