ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Веденеева Т.С. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система детских оздоровительных лагерей достаточно традиционная форма проведения школьных каникул. Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее, получить дополнительные знания, развить свои таланты и способности. Пребывание в детских оздоровительных лагерях позволяет реализовать творческий потенциал детей. В лагерях существует множество форм и видов досуговой деятельности, направленных на развитие тех или иных способностей, умений и навыков детей и молодёжи [4].

В настоящее время важное значение приобретает исследование проблем, связанных с подготовкой вожатых для работы с различными категориями молодёжи. Одной из форм подготовки вожатых детского оздоровительного лагеря является организационно-деятельностная игра (ОДИ). Она представляет собой имитацию какой-то реальной деятельностной ситуации, ограниченной во времени и пространстве игры. Её суть заключается в моделировании содержания жизненной и/или профессиональной деятельности [2]. Применительно к детскому оздоровительному лагерю в рамках игры осуществляется передача практического опыта, связанного с определенными правилами и нормами поведения вожатого, организации жизнедеятельности детей в детском оздоровительном лагере. Особенностью организационно-деятельностной игры является ориентация на поиск решения проблем, требующих новых инновационных подходов [3]. В ходе игры у будущего вожатого появляются новые возможности и новые открытия, которые он может применить в работе с детьми и молодёжью. Очень важно, что участники ОДИ не получают новые знания, а участвуют в процессе коллективного мышления и деятельности по решению проблем, сами и добывают, и осваивают новое знание. Происходит самопознание, самооценка, самоопределение в сложившейся ситуации, определение своего личного вклада в общую работу.

На базе ТГПУ им Л. Н. Толстого, специальности «Организация работы с молодёжью» было проведено анкетирование студентов 4-х курсов, проходивших практику в детских оздоровительных лагерях в количестве 32 человек. Среди проблем, возникающих у вожатых детских оздоровительных лагерей, согласно исследованию, можно выделить: дисциплину, формирование коллектива, нехватку опыта, непонимание детской психологи. Основной проблемой является сложность организации детского коллектива, учёт социально-психологических особенностей различных категорий детей.

Самыми необходимыми умениями для работы вожатым в лагере, 70% опрошенных назвали технологии организации коллективно-творческого дела и технологии организации отрядных уголков,15% - технологии организации мастер-классов, 10% - технологии организации спортивных мероприятий, 5% - технологии разработки план-сетки. Все респонденты считают работу в ДОЛ как необходимую для развития профессиональных качеств, развивающих коммуникабельность, ответственность, терпение, творческие способности. Несмотря на то, что практика в детском оздоровительном лагере у опрашиваемых студентов была на 3 курсе, 60% студентов в будущем планируют работать в детских оздоровительных лагерях.

На основе результатов анкетирования была разработана организационно-деятельностная игра, включающая: подготовительный, игровой и рефлексивный этапы ее проведения. На подготовительном этапе были разработаны концепция игры, цели и задачи, которые должны быть достигнуты. На игровом этапе была реализована программа игры и анализ ее результатов. На рефлексивном этапе обобщается опыт проведения игры, проводится рефлексия.

Для того, чтобы помочь вожатому детского оздоровительного лагеря была разработана организационно-деятельностная игра:

1 день.

  1. Установочный доклад на тему «Детский оздоровительный лагерь: вчера, сегодня, завтра».

  2. Обсуждение с участниками игры «Кто такой вожатый в ДОЛ».

  3. Изучение особенностей каждого периода смены в ДОЛ: организационный, основной, заключительный.

  4. Рефлексия 1дня.

2 день.

  1. Установочный доклад «Организационный период лагерной смены».

  2. Анализ технологий организационного этапа лагерной смены в ДОЛ с участниками игры.

  3. Деловая игра по микрогруппам: составление девиза, речёвки, песни отряда.

  4. Проигрывание конкретных ситуаций, возникающих на организационном периоде: игры на знакомство, операция «Уют», игровая экскурсия по лагерю, оформление отрядного уголка.

  5. Рефлексия 2 дня.

3 день.

  1. Установочный доклад «Основной период лагерной смены».

  2. Анализ технологий основного этапа лагерной смены в ДОЛ с участниками игры.

  3. Деловая игра по микрогруппам: разработка мастер-классов для детей различного возраста.

  4. Проигрывание конкретных ситуаций, возникающих на основном периоде: разработка проекта тематической смены в ДОЛ.

  5. Рефлексия 3 дня.

4 день.

  1. Установочный доклад «Заключительный период лагерной смены».

  2. Анализ технологий заключительного этапа лагерной смены в ДОЛ с участниками игры.

  3. Деловая игра по микрогруппам: подготовка проекта сценария заключительного концерта для детей.

  4. Проигрывание конкретных ситуаций, возникающих на заключительном периоде: сценарий прощального огонька, выставки по итогам работы кружков, разработка анкеты для подведения итогов лагерной смены.

  5. Рефлексия 4 дня.

  6. Рефлексия всей игры.

Организационно-деятельностную игру можно использовать в работе со студентами – будущими организаторами работы с молодежью в рамках инструктивно-методического лагеря, школы вожатского мастерства, психологического центра ВУЗа «Контакт», центра поддержки и развития волонтёрского движения; при подготовке к конкурсам «Лучший вожатый года», «Лучший педагогический отряд» и т.д.

Важно, что в рамках игры участники знакомятся с творческими находками, оригинальными идеями, которые рождаются в совместной коллективно-творческой работе. Разработанные проекты и программы носят практико-ориентированный характер, могут быть использованы в работе вожатого детского оздоровительного лагеря, носят творческий инновационный характер и помогут внести в смену детского оздоровительного лагеря атмосферу праздника, творчества, успеха. Организационно-деятельностная игра будет способствовать созданию условий для повышения уровня профессионального мастерства вожатых, поиску новых технологий и форм в сфере организации детского отдыха.

Список литературы

  1. Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М: ЦГЛ 2005 -177 с.

  2. Оценивание результатов обучения на основе компетентностного подхода (направление подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью») / Авт.- сост. З.Н. Калинина, Е.Ю. Ромашина, Е.В. Декина, Ю.И. Богатырева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 183 с.

  3. Попов С. В. Организационно-деятельностная игра - мышление в зоне риска М.: Сфера, 2005 - 84 с.

  4. Советы начинающему вожатому / Сост. З.Н. Калинина и др. – Тула: Изд-во ТГПУ им Л. Н. Толстого, 2010 - 45с.

Просмотров работы: 2500