Термин «досуг» определяется как: созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; деятельность; свободное время. Досуг рассматривается авторами применительно ко всему возрастному диапазону понятия молодежь: детскому возрасту (Т.С. Комарова, А.В. Шаронов, С.Т. Шацкий, А.И. Шемшурина и др.); подростковому (Н.К. Крупская, А.М. Макаренко, О.М. Потаповская, В.А. Сухомлинский, Е.Г. Тесова и др.); юношескому (А.Л. Андреев, В.Т. Лисовский, И.М. Ильинский, В.В. Павловский и др.).
Проблема эффективной организации досуга молодежи не утратила своей актуальности в настоящее время. В современных условиях значительно возросла потребность молодежи в качественном использовании своего свободного времени, организации здорового образа жизни, развитию творческого потенциала. Основная задача грамотного проведения досуга связана с развитием социальной активности, самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием личности детей и молодежи.
Наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, КВН и др. Важно не только знать досуговые предпочтения современной молодежи, но и уметь быстро реагировать на их изменение с целью разработки новых форм и видов досуговых занятий.
Для изучения особенностей молодежного досуга было проведено анкетирование, в котором приняли участие старшеклассники (22 учащихся 11 класса МОУ Гимназии №4 г. Тулы) и студенты (20 студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2 курса направления подготовки «Организация работы с молодежью»). Анкета была направлена на изучение различий в досугововых предпочтениях, особенностей организации досуга у старшеклассников и студентов.
Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что старшеклассники в выборе досуга на первое место ставят музыку, на второе - спорт, на третье – туризм; студенты на первое место - творчество, на второе – спорт, на третье – любимое дело. При этом необходимо отметить, что никто из школьников в повседневной жизни этим не занимаются, не посещают дополнительные кружки или секции, учреждения дополнительного образования. А студенты, наоборот, стараются самосовершенствоваться по различным направлениям досуга, стремятся проявить себя в своем учебном заведении, посещая соответствующие кружки и секции. Количество студентов, состоящих в молодежных организациях выше, чем у школьников. Все студенты – будущие организаторы работы с молодежью участвовали в волонтерских социально значимых проектах, что нельзя сказать о старшеклассниках. Из всех опрошенных школьников, всего один занимался волонтерской деятельностью. Идеальный досуг старшеклассники представляют себе как время, проведенное на улице, отдых, саморазвитие, проведение времени в Интернет. Старшеклассники большое внимание уделяют общению с друзьями, занятиям любимым делом, хобби, интернет. Студенты представляют себе идеальный досуг, как время, проведенное с пользой, с друзьями и на отдыхе. Студенты большое внимание уделяют любимому делу, посещению мест культуры и отдыха, общению с друзьями. Данные опроса свидетельствуют о том, что общение с друзьями является главным составляющим досуга и свободного времени как у старшеклассников, так и студентов.
Одной из актуальных проблем деятельности организатора работы с молодежью является развитие и поддержка молодежи, создание условий для самореализации молодого человека в сфере досуга. Важным является реализация развивающих направлений досуговых программ и проектов.
По результатам исследования был разработан волонтерский проект «Краски детям», направленный на развитие художественного творчества детей и молодежи. В рамках проекта проведены мастер-классы, творческие занятия «Нарисуй любимую сказку», «Знаменитые русские художники», «Мир вокруг меня» и др. Важно, что художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют детей сопереживать, сочувствовать, радоваться, что необходимо для формирования идеалов и ценностных предпочтений. Проект способствовал развитию творческих способностей, креативного мышления, творческого потенциала детей.
Таким образом, основными характеристиками досуга детей и молодежи являются: досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает свободную творческую деятельность; способствует формированию личности и индивидуальности; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности, раскрытию природных талантов и приобретению необходимых умений и навыков; досуг стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций, способствует самовоспитанию личности; досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.